Развитие познавательной активности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики


HYPERLINK "http://rcentr.tgl.ru/index.php/342-razvitie-poznavatelnoj-aktivnosti-uchashchikhsya-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-na-urokakh-matematiki-i-vo-vneurochnoj-deyatelnosti"Развитие познавательной активности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики
Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование и т.п.).  Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования всегда остаётся одной из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности. Учителю приходится искать ответ на вопрос: как активизировать, т.е. пробудить к активности, усилить, оживить мыслительную деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья? Внимание неустойчиво, они эмоциональны, у них слабая нервная система. У ребят повышенная утомляемость - значит, требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. Поэтому чтобы избежать у обучаемых равнодушия к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов, надо предлагать им более эффективные формы, модели, способы, условия обучения.
Проблема развития познавательной активности личности требует на современном развитии общества принципиального осмысления важнейших элементов обучения и воспитания (содержания, форм, методов) и утверждает, что стратегическим направлением активизации познавательной активности обучающихся является не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности, создание таких условий, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, выразить индивидуальное «Я». Развитие познавательной активности обучающихся и обеспечение прочного усвоения знаний невозможны без создания определенных педагогических условий - это обеспечение эмоциональности обучения и создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на уроках и разнообразие форм, методов, приемов и средств обучения, их направленность на развитие активной познавательной деятельности учащихся. На дистанционных уроках применение информационно коммуникативных технологий является залогом успешного решения задачи развития и поддержания познавательного интереса у учащихся. Информационно-коммуникативные технологии являются базой и средством обучения. Реализация программы по математике осуществляется на основе индивидуального учебного плана обучающегося, с учётом его возможностей, с удобной ему скоростью. Разнообразить учебный материал и виды деятельности помогают интерактивные материалы: интернет-ресурсы, программы, тесты, задания, базы данных, и т. д.
Они позволяют решать следующие задачи:
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- наглядное представление учебной информации;
-осуществление самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности;
- осуществление контроля;
- усиление мотивации обучения.
Видео уроки и презентации позволяют разнообразить изучение нового материала: изучить материал самостоятельно или повторить его при необходимости.
Тренажеры для закрепления изученного материала выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках, дают возможность осуществление самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности. Также тренажеры вместо тупого заучивания таблицы умножения и отработки вычислительных навыков позволяют делать это с интересом и увлечением.
Дидактические игры и кроссворды делают процесс обучения интересным и занимательным, у детей создается рабочее настроение, которое помогает преодолевать трудности в усвоении учебного материала. Игра и учёба - это две разные деятельности, между ними имеются значительные, качественные различия. Справедливо замечено ещё Н.К. Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребёнку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организацию роли игры. Переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка.
Я думаю, что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность учащимся овладеть математикой «легко и счастливо». Легких путей в науку нет. Но просто необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство учащихся испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.
Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы. В термине « дидактическая игра » подчеркивается ее педагогическая направленность, отражается многообразие применения. Дидактическую игру можно использовать на различных этапах урока и с разной целью. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся, познают и запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях. Для организации игровых моментов на уроках и для внеклассной работы я обучающимся ссылки на сайты с ребусами и кроссвордами.
http://igraemsami.ru/umnozhenie-chisel/3-tablitsaumnozheniyaigra.html
http://vneuroka.ru/games/game.php?cat=1&sub=3&num=16
http://puzzlecup.com/crossword-ru/
С помощью «Живой математики», используемой на уроках геометрии можно создать и провести эксперимент для определения свойств фигур, наглядно доказать теорему, поэтапно рассмотреть подробное решение задачи, выдвинуть и подтвердить гипотезу, выполнить построение. Использование УМК «Живая геометрия» делает сложный учебный материал более доступным учащимся, позволяет повторить изученный материал.
Для развития познавательного интереса учащихся большую роль играет внеклассная работа по предмету, которая сочетается с учебной работой.
Внеклассная работа создает условия для более полной реализации потенциала учащихся. Для внеклассной работы полезно пользоваться и электронными энциклопедиями, которые являются аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д. В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями: они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям; удобная система навигации на основе гиперссылок; возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты.
Необходимо учесть личные особенности детей, проводить различные физкультминутки, чтобы снять утомление.
Для каждого ученика глубокие и прочные знания - задача, требующая постоянного совершенствования собственных знаний учителя и серьезного продумывания всех элементов учебного процесса. Все усилия учителя, однако, могут оказаться бесплодными, если первым помощником в решении этого вопроса не будет сам ученик. Основной стимул учения - интерес к знаниям, и он должен систематически развиваться у каждого ученика.
Использование современных информационных технологий, повышает эффективность и качество образования, усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении образовательных задач. Умение пользоваться компьютером в повседневной жизни, при этом, сокращая разрыв между требованием общества и реальными знаниями и умениями, которые дает школа.