Рабочая программа по логопедии 1-7 кл по ФК ГОС Коррекция СНР у детей с ОВЗ


Приложение к образовательной программе
МОУ «Фершампенуазская средняя школа»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕРШАМПЕНУАЗСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
НАГАЙБАКСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
«Согласовано »
Заместитель директора школы по УВР
_______________/Базарова Ш.К./
« » __________ 2016 г.
«Утверждаю»
Директор школы
______________/Лысова Л.П./
« » __________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по логопедии
Адаптированная основная общеобразовательная
программа общего образования
1-7 класс
курс: КОРРЕКЦИЯ СИСТЕМНОГО
НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ III-IV уровня
(при умственной отсталости легкой степени)
Срок реализации программы: 7 лет
ФИО разработчика:
ВАСИЛЬЕВА
Елена Владимировна
Фершампенуаз, 2016 г.
Раздел II
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе  государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом №1089 от 05.03.2004г. Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Базовая коррекционная программа по логопедии для обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе, с нарушениями чтения и письма, и соответствующие учебники в настоящее время отсутствуют.
Нормативные акты и учебно-методические документы.
Данная программа составлена в соответствии с нормативно-управленческим документом Муниципального общеобразовательного учреждения «Фершампенуазская средняя школа Нагайбакского муниципального района Челябинской области», это «Образовательная программа для классов, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида» на 2015-2020г.г. и разработана с опорой на вышеуказанные методические системы работы и следующие нормативно - правовые документы:
1.Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Учебного плана образовательного учреждения.
3.Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе»/ Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой.М., 1996.
4.Письма Министерства образования Российской Федерации от 20 июня 2002 г. №29/2194-6 «Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида.
1.2. Общая характеристика курса коррекционно-развивающих занятий.
Занятия проводятся в соответствии с перспективно-тематическим планированием и сопровождаются разнообразными видами деятельности: речевой гимнастикой, физкультминутками, сюрпризными моментами, игровыми упражнениями и т.д. В данной системе обучения предусмотрены специальные упражнения для развития психических познавательных процессов. Дети, имеющие речевые нарушения, при обучении особо нуждаются во вспомогательных средствах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Важнейшим из таких средств является наглядность, при которой происходит речевой акт, и моделирование плана высказывания. Методика работы по данной программе предусматривает обязательное еѐ использование. Поэтапное планирование представлено перечнем конкретных тем развивающих занятий и включает содержание работы по преодолению отклонений речевого развития и психологической базы речи. Выбор тем предопределен основной задачей этапа обучения. Количество часов, планируемых на каждую тему, зависит от состава учащихся конкретной группы. Преодоление речевых нарушений может производиться в групповой и индивидуальной форме работы.
Описание места учебного предмета в учебном плане. Коррекционно-развивающие логопедические занятия с обучающимися, испытывающими трудности в усвоении образовательных программ в связи с отклонениями в речевом развитии проводятся вне учебного плана, не менее 2 раз в неделю. С 1-15 сентября и с 15-30 мая проводится диагностика уровня речевого развития обучающихся.
1.3. Роль учебного курса в формировании общеучебных умений. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи детей с интеллектуальной недостаточностью способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации обучающихся школы.
1.4. Изменения, которые вносит учитель, с учетом особенностей контингента учащихся.
Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью носят системный характер. Наиболее распространённые речевые расстройства у обучающихся младших классов и среднего звена – дефекты звукопроизношения и нарушения устной и письменной речи. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Целевые ориентиры учебного курса. Знания и навыки, полученные обучающимися на логопедических занятиях, помогают им в дальнейшем с меньшими трудностями овладевать учебным материалом. Содержание и последовательность коррекционной работы позволяют предупредить многие специфические ошибки письма, которые могут возникнуть у данной категории школьников. Усвоение учащимися коммуникативной функции языка, то есть овладение умением адекватно использовать и воспринимать речь в устной и письменной форме является основной задачей логопедической работы в школе.
1.5. Требования к уровню подготовки обучающихся, с учетом внесенных изменений.
Учащиеся 1 класса должны уметь:
отвечать на вопросы предложением из 2-3 слов;
слушать небольшую загадку, сказку, рассказ;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, используя поставленные звуки
Учащиеся 2 класса должны уметь:
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
отвечать на вопросы малораспространенными предложениями;
различать буквы, имеющие кинетическое сходство;
Учащиеся 3 класса должны уметь:
анализировать слова по звуковому и слоговому составу, определять количество и местоположение звуков в слове;
различать звонкие и глухие согласные звуки;
различать буквы, имеющие кинетическое сходство;
ставить ударение;
Учащиеся 4 классадолжны уметь:
различать пары звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство;
пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи;
согласовывать слова в словосочетании и предложении в роде, числе;
Учащиеся 5 класса должны уметь:
согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже;
пользоваться суффиксальными и приставочными способами словообразования;
определять тему рассказа, основную мысль;
Учащиеся 6 класса должны уметь:
согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже;
определять тему рассказа, основную мысль;
пересказывать по вопросам, по опорным словам, по данному плану, по составленному плану;
выполнять краткий, выборочный, творческий пересказ;
Учащиеся 7 класса должны уметь:
согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже;
определять тему рассказа, основную мысль;
конструировать повествовательное сообщение
Раздел III
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
1 класс (4 часа в неделю)
Основной задачей логопедических занятий в первом классе является помощь в овладении навыками чтения и письма, так как они составляют необходимую предпосылку и важнейшее условие усвоения школьной программы умственно отсталым ребенком, его социальной адаптации.
Вторая задача – развитие устной речи учащихся путем пополнения и активизации словарного запаса.
Третья задача – коррекция нарушений познавательной деятельности.
Первоклассники осваивают понятия гласных и согласных звуков, учатся правильно их произносить и различать их в слове; выделять мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные звуки. Учащиеся получают основы фонематического принципа написания слов: соотнесения звука и буквы, обозначение мягкости/твердости согласных на письме буквами.
2 класс (4 часа в неделю)
Основной задачей логопедических занятий во втором классе является дальнейшая помощь в овладении навыками чтения и письма. Повторение изученного в 1 классе:
развитие анализа структуры предложения;
развитие слогового анализа и синтеза;
развитие фонематического анализа и синтеза;
3 класс (4 часа в неделю)
Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем), учатся различать оппозиционные согласные, упражняются в определении ударных гласных.
В разделе лексики и морфологии дается понятие о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях (без общепринятого называния частей речи). Учащиеся тренируются различать их, задавая вопросы, и согласовывать. Даются элементарные понятия о роде и числе. Работа ведется в контексте определенных тем (фрукты, овощи, деревья, домашние и дикие животные, транспорт и т.д.).
Повторение изученного во 2 классе.
4 класс (3 часа в неделю)
Основной задачей логопедических занятий в четвертом классе является продолжение работы по развитию грамматического строя речи.
Во-вторых, продолжается работа по расширению и активизации словаря.
Третьей задачей остается коррекция нарушений познавательной деятельности.
При развитии фонематического слуха упражняются в умении различать твердые/мягкие согласные.
Повторение изученного во 2- 3 классах:
5 класс (3 часа в неделю)
Основной задачей логопедических занятий в пятом классе является формирование грамотного письма на основе морфологического принципа русской орфографии. В этом разделе дается понятие однокоренных и родственных слов, а также морфологический состав слова. Особое внимание уделяется правописанию безударных гласных в корне слова.
Во-вторых, продолжается работа по активизации словаря. В плане лексической работы проводится знакомство с антонимами, синонимами, упражнение в их дифференциации. Со словами каждой лексической группы составляются предложения, уточняется их смысловое значение.
Третья задача – развитие грамматического строя речи. Учащиеся закрепляют знания о связи слов в предложении, учатся изменять слова по числам, падежам и родам, усваивают различные способы словообразования.
Четвертой задачей остается коррекция нарушений познавательной деятельности.
6 класс (2часа в неделю)
Основной задачей логопедических занятий в шестом классе является работа над формированием устной и письменной монологической речи, так как именно в связном высказывании проявляется уровень овладения словарным запасом, грамматическим строением, нормами речи в целом. Огромная роль в формировании умения строить связное высказывание принадлежит работе с текстом. Учащиеся анализируют с помощью логопеда содержание прочитанного материала, учатся располагать его в нужной последовательности, выполняют задания по пересказу текста по вопросам, опорным словам и картинкам, предложенному и самостоятельно составленному плану. в построении Устные виды работ необходимо чередовать с письменными, для определения результатов деятельности и осуществления контроля, исправления недостатков высказываний.
7 класс (2 часа в неделю)
Основной задачей логопедических занятий в седьмом классе является продолжение работы по формированию устной и письменной монологической речи. После освоения различных видов пересказа переходят к составлению собственных рассказов. В планировании даны примерные названия и темы рассказов, так как этот материал может подбираться логопедом исходя из конкретных особенностей, уровня развития и интересов детей данного класса.
Раздел IV
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Организационный период, предшествующий началу систематических логопедических занятий и включающий в себя обследование обучающихся, комплектование групп и оформление первичной логопедической документации, рассчитан на 2-3 недели учебного года. По окончании логопедических занятий 15 мая отводится 2 недели на обследование детей по результатам обучения.
Класс
Кол-во
часов 1 2 3 4 5 6 7
в неделю 4 4 4 3 3 2 2
в год 116 120 120 90 90 60 60
1 класс ( 33 учебных недели, из них 4 недели обследования)
Четверть Тема Кол-во
часов
I
Введение
1
Формирование первичных представлений о слове и предложении
8
Развитие фонематического анализа и синтеза, слогового анализа и синтеза 16
Проверочная работа 1
II
Развитие фонематического анализа и синтеза, слогового анализа и синтеза 30
III
Развитие фонематического анализа и синтеза, слогового анализа и синтеза 40
IV
Развитие фонематического анализа и синтеза, слогового анализа и синтеза 20
Итого 116
2 класс (34 учебных недели, из них 4 недели обследования)Четверть Тема Кол-во
часов
I
Языковой анализ и синтез 3
Фонематический анализ и синтез 9
Слоговой анализ и синтез 11
Ударение 5
II
Звонкие и глухие согласные 30
III Мягкие и твердые согласные: мягкий знак в конце слова 4
Мягкие и твердые согласные: мягкий знак в середине слова 3
Обозначение мягкости согласных при помощи гласных II ряда 5
Дифференциация мягких и твердых согласных 32
IV Оптически сходные буквы
18
Итого 120
3 класс (34 учебных недели, из них 4 недели обследования)
Четверть Тема Кол-во
часов
I Ударение 1
Повторение. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака и гласных II ряда. 4
Непарные твердые и мягкие согласные 6
Дифференциация мягких и твердых согласных 14
II Дифференциация оппозиционных звуков 32
III Разделительный мягкий знак 9
Слова-предметы 17
Слова-признаки 7
Согласование существительных с прилагательными в роде и числе 7
IV Повторение. Слова-предметы. Слова – признаки.
2
Слова-действия 10
Согласование существительных с глаголами в роде и числе. 4
Диктант 1
Оптически сходные буквы 6
Итоговое занятие 1
Итого 120
4 класс (34 учебных недели, из них 4 недели обследования)Четверть Тема Кол-во
часов
I Повторение. Обозначение мягкости согласных при помощи гласных II ряда. 7
Мягкий знак в конце и середине слова 6
Дифференциация мягких и твердых согласных 2
Разделительный мягкий знак
6
II Предлоги
24
III Слова-предметы 9
Слова-признаки 4
Слова-действия 4
Согласование количественных числительных с существительными 1
Управление 9
IV Повторение. Закрепление падежных форм
4
Образование слов с помощью суффиксов 6
Образование слов с помощью приставок 6
Повторение 2
Итого 90
5 класс (34 учебных недели, из них 4 недели обследования)Четверть Тема Кол-во
часов
I Повторение. Образование слов с помощью суффиксов 2
Повторение. Образование слов с помощью приставок 2
Однокоренные слова 2
Родственные слова
8
Состав слова 2
Сложные слова 4
Проверочная работа
1
II Безударные гласные в корне слова21
III Антонимы 10
Синонимы
20
IV Синонимы 8
Дифференциация синонимов и антонимов 4
Однозначные и многозначные слова
5
Проверочная работа 1
Итого 90
6 класс (34 учебных недели, из них 4 недели обследования)Четверть Тема Кол-во
часов
I Грамматика и синтаксис
14
II Последовательный пересказ по вопросам 4
Пересказ по опорным словам и предметным картинкам
6
Последовательный пересказ 3
Проверочная работа 1
III Последовательный пересказ по данному плану
3
Составление плана к рассказу. Пересказ по составленному плану. 4
Самостоятельный выбор помощи в пересказе 4
Краткий пересказ 7
Проверочная работа. Работа над ошибками.
2
IV Выборочный пересказ
3
Творческий пересказ
8
Проверочная работа. Работа над ошибками. 1
Итого 60
7 класс (34 учебных недели, из них 4 недели обследования)Четверть Тема Кол-во
часов
I Составление рассказа по данным вопросам 6
Изложение 1
Составление рассказа по серии картинок 6
Диктант 1
II Составление рассказа по сюжетным картинкам и готовому плану 7
Письменная работа 1
Самостоятельное составление плана к рассказу по сюжетной картинке и составление рассказа по нему 5
Письменная работа 1
III Составление по картинке рассказа-описания и плана к нему 18
Проверочная работа. Работа над ошибками. 2
IV Составление рассказа на заданную тему и по опорным словам 12
Итого 60
Раздел V
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ИТОГАМ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
2 год обучения:
Учащиеся должны знать/понимать:
-анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух в произношении, написании;
Учащиеся должны уметь:
-списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
-писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
-составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
-связно высказываться по предложенному плану в виде вопросов (3-4 пункта)
3 год обучения:
Учащиеся должны знать/понимать:
-знать алфавит;
- знать, как определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
- знать, как составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
- понимать, как анализировать слова по звуковому составу;
Учащиеся должны уметь:
-различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
-списывать текст целыми словами;
-писать  под диктовку текст (20-25 слов), включающий изученные орфограммы;
-связно высказываться по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок)
4год обучения:
Учащиеся должны знать/понимать:
-знать алфавит;
- понимать, как составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
- понимать, как анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
Учащиеся должны уметь:
-списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
-писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов).
-связно высказываться по затрагиваемым в беседе вопросам;
-составлять небольшие рассказы на предложенную тему.
5 год обучения:
Учащиеся должны знать/понимать:
-знать алфавит;
-знать способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).
- понимать, как подбирать группы родственных слов;
Учащиеся должны уметь:
-различать звуки и буквы, гласные и согласные, обозначать их на письме;
-проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;
-обозначать мягкость согласных буквой Ь;
-разбирать слово по составу;
-выделять имя существительное как часть речи;
-строить простое распространенное предложение;
-связно высказываться устно, письменно;
год обучения;
Учащиеся должны знать/понимать:
- знать, как правильно обозначать звуки буквами на письме;
- понимать, как подбирать группы родственных слов;
-знать способы проверки написания гласных и согласных в корне слов.
- понимать, как проверять написание в корне безударных гласных звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов;
Учащиеся должны уметь:
-разбирать слово по составу;
-выделять имя существительное и имя прилагательное как части речи;
-строить простое распространенное предложение с однородными членами;
-связно высказываться устно и письменно (по плану);
год обучения:
Учащиеся должны знать/понимать:
- знать главные и второстепенные члены предложения;
- название частей речи, их значение;
- знать наиболее распространенные правила правописания слов.-( правила написания гласных с шипящими, правила написания предлогов со словами)
- основные способы проверки звонких и глухих согласных, безударных гласных-( путем изменения формы слова).
Учащиеся должны уметь:
- передавать своими словами прочитанное и услышанное.
-писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
-разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
-различать части речи;
-строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
-писать изложение и сочинение;
-составлять небольшие рассказы об увиденном;
Раздел VI
Календарно-тематическое планирование по логопедической коррекции СНР
1класс
№ Тема Кол-во
часов Дата
I четверть
28 занятий Сентябрь
Фронтальное обследование.
Состояние звукопроизношения. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение.
Введение
1 Зачем людям речь. Знакомство с органами речи. 1 Формирование первичных представлений о слове и предложении.
2 Понятие о слове. 1 3 Слово и предмет. 1 4 Схема слова. 1 5-6 Речь. Предложение.
2 7 Предложение. Слово. 1 8 Предложение. Слово. (Предложение из 2-х слов). 1 9 Предложение. Слово. (Предложение из 3-х слов). 1 Развитие фонематического анализа и синтеза, слогового анализа и синтеза
10 Формирование представлений о звуках. 1 11 Дифференциация звуков по высоте, тембру, громкости. 1 12-13 Определение количества и последовательности звуков.
2 14-17 Различение слов, сходных по звуковому составу (жук-лук, стол-стул, палка-лапка).
4 18 Гласные и согласные звуки. Их различение и выделение в слове гласных звуков с опорой на звуковую схему слова. 1 19 Смыслоразличительная функция гласных звуков.
1 20
21
22
23 Деление слов на слоги и составление слов из слогов. Составление схемы слова и обозначение слогов на ней. Подсчет количества звуков в слогах и колисества слогов в слове.
Порядок слогов в слове. Слогообразующая роль гласного. 1
1
1
1 24-25 Звук а и буква А,а. 2 26-27 Звук о и буква О,о. 2 28 Проверочная работа. 1 II четверть
28 занятий 1-2 Звук и буква ы. 2 3-4 Звук и буква У. 2 5 Звуки А, О, У, Ы. 1 6-7 Согласные звуки, твердые и мягкие.
Различение их на слух и обозначение на звуковой схеме слова. 2 8-9 Звук м и буквы М, м. 2 10-11 Звук с и буквы С,с. 2 12-13 Звук х и буквы Х,х. 2 14-15 Дифференциация с-ш. 2 16-17 Звук ш и буквы Ш,ш. 2 18-19 Звук л и буквы Л,л. 2 20-21 Звук н и буквы Н,н. 2 22-23 Звук р и буквы Р,р. 24-25 Дифференциация л-р.
2 26 Звук к и буквы К,к. 1 27-28 Звук п и буквы П,п. 2 III четверть
36 занятий 1-2 Повторение 2 3-4 Звук т и буквы Т, т. 2 5-6 Дифференциация п-т. 2 7-9 Звук и буква И. 2 10-11 Звонкие и глухие согласные. Звук з и буквы З,з. 2 12-14 Звук в и буквы В,в. 2 15-16 Звук ж и буквы Ж,ж. 2 17-18 Дифференциация ш-ж. 2 19-20 Звук б и буквы Б,б. 2 21 Дифференциация п-б. 1 22-23 Звук г и буквы Г,г. 2 24 Дифференциация к-г. 1 25-26 Звук д и буквы Д,д. 2 27 Дифференциация т-д. 1 28-29 Звук й и буква й. 2 30 Дифференциация и-й. 1 31-33 Буква ь. 2 34-36 Буква Е. 2 37 Дифференциация Е-З. 1 38-39 Буква Ё. 2 40 Проверочная работа. 1 IV четверть
24 занятия 1-2 Повторение. 3 3-6 Буква Я. В начале слова
Буква Я. В конце слова
Буква Я. В середине слова
Буква Я. Закрепление. 4 7-10 Буква Ю. 4 11-14 Звук ф и буквы Ф,ф. 4 15-18 Буква Э. 4 19-22 Буква ъ. 3 23-24 Проверочная работа. Работа над ошибками. 2 Итого 116
Календарно-тематическое планирование по логопедической коррекции СНР
2 класс
№ Тема Кол-во
часов Дата
I четверть
Языковой анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Фонематический анализ и синтез.28 занятий. Сентябрь
Фронтальное обследование.
Состояние звукопроизношения. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение.
1 Определение границ предложений в тексте. Составление предложений, определение количества слов в них. 1 2 Составление предложений, с определенным количеством слов. Составление схем предложений. 1 3 Подбор предложений к схеме. 1 4 Органы речи. Звуки и буквы. 1 5 Гласные и согласные звуки и буквы. 1 6 Звук и буква А. 1 7 Звук и буква У. 1 8 Звук и буква О. 1 9 Звук и буква Ы. 1 10 Звук и буква И. 1 11 Звук и буква Э. 1 12 Слоговой анализ слов. 1 13 Особенности артикуляции согласных звуков. 1 14 Выделение первого и последнего звука из слова, определение места звука в слове. 1 15 Анализ и синтез обратного слога. 1 16 Анализ и синтез прямого открытого слога. 1 17 Односложные слова без стечения согласных. 1 18 Двусложные слова без стечения согласных. 1 19 Двусложные слова со стечением согласных. 1 20 Односложные слова со стечением согласных. 1 21 Трёхсложные слова без стечения согласных. 1 22 Трёхсложные слова со стечением согласных. 1 23 Четырёхсложные слова со стечением согласных. 1 24-27 Ударение.
4 28 Итоговое занятие. Анализ и синтез слов различной структуры. 1 II четверть
Звонкие и глухие согласные. 28 занятий. 1 Повторение. 1 2 Дифференциация в-ф в слогах. 1 3 Дифференциация в-ф в словах. 1 4 Дифференциация в-ф в предложениях. 1 5 Дифференциация в-ф в тексте. 1 6 Дифференциация с-з в слогах. 1 7 Дифференциация с-з в словах. 1 8 Дифференциация с-з в предложениях. 1 9 Дифференциация с-з в тексте. 1 10 Дифференциация ш-ж в слогах. 1 11 Дифференциация ш-ж в словах. 1 12 Дифференциация ш-ж в предложениях. 1 13 Дифференциация ш-ж в тексте. 1 14 Дифференциация п-б в слогах. 1 15 Дифференциация п-б в словах. 1 16 Дифференциация п-б в предложениях. 1 17 Дифференциация п-б в тексте. 1 18 Дифференциация к-г в слогах. 1 19 Дифференциация к-г в словах. 1 20 Дифференциация к-г в предложениях. 1 21 Дифференциация к-г в тексте. 1 22 Дифференциация т-д в слогах. 1 23 Дифференциация т-д в словах. 1 24 Дифференциация т-д в предложениях. 1 25 Дифференциация т-д в тексте. 1 26 Диктант. 1 27 Работа над ошибками. 1 28 Повторение. Дифференциация звонких - глухих согласных. 1 III четверть
Мягкие и твердые согласные.40 занятий. 1 Мягкие и твердые согласные. Обозначение мягкости согласных на письме буквой ь. 1 2 Буква ь для обозначение мягкости согласных в конце слова. 1 3 Мягкие и твердые согласные. Определение звучания согласных в конце слов. 1 4 Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слов. 1 5-6 Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. Мягкий знак в середине слова. 2 7 Мягкий знак в функции смягчения и разделения. 1 8 Обозначение мягкости согласных буквой я. 1 9 Обозначение мягкости согласных буквой ё. 1 10 Обозначение мягкости согласных буквой ю. 1 11 Обозначение мягкости согласных буквой е. 1 12 Обозначение мягкости согласных буквой и. 1 13 Дифференциация звуков Б - Б'. 1 14 Дифференциация звуков П - П'. 1 15-16 Дифференциация звуков Б - Б', П-П' в словосочетаниях, предложениях, тексте. 2 17-18 Дифференциация звуков В - В' в словосочетаниях, предложениях, тексте. 2 19 Дифференциация звуков Ф - Ф'. 1 20 Дифференциация звуков В - В', Ф - Ф'. 1 21 Дифференциация звуков Г - Г'. 1 22 Дифференциация звуков К - К'. 1 23-24 Дифференциация звуков К - К', Г - Г'. 2 25 Дифференциация звуков К - К', Х -Х'. 1 26 Дифференциация звуков Д - Д'. 1 27 Дифференциация звуков Т - Т'. 1 28 Дифференциация звуков Д - Д', Т - Т'. 1 29 Дифференциация звуков Д - Д', Т - Т' в словосочетаниях, предложениях, тексте. 1 30 Дифференциация звуков З - З'. 1 31 Дифференциация звуков С - С'. 1 32 Дифференциация звуков З - З', С - С'. 1 33-34 Дифференциация звуков З - З', С - С' в словосочетаниях, предложениях, тексте. 2 35 Дифференциация звуков Р' - Л' изолированно, в слогах, словах. 1 36 Дифференциация звуков Р' - Л' в слогах, словах. 1 37 Дифференциация звуков Р' - Л' в словосочетаниях, предложениях, тексте. 1 38 Диктант. 1 39 Работа над ошибками. 1 40 Повторение. Дифференциация твердых - мягких согласных. 1 IV четверть
Оптически сходные буквы. 24 занятия. 1 Дифференциация букв о – а. 1 2 Дифференциация букв о – а в словосочетаниях, предложениях, тексте. 1 3 Дифференциация букв у - и. 1 4-5 Дифференциация букв у - и в словосочетаниях, предложениях, тексте. 2 6 Дифференциация букв и - ш. 1 7 Дифференциация букв и - ш в словосочетаниях, предложениях, тексте. 1 8 Дифференциация букв б - д. 1 9 Дифференциация букв б - д в словосочетаниях, предложениях, тексте. 1 10 Дифференциация букв п - т, П - Т. 1 11 Дифференциация букв п - т, П - Т в словосочетаниях, предложениях, тексте. 1 12 Дифференциация букв л – м, Л - м. 1 13 Дифференциация букв л – м, Л - м в словосочетаниях, предложениях, тексте. 1 14 Дифференциация букв к – н, К – Н изолированно, в слогах, словах. 1 15 Дифференциация букв к – н, К – Н в словосочетаниях, предложениях, тексте. 1 16 Дифференциация букв ш –щ, Ш – Щ изолированно, в слогах, словах. 1 17 Дифференциация букв ш –щ, Ш – Щ в словосочетаниях, предложениях, тексте. 1 18 Дифференциация букв и – ц, И – Ц изолированно, в слогах, словах. 1 19 Дифференциация букв и – ц, И – Ц в словосочетаниях, предложениях, тексте. 1 20 Дифференциация букв ц - щ, Ц – Щ изолированно, в слогах, словах. 1 21 Дифференциация букв ц - щ, Ц – Щ в словосочетаниях, предложениях, тексте. 1 22 Дифференциация букв З -Е1 23 Дифференциация букв З -Е в словосочетаниях, предложениях, тексте. 1 24 Обобщение. Диктант.
1 Итого 120

Календарно-тематическое планирование по логопедической коррекции СНР
3 класс
№ Тема Кол-во
часов Дата
I четверть
Мягкие и твердые согласные.25 занятий. предп. факт.
Сентябрь
Фронтальное обследование.
Состояние звукопроизношения. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение.
1 Ударение.
1 2 Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. Смыслоразличительная роль Ь на конце слов. 1 3 Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. Мягкий знак в середине слова. 1 4 Обозначение мягкости согласных при помощи гласных II ряда. 1 5 Непарные твёрдые согласные: ж.
1 6 Непарные твёрдые согласные: ш.
1 7 Непарные твёрдые согласные: ц.
1 8 Непарные мягкие согласные: щ.
1 9 Непарные мягкие согласные: ч.
1 10 Непарные мягкие согласные: й.
1 11 Обозначение мягкости согласных буквой ь.
1 12 Дифференциация тв/мягк. согласных звуков л-ль на конце слова. 1 13 Дифференциация тв/мягк.согласных звуков н-нь на конце слова. 1 14 Дифференциация тв/мягк.согласных звуков н-нь на конце слова. 1 15 Дифференциация тв/мягк.согласных звуков с-сь на конце слова. 1 16 Дифференциация тв/мягк.согласных звуков т-ть на конце слова. 1 17 Дифференциация тв/мягк.согласных звуков т-ть на конце слова. 1 18 Дифференциация тв/мягк.согласных звуков д-дь на конце слова. 1 19 Дифференциация тв/мягк.согласных звуков р-рь на конце слова. 1 20 Дифференциация тв/мягк.согласных звуков л-ль в середине слова. 1 21 Дифференциация тв/мягк.согласных звуков р-рь в середине слова. 1 22 Дифференциация тв/мягк.согласных звуков н-нь в середине слова. 1 23 Дифференциация I и II способа обозначения мягкого согласного. 1 24 Практическое употребление 2-х способов обозначения мягкого согласного 1 25 Диктант. Работа над ошибками.
1 II четверть
Дифференциация оппозиционных звуков.32 занятия. 1 Повторение. Звонкие и глухие согласные.
1 2 Дифференциация звуков с - ш в слогах.
1 3 Дифференциация звуков с - ш в словах.
1 4 Дифференциация звуков с - ш в предложениях.
1 5 Дифференциация звуков с - ш в тексте.
1 6 Дифференциация звуков з – ж в слогах.
1 7 Дифференциация звуков з – ж в словах.
1 8 Дифференциация звуков з – ж в предложениях.
1 9 Дифференциация звуков з – ж в тексте.
1 10
Практическое употребление в речи с-ш, з-ж1 11 Дифференциация звуков с – ц в слогах.
1 12 Дифференциация звуков с – ц в словах.
1 13 Дифференциация звуков с – ц в предложениях.
1 14 Дифференциация звуков с - ц в тексте.
1 15 Дифференциация звуков ч - ш в слогах.
1 16 Дифференциация звуков ч - ш в словах.
1 17 Дифференциация звуков ч - ш в предложениях.
1 18 Дифференциация звуков ч - ш в тексте. 1 19 Дифференциация звуков ч – щ в слогах. 1 20 Дифференциация звуков ч – щ в словах. 1 21 Дифференциация звуков ч – щ в предложениях. 1 22 Дифференциация звуков ч – щ в тексте.
1 23 Практическое употребление в речи ч-ш, ч-щ1 24 Дифференциация звуков ч – ц в слогах 1 25 Дифференциация звуков ч – ц в словах 1 26 Дифференциация звуков ч – ц в предложениях
1 27 Дифференциация звуков ч – ц в тексте
1 28 Дифференциация звуков ч – ть в слогах
1 29 Дифференциация звуков ч – ть в словах
1 30 Дифференциация звуков ч – ть в предложениях
1 31 Дифференциация звуков ч – ть в тексте
1 32 Диктант. Работа над ошибками.
1 III четверть
Разделительный мягкий знак. Слова-предметы. Слова-признаки. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.
39 занятий. 1-2 Разделительный мягкий знак в начале слова
2 3-4 Разделительный мягкий знак в конце слова
2 5-6 Разделительный мягкий знак в середине слова
2 7 Проверочная работа по теме «Разделительный мягкий знак» 1 8 Слова-предметы (фрукты). 1 9 Слова-предметы (овощи).
1 10 Слова-предметы (деревья). 1 11 Слова-предметы (цветы). 1 12 Слова-предметы (домашние животные). 1 13 Слова-предметы (дикие животные). 1 14 Слова-предметы (птицы дикие). 1 15 Слова-предметы (птицы домашние). 1 16 Слова-предметы (игрушки). 1 17 Слова-предметы (учебные вещи). 1 18 Слова-предметы (инструменты). 1 19 Слова-предметы (транспорт). 1 20 Слова-предметы (мебель). 1 21 Слова-предметы (посуда). 1 22 Слова-предметы (профессии). 1 23 Слова-предметы (продукты). 1 24 Проверочная работа по теме «Слова-предметы». 1 25 Слова-признаки (цвет). 1 26 Слова-признаки (величина). 1 27 Слова-признаки (форма). 1 28 Слова-признаки (вкус). 1 29 Слова-признаки (материал). 1 30 Слова-признаки (черты характера). 1 31 Образование от слов-предметов слов-признаков. 1 32 Согласование существительных с прилагательными в
единственном числе. 1 33 Согласование существительных с прилагательными во
множественном числе. 1 34 Согласование существительных с прилагательными в
роде (м.р.) 1 35 Согласование существительных с прилагательными в
роде (ж.р.) 1 36 Согласование существительных с прилагательными в
роде (ср.р.) 1 37 Согласование существительных с прилагательными в
роде и числе. 1 38 Проверочная работа. 1 39 Работа над ошибками 1 IV четверть
Слова-действия. 24 занятия.
1-2 Повторение. Слова-предметы и слова-признаки.
2 3-4 Слова-действия, обозначающие способ передвижения.
2 5-6 Слова-действия, обозначающие способ приёма пищи. 2 7-8 Слова-действия, обозначающие способ подачи голоса. 2 9-10 Слова-действия, обозначающие рабочие действия. 2 11-12 Слова-действия. Закрепление. 2 13-14 Согласование существительных с глаголами в числе. 2 15-16 Согласование существительных с глаголами в роде.
2 17 Диктант. Работа над ошибками. 1 18-23 Оптически сходные буквы (а-о, у-и, б-д п-т, , л-м, З-Е). 6 24 Итоговое занятие. 1 Итого 120
Календарно-тематическое планирование по логопедической коррекции СНР
4 класс
№ Тема Кол-во
часов дата
I четверть
Твердые и мягкие согласные. Разделительный мягкий знак. 21 занятие. предпол. факт.
Сентябрь
Фронтальное обследование.
Состояние звукопроизношения. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение. 1.09-12.09 1 Обозначение мягкости согласных при помощи гласных II ряда. 1 2 Обозначение мягкости согласных при помощи гласных II ряда (я) 1 3 Обозначение мягкости согласных при помощи гласных II ряда (ё) 1 4 Обозначение мягкости согласных при помощи гласных II ряда (ю) 1 5 Обозначение мягкости согласных при помощи гласных II ряда (е) 1 6 Обозначение мягкости согласных при помощи гласных II ряда (и) 1 7 Обозначение мягкости согласных при помощи гласных II ряда- речевая практика 1 8 Мягкий знак в конце слова
1 9 Мягкий знак в конце слова - речевая практика
1 10 Мягкий знак в конце слова. Проверочная работа.
1 11 Мягкий знак в середине слова 1 12 Мягкий знак в середине слова - речевая практика 1 13 Мягкий знак в середине слова – проверочная работа 1 14
Дифференциация твёрдых и мягких согласных 1 15 Дифференциация твёрдых и мягких согласных.
Проверочная работа. 1 16 Разделительный мягкий знак. Спряжение глагола пить. 1 17 Образование новых слов от глагола бить при помощи приставок. 1 18 Спряжение глагола лить. 1 19 Спряжение глагола шить. 1 20 Спряжение глагола шить 1 21 Диктант. Работа над ошибками. 1 II четверть
Предлоги. 24 занятия. 1 Знакомство с предлогами. 1 2 Предлог «на». 1 3 Предлог « под» 1 4 Дифференциация предлогов «на» - «под». 1 5 Предлог «в». 1 6 Дифференциация предлогов «в» - «на». 1 7 Предлог «за». 1 8 Предлог «к». 1 9 Предлог «от». 1 10 Дифференциация предлогов «к» - «от». 1 11 Предлог «по». 1 12 Тест «Предлоги» 1 13 Работа над ошибками 1
14 Предлог «из». 1 15 Предлог «с». 1 16 Дифференциация предлогов «из» - «с». 1 17 Дифференциация предлогов «над» - «под».
1 18 Дифференциация предлогов «из-под» - «из».
1 19 Дифференциация предлогов «из-за» - «из». 1 20 Предлог «между». 1 21 Предлог «через». 1 22 Проверочная работа по теме «Предлоги». 1 23 Работа над ошибками.
1 24 Закрепление « Предлоги». 1- III четверть
Предметы. Действия. Признаки.27 занятий. 1 Образование множественного числа существительных. Практическое употребление существительных в форме И.п. мн. числа. 1 2 Род имени существительного. Дифференциация существительных разного рода. 1 3 Предложение. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа И.п. 1 4 Предложение. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа И.п. и В.п. 1 5 Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа В.п. и Р.п. 1 6 Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа Д.п. 1 7 Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа Т.п. без предлога. 1 8 Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа П.п. 1 9 Практическое употребление существительных в различных косвенных падежах. 1 10 Итоговое занятие по существительному. Тест №3 «Предметы» 1 11 Слова, обозначающие признаки предмета. 1 12 Согласование прилагательных с существительными в числе. 1 13 Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными. 1 14 Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. 1 15 Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Тест №4 1 16 Знакомство со словами, обозначающими действия предмета.
1 17 Слова – действия.
1 18 Словоизменение. Настоящее время глагола. 1 19 Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида. Тест №5 1 20 Согласование количественных числительных с существительными. 1 21 Управление. Именительный падеж. 1 22 Управление. Родительный падеж 23 Управление. Дательный падеж.
1 24
Управление. Винительный падеж. 1 25 Управление. Творительный падеж.
1 26 Управление. Предложный падеж.
1 27 Проверочная работа. 1 IV четверть
Образование слов с помощью суффиксов и приставок.18 занятий. 1 Повторение. Закрепление падежных форм: именительный1 2 Повторение. Закрепление падежных форм: родительный1 3 Повторение. Закрепление падежных форм: дательный1 4 Повторение. Закрепление падежных форм: винительный1 5 Повторение. Закрепление падежных форм: творительный1 6 Повторение. Закрепление падежных форм: предложный1 7-9
Образование слов с помощью суффиксов 1
1
1 10
Проверочная работа. 1 11
12
13 Образование слов с помощью приставок. 1
1
1 14 Диктант. 1 15 Работа над ошибками. 1 16-18 Повторение. 1
1
1 Итого 90 Календарно-тематическое планирование
по логопедической коррекции СНР
5 кл№ Тема Кол-во часов Дата
I четверть
Однокоренные и родственные слова. 21 занятие. Сентябрь
Фронтальное обследование.
Состояние звукопроизношения. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение.
1
2 Образование слов с помощью суффиксов.
Преобразование слова с помощью суффикса. 1
1 3
4 Образование слов с помощью приставок.
Преобразование слова с помощью приставок. 1
1 5 Слово. Однокоренные слова.
1 6 Однокоренные слова. 1 7
8 Родственные слова.
Выделение в группе родственных слов главного слова. 1
1 9
10 Родственные слова.
Исключение «лишнего» слова из группы родственных слов. 1
1 11
12 Группировка родственных слов.
Практическое применение родственных слов в речи. 1
1 13
14 Образование родственных слов по данному образцу.
Практическое применение образца для образования родственных слов. 1
1 15
16 Состав слова.
Разбираем слово по составу. 1
1 17
18
19
20 Сложные слова.
Слоговой анализ сложных слов.
Сложные слова и их слоговой анализ.
Разбор по составу двусложных слов 1
1
1
1 21 Диктант. 1 II четверть
Безударные гласные в корне слова. 24 занятия. 1
2 Правописание слов с корнем - вод-.Правописание слов с корнем - вод-. Закрепление. 1
1 3 Правописание слов с корнем - лес-.1 4 Правописание слов с корнем -лис -. 1 5 Правописание слов с корнями - лес-, -лис-.1 6
7 Правописание слов с корнями - мер-, -мир- в словосочетаниях
Правописание слов с корнями - мер-, -мир- в предложениях. 1
1 8
9 Правописание слов с корнями - сед-, -сид-. 1
1 18.11.
21.11. 10
11 Правописание слов с корнями - пе-, -пи-. 1
1 12
13 Правописание слов с корнями –ве- , -ви-. 1
1 14
15 Правописание слов с корнями –лез- , -лиз-. 1
1 16 Правописание слов с корнями –пеш- , -пиш-. 1 17
18 Правописание слов с корнями-омофонами –вар- , -вор- в словосочетаниях.
Правописание слов с корнями - мер-, -мир- в предложениях 1
1 19
20 Правописание слов с корнями –жев- , -жив-. 1
1 21 Правописание слов с корнем –сад- в словосочетаниях . 1 22 Правописание слов с корнем –сад- в предложениях. 1 23 Правописание слов с корнями –ласк-, -лоск- . 1 24 Диктант. 1 III четверть
Антонимы. Синонимы. 31 занятий. 1-2 Антонимы. Слова-антонимы. 1
1 3-4 Антонимы в словосочетаниях. 1
1 5-6 Антонимы в предложениях. 1
1 7-8 Антонимы в тексте.
1
1
9 Тест: «Антонимы».
1 10
Работа над ошибками. 1 11-12 Синонимы. Слова-синонимы.(по Ястребовой) 1
1 13-14
Синонимы в предложениях.
1
1 15-16
Синонимы в тексте.
1
1 17-18 Синонимы в устной речи
1
1 19-20 Синонимы. И. Соколов-Микитов «Улетают журавли». 1
1 21-22 Синонимы. Д Мамин-Сибиряк «Серая шейка». 1
1 23-24 Синонимы. В.Гаршин «Лягушка-путешественница». 1
1 25-26 Синонимы. В Бианки «Купание медвежат». 1
1 27-28 Синонимы. Русская сказка «Снегурочка». 1
1 29 Тест по теме «Синонимы».
1 30 Работа над ошибками.
1 31 Закрепление «синонимы». 1 IV четверть
Синонимы. Дифференциация антонимов и синонимов. Однозначные и многозначные слова.18 занятий. 1-2 Синонимы. К. Ушинский «Проказы старухи зимы».
Пересказ. 1
1 3 Синонимы. В. Жуковский «Жаворонок».
Пересказ. 1
4 Синонимы. Рассматривание картины В.Васнецова «Богатыри». Составление рассказа. 1
5-6 Синонимы. М Исаковский «Навек запомни».
Пересказ. 1
1 7
8 Дифференциация слов: антонимов и синонимов.
Дифференциация слов: антонимов и синонимов 1
1 9
10
11
12
13 Однозначные слова. Пример в устной речи.
Многозначные слова. Пример в устной речи.
Многозначные и однозначные слова. Дифференциация.
Многозначные и однозначные слова в предложениях.
Многозначные и однозначные слова в тексте. 1
1
1
1
1 14 Диктант. Работа над ошибками. 1 Итого 90 Календарно-тематическое планирование
по логопедической коррекции СНР
7 кл.
№ Тема Кол-во
часов Дата
I четверть
Составление рассказов и сочинений. 14 занятий. предп. факт.
Сентябрь
Фронтальное обследование.
Состояние звукопроизношения. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение. 1
2
3
4
5
6 Составление рассказа по данным вопросам.
Составление рассказа «Улица большого города» по данным вопросам.
Составление рассказа «Семья» по данным вопросам.
Составление рассказа «В цирке» по данным вопросам.
Составление рассказа «Ветреная погода» по данным вопросам.
Составление рассказа «Шкодливая кошка» по данным вопросам. 1
1
1
1
1
1 7 Изложение «Белка» 1 8
9
10
11
12
13 Составление рассказа по серии картинок «Еж и гриб».
Составление рассказа по серии картинок «Утро мальчика».
Составление рассказа по серии картинок «Рисунок»
Составление рассказа по серии картинок «Кошка ловит мышку».
Составление рассказа по серии картинок «Вечерняя сказка».
Составление рассказа по серии картинок «Одевание на прогулку». 1
1
1
1
1
1 14 Самостоятельное составление рассказа по серии картинок «Верный друг». 1 II четверть
15 занятий 1
2
3
4
5
6
7 Составление рассказа «Друзья помогли» по сюжетным картинкам и готовому плану
Составление рассказа «Разве дереву не больно?» по сюжетным картинкам и готовому плану
Составление рассказа «Богатый урожай» по сюжетным картинкам и готовому плану.
Составление рассказа «Лебеди» по сюжетным картинкам и готовому плану.
Составление рассказа «Общая горка» по сюжетным картинкам и готовому плану.
Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по сюжетным картинкам и готовому плану.
Составление рассказа «Семейный ужин» по сюжетным картинкам и готовому плану. 1
1
1
1
1
1
1 8 Письменная работа.
1 9-13 Самостоятельное составление плана к рассказу по сюжетной картинке и составление рассказа по нему. («Стыдно перед соловушкой» и др.) 1
1
1
1
1 14 Письменная работа.
1 15 Работа над ошибками
1 III четверть
20 занятий 1-2 Составление по картинке рассказа-описания и плана к нему (дятел). 1
1 3-4 Составление по картинке рассказа-описания и плана к нему (заяц). 1
1 5-6 Составление по картинке рассказа-описания и плана к нему (белка). 1
1 7-8 Составление по картинке рассказа-описания и плана к нему (ель). 1
1 9-10 Составление по картинке рассказа-описания и плана к нему (сосна). 1
1 11-12 Составление по картинке рассказа-описания и плана к нему (грач). 1
1 13-14 Составление по картинке рассказа-описания и плана к нему (цапля). 1
1 15-16 Составление по картинке рассказа-описания и плана к нему (ласточка). 1
1 17-18 Составление по картинке рассказа-описания и плана к нему (журавль). 1
1 19 Письменная работа. Диктант «Дятел».
1 20 Работа над ошибками.
1 IV четверть
Пересказы. 11 занятий. 1-3 Выборочный пересказ. Выбор сведений из данного рассказа по заданной теме. ( «Храбрая девушка») 1
1
1 4-9 Творческий пересказ. Закончить рассказ по заданному началу, концу, середине. Придумать и вставить в рассказ сведения о каком-либо герое или его описание внешности, характера. Описать более подробно при пересказе какое-либо событие или время года, упомянутое в рассказе.
( «Было жаркое лето», «Велика и необъятна наша страна» и др.1
1
1
1
1
1
10 Творческий пересказ. Закончить рассказ по заданному началу, концу, середине.
1 11 Диктант. Работа над ошибками. 1 Итого 60 Раздел VII
ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Мониторинг
Проводится в начале и конце учебного года, после прохождения тем.
1. В начале и конце учебного года на каждого ребенка заполняется таблица «Показатели речевого развития ребенка»:
Показатели речевого развития ______________________________________
сентябрь 20___ г.
май 20___ г.
Баллы норма ---------

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
Параметры обследования
Коммуникативно-речевые умения.
Словарь предметов.
Глагольный словарь.
Словарь наречий.
Словарь признаков.
Многозначность слов.
Словарь притяжательных местоимений.
Подбор синонимов.
Подбор антонимов.
Дифференциация близких по смыслу понятий.
Уровень обобщений.
Проверка общего уровня языковой компетенции (серия «А» - повторение предложений; серия «Б» - исправление намеренных ошибок).
Проверка умения конструировать предложения.
Образование существительных множественного числа в именительном падеже.
Образование существительных множественного числа в родительном падеже.
Усвоение предложно-падежных форм существительных.
Умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже (серия «А» - именительный падеж; серия «Б» - родительный падеж; серия «В» - подбор к прилагательному существительного соответствующего рода).Образование сравнительной степени прилагательных.
Навыки словообразования (серия «А» - названия детенышей животных; серия «Б» -уменьшительно-ласкательная форма; серия «В» - относительные прилагательные; серия «Г» - притяжательные прилагательные; серия «Д» -приставочные глаголы).
Моторика артикуляционного аппарата
Звукопроизношение.
Сформированность фонематического слуха (1 – воспроизведение слоговых рядов; 2 – рядов слов; 3 – различение оппозиционных фонем).
Сформированность слоговой структуры слова.
Навыки звукового анализа.
Связная речь (1А – понимание текста; 1Б – пересказ; 2 – рассказ по серии картинок).
Раздел VIII
Учебно-методическое обеспечение и перечень рекомендуемой литературы
При разработке данной рабочей программы по логопедии, по курсу «Коррекция системного недоразвития речи III-IV уровня (при умственной отсталости легкой степени)» была использована следующая учебно-методическая литература:
Козырева Л.М. Логопедическая программа коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития. Ярославль, 2003 г.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.
Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию. М., 2004
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2007.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под ред. В,В. Воронковой). М., «Просвещение», 2009 г.
Ткаченко Т.А. Формирование звукового анализа и синтеза. М., 2005.
Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в специальных (коррекционных) школах VIII вида. М.,2003.
Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития. М., 2005.
Обзор программ и методик по коррекции письменной и устной речи:
-Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.. 1991.
-Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1983
-Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984 .
Назначение: коррекция звукопроизношения у детей с СНР (системное недоразвитие речи).
Для успешной реализации Рабочей программы необходимо создание предметно развивающей среды: оснащение логопедического кабинета необходимым оборудованием, дидактическим материалом и наглядными пособиями. Необходимым условием реализации программы является наличие в логопедическом кабинете компьютера, так же возможность педагога использовать технические средства обучения.

Предметно - развивающая образовательная среда логопедического кабинета
Предметный аспект
 Настенное зеркало
 Зеркала для индивидуальной работы
 Стол и стулья детские для подгрупповой и индивидуальной работ
 Стол и стул для логопеда
 Логопедические зонды, шпатели
 Экран для маскировки артикуляции логопеда
 Ширма для маскировки действий или предметов
 Шкафы и полки в достаточном количестве для наглядных пособий, дидактических игр и методической литературы
 Касса букв
 Технические средства (компьютер, монитор, принтер, наушники)
 Часы
 Магнитная доска
 Цветные карандаши
Рекомендуемые пособия для развития мелкой моторики
 Пальчиковый бассейн
 Набор разноцветных прищепок
 Приспособления для самомассажа и игр с мелкими предметами (бусины, ракушки, косточки, шарики, массажеры, массажные мячи, иппликаторы Кузнецова, катушки, волчки и др.)
 Игрушки-шнуровки
 Мозаики, кубики, паззлы
Разрезные картинки (2-6 частей) с разными видами разреза по изучаемым лексическим темам
 Игрушки-вкладыши
 Альбомы и тетради для штриховки, раскрашивания и обведения фигур по контуру
Пособия для развития дыхания
 «Чудесные картинки»
 Пластмассовые или бумажные кораблики, ёмкость, наполненная водой
 Бумажные бабочки, птички, самолётики, подвешенные на нитках
 Прозрачные пластиковые стаканчики, трубочки для коктейлей
 Мыльные пузыри
 Султанчики, воздушные шары, надувные игрушки, вертушки,
Рекомендуемые пособия для развития неречевых психических функций
 «Играйка» (Нищева Н.В.)
 Игра «Лабиринт»
 Игра «Чья это тень?»
 Игра «Подбери и назови»
 Игра «Подбери по контуру»
 Развивающая игра «Исправь ошибки художника»
 Предметные картинки для игр «4 лишний», «Чего не стало», «Что изменилось»
 Лото «Подбери и назови»

Рекомендуемые пособия для развития навыков фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза
 Картотека игр и упражнений для развития фонематического анализа
 Игра «Логопедический поезд»
 Домино
 «Весёлый рыболов»
 Светофоры
 «Куда спрятались овощи и фрукты»
 «Расшифруй слова»
 «Звуковые облака»
 Печатные пособия для развития навыков фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза
Рекомендуемые пособия для коррекции речевых нарушений
 Картотеки картинок для автоматизации звуков
 Картотека чистоговорок для автоматизации звуков
 Картотека загадок по лексическим темам
 Предметные картинки для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и согласных звуков
 Пособия и дидактические игры по развитию грамматического строя речи и коррекции звукопроизношения: «Один – много», «Назови ласково», «Кого (чего) не стало», «Чего не хватает», «Мой, моя, мои» и др.  «Логопедическое лото»
 «Волшебный сундучок»
 Пособие «Посмотри и назови»
 Игра «Разбей орешки»
 Лото «Где чей дом»»
 Лото «Логопедический поезд»
 Логопедическое домино
 Игра «Времена года»
 Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок для развития связной речи
 Печатные пособия, альбомы для автоматизации и дифференциации звуков

Календарно-тематическое планирование по логопедической коррекции СНР
6 класс
№ Тема Кол-во часов Дата
I четверть
Грамматика и синтаксис. 14 занятий. Сентябрь
Фронтальное обследование.
Состояние звукопроизношения. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение.
1 Предложение и словосочетание. Составление предложений на основе данных словосочетаний. 1 2-3 Согласование слов (существительных, прилагательных, глаголов) в числе на уровне словосочетаний и предложений. Изменение окончаний в слове. 2 4-5 Согласование слов (существительных, прилагательных, глаголов) в роде на уровне словосочетаний и предложений. Изменение окончаний в слове для связи слов в предложении и словосочетаний. 2 6 Управление. Винительный падеж. 1 7-8 Управление. Родительный падеж. 2 9-10 Управление. Дательный падеж. 2 11-12 Управление. Предложный падеж. 2 13 Управление. Творительный падеж. 1 14 Закрепление падежных форм. Тест. 1 II четверть
Пересказы. 14 занятий. 1-4 Последовательный пересказ по вопросам. Выделение главной мысли и смысла рассказа. 4 5-10 Пересказ по опорным словам и предметным картинкам. Выделение главной мысли, выяснение смысла. Рассказ-описание времени года. («Весна пришла, «Золотой луг», Мамин-Сибиряк «Сидит медведь на березе» и т.д.) 6 11-13 Последовательный пересказ. Определение последовательности действий в рассказе. 3 14 Проверочная работа. 1 III четверть
Пересказы. 20 занятий. 1-3 Последовательный пересказ по данному плану. Рассказ-описание природы. ( «Смелая ласточка» и др.) 3 4-7 Составление плана к рассказу. Пересказ по составленному плану. Рассказы-описания животных и птиц.«Грачи открыли весну» и др. 4 8-11 Самостоятельный выбор помощи (слова, картинки, план, вопросы) в пересказе прочитанного рассказа. 4 12-18 Краткий пересказ. Выделение главной мысли. Деление рассказа на части, озаглавливание каждой части и выявление главного в ней. Составление плана. Сопоставление данного рассказа с полученным кратким. ( «Утренние лучи», «Выдра-наездница», «Карандаш» и др.) 7 15-18 Краткий пересказ по составленному плану. 4 19-20 Диктант. Работа над ошибками.
2 IV четверть
Пересказы. 12 занятий. 1-3 Выборочный пересказ. Выбор сведений из данного рассказа по заданной теме. ( «Храбрая девушка») 3 4-9 Творческий пересказ. Закончить рассказ по заданному началу, концу, середине. Придумать и вставить в рассказ сведения о каком-либо герое или его описание внешности, характера. Описать более подробно при пересказе какое-либо событие или время года, упомянутое в рассказе.
( «Было жаркое лето», «Велика и необъятна наша страна» и др.)
6 10-11 Творческий пересказ. Закончить рассказ по заданному началу, концу, середине.
2 12 Диктант. Работа над ошибками. 1 Итого 60 .