Статья на темуМодернизация процесса адаптированного образования в специальных(коррекционных) классах 8 вида


Модернизация процесса адаптированного образования
в специальных (коррекционных) классах VIII вида
Селезнёва Людмила Евгеньевна, учитель начальных классов, руководитель ШМО учителей коррекционных классов VIII вида МОУ Можаров-Майданская СОШ
Из года в год растёт число детей с проблемами биологического и социального характера, нуждающихся в специальном образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям.
В нашей школе учатся дети специальных (коррекционных) классов VIII вида. Обучая и воспитывая их, педагоги МО учителей коррекционных классов VIII вида ведут большую работу – дают знания, умения и навыки по изучаемым предметам, воспитывают у учащихся положительные качества личности – честность, доброжелательность, любовь и уважение к труду. Корректируют имеющиеся у них дефекты, и таким образом, подготавливают их к социальной адаптации, к жизни в современном обществе.
Но жизнь общества быстро меняется. Возникает необходимость изменения или модернизации в системе школьного образования. В рамках модернизации процесса образования в специальных (коррекционных) классах VIII вида с целью обновления содержания учебно-воспитательного процесса и улучшения качества жизни учащихся перед нами, педагогами, ставятся следующие цели и задачи.
Цель воспитательной работы: воспитание социально-адаптированной личности, которая способна интегрироваться в общество, обладает толерантным сознанием, нравственными качествами и сформированной культурой поведения, а так же владеет достаточными коммуникативными навыками, имеет достаточные профессиональные возможности для самостоятельной жизни в современном мире.
Задачи воспитательной работы:
•Создание комфортных условий для воспитания социально-адаптивной личности;
•Консолидация усилий школы, семьи, общественных организаций и государственных учреждений для повышения качества жизни ребенка;
•Формирование нравственного сознания и моральной мотивации школьников, развитие познавательных и коммуникативных способностей;
•Формирование активной гражданской позиции школьников, воспитание чувства патриотизма, интереса к истории страны;
•Формирование стремления к здоровому образу жизни, уважительному отношению к труду;
•Подготовка учащихся к жизни в обществе после окончания школы.
Модернизация учебно-воспитательного процесса в классах VIII вида в нашем образовательном учреждении предполагает:
•Умение работать на компьютере, с интерактивной доской;
•Использование компьютерных технологий на уроках, мероприятиях, родительских собраниях;
•Организация физкультурно-оздоровительной работы, проведение мероприятий по агитации за ЗОЖ, профилактические беседы.
Решать поставленную цель и задачи воспитательной работы во многом позволяют нам разнообразные формы организации процесса образования и воспитания, такие как:
•Интегрированные занятия;
•Бинарные занятия;
•Занятия с использованием ИКТ;
•Внеклассные занятия;
•Экскурсии;
•Общешкольные праздники;
•Работа с родителями.
В обучении детей с отклонениями в развитии мы используем следующие современные педагогические технологии:
Здоровьесберегающие технологии;
Игровые технологии;
Технология дифференцированного обучения;
Технология личностно-ориентированного обучения;
Технология коллективного творческого дела;
Технология проектной деятельности.
А так же специальные коррекционные технологии:
Коррекционно-развивающие;
Коррекционно-образовательные.
На современном этапе развития системы коррекционной помощи из множества вопросов, относящихся к организации обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья, одним из центральных является вопрос о возможностях и путях реализации интеграции детей с интеллектуальными проблемами в общество. Одним из аспектов этого вопроса является интеграция детей с разным уровнем интеллектуального развития в совместную учебную и внеучебную деятельность. К такого рода мероприятиям относятся разнообразные совместные праздники, конкурсы, сказки и спектакли, выставки детских работ по труду и рисованию, сюжетно – ролевые игры, в которых участвуют учащиеся разных классов. Во время проведения подобных мероприятий учащиеся с различным уровнем интеллектуального развития включаются в совместную деятельность таким образом, что имеют равные возможности для проявления своих способностей и демонстрации своих умений. А так же таким способом решаются поставленные в ходе воспитания задачи по осуществлению личностно-ориентированного подхода к учащимся, воспитанию толерантности, здоровьесберегающим технологиям, нравственному и эстетическому воспитанию.
Одной из форм обучения по реализации межпредметных связей является бинарное занятие. Это творчество двух педагогов, которое перерастает в творческий процесс учащихся.
В решении проблемы информатизации образования значительное место отводится формированию пользовательских умений школьников при работе на компьютере. Работа ведётся по следующим направлениям:
Разработка и проведение уроков-практикумов;
Эпизодическое использование компьютера на занятиях;
Выполнение учащимися учебных заданий и игр.
Одной из распространенных форм подготовки и представления учебно-воспитательного материала можно назвать презентации. Они помогают обеспечить процесс восприятия и запоминание информации с помощью ярких образов.
Проводим уроки на нетрадиционной основе:
Урок КВН;
Урок – творческий отчёт;
Защита проектов;
Урок-игра;
Урок-встреча;
Урок открытых мыслей;
Урок-кроссворд;
Урок-путешествие и др.
Всё это делает учебную и воспитательную работу педагогов МО учителей коррекционных классов VIII вида МОУ Можаров-Майданской СОШ более качественной и эффективной, создает комфортные условия для социальной адаптации личности, помогает объединить семью и школу, формировать нравственное сознание, подготавливает учащихся к жизни в обществе, что соответствует поставленным в ходе работы целям и задачам.