Статья «Развитие диалогической речи неслышащих младших школьников с использованием адаптированного аудиовизуального метода».


«Развитие диалогической речи неслышащих младших школьников с использованием адаптированного аудиовизуального метода».
Нужно так организовать жизнь неслышащего ребёнка,
чтобы у него была потребность вступать в диалог с людьми,
чтобы речь ему была нужна. Если найден секрет создать потребность,
то есть поставить цель,- будет и сама речь».
Л.С.Выготский.
Аудиовизуальный курс (АВК) является составной частью верботонального метода, который был создан в 1954 году академиком, доктором Петаром Губерина. Главной особенностью метода является положение о том, что язык развивается из устной речи, а речь общественное явление. У детей с нарушенным слухом плохо развита устная речь и  практически не развита диалогическая. Для интеграции детей необходимо формировать у глухого ребёнка навыки речевого общения. А для этого при работе над формированием и развитием устной речи используется аудиовизуальный курс (АВК)
Актуальность этой темы состоит в необходимости развития связной, диалогической речи; расширение словаря детей. Создание речевой базы, которая даёт возможность самостоятельного слуховосприятия простых, ежедневных выражений.
Ожидаемые результаты:
— пополнение и расширение словарного запаса учащихся;
— развитие монологической и диалогической речи;
— повышение коммуникативных навыков и качеств;
— развитие эмоциональной сферы;
— повышение мотивации к учению.
Принципы  АВК:
1. Строится на естественном изучении речи. Все элементы изучаются не изолированно, а в целом.
2. Необходимо выбрать самое естественное, конкретное.
3. Речевая ситуация является основной формой обучения.
4. Диалог – основа АВК.
5. Необходима картинка.
6. Необходим слуховой аппарат.
Методика проведения АВК:
1. Демонстрация и запоминание.2.Работа над пониманием содержания.3.Повторение.4.Драматизация.5.Активизация – перенос в другую ситуацию.
1) Демонстрация картинок молча.
2) Педагог показывает картинку, а затем озвучивает её и так рассказывает всю тему. Можно повторить ещё раз слухозрительно.
3) Рассказывают дети, если затрудняются, то обращаются за помощью к другим детям. Здесь можно работать над произношением. Дети должны повторять, пока не усвоят. Как помощь можно давать отдельные слова на слух, можно  поиграть в игру: «Что пропало?»
2. Работа над пониманием содержания.
Задаются вопросы по содержанию. Нужно убедиться, что дети поняли.
3. Повторение.
Игры, работа на слух
.
4.Драматизация.
Картинки перед детьми, идёт драматизация. Один ученик во всех ролях.
5. Картинок совсем нет.
Задаются вопросы; дети задают вопросы друг другу. Пересказ. Помощь учителя идёт только на слух.
Картинка должна быть динамичной. Изображение может быть схематичным. У лица, который говорит должен быть открыт рот. Если идёт отрицание, то картинку зачёркивают чертой. Если не включается в содержание, то в облачке. Если слова автора, то изображается рука. Можно использовать слухоречевые диктанты, можно задавать вопросы. В конце несколько изменить ситуацию. Учить на каждом уроке.
Какое же значение картинки?
1.Она даёт возможность понимания обыкновенных символов в языке.
2.Связывает выражения с реальной ситуацией.
3.Помогает звуковому пониманию.
Картинки должны быть связаны между собой, воспринимались, как целая законченная ситуация. Ученики не учат наизусть грамматические правила, отдельные слова. Они сначала усваивают готовые языковые структуры, которые воспринимаются глобально, а затем анализируются. Это естественный путь изучения речи. Таким образом, сразу получаем речевую базу, которая даёт возможность самостоятельного, слухового восприятия простых ежедневных выражений.
Цель АВК:
— перенос в самостоятельную речь;
— развитие слуховосприятия;
— развитие внимания, мышления;
— повышение коммуникативных качеств;
— повышение мотивации к учению.
— развитие эмоциональной сферы.
Далее приведены примеры диалогов, которые используются на уроках развития речи.
Диалог «Прогулка». Диалог: « 8марта». Диалог: «Осенние каникулы»

АВК оказывает положительное влияние на развитие речи детей с нарушенным слухом. Речевой словарь у детей значительно увеличивается, речь становится более эмоциональной. У детей появляется потребность речевого общения в играх, исчезает скованность при общении.
АВК способствует лучшему усвоению учебного материала и развитию устной речи детей с недостатками слуха,  как на занятиях, так и в свободной деятельности.
Бараташвили Ирина Валентиновна,
учитель начальных классов,
КОУ «Излучинская школа-интернат», пгт Излучинск,
Нижневартовский р-он ,ХМАО-Югра.