Коррекция коммуникативной сферы лиц с ОВЗ средствами социально-психологического тренинга


Филиал муниципального образовательного учреждения «Тондошенская основная общеобразовательная школа» «Верх-Бийская основная общеобразовательная школа»
ОБЩЕНИЕ В КРУГУ ДРУЗЕЙ
Коррекция коммуникативной сферы лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами социально-психологического тренинга
Номинация
Авторские игры для детей с ограниченными возможностями здоровья
Выполнила:
Кононова Елена Васильевна
Педагог дополнительного образования

с. Верх-Бийск, 2016
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………...3
Тематическое планирование……………………………………………...6
План проведения игры (комплекс занятий)……….……………………10
Литература……………………………………………………………….....33
Приложение………….……………………………………………………34
Пояснительная записка
Данная игра (комплекс упражнений) направлена на коррекцию коммуникативной сферы лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами социально-психологического тренинга.
Актуальность. Коммуникативная сфера является важным фактором, определяющим круг взаимодействия людей друг с другом. Исследования А.А. Бодалева, М.С. Когана, Б.Д. Тарыгина и др., посвященные проблеме отношений показали, что от уровня сформированности навыков общения зависит психическое развитие, социальная адаптация и социализация человека (Бодалев А.А., 1997; Шмаков С.А., 1994). Именно в сфере общения человек осуществляет свои профессиональные, и личные планы. Особенно это важно для лиц с ограничениями в здоровье.
Общение рассматривается как одно из основных условий развития ребенка с ограниченными возможностями, как важнейший фактор формирования личности, как один из главных видов деятельности человека вообще.
Лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ. Ограничение возможностей человека вызывает у него особые потребности в специализированной педагогической и психологической помощи, позволяющей преодолевать эти ограничения, затруднения. В этом контексте недостаток, ограничение возможностей выступают как переменная величина трудности педагогического и психологического воздействия, а не как неотъемлемая личностная характеристика такого человека (Назарова Н.М.).
Для подростков и юношей с ограниченными возможностями дружеское общение бесценно. Оно предупредит возникновение чувства собственной неполноценности, ущербности, вызываемых обычно искусственно создаваемой изоляцией от других ребят, положительно скажется на общем эмоциональном и умственном развитии. Постоянное взаимодействие только со взрослыми обедняет духовную жизнь ребенка, не дает ему возможности реализовать естественные детские интересы и стремление дружить со сверстниками (Мамайчук И.И., 2006)
Обращение к трудам Э.С. Калижнюка (1979, 1987), И.И. Мамайчук (2006), дало возможность рассмотреть процесс социализации детей с ограниченными возможностями дошкольного и младшего школьного возраста. Но, вместе с тем надо отметить, что недостаточно работ, посвященных подростковому и юношескому возрасту. Однако именно в этом возрасте лица с ограниченными возможностями нуждаются в специальной помощи для того, чтобы достичь полноценного общественного бытия. На этих возрастных этапах закладываются основные социальные связи, отношения с обществом, происходит становление человека, его профессиональное самоопределение.
Одним из важных звеньев в системе психологической помощи лицам с проблемами в развитии является психологическая коррекция. В переводе с латинского языка слово «коррекция» (лат. - correctio) означает поправку, частичное исправление или изменение.
Социально-психологический тренинг (СПТ) - это форма специально организованного обучения для самосовершенствования личности, в том числе и коммуникативной сферы.
Моим ученикам нравится заниматься такими играми, они с большим увлечением выполняют упражнения. Это подтолкнуло меня поделиться с коллегами данной работой. Предложенные номинации, в условиях конкурса, имеют огромный диапазон для изучения, поэтому я составила программу, упражнения в которой можно менять, на усмотрения педагогов, увеличивать или уменьшать время проведения игровых занятий. Применять можно на классных часах, во внеурочное время.
Таким образом, коррекция коммуникативной сферы лиц с ограниченными возможностями может рассматриваться как приоритетная коррекционная задача.
Цель: создание условий для коррекции коммуникативной сферы лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами социально-психологического тренинга.
Задачи:
Развить коммуникативное умение описания поведения.
Повысить уровень эмпатии и активного слушания.
Увеличить умение коммуникации чувств.
Укрепить групповую сплоченность группы.
Обучить навыкам разрешения конфликтов.
Структура игры:
Она состоит из трех этапов:
1. Вводный этап.
Включает в себя одно занятие, направленное на установление эмоционального контакта, формирование желания сотрудничать.
2. Основной этап.
Включает в себя 13 занятий. Они посвящены развитию коммуникативных навыков, осознания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активации механизмов самопознания и самовыражения, сплочения коллектива. На данном этапе реализуются основные задачи коррекционно-развивающей программы.
3. Заключительный этап.
Включает в себя одно занятие, направленное на обобщение полученных знаний умений и навыков, их закрепление. На этом этапе происходит рефлексия всего цикла занятий.
Принципы реализации коррекционно-развивающей игры:
Принцип единства коррекции и диагностики реализуется в целостности процесса оказания психологической помощи, коррекционные занятия проводятся по результатам проведенной диагностики;
Принцип системности развития психической деятельности реализуется в том, что упражнения затрагивают не только коммуникативную сторону общения, но и перцептивную и интерактивную, а также эмоционально-волевую и мотивационно-потребностную сферы личности;
Деятельностный принцип реализуется в том, что обучение коммуникативным навыкам происходит в специально организованной деятельности;
Принцип усложнения заключается в том, каждое упражнение и занятие по мере длительности усложняется от более простого к более сложному, требует от участника большего раскрытия своего личностного потенциала;
Принцип комплексности методов психологического воздействия реализуется через использование в коррекционно-развивающей программе различных приемов и техник формирования коммуникативных навыков, ролевых игр, специально организованного общения.
Методы: эмпирические (Методика выявления «Коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС-2), Методика «Тест коммуникативных умений», Методика «Тест на оценку самоконтроля в общении М. Шнайдера», рассказ по картинке), коррекционно-развивающие (ролевые и подвижные игры, релаксация, техники и приемы формирования коммуникативных навыков), статистические (методы количественной и качественной обработки данных).
Ожидаемые результаты:
Ребята становятся более уверенными в себе и в своих поступках.
Повышение уровня эмпатии и активного слушания.
Осознание и выражение своих чувств, понимание и принятие чувств окружающих людей.
Укрепление групповой сплоченности группы.
Умение самостоятельно разрешать конфликты.
Организация:
Форма работы – групповая. Объектом коррекционного воздействия являются подростки с ограниченными возможностями здоровья. Каждое занятие рассчитано на 45 минут, всего занятий – 15. Тематическое планирование
№ и цель занятия Упражнения
Вводный этап Основной этап Заключительный этап
1 занятие
Цель: знакомство, установление психологического контакта.
Приветствие.
Цель: создание благоприятной атмосферы в группе. «Что в имени тебе моём?», «Я беру с собой в поход…», «Заключение контракта»,
«Спичка», «Автопортрет», «Аплодисменты по кругу».
Цель: знакомство, сплочение группы. Рефлексия.
Цель: подведение итогов.
2 занятие
Цель: развитие коммуникативных умений описания поведения, повышение сплоченности.
Приветствие.
Цель: создание благоприятной атмосферы в группе. «Прогноз погоды», «Глаза в глаза», «Найти пару», «Солнце светит для тех, кто…», «Я в тебе уверен», «Подарок».
Цель: развитие коммуникативных умений описания поведения, повышение сплоченности. Рефлексия.
Цель: подведение итогов.
3 занятие
Цель: укрепление групповой сплоченности, развитие коммуникативных умений.
Приветствие.
Цель: создание благоприятной атмосферы в группе. «Сигнал», «Слепая прогулка», «Хвостоглаз», «Беседа», «Посидите так, как сидите…», «Передай инструкцию».
Цель: укрепление групповой сплоченности, развитие коммуникативных умений. Рефлексия.
Цель: подведение итогов.
4 занятие
Цель: развитие коммуникативных умений, повышение сплоченности.
Приветствие.
Цель: создание благоприятной атмосферы в группе. «Поздороваться частями тела», «Испорченный телефон жестов», «Три степени доверия», «Молчащее и говорящее зеркало», «Калейдоскоп», «Спасибо за приятное занятие».
Цель: развитие коммуникативных умений, повышение сплоченности. Рефлексия.
Цель: подведение итогов.
5 занятие
Цель: развитие коммуникативных умений, повышение сплоченности, эмпатии и активного слушания.
Приветствие.
Цель: создание благоприятной атмосферы в группе. «Ассоциация со встречей», «Эмпатия», «Путаница», «Печатная машинка», «Умение чувствовать партнера».
Цель: развитие коммуникативных умений, повышение сплоченности, эмпатии и активного слушания. Рефлексия.
Цель: подведение итогов.
6 занятие
Цель: развитие коммуникативных умений, повышение сплоченности.
Приветствие.
Цель: создание благоприятной атмосферы в группе. «Кто Я?», «Скульптура», «Снежинка», «Давай познакомимся», «Групповой рисунок».
Цель: развитие коммуникативных умений, повышение сплоченности. Рефлексия.
Цель: подведение итогов.
7 занятие
Цель: преодоление стереотипного поведения и барьеров в общении.
Приветствие.
Цель: создание благоприятной атмосферы в группе. «Фотография», «Особый человек недели», «Бабушка укладывает в свой чемодан…», «Стереотип», «Кинопроба».
Цель: преодоление стереотипного поведения и барьеров в общении. Рефлексия.
Цель: подведение итогов.
8 занятие
Цель: выработка новых, более конструктивных форм реагирования.
Приветствие.
Цель: создание благоприятной атмосферы в группе. «Давай поздороваемся», «Релаксация», «Список претензий», «Солнце и планеты», «Интерьвью».
Цель: выработка новых, более конструктивных форм реагирования. Рефлексия.
Цель: подведение итогов.
9 занятие
Цель: закрепление навыков самоанализа и самовыражения.
Приветствие.
Цель: создание благоприятной атмосферы в группе. «Ладоши», «Наблюдательность», «С закрытыми глазами», «Скульптурный процесс группы», «Решения-Решения».
Цель: закрепление навыков самоанализа и самовыражения. Рефлексия.
Цель: подведение итогов.
10 занятие
Цель: развитие эмпатии, коммуникативных навыков.
Приветствие.
Цель: создание благоприятной атмосферы в группе. «Ревущий мотор», «Движение», «Узнай по голосу», «Телеграмма», «Фантазеры».
Цель: развитие эмпатии, коммуникативных навыков. Рефлексия.
Цель: подведение итогов.
11 занятие
Цель: развитие эмпатии, коммуникативных навыков.
Приветствие.
Цель: создание благоприятной атмосферы в группе. «Подари улыбку», «Найди своих», «Групповой рассказ», «Покажи пальцем», «Театр Кабуки».
Цель: развитие эмпатии, коммуникативных навыков. Рефлексия.
Цель: подведение итогов.
12 занятие
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Приветствие.
Цель: создание благоприятной атмосферы в группе. «Печатная машинка», «Путешествие в детство», «Дом вверх дном», «Животные».
Цель: развитие коммуникативных навыков. Рефлексия.
Цель: подведение итогов.
13 занятие
Цель: научить проводить дискуссии.
Приветствие.
Цель: создание благоприятной атмосферы в группе. «Это Я», «Катастрофа в пустыне», «Испорченный телефон жестов».
Цель: научить проводить дискуссии. Рефлексия.
Цель: подведение итогов.
14 занятие
Цель: обучение формам реагирования в конфликтных ситуациях.
Приветствие.
Цель: создание благоприятной атмосферы в группе. «Понятия», «Конфликтные ситуации», «Узел», «Сюзанна».
Цель: обучение формам реагирования в конфликтных ситуациях. Рефлексия.
Цель: подведение итогов.
15 занятие
Цель: подведение итогов, обучение формам реагирования в конфликтных ситуациях.
Приветствие.
Цель: создание благоприятной атмосферы в группе. «Ладоши», «1 Минута», «Я вам пишу», «Зеркало», «Паутинка»
Цель: подведение итогов, обучение формам реагирования в конфликтных ситуациях. Рефлексия. Прощание.
Цель: подведение итогов.
План проведения занятий
Занятие №1.
Цель: знакомство, установление психологического контакта.
Приветствие
Упражнение 1. «Что в имени тебе моём?»
Инструкция: - Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам представляется шикарная возможность, обычно не доступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих. Итак, сейчас я раздам по листочку, и каждый подпишет своё имя внизу этого листочка. Потом передаст листочек соседу слева. Каждый участник, получив листочек от соседа пишет сверху ассоциацию которую вызывает у него человек, чье имя написано на листочке и завернув написанное таким образом, чтобы его не было видно, передает следующему участнику. И так продолжается до тех пор, пока листочек каждого участника не вернется обратно к нему. После, все участники по очереди зачитывают все ассоциации на своем листочке и выбирают себе имя, по которому к нему будут обращаться во время тренинга и объясняет, почему именно это имя он выбрал.
Упражнение 2. «Я беру с собой в поход…»
Инструкция: Наверняка все находящиеся здесь любят природу и любят ходить в походы, особенно большой дружной компанией. Сейчас мы отправимся в поход, но ведь в поход нужно брать много разных необходимых вещей. Сейчас каждый по очереди будет говорить следующее: «Меня зовут …(Катя) и я иду в поход. Я беру с собой в поход…. (котёл). Называется предмет на ту же букву, с которой начинается собственное имя. Следующий участник говорит: «Меня зовут… Рома. Я беру с собой в поход ромашки. А еще со мной идут Катя с котлом. Света с сочком, Наташа с носками, Дима с доской и т.д., то есть называются все участники по порядку, говорившие до этого.
Упражнение 3. «Заключение контракта»
Инструкция: Выработка правил группы производится с помощью мозгового штурма, следует записать все выработанные правила на доске или листе ватмана.  
1. Закон «ноль-ноль» (о пунктуальности).
2. Правило поднятой руки: высказываются по очереди, когда один говорит, остальные молча слушают и, прежде чем взять слово, поднимают руку.
3. Без оценок: принимаются различные точки зрения, никто друг друга не оценивает, обсуждаем только действия: критика должна быть конструктивной.
4. Конфиденциальность: то, что происходит на занятии, остается между участниками.
5. Правило «Стоп»: если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав «Стоп».
6. Активность: чаще всего, те, кто проявляют активность на занятиях, приобретают по окончании курса больше, чем те, кто был пассивен на занятиях.
Упражнение 4. «Спичка».
Ход упражнения: Участники передают по кругу горящую спичку. Если у какого - то человека она погасла, остальные участники задают ему любые три вопроса.
Упражнение 5. «Автопортрет»
Правила проведения: Каждый игрок рисует автопортрет. При этом самые яркие черты лица (длинные ресницы, курносый нос, пухлые губы) намеренно преувеличиваются. На выполнение этой части задания отводится 5 минут.
Игроки не должны подсматривать друг за другом. Картины не подписываются. В конце работы листы бумаги складываются вдвое. При выполнении задания многие участники будут испытывать затруднения. Объясните им, что рисунок не должен обладать фотографической точностью. Создавать живописный шедевр также не требуется.
Ведущий может сам принять участие в игре.
Ведущий собирает все рисунки в большую коробку. Предлагает игрокам не глядя вынуть один лист. Каждый игрок должен угадать, чей автопортрет он достал.
Все по очереди показывают рисунки и высказывают предположения о том, кто является их автором, как он догадался, делятся личными впечатлениями.
Упражнение 6. «Аплодисменты по кругу»
 Инструкция: Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.
 Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Рефлексия.
Занятие №2.
Цель: развитие коммуникативных умений, повышение сплоченности.
Приветствие
Упражнение 1. «Прогноз погоды»
Инструкция: «Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас "плохая погода" или "штормовое предупреждение", а может быть, для вас солнце уже светит во всю».
Упражнение 2. «Глаза в глаза».
Инструкция: участники разбиваются на пары и в течение 3-5 минут внимательно смотрят в глаза друг другу, пытаясь представить, каким этот человек был в детстве. Затем все делятся впечатлениями и проверяют свои догадки.
Упражнение 3. «Найти пару»
Инструкция: играющим раздаются полоски бумаги, на которых написаны названия животных. Не разговаривая, каждый должен найти свою «пару»: такое же животное. Пары становятся в круг. Каждая пара изображает свое животное, остальные должны отгадать, что это за животное.
Упражнение 4. «Солнце светит для тех, кто...»
Этапы игры:
Группа усаживается в тесный кружок. Один из участников убирает свой стул, ставит его в стороне, а сам становится на середину круга.
Цель стоящего в центре - снова получить стул, на который можно сесть.
Человек в центре круга рассказывает что-нибудь о самом себе. Если сказанное справедливо по отношению к кому-либо из игроков, то он (или они) встает и меняется местами с говорившим.
Упражнение 5. «Я в тебе уверен»
Процедура: Участники объединяются в пары и садятся напротив друг друга. Каждый по очереди высказывается, начиная фразу словами: «Я уверен, что ты…» (например, я уверен что ты не скажешь обо мне плохо).
Упражнение 6. «Подарок»
Инструкция: Участники встают в круг. Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.
Рефлексия.
Занятие №3
Цель: Укрепление групповой сплоченности, развитие коммуникативных умений.
Приветствие
Упражнение 1. «Сигнал»
Инструкция: Участники стоят по кругу, достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору. В виде усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны движения.
Упражнение 2. «Слепая прогулка»
Инструкция: Предложите вашему партнеру взять вас на «слепую» прогулку, где он должен предоставлять вам разнообразные предметы, чтобы вы могли ощутить форму, размеры, текстуру, температуру и другие характеристики реальных объектов, используя свои кинестетические возможности
Упражнение 3. «Хвостоглаз»
Описание упражнения: Участники встают в колонну, каждый кладет руки на плечи стоящего впереди. Ведущий поясняет, что участники - это загадочная сороконожка, глаза которой расположены не на голове, а на хвосте. Все, кроме стоящего последним, закрывают глаза, а тот, кто оказался в хвосте, управляет движениями всей «сороконожки», отдавая голосом команды тому, кто находится впереди, а при необходимости и другим участникам.
Упражнение 4. «Беседа»
Инструкция: Группа садится по кругу.
«Для выполнения этого упражнения мы создадим пары. Пусть каждая пара займет удобное для нее место так, чтобы никому при этом не мешать. Вам дается 5 минут для беседы (тренер может предложить для обсуждения связанные с контекстом группы или нейтральные темы). По моему указанию в ходе беседы мы будем менять положение, не прекращая разговора. Сейчас давайте повернемся друг к другу спиной и начнем беседу».
Участники 1,5 минуты беседуют, сидя спиной друг к другу,
по 1,5 минуты - один сидя, другой стоя и наоборот (лицом друг к другу),
1,5 минуты - сидя лицом друг к другу.
обсуждение: в каком положении ведение беседы было наиболее трудным, сложным, а в каком наиболее комфортным?
Упражнение 5. «Посидите так, как сидите…».
Инструкция: Ведущий предлагает участникам посидеть на своих стульях так, как сидели бы: король, курица на насесте, начальник милиции, преступник на допросе, судья, жираф, маленькая мышка, слон, пилот, бабочка и т. д.
Это упражнение очень смешное, не нужно останавливать смех и «клоунов», лучше посмеяться вместе с ребятами.
6. Упражнение «Передай инструкцию»
Инструкция: Я сейчас скажу тебе инструкцию, по которой должен будет действовать последний вошедший в группу. Ты передашь ее следующему человеку, он следующему и т.д. Итак, группу надо расставить по вторым буквам их игровых имен. Если буквы одинаковые, то по третьим...
Обсуждение: Мы с вами говорили, что общение - это разговор. Но в общении важно не только кто и что говорит, но и кто и как слушает, что будет услышано из сказанного.
Рефлексия.
Занятие №4
Цель: развитие коммуникативных умений, повышение сплоченности.
Приветствие
Упражнение 1. «Поздороваться частями тела»
Инструкция: Словами мы уже поздоровались теперь поздороваемся частями тела: ладонь, локоть, плечо, стопа, колено, бедро, спина, живот, ухо, нос.
Упражнение 2. «Испорченный телефон жестов».
Инструкция: Участники встают в затылок друг другу. Последний в колонне поворачивает к себе впереди стоящего и показывает ему свой жест. Например, жмет руку и пару раз приседает. По цепочке этот жест передается до 1 человека. По ходу он искажается.
Упражнение 3. «Три степени доверия»
Инструкция: Группа делится на две равные части. Одна половина участников становится в круг, закрывает глаза и берет друг друга за руки. Участники из второй подгруппы располагаются у них за спинами. Первая степень доверия: те, кто находятся внутри, падают наружу. Те, кто снаружи, удерживают их на каком-то расстоянии. Вторая степень доверия: то же самое, но не держась за руки.
Третья степень доверия: люди во внутреннем круге с закрытыми глазами поворачиваются на 180 градусов и падают лицом наружу. При каждой пробе люди в наружном круге меняются местами.
Упражнение 4. «Молчащее и говорящее зеркало».
Ведущий предлагает выйти в круг добровольцу, который «будет смотреть в зеркало».
Инструкция: Твоя задача - только по «отражению в зеркалах» отгадать, кто из участников группы подошел сзади. Одно «зеркало» будет живым, но молчащим: оно сможет объяснять тебе, кто находится за твоей спиной, только при помощи мимики и жестов. Второе «зеркало» - говорящее, оно будет объяснять, что это за человек, не называя его имени. Выбери из группы свои «зеркала».
«Зеркала» встают рядом у стены. Основной игрок - перед ними. Все остальные участники группы располагаются за его спиной и бесшумно подходят к нему сзади. Отражение в «зеркалах» происходит по очереди. Сначала работает молчащее «зеркало». Если основной игрок не угадал человека за спиной, то в игру вступает говорящее «зеркало» и произносит только одну фразу. Если игрок опять не угадывает, то снова отражает молчащее «зеркало» итак далее. Задача игрока - отгадать человека за спиной как можно быстрее.
Упражнение 5. «Калейдоскоп»
Инструкция: Ведущий просит каждого участника представить себя какой-либо частью тела. Затем он называет одну за другой эмоции, а участники должны их выразить той частью тела, которую выбрали. После выполнения задания участники делятся своими наблюдениями, чем и какие эмоции было легче передавать. Как правило, оказывается, что человек в основном показывает свои эмоции позой, мимикой и жестами. Даже не замечая этого, большинство людей помогают себе в диалоге мимикой и жестами. Поэтому легче выразить чувства руками и лицом, но никак не животом или спиной. Вот поэтому не у всех получилось выполнить это задание либо это оказалось забавным, это нормально.
Упражнение 6. «Спасибо за приятное занятие»
Инструкция: Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.
Рефлексия.
Занятие №5
Цель: развитие коммуникативных умений, повышение сплоченности, эмпатии и активного слушанья.
Приветствие
Упражнение 1. «Ассоциация со встречей»
Инструкция: Участники группы по кругу рассказывают о своем эмоциональном состоянии, настроение. Что они ожидают от тренинга, с чем у участников тренинга ассоциируется встреча.
Упражнение 2. «Эмпатия»
Инструкция: Посмотрите на соседа справа. «Настройтесь на волну этого человека». Не переговариваясь, подумайте и предположите:
- Какие чувства в данный момент у твоего соседа?
- Какое настроение у него сейчас?
- О чем думает этот человек?
Упражнение 3. «Путаница».
Ход упражнения: Участники встают в круг и протягивают правую руку к центру. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию» (число игроков должно быть четным). Затем все вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это не был тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться по кругу, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить, запретив всякое словесное общение.
Упражнение 4. «Печатная машинка»
Инструкция: Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свое слово, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.  Один участник угадывает.
Упражнение 5. «Умение чувствовать партнера»
Инструкция: А) Все садятся в круг. Ведущий говорит: «Посмотрите на окружающих вас людей. (Через 2 минуты) Все закрыли глаза. Постарайтесь представить себе лица здесь присутствующих. Кого вы представляете лучше всего?
В течение 2-3 минут внимательно посмотрите на окружающих вас людей. Опять закройте глаза и постарайтесь представить их лица. Упражнение выполняется в полной тишине.
Обсуждение: Что вы чувствовали в первый раз закрыв глаза? А во второй? Вы старались представлять всех участников группы? Вам удалось представить все лица одинаково легко? Кого легче? Что помешало представить других людей? От чего зависит успешность выполнения этого упражнения?
Б) Упражнение выполняется в паре.
Сядьте на пол спина к спине. Постарайтесь вести разговор. Через несколько минут повернитесь и поделитесь ощущениями.
Посмотрите друг другу в глаза. Установите зрительный контакт без использования слов. Через несколько минут обсудите свои ощущения.
Начните вести разговор, когда один сидит на полу, а второй стоит над ним. Через несколько минут поменяйтесь позициями, чтобы каждый из вас испытал ощущения «сверху» и «снизу».
Поделитесь своими ощущениями.
Рефлексия
Занятие №6
Цель: развитие коммуникативных умений, повышение сплоченности.
Приветствие.
Упражнение 1. «Кто Я»
Инструкция: В течение 15 минут вы должны 20 раз ответить на вопрос «Кто Я», использовав для этой цели 20 слов или предложений. Не старайтесь оценивать: правильные или неправильные, важные или неважные это ответы. Правильных и неправильных здесь быть не может.
Я хочу предупредить вас, что при выполнении этого упражнения вы можете попасть в ловушку.
Кто кем себя ощущает на первом месте? (это качества или роли?)
Роль может быть функциональной, но у нее обязательно есть эмоциональная составляющая. Посмотрите, что для вас важнее, реальная функция или твое состояние.
Упражнение 2. «Скульптура»
Инструкция: Все (кроме двух человек) выходят за дверь. Двое изображают из себя скульптуру + название. Третий человек пристраивается и дает свое название и т.д.
Упражнение 3. «Снежинка»
Инструкция: Раздать ученикам по листу бумаги. Выполняя упражнение, не смотреть, что делают другие. Не спрашивать, как выполнять упражнение.
Инструкция: Возьмите листок, сложите вдвое, оторвите верхний правый угол, снова сложите вдвое, оторвите верхний правый угол. Разверните листы, положите их в центр на пол. Обратите внимание как по- разному выглядят листы.
можно ли сказать, что у кого - то бумага неправильно надорвана?
почему листы надорваны по- разному?
если кто-то надорвал листы не так как Вы, значит ли, что они плохие люди?
бывает ли, что мы считаем человека хорошим или плохим в зависимости от того, что он делает что-то так или не так, как мы?
каким бы был мир, если бы мы все видели и понимали все одинаково?
Упражнение 4. «Давай познакомимся»
Инструкция:
а) Играют два человека (мальчик и девочка).
б) Вы едете в лагерь. В автобусе сидите рядом.
в) Вы пришли на городскую олимпиаду по биологии. Сидите за одной партой.
г) В класс пришел новенький. Он стесняется. Познакомься с ним.
Упражнение 5. «Групповой рисунок»
Инструкция: Все рисуют одновременно. На ватмане ведущий рисует большой круг и говорит: «Вам необходимо разделить этот круг на сектора по количеству участников. Рисовать начинаем одновременно. Каждый рисует что хочет». Для работы детям предлагаются фломастеры, цветные карандаши, краски с кисточками.
Ведущий отмечает: кто взял на себя инициативу разделить круг на сектора, кто начал рисовать первым, кто последним. Как выбирали себе сектор, кто взял больший, кто «что досталось».
После окончания рисунка проговаривают что пытался изобразить, насколько это удалось сделать. Если «не получилось», то по какой причине?
Рефлексия
Занятие №7
Цель: Преодоление стереотипного поведения и барьеров в общении.
Приветствие.
Упражнение 1. «Фотография»
Инструкция: Участникам раздать фотографии людей, вырезанных из журналов.
Вглядитесь в лицо.
Обратите внимание на позу, одежду.
Постарайтесь определить, кто этот человек?
Какое у него настроение в этот момент?
Какие чувства он сейчас испытывает?
Что еще можно сказать об этом человеке?
Упражнение 2. «Особый человек недели».
Инструкция: рассказать о себе то, что произошло с вами за эту неделю. Это должен быть рассказ о таком вашем поведении, которое вам самим понравилось.
После обсуждения необходимо выбрать ОСОБОГО ЧЕЛОВЕКА НЕДЕЛИ, записать его имя на доске и поаплодировать ему.
Обратиться к этому человеку: Какие чувства он испытывает сейчас? Бывал ли он в такой ситуации? А хотелось бы, чтобы люди обратили на тебя внимание? От чего это зависит? Ваш рассказ о себе - это хвастовство? Что такое хвастовство?
Упражнение3. «Бабушка укладывает в свой чемодан…»
Инструкция: «Собираясь в дорогу бабушка укладывает в свой чемодан…» дальше называются те качества, особенности, которые особенно важны для общения.
Упражнение 4. «Стереотип»
Инструкция: СТЕРЕОТИП - это уверенность в том, что все члены определенной группы обладают какими-то схожими качествами. Допустим, я встретил человека из Саратова, который нагрубил мне. Вывод, основанный на стереотипе - «все люди в Саратове грубияны», но так ли это?
Мы встречаемся со стереотипным мышлением ежедневно.
Обсудить, каково стереотипное представление о:
хорошем ученике 1. Ленивом ученике
учителях2. Родителях
бедняке3. Богаче
старике4. Старухе
рок - звезде5. Религиозном фанатике
о мальчике6. О девочке
Обсуждение:
у всех ли были одинаковые стереотипы? Почему?
как влияет мышление стереотипами на действия человека?
можем ли мы ошибиться?
Упражнение 5. «Кинопроба»
Инструкция: Выполняя это упражнение, отнеситесь друг к другу тепло, с пониманием, доброжелательно.
Представьте себе, что у вас есть возможность сняться в фильме, который будет идти по всему миру. Если вы получите роль, то будете играть вместе с прославленными звездами кино. Чтобы попробовать себя на роль, вам нужно сделать следующее:
а) Составить список из 5 достижений в своей жизни, которыми вы могли бы гордиться (например, как я отношусь к друзьям)
б) Выберите одно достижение, которым вы гордитесь больше всего.
в) Участник встает на стул и говорит: «Я не хочу хвастаться, но...» Остальные - режиссеры. Они слушают, аплодируют.
г) На стул встают по очереди все участники.
д) Аплодируют все всем.
Обсуждение:
Что вы чувствовали, стоя на стуле?
Вы нервничали, испытывали страх, говоря перед классом?
Вам понравилось слушать других?
А что понравилось больше: выступать или слушать?
Как ты думаешь, тебя выберут на роль? Почему?
Рефлексия
Занятие №8
Цель: Выработка новых, более конструктивных форм реагирования.
Приветствие.
Упражнение 1. «Давайте поздороваемся».
Карусель. В парах выбрасывают пальцы. Если по одному, прикасаются друг к другу поднятыми вверх ладонями. Если по два, здороваются за руку. Если по три, обнимаются. Если выбрасывают разное количество пальцев, то прикасаются спинами.
Упражнение 2. «Релаксация».
Инструкция: Представьте самого приятного для себя человека. Мысленно скажите ему, что любите его безусловно, таким, какой он есть.
Теперь представьте человека неприятного для вас. И тоже мысленно скажите ему, что любите его, любите таким, какой он есть.
Обсуждение: Получилось? Трудно было? Как вы думаете, этот человек кому-то нравится? Его кто-нибудь любит? (Например, мама). Она принимает его таким, какой он есть? Что мешает вам сделать это? Что повлияло на такой ваш настрой?
Упражнение 3. «Список претензий»
Инструкция: На листочках ребята пишут список людей: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, знакомые, одноклассники, мужчины, женщины, все человечество…
Затем рядом с каждым человеком пишут свою претензию к нему. Претензии должны быть четко выражены: «Брат не кладет на место зубную щетку».
Следующие 10 минут все работают в микрогруппах по 4-5 человек. «Помогите друг другу разобраться, чем вас не устраивают окружающие»
Обсуждение: Трудно жить среди людей, если постоянно обращаешь внимание на недостатки. Тем более систематически высказывать свои претензии. Каждый человек имеет право быть самим собой. Поэтому разрешите окружающим людям быть такими, какие они есть.
Упражнение 4. «Солнце и планеты» (на групповое сплочение) (3 минуты на человека).
Инструкция: Чтобы выявить и изменить свои неадаптивные реакции, установки и выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие.
Все участники встают. В центр круга становится тот, кто хочет узнать отношение к себе членов группы (Он становится Солнцем). Он закрывает глаза, а все остальные участники упражнения (как планеты вокруг Солнца) выстраиваются на таком расстоянии от него, которое соответствует «близости» их отношений: чем ближе они становятся, тем большую близость с ним они чувствуют.
Упражнение 5. «Интервью»
Инструкция: Каждый участник по очереди садится в центр круга. Группа выбирает для него роль (дочь, девушка, незнакомка, студентка) и начинает задавать ему вопросы.
В конце упражнения следует обсуждение того, как себя чувствовал участник во время интервью, было ли комфортно.
Рефлексия
Занятие №9
Цель: Закрепление навыков самоанализа и самовыражения.
Приветствие.
Упражнение 1. «Ладоши» (ускоряя темп)
Упражнение 2. «Наблюдательность»
Инструкция: Доброволец выходит за дверь. Остальные члены группы располагаются в комнате как-то.
Доброволец заходит и в течение 1 минуты запоминает расположение участников. Опять выходит. Ведущий меняет примерно половину участников местами. Задача добровольца вернуть всех на свои места. При выполнении этого задания назначаются каждый раз по два наблюдателя.
ОБСУЖДЕНИЕ:
Какие у вас были трудности?
Как вы выходили из этой ситуации?
Упражнение 3. «С закрытыми глазами»
Инструкция: Обязательно молча встретиться друг с другом руками, «познакомиться», «поссориться», «помириться», «попрощаться».
Поменяться парами.
Обсуждение полученного опыта. Часто возникает новое чувство к партнеру даже значительнее и глубже получаемого зрительного и слухового образа. Возникают новые чувства к этому партнеру. Возникает ощущение, что он теперь более понятен, открыт и ощущение собственной открытости перед ним, чувство близости.
Упражнение 4. «Скульптурный процесс группы»
Инструкция: Предлагается увековечить группу в «монументальной скульптуре». У каждого персонажа должна быть своя роль, своя функция. «Вылепи из нас, что хочешь, как нас почувствуешь, ставь нас в разные позы». А теперь расскажи, что ты хотел сказать своим произведением?
Затем участники говорят о своих ощущениях от своей роли.
Упражнение 5. «Решения - Решения»
Инструкция: Что бы вы стали делать в подобных ситуациях?
Когда человек сталкивается с трудным решением, возникает моральная дилемма.
Вы покупаете на рынке фрукты для своей семьи. Продавщица кладет на весы фрукты и вы замечаете, что она давит пальцем на чашку весов, чтобы фрукты «весили» и стоили больше, чем на самом деле. Однако вы не уверены в том, что она пытается вас обмануть.
Родители запретили вам разговаривать с семьей, живущей в соседнем подъезде. Они сказали, что это не совсем такие люди, как вы, и что это плохие люди. Когда вы возвращаетесь из школы, к вам подходит мальчик из этой семьи. Со слезами на глазах он просит вас помочь ему решить семейные проблемы. Он говорит, что ему больше не к кому обратиться. Я бы…
В автобусе вы оказываетесь рядом с женщиной и ее сыном. Мальчик говорит маме, что час назад они ехали на этом же автобусе и можно не покупать билеты на проезд. Его мама на это говорит: «Сын! Такие вещи говорят тихо, чтобы не слышали окружающие…» Ваши чувства…
Рефлексия
Занятие № 10
Цель: развитие эмпатии, коммуникативных навыков.
Приветствие.
Упражнение 1. «Ревущий мотор»
Цель: разминка. Развитие умения работать в группе, повышение эмоционального фона.
Инструкция: Вы видели настоящие автомобильные гонки? Сейчас мы организуем нечто вроде автогонок по кругу. Представьте себе рев гоночного автомобиля - «Рррмм!» Один из вас начинает, произнося «Рррмм!» и быстро поворачивает голову налево или направо. Его сосед, в чью сторону он повернулся, тут же «вступает в гонку» и быстро произносит свое «Рррмм!», повернувшись к следующему соседу. Таким образом, «рев мотора» быстро передается по кругу, пока не сделает полный оборот. Кто хотел бы начать?
Упражнение 2. «Движение»
Цель: развитие навыков принимать и передавать информацию без искажений в процессе сообщения.
Инструкция: Все участники становятся по кругу. «На счет „раз" каждый из участников начинает делать какое-либо движение. При этом все остаются на своих местах. Желательно выбирать такие движения, которые может делать каждый участник. На счет „два" надо прекратить делать то движение, которое бы делали на счет „раз" начать выполнять то движение, которое на счет" „раз" делал ваш сосед слева. Если все будут внимательны, то движение каждого, пройдя по кругу, вернется к своему „автору". Упражнение выполняется до тех пор, пока движение каждого участника не вернется к нему.
Обсуждение: По окончании упражнения, когда движение каждого завершит полный круг, тренер спрашивает участников о том, к кому вернулось его движение, есть ли изменения в его характере. Обсуждение направляется на осознание причин искажения передаваемых движений и того, что могли бы предпринять участники, чтобы этого не происходило.
Упражнение 3. «Узнай по голосу»
Инструкция: Ребята становятся в круг, в середину которого входит водящий. Ему завязывают глаза. Играющие идут по кругу вслед за руководителем, повторяя его движение (гимнастические или танцевальные), затем останавливаются и говорят:
Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок мы встали.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя - узнай!
Руководитель молча указывает на одного из играющих, который восклицает: “Узнай, кто я!”. Водящий должен назвать его имя. Если он угадал, узнанный становится водящим, если ошибся, игра повторяется. Когда ребята начнут различать голоса товарищей, можно разрешить им изменять свой голос, чтобы усложнить игру.
Упражнение 4. «Телеграмма»
Инструкция: За основу телеграммы берется какого-нибудь слово. Каждый из играющих придумывает телеграмму, в которой каждое слово начинается с одной из букв “главного” слова. Например, мы взяли слово “сумка”. Тогда можно придумать такую телеграмму, посланную из зоопарка:
“Сегодня убежал медведь. Караул! Администрация”
Упражнение 5. «Фантазеры»
Инструкция: Играющим предлагают тройни слов, которые нужно включить в высказывание. Победит тот, кто удачнее соединит слова. Например: чай, очки, газета - Дедушка выпил чай, надел очки и начал читать газету.
Обед, трамвай, библиотека
Друг, кино, мороженое
Теплоход, север, школьники
Рефлексия
Занятие №11
Цель: развитие эмпатии, коммуникативных навыков.
Приветствие.
Упражнение 1. «Подари улыбку»
Инструкция: Участники по часовой стрелке по кругу дарят соседу слева улыбку. Причем, одаривая улыбкой, нужно посмотреть в глаза партнеру.
Упражнение 2. «Найди своих»
Инструкция: Участники вытягивают листочки с названием животных (3-4 вида по 1,2,3,4 (разное количество) каждого). Потом все закрывают глаза и начинают искать «собратьев» издавая характерные звуки (га-га, мяу-мяу…).
ОБСУЖДЕНИЕ:
Все ли нашли «своих»?
Какие чувства испытывали в ходе игры?
Кто звал?
Кто услышал и подошел?
Кто нашел быстро, кто искал долго?
Кто нашел сам или вас нашли?
В этой игре отслеживается стиль поведения человека в жизни.
Упражнение 3. «Групповой рассказ»
Инструкция: Попросите участников написать свои инициалы в правом верхнем углу листка (вы тоже подпишите свой листок). Каждый участник пишет короткую строчку, с которой будет начинаться рассказ, передает свой листок соседу слева, и тот дописывает свою строчку, продолжающую поэму. После того как каждый напишет по одной строчке на всех листках, законченный рассказ возвращается автору первой строки.
После того как все рассказы будут написаны, прочтите свою. Потом спросите, кто еще хочет прочитать свою поэму.
Упражнение 4. «Покажи пальцем»
Инструкция: Упражнение выполняется в круге. Для начала всем участникам предлагается поднять вверх руку с вытянутым указательным пальцем. Затем ведущий называет какое-либо свойство и предлагает участникам опустить руку, показав пальцем на того, кто, с точки зрения каждого из них обладает сегодня данным свойством. Например:
Покажите самого активного сегодня.
Самого сонного.
Покажите того, кто сегодня особенно веселил группу.
Того, кто сегодня помог вам
Покажите того, с кем бы вы хотели познакомиться поближе (или узнать больше информации).
Необходимо каждый раз делать паузу, чтобы участники могли рассмотреть группу с вытянутыми руками (кто на кого показывает). После этого дается команда «Руку вверх» и называется следующее свойство.
Упражнение 5. «Театр Кабуки»
Инструкция: Участники делятся на 2 команды. Команды договариваются, кого будут изображать: принцессу, дракона или самурая.
Ведущий показывает командам характерные движения для принцессы, дракона, самурая.
Принцесса: кокетливо делает реверанс; дракон: с устрашающим видом, поднимая руки вверх, шагает вперед; самурай: делает движение взмаха саблей. После того, как команды выбрали себе роль, ведущий сообщает:
«Принцесса очаровывает самурая. Самурай убивает дракона. Дракон съедает принцессу». Затем команды выстраиваются в 2 шеренги друг напротив друга и по команде ведущего характерным движением показывают роль, которую выбрали.
По одному очку получает команда, чья роль оказывается наиболее выгодной. Например, Принцесса и самурай (1 очко получает принцесса, потому, что она его очаровывает). Самурай и Дракон (1 очко получает самурай, потому, что он его убивает).
Дракон и Принцесса (1 очко получает дракон, потому, что он съедает принцессу). Принцесса и Принцесса, Дракон и Дракон, Самурай и Самурай (никто не получает очка).
Побеждает та команда, которая набрала больше баллов
Рефлексия
Занятие №12
Цель: Развитие коммуникативных навыков.
Приветствие.
Упражнение 1. «Печатная машинка»
Инструкция: Водящий выходит за дверь. Остальные загадывают песню. Слова, составляющие песню, распределяются между членами группы. Затем слова должны быть сказаны как можно быстрее, причем каждый называет громко свое слово.  
Упражнение 2. «Путешествие в детство»
Инструкция: Упражнение выполняется в парах. Тренер предлагает каждому выбрать себе в пару того члена группы, которого он знает меньше всех остальных (наименее знакомого члена группы). Задание Каждому из вас дается 5 минут для того, чтобы рассказать своему собеседнику, каким он (ваш собеседник) был, с вашей точки зрения, когда ему было 5 лет. При этом можно говорить не только о внешнем облике, но и об особенностях поведения, характера».
После того как первая пятиминутка завершится, тренер предлагает тому участнику, который слушал рассказ о себе, в течение 1 минуты сказать рассказчику, что в его рассказе было наиболее точным и что в его жизни было совсем не так.
Далее 5 минут для рассказа дается другому участнику пары, а слушатель в конце рассказа получает 1 минуту для обратной связи.
рефлексия «Что вы чувствовали, когда слушали рассказ о себе?», «Какие впечатления возникли у вас в ходе выполнения упражнения?» и т. д.
Упражнение 3. «Дом вверх дном»
Инструкция: Группа разбивается на тройки и каждому в тройке дается роль: первый - «немой и слепой», второй - «паралитик и глухой», третий - «глухой и немой». Всем группам сначала говорится одно и то же: после того, как им предложат их вариант задания, они должны договориться, как они будут все выполнять, а потом рассказать это другим. Затем каждой группе в отдельности предлагается ситуация. Для первой группы - вы едете отдыхать к морю, вам надо договориться, как вы поедете, как будете загорать, купаться и т. д. Для второй группы - вы едете на дачу копать картошку. Для третьей - в лес по грибы или надень рождения и т.д. Слепые закрывают глаза, глухие делают вид, что они не слышат, паралитики не двигают руками. Затем, когда они договорятся, каждая группа показывает это в лицах для всех.
Игра проходит очень весело, но самое главное, на ее примере можно обсудить, что происходит при нарушении некоторых каналов информации, насколько участникам было легко или тяжело договориться, насколько они в тройке дополняли друг друга.
Упражнение 4. «Животные»
Инструкция: Участникам на спину прикрепляются названия животных. Каждый должен угадать название своего. Остальные помогают, называя ассоциации, связанные с этим животным.
Рефлексия
Занятие № 13
Цель: научить проводить дискуссии.
Приветствие.
Упражнение 1. «Это Я»
Один участник выходит на середину. Его задача - одним жестом передать свой характер или какую-то черту. Остальные должны угадать, что он хотел сказать. Угадавший занимает его место.
Водящие выходят по желанию, не нужно в этом упражнении «принуждать» ребят. Если вначале желающих не находится, ведущий показывает пример сам.
Упражнение 2. «Катастрофа в пустыне»
Инструкция: Каждый участник получает специальный бланк (или чертит его по указаниям ведущего).
Ведущий дает группе следующую инструкцию:
- С этого момента все вы - пассажиры авиалайнера, совершавшего перелет из Европы в Центральную Африку. При полете над пустыней Сахара на борту самолета внезапно вспыхнул пожар, двигатели отказали, и авиалайнер рухнул на землю. Вы чудом спаслись, но ваше местоположение неясно. Известно только, что ближайший населенный пункт находится от вас на расстоянии примерно 300 километров. Под обломками самолета вам удалось обнаружить пятнадцать предметов, которые остались неповрежденными после катастрофы.
Ваша задача - проранжировать эти предметы в соответствии с их значимостью для вашего спасения. Для этого нужно поставить цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 - у второго по значимости и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас. Заполняйте номерами первую колонку бланка. Каждый работает самостоятельно в течение пятнадцати минут.
Список предметов:
Охотничий нож.
Карманный фонарь.
Летная карта окрестностей.
Полиэтиленовый плащ.
Магнитный компас.
Переносная газовая плита с баллоном.
Охотничье ружье с боеприпасами.
Парашют красно-белого цвета.
Пачка соли.
Полтора литра воды на каждого.
Определитель съедобных животных и растений.
Солнечные очки на каждого.
Литр водки на всех.
Легкое полупальто на каждого.
Карманное зеркало.
После завершения индивидуального ранжирования ведущий предлагает группе разбиться на пары и проранжировать эти же предметы снова в течение десяти минут уже совместно с партнером (при этом номерами заполняется второй столбик в бланке со списком предметов). Следующий этап игры - общегрупповое обсуждение с целью прийти к общему мнению относительно порядка расположения предметов, на которое выделяется не менее тридцати минут.
Из наблюдения за работой участников хорошо видна степень сформированности умений организовывать дискуссию, планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументировано доказывать свою точку зрения, владеть собой. Часто разворачивающиеся жаркие споры-баталии, когда никто не желает прислушаться к мнению других, наглядно демонстрируют самим участникам их некомпетентность в сфере общения и необходимость изменения своего поведения.
По окончании дискуссии ведущий объявляет, что игра завершена, поздравляет всех участников с благополучным спасением и предлагает обсудить итоги игры. Первым вопросом, на который ведущий просит ответить всех участников но кругу, является следующий: "Удовлетворен ли ты лично результатами прошедшего обсуждения? Объясни почему".
Ответы участников с необходимостью сопровождаются рефлексией, цель которой - в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности. Возникшая в результате дискуссия подогревается ведущим, задающим уточняющие вопросы примерно такого типа:
Что вызвало твою удовлетворенность (неудовлетворенность)? Как, по-твоему, в верном направлении продвигалась ваша дискуссия или нет?
Была ли выработана общая стратегия спасения? Что тебе помешало принять активное участие в обсуждении? Ты не согласен с принятым решением? Почему тебе не удалось отстоять свое мнение?
Кто в наибольшей степени повлиял на исход группового решения, то есть по сути дела оказался лидером, сумевшим повести за собой группу?
Что именно в поведении лидера позволило ему заставить прислушаться к себе? На какой стадии появился лидер?
Какими способами другие участники добивались согласия с их мнениями?
Какие способы поведения оказались наименее результативными?
Какие только мешали общей работе?
Как следовало бы построить дискуссию, чтобы наиболее быстрым способом достигнуть общего мнения и не ущемить права всех участников?
Обсуждение итогов игры должно подвести группу к тому, чтобы самостоятельно разобраться в вопросе, как наилучшим способом организовывать Дискуссии, как избежать грубых столкновений в споре и расположить других к принятию своего мнения. Как правило, в процессе обсуждения затрагивается очень широкий спектр проблем: фазы, через которые проходит практически любая дискуссия, лидер и его качества, навыки эффективного общения, умения самопрезентации и т. д. При необходимости ведущий только помогает более четко сформулировать найденные участниками закономерности. Очень большое значение имеет самоанализ участниками собственного поведения, который обогащается обратной связью от других членов группы. От ведущего зависит, чтобы эта обратная связь не превратилась в серию взаимных обвинений, а носила бы конструктивный характер и была принята участниками.
Практически всегда возникает вопрос о "правильном" ответе на проблему дискуссии. Такой ответ дается ведущим, но с оговоркой, что это мнение зарубежных экспертов, с которым мы вправе не соглашаться, но вынуждены учесть важность выбора стратегии спасения для ранжирования предметов: либо двигаться по пустыне к людям, либо ждать помощи от спасателей. Если в группе при обсуждении практически не поднимался вопрос о стратегии, то на этом этапе обнаруживается, что часть участников молчаливо подразумевала первый вариант, в то время как другая часть имела в виду второй. Этим выявляется еще одна причина взаимного непонимания.
Итак, ответы:
Вариант "Ждать спасателей" (кстати, по мнению экспертов, предпочтительный).
Полтора литра воды на каждого. В пустыне необходима для утоления жажды.
Карманное зеркало. Важно для сигнализации воздушным спасателям.
Легкое полупальто на каждого. Прикроет от палящего солнца днем и от ночной прохлады.
Карманный фонарь. Также средство сигнализации летчикам ночью.
Парашют красно-белого цвета. И средство прикрытия от солнца, и сигнал спасателям.
Охотничий нож. Оружие для добычи пропитания.
Полиэтиленовый плащ. Средство для сбора дождевой воды и росы.
Охотничье ружье с боеприпасами. Может использоваться для охоты и для подачи звукового сигнала.
Солнечные очки на каждого. Помогут защитить глаза от блеска песка и солнечных лучей.
Переносная газовая плита с баллоном. Поскольку двигаться не придется, может пригодиться для приготовления пищи.
Магнитный компас. Большого значения не имеет, так как нет необходимости определять направление движения.
Летная карта окрестностей. Не нужна, так как куда важнее знать, где находятся спасатели, чем определять свое местонахождение.
Определитель съедобных животных и растений. В пустыне нет большого разнообразия животного и растительного мира.
Литр водки на всех. Допустимо использовать в качестве антисептика для обеззараживания при любых травмах. В других случаях имеет малую ценность, поскольку при употреблении внутрь может вызвать обезвоживание организма.
Пачка соли. Значимости практически не имеет.
Вариант "Двигаться к людям". Распределение по значимости будет иметь несколько иной вид:
Полтора литра воды на каждого.
Пачка соли.
Магнитный компас.
Летная карта окрестностей.
Легкое полупальто на каждого.
Солнечные очки на каждого.
Литр водки на всех.
Карманный фонарь.
Полиэтиленовый плащ.
Охотничий нож.
Охотничье ружье с боеприпасами.
Карманное зеркало.
Определитель съедобных животных и растений.
Парашют красно-белого цвета.
Переносная газовая плита с баллоном.
Иногда прояснение взаимных впечатлений и открытый обмен обратной связью на первых этапах тренинга затруднены, и хотя эта игра остается полезной и эффективной, она не способна полностью снять психологические защиты участников.
Упражнение 3. «Испорченный телефон жестов».
Инструкция: Участники встают в затылок друг другу. Последний в колонне поворачивает к себвпереди стоящего и показывает ему свой жест. Например, жмет руку и пару раз приседает. По цепочке этот жест передается до 1 человека. По ходу он искажается.
Обсуждение: Мы слушаем друг друга невнимательно, но и чувствуем друг друга невнимательно, привносим что-то свое. Если сказать человеку: «Смотри, ты не понимаешь другого человека!», это вызывает протест. Здесь наглядно видно, что все мы разные и понять другого очень сложно.
Рефлексия
Занятие №14
Цель: Обучение формам реагирования в конфликтных ситуациях.
Приветствие.
Упражнение 1. Понятия
КОНФЛИКТ - это противоречие, несогласие. «Бороться вместе».
Что приносит конфликт - вред или пользу?
Следует ли избегать конфликта?
Позитивный выход из конфликта - решение проблемы.
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА:СОПЕРНИЧЕСТВО - стремление добиться успеха за счет другого человека.
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ - принесение себя в жертву.
КОМПРОМИСС - ни вашим, ни нашим.
ИЗБЕГАНИЕ - нет стремления ни к кооперации, ни к достижениям.
СОТРУДНИЧЕСТВО - обсуждение длится до тех пор, пока не придут к обоюдоприемлемым решениям.
СЛОВА ВЕДУЩЕГО: Неотъемлемая часть регулирования конфликта - доверие. Если два ученика поссорились, то они помирятся, если будет доверие друг к другу.
Почему важно доверять в критической ситуации? (О доверии в группе).
КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ.Что такое секрет?
Если вы поделились секретом с лучшим другом, а он рассказал его другим, что вы чувствуете?
Если вам рассказали по секрету о затруднении, вы расскажете другим об этом?
В каких случаях можно рассказать? (угроза жизни)
Факт того, что вам рассказали, может означать просьбу о помощи?
Что в этом случае важнее: верность слову или безопасность человека?
Упражнение 2. «Конфликтные ситуации»
Инструкция: Раздать карточки с описаниями ситуаций (упражнение выполняется в парах):
Наташа, Вика и Ира разговаривали на уроке биологии. Они шептались, писали записки друг другу. Однажды учитель рассердился на них и выгнал из класса. Он их наказал - теперь они в течение месяца должны ежедневно вытирать доску.
Лена и Лиля хорошие подруги. На прошлой неделе они писали контрольную работу по истории и получили хорошие оценки. Лена думает, что Лиля получила хорошую оценку, потому что она любимая ученица учителя по истории. Лиля говорит, что она много занималась и честно заслужила свою оценку. Девочки спорят и кричат друг на друга.
На школьном вечере ученики разделились на две группы. Миша - лидер одной группы, а Дина - лидер другой. Каждая группа смеется и веселится, но не обращает внимания на другую группу.
Группа ребят играла в футбол. Сразу после того, как Саша забил гол, Сережа ударил его по ноге.
Старшеклассники часто дразнят Петю без всякой на то причины. Иногда они даже кричат на него. Ни Петя, ни кто-либо другой не понимают, почему его всегда дразнят. Если кто-то из учеников просто посмотрит на Петю в школьном коридоре, он начинает дрожать, потеть и злиться. Сегодня один из старшеклассников подошел к Пете и начал приставать к нему. Петя разозлился больше, чем обычно.
Какие из них конфликтные? Обсудить явные и скрытые конфликты.
Упражнение 3. «Узел»
Инструкция: Встать в круг. Взяться за руки (но не рядом стоящие). Рукопожатием определить - этот узел можно развязать?
Упражнение 4. «Сюзанна»
Инструкция: Все встают в ряд. Ведущий - напротив них. Он дает команды: Руки вверх, в стороны, присесть... Если перед командой он произносит слова: «Сюзанна сказала...», то ребята выполняют команду, если этих слов не было, то команда не выполняется. Затем место ведущего занимает тренер, после серии команд после слов «Сюзанна сказала...», он произносит нереальную команду, типа: «съешь стул». Затем идет обсуждение:
Почему вы не съели стул?
Почему вы делали то, что говорит Сюзанна?
Всегда ли руководитель правил может дать «не тот» совет?
Что может случиться, если вы дали кому-нибудь плохой совет?
Почему важно принимать решения самому?
Оказавшись в конфликтной ситуации, мы обращаемся к другим людям за советом. Если этот совет хороший, мы будем обращаться к этому человеку и в следующий раз, когда нам надо будет принять решение.
Если совет окажется плохим, мы «спишем» все на этого человека - он виноват (ответственность не на нас), т.е. ответственность на том, кто дает совет. А вы, давая совет, отвечаете за действия другого человека?
Когда человеку трудно, ему очень нужен человек, который его внимательно выслушает. Но обратиться за советом - это не всегда плохо. Если ты не видишь выхода, если важны варианты - их можно спросить у другого. К кому чаще всего обращаются за советом?
Рефлексия
Занятие №15
Цель: Подведение итогов работы группы и закрепление всех приобретенных коммуникативных навыков.
Приветствие
Упражнение 1. «Ладоши»
Инструкция: Каждый кладет ладошки на колени рядом сидящих. Хлопают по очереди ускоряя темп. Игра идет до 5-7 выбывших.
Упражнение 2. «1 Минута»
Инструкция: Все закрывают глаза, а ведущий поднимает руку на 1 минуту. Если участник открыл глаза до истечения 1 минуты, это говорит о повышенной тревожности человека.
Упражнение 3 «Я вам пишу»
Нужны бумага и ручка каждому.
Инструкция: Подпишите свой лист в нижнем правом углу и передайте его соседу справа. Упражнение: вас в руках оказался лист, на котором стоит имя соседа. Адресуйте ему несколько слов. Это добрые слова, пожелания, признания, сомнения, рисунок. Но обращение должно уложиться в 1-2 фразы. Теперь загните часть листа, чтобы нельзя было прочитать ваши записи и передайте его соседу справа. В результате такого кругового письма каждый из участников обменивается взаимными «эмоциональными поглаживаниями».
Упражнение 4. «Зеркало» (другая версия)
Инструкция: Необходимо выбрать одного человека зеркалом, другого - отражением в зеркале. Они должны стоять лицом друг к другу, причем зеркало спиной к группе. Каждый участник группы будет подходить к зеркалу, отражение должно изображать характер, сущность и манеры того человека. Зеркало в свою очередь должно угадать кто стоит перед зеркалом. Поменяться.
Упражнение 5. «Паутинка».
Инструкция: Сесть плотно в круг. Катушку ниток передавать кому хочешь. Образуется «паутинка». На нее ведущий кладет папку.
Слова ведущего: между нами во время общения образуются невидимые нити. Мы понимаем друг друга, принимаем. Т.е. между нами появляется «Что-то», на чем можно строить наши дальнейшие серьезные, прочные отношения. Очень важно, чтобы это «Что-то» было в каждом и чтобы каждый мог усилить эту паутинку.
6. Слова ведущего: Хочется верить, что тренинг не прошел напрасно. Вы смогли глубже и разностороннее узнать себя, имели возможность активно поработать над своими сильными сторонами...
Упражнение 7. Обратная связь:
На занятиях я понял...
Я почувствовал...
Думаю...
Мне не понравилось ( меня раздражало)...
Мне понравилось...
Прощание

Список литературыАгавелян, О.К. Общение детей с нарушениями развития [Текст] : учеб.-метод. пособие / О.К. Агавелян. - М., 1988. - 62 с.
Большая энциклопедия психологических тестов [Текст] - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 416с.
Быков, А. К. Методы активного социально-психологического обучения [Текст] : учебное пособие / А. К. Быков. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
Вачков, И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие [Текст] / И.В. Вачков. - М.: Ось-89, 2006. - 224 с.
Вачков, И.В. Окна в мир тренинга: методол. основы субъект. подхода к групповой работе [Текст] : учеб. пособие / И.В. Вачков, С.Д. Дерябо. - СПб.: Речь, 2004. - 271 с.
Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники [Текст] : Учебное пособие / И.В. Вачков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2007. - 257 с.
Вачков, И.В. Помощь в развитии [Текст] / И.В. Вачков // Школьный психолог. -2002. - №2.- С.4-7.
Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков [Текст] : метод. пособие / Грецов А. Г. - СПб.: Питер, 2008. - 160 с.
Игумнов, С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков [Текст] / С.А. Игумнов. - М.: Изд-во Инст-та психотерапии, 2000. - 108с.
Истратова, О.Н. Большая книга подросткового психолога [Текст] : практ. пособие / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 636 с.
Кривцова, С.В., Мухаматулина, Е.Н. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками: [Текст] : практ. руковод. для школ. психолога / С. В. Кривцова, Е. Н. Мухаматулина - М.: «Практика», 2002. -157 с.
Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук.: СПб.: Речь, 2006. - 224 с.
Ребус, Б.М. Психологические основы делового общения: Учеб. пособие для рук. образоват. учрежд., учителей и практич. психологов [Текст] / Б.М, Ребус. - М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. - 192с.
Ромек, В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях [Текст] : практ. пособие / В. Г. Ромек.- СПб.: Речь, 2005. - 175 с.
Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникационной компетентности в деловом взаимодействии[Текст] : практ. пособие / Е. В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2006. - 208 с.
Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии [Текст] / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. - 2-изд., испр. – М.: АКАДЕМИЯ, 2005. - 176с.

ПриложениеДиагностический материал:
Методика выявления «Коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС-2)Данная методика предназначена для выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и Товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т. д.).
Методика содержит 40 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ «да» или «нет». Время выполнения методики 10-15 мин. При этом отдельно определяется уровень коммуникативных и организаторских склонностей.
Вопросы:
Есть ли у Вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?
Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненной Вам кем-либо из Ваших товарищей?
Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вам отказаться от своих намерений?
Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
Трудно ли Вам включаться в новые для Вас компании (коллективы)?
Часто ли Вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
Легко ли Вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?
Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
Часто ли в решении важных дел Вы принимаетеинициативу на себя?
Раздражают ли Вас окружающие люди, и хочется ли Вам побыть одному?
Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
Испытываете ли Вы затруднение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?
Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
Полагаете ли, что Вам не представляет особого труда ввести оживление в малознакомую группу?
Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (на производстве)?
Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых?
Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято товарищами?
Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?
Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
Верно ли, что у Вас много друзей?
Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Ключ для обработки данных по методике "КОС-2"
Коммуникативные
склонности (+) Да 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37
(-) Нет 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39
Организаторские
склонности (+) Да 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38
(-) Нет 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40
Высокий уровень - 20-15 баллов
Средний уровень - 8-14 баллов
Низкий уровень - 0-7 баллов

Методика «Тест коммуникативных умений»Понятие "коммуникативные умения" включает в себя не только оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, но и умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т.д. Для проверки этих качеств предлагаем следующий тест.
Инструкция: "Отметьте ситуации, которые вызывают у Вас неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с любым человеком - будь то Ваш товарищ, сослуживец, непосредственный начальник, руководитель или просто случайный собеседник".
Варианты ситуаций:
1. Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть, что сказать, но нет возможности вставить слово.
2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.
3. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время разговора, и я не уверен, слушает ли он меня.
4. Разговор с таким партнером часто вызывает чувство пустой траты времени.
5. Собеседник постоянно суетится, карандаш и бумага занимают его больше, чем мои слова.
6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство недовольства и тревоги.
7. Собеседник отвлекает меня вопросами и комментариями.
8. Что бы я ни сказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл.
9. Собеседник всегда старается опровергнуть меня.
10. Собеседник передергивает смысл моих слов и вкладывает в них другое содержание.
11. Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться.
12. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.
13. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.
14. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонним: играет сигаретой, протирает стекла и т.д., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.
15. Собеседник делает выводы за меня.
16. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.
17. Собеседник всегда смотрит на меня очень внимательно, не мигая.
18. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это меня беспокоит.
19. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.
20. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.
21. Когда я говорю о серьезном, а собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.
22. Собеседник часто глядит на часы во время разговора.
23. Когда я вхожу в кабинет, он бросает все дела и все внимание обращает на меня.
24. Собеседник ведет себя так, будто я мешаю ему делать что-нибудь важное.
25. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом:" Вы тоже так думаете?" или "Вы с этим не согласны?"
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитайте процент ситуаций, вызывающих у Вас досаду и раздражение.
70%-100% - Вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать.
40%-70% - Вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям. Вам еще недостает некоторых достоинств хорошего собеседника, избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, не ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.
10%-40% - Вы хороший собеседник, но иногда отказываете партнеру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с Вами будет еще приятнее.
0%-10% - Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.
Методика «Тест на оценку самоконтроля в общении М. Шнайдера»Инструкция: Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них Вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву "В", если неверным или преимущественно неверным - букву "Н".
1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.
2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
10. Я не всегда такой, каким кажусь.
Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: "Я такой, какой я есть в данный момент". Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое "Я", мало подверженное изменениям в различных ситуациях.
Подсчет результатов
По одному баллу начисляется за ответ "Н" на 1, 5 и 7 вопросы и за ответ "В" на все остальные. Подсчитывайте сумму баллов. Если Вы искренне отвечали на вопросы, то о Вас, по-видимому, можно сказать следующее:
0-3 балла - у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают Вас "неудобным" в общении по причине вашей прямолинейности.
4-6 баллов - у Вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.
7-10 баллов - у Вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.
Стимульный материал к методике
«Рассказ по картинке»