Технологическая карта урока. Русский язык 3 класс Правописание приставок раз -, рас- УМК Перспективная нчальная школа

Предмет:
Русский язык

Класс:
3

Автор УМК:
Чуракова Н. А., Каленчук М. Л., Малаховская О. В., Байкова О. В.

Тема урока
Правописание приставок раз -, рас-

Тип урока:
Комбинированный

Цель урока:
Организовать совместную деятельность учащихся с целью научиться правильно писать слова с приставками раз -, рас-; самостоятельно выделять приставки в словах

Задачи урока:

Образовательные: дать представление о правописании приставок рас-, раз-
Развивающие: развивать фонетический слух, продолжить развитие умения анализировать, обобщать, формировать умение работать в паре, группе. Совершенствовать умение делать выводы и оценивать свою работу, находить и исправлять собственные ошибки, развивать умение работать с литературой, словарями.
Воспитательные: вовлечь в активную познавательную деятельность, совершенствовать навыки общения.

УУД
Предметные:
Знать, как пишутся приставки раз -, рас- ;
находить в тексте слова с приставками раз-, рас;
правильно выделять приставки в словах;
уметь работать с Обратным словарём и находить в нём слова с приставками рас- ,раз-;
уметь работать с Толковым словарём и находить в нём разъяснение необходимых слов
учить применять орфографические знания в повседневной жизни.
Метапредметные:
Регулятивные: развивать умение проводить рефлексию деятельности,
оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Познавательные: различать приставки и предлоги; знать, как правильно писать слова с приставками раз- или рас-; уметь осознанно и произвольно строить речевые высказывание в устной форме; самостоятельно создание алгоритма деятельности о правописании приставок раз- или рас-; уметь формулировать правило по написанию приставок раз- или рас-.
Коммуникативные: уметь работать в парах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Личностные:
Формировать положительную мотивацию к изучению правильного написания приставок, как показатель личной образованности и культуры речи.
Формировать чувство товарищества и взаимовыручки

Планируемые результаты
Обучающиеся научатся соотносить полученные знания и умения с требуемыми для выполнения учебной задачи; проводить мыслительные операции анализа и синтеза; работать самостоятельно, в парах и группах; анализировать причины возникновения затруднений; оценивать свои достижения.

Межпредметные связи
Литературное чтение, окружающий мир, информатика и ИКТ

Ресурсы:
Основные

Учебник «Русский язык» 3кл.ч. 2, 3; рабочая тетрадь; «Тетрадь для самостоятельной работы»; «Толковый словарь» В. И. Даля; «Толковый словарь» Т. В. Василенко
Компьютер. Интерактивная доска (ИД). Модель урока в программе SMAPT Notebook

Педагогическая технология
Технология проблемного диалога, элемент здоровьесберегающей технологии

Форма работы учащихся:

коллективная, индивидуальная, фронтальная, парная, групповая




Цель
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
Задания для учащихся, которых приведёт к достижению запланированных результатов
Формируемые УУД

I. Организационный
момент

Психологическая установка на урок

Подготовка класса к работе.
-Добрый день".
Уточнить, как готовы дети к уроку. (ИД)
-Какой девиз нашего урока?

-Ребята, а теперь улыбнемся, друг другу и пожелаем удачи. А чтобы наш урок был интересным, увлекательным и полезным, надо выполнять определенные правила.
Давайте вспомним эти правила.


Включаются в деловой ритм урока и проговаривают слова:







Первую строчку произносит учитель, а вторую - ученики



Быть должны, у нас в порядке,
Ручки, книжки и тетрадки.
-Все, что нужно, под рукой!"





На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Говори все четко, внятно,
Чтобы все было понятно,
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать,
Если друг стал отвечать
Не спеши перебивать.
Если друг стал отвечать,
Подними спокойно руку
Личностные: самоопределение к деятельности.




II. Мотивация к деятельности
(Самоопределение)

Мотивировать обучающихся к активной
учебно-познавательной деятельности


Учитель сообщает:
- Сегодня заседание клуба «Ключ и заря» мы проведём на природе. На экскурсию в лес с нами пойдут Анишит Йокоповна, Костя Погодин и Миша.
Я предлагаю план нашего занятия.
Успешность выполнения работы на каждом этапе вам необходимо оценивать
Мин. чистописания. (ИД)
- Дорожка нас привела на окраину леса.
-Что необычного вы увидели? ( На кустарниках висят таблички с буквами -з, с)
- Какие звуки обозначают эти буквы?
- Запишете
- Сейчас тихо, зайдём в лес.
Дети читают план. Анализируют, дополняют.










Дети слушают учителя и отвечают на вопросы, дают характеристику звуков


Работа над каллиграфией букв Зз, Сс.
Мин. чистописания
Словарная работа
Новые открытия
Применения знаний
Дополнительные задания

-отлично
- хорошо

- затрудняюсь







Личностные: самоопределение;
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
регулятивные:
оценивать ход и результат выполнения задания;

III. Актуализация опорных знаний

Включение обучающихся в учебную деятельность

Словарная работа (ИД)
- Прочитайте слова. Запишите. (ИД)
Оцените свою работу.

- Что вы знаете о написании слов с предлогами?
(открыть интерактивную доску)
- Какое слово лишнее? Почему?
- Подчеркните. Выделите приставку.
- Что вы знаете о написании слов с приставками?
- А хотите что – то ёще узнать о написании приставок?
Читают слова, анализируют, записывают. Самопроверка, сравнивают своё написание с написание на ИД
Анализируют правильность выполнения задания и оценивают.
Отвечают на поставленные учителем вопросы.




Ответы учеников.
(По) дроге, (на) брёзе, (у) жвотных, (к) сине, (от ) рстения, (возле) срении, расстяние

Регулятивные:
сравнивают свои ответы с ответами одноклассников;
коммуникативные:
внимательно слушают друг друга; учатся выражать свои мысли в соответствии с задачами, анализируют свои ответы;
познавательные: различать приставки и предлоги.


IV. Постановка учебной задачи

Познакомить учащихся с учебной задачей

Откройте стр.17.
Прочитайте, тему нашего заседания.
- Читаем диалог между Костей и Мишей
- Поставьте цель нашего заседания.
Пользуясь учебником стр. 17 формулируют тему заседания

Анализируют диалог между Костей и Мишей и формулируют цель урока.
(СЛАЙД№;4)
Закончите предложение:
Мы изучаем тему: «_________»
Цель урока:


Регулятивные:
анализируют учебную задачу и принимают её, сравнивают ответы с ответами одноклассников.
Коммуникативные: внимательно слушать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами.

V. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, алгоритма)

Учить детей самостоятельно формулировать правило и создавать алгоритм по написанию слов с приставками раз -, рас-.

- По дорожке заходим вглубь леса. (ИД)
- Что заметили? Что общего у всех этих слов?
- Разделите слова на две группы.
- Подчеркните в каждом слове букву, с которой начинается корень.
- Какая приставка пишется, если корень начинается со звонкого согласного?
- А если с глухого согласного? (открыть ИД)
- Сформулируйте правило
Читают слова, сравнивают, анализируют, записывают слова в две группы. Выполняют задания учителя.






Формулируют правило по написанию приставок раз-, рас-.

Анализируют правильность выполнения задания по ИД и оценивают.

Регулятивные: оценить результат выполнения задания, сравнивают ответы с ответами одноклассников, анализируют.
Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; самостоятельно создавать алгоритм деятельности, о правописании приставок раз- или рас-, уметь формулировать правило по написанию приставок раз-, рас-.

V I. Динамическая пауза

Дать возможность детям отдохнуть и проверить себя, как усвоили материал
Когда слышим слово с приставкой
рас - похлопали,
а когда слово – с приставкой
раз - попрыгать
Рас - похлопали
Раз - попрыгали

рассердился развяжет
рассказать разболелся
расследовать разбить
расшумелись раздолбить



V II. Применение полученных знаний и умений(решение полученных знаний)

Применять полученные знания учащихся при выполнении учебного задания

- Откройте учебники на стр. 18. -Выполните упр. 10, используя Обратный словарь
(Русский язык, 2часть стр.179)
- Работаем в паре.
(ИД)

Читают и анализируют задание. Договариваются в паре о выборе написания буквы. Демонстрируют и комментируют выполненную работу на ИД
Анализируют правильность выполнения задания и оценивают.
Открой словарь на стр.179. Используя, для работы все глаголы на – ать из первых двух столбиков слов. Выпиши слова с приставками раз и рас- в два столбика
Раздавать распускать
Разбивать растолкать
Развивать расписать

Регулятивные: оценить и результат выполнения задания, сравнивают, анализируют задание.
Познавательные:
знать, как правильно писать слова с приставками рас-, раз-.
Коммуникативные: уметь работать в парах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

V III. Работа по теме урока
Учить детей самостоятельно формулировать правило и создавать
алгоритм по написанию слов с приставками раз-, рас

-Отправляемся в путь за новыми знаниями. (ИД)
- Выделите в словах приставку.
- Какая буква пишется на конце приставки?
- Подчеркните её. А теперь подчеркните букву, с которой начинается корень каждого слова.
- Какой звук она обозначает?
- Какой вывод вы можете сделать?
Читают и записывают слова, отвечают на вопросы учителя, выполняют задания,
анализируют правильность выполнения задания, формулируют вывод и оценивают.

Разоделась берёза
Разобиделось ива
Не безопасно в лесу

Регулятивные: оценивают и результат выполнения задания, сравнивают ответы с ответами одноклассников.
Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, самостоятельно создавать алгоритм деятельности, о правописании приставок раз-, рас-; уметь формулировать правило по написанию приставок раз-, рас-.
Личностные результаты:
самоопределение к деятельности, способность к самооценке.

IX. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков

Закрепить ранее изученный материал, продолжить формирование умений и навыков.

Откройте «Тетради для самостоятельной работы»,
ч. 2. стр. 12 и выполните
упр. № 12.
(ИД)
Проверяют задания (ИД)


- Значение, каких слов непонятно?
Читают и выполняют задания. Выявляют и исправляют допущенные ошибки, если они есть
(ИД)
Анализируют правильность выполнения задания и оценивают.
Работа с Толковым словарём
Рассердился - сердится,
развяжите - вяжет, детей- дети, коты - кот, хвосты- хвост, разболелись – больно, свои - свой, разъярённых - ярость.

Регулятивные: оценить и результат выполнения задания, сравнивают, анализируют задание.
Коммуникативные: внимательно слушать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные: самостоятельно работают по алгоритму деятельности, о правописании приставок .

X. Контроль
над процессом и результатом учебной деятельности


Проконтролировать умения учащихся использовать полученные знания и умения
Проверить выборочно выполнение задания:
- Назовите из всех слов, которые вы выписали, только те слова, в которых есть приставка раз - или рас-
Зачитывают слова, проговаривают алгоритм написания слов с приставками рас-, раз- Анализируют правильность выполнения задания и оценивают.
Рассердился - рас-
развяжите - раз-
разболелись - раз-
разъярённых – раз-

Метапредметные результаты:
Сформированный способ деятельности. Самоопределение.


X I. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков

Учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания

- Нам пора возвращаться домой.
Перед нами три дороги. Объединитесь в группы. Выберите, по какой дорожке вы пойдёте. Прочитайте задание и приступайте к выполнению работы.
-Обсудите результаты своей работы.

Делятся на группы. Читают и анализируют задания. Договариваются в группе о выборе задания. Демонстрируют и комментируют выполненную работу на ИД, проговаривают алгоритм написания слов с приставками рас-, раз- Оценивают вклад в работу каждого участника группы.
Формулируют вывод

Разноуровневая самостоятельная работа. Задания написаны на листах разного цвета.
1дорожка.
Найдите слова с изученными приставками, выпишите их, выделите приставки и подчерните в каждом слове букву, с которой начинается корень.
Ласковым словом и камень растопишь.
Бездонную бочку водой не наполнишь.
2 дорожка
Замени словосочетание словом с тем же значением и приставками без-, бес-; Запиши это слово, выдели приставки и подчеркни в каждом слове букву, с которой начинается корень.
Образец:
ребёнок без зубов – беззубый
небо без звёзд -
плач без звука-
3дорожка
Запиши правильно, выдели орфограммы.
Быть (бе)голосым- остаться (бе) голоса, строки (и)письма – (и)писать черновик, работать (бе)шума – быть (бе)шумным
Личностные результаты:
осознают смысл изучения правописания приставок и успешного их использования в словах, понимают значимость правильного написания приставок в словах.



X II. Рефлексия деятельности



Сформировать личную ответственность за результаты своего труда

- Вот мы и дома. Завершаем наше заседание.
Учитель задаёт вопросы по уроку (ИД)
-О чём сегодня говорили на заседание клуба «Ключ и заря»?
-Что такое приставка?
- С какими приставками познакомились?
-Когда пишется приставка
рас- , раз-?
-Кто всё усвоил на уроке, поднимите, прямоугольник.
- Кто усвоил материал, но ещё нужна помощь поднимите круг.
- Кто испытывает затруднения, поднимите треугольник.
Краткое повторение нового материала.






Всё усвоил на уроке


Усвоил материал, но ещё нужна помощь.


Затрудняюсь.

Личностные результаты:
Самооценка личного вклада в общий результат деятельности.
Регулятивные: оценивать результат выполнения работы своих одноклассников


X III
Домашнее задание



Дать
инструктаж выполнения домашнего задания.

Упр.12, с. 19 в учебнике.
- Прочитайте домашнее
задание про себя.
- На что особо надо обратить внимание при выполнении этого упражнения?
Спасибо всем за урок!

Учащиеся читают задание про себя.
Задают вопросы по выполнению задания.


Личностные результаты:
Осознавать смысл изучения правописания приставок, понимать значимость правильного написания приставок.
Регулятивные: оценить ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.


15