Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: Правописание приставок рас-, раз-


МБОУ Пролетарская СОШ


Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе
по УМК «Перспективная начальная школа»
Тема «Правописание приставок раз- и рас-»


Урок подготовила и провела
учитель начальных классов
Яковенко Т.И.






2014г.
Открытый урок русского языка в 3 классе разработан на основе авторской программы УМК «Перспективная начальная школа» Р. Г. Чураковой, О. В. Малаховской, М. Л. Каленчук и ориентирован на работу по учебнику Н. А. Чураковой «Русский язык. 3 класс». План урока разработан и записан в виде технологической карты согласно требованиям Федерального Государственного Стандарта (ФГОС)
Планируемые результаты
Предметные: на уроке ученик получит знания о правописании приставок раз-, рас-; научится находить в тексте слова  с приставками раз-, рас-; научится правильно  выделять приставки в словах; закрепит умение работать с Обратным словарём  и находить в нём слова с приставками  раз- рас-; закрепит умение работать с Толковым словарём и находить в нём разъяснение необходимых слов.
Метапредметные: 
регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу;  преобразовывать практическую задачу в познавательную; составлять простейший план действий; осуществлять итоговый контроль по результату;
познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;
коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
Личностные: ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.



Ход урока
№ п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные учебные действия
Заметки, оформление доски
1.























2.









3.












































4.























5.










6.


















7.








8.












9.


Организационный.
- психологический настрой;
- самоопределение к деятельности.






















Орфографическая минутка.
















Словарная работа















































































Формирование новых знаний и умений.
















































Физминутка





















Закрепление





































Итог.
Домашнее задание












Рефлексия




















- Ребята, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, одноклассникам. Посмотрите на доску, только тихо – тихо, не спугните улыбку. Улыбка – это залог хорошего настроения.

СЛАЙД 2.

Давайте будем друг другу дарить хорошее настроение, а вместе с ним здоровье и радость.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Чтобы грамотно писать.


- Чтобы вы весь урок хорошо работали, я предлагаю вам провести гимнастику для пальчиков.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь с ним сильно,
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою,
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
Пусть бегут как зайчики!

Самомассаж рук.
- При помощи карандаша трем ладони с внутренней стороны, затем – с тыльной. Потом необходимо погладить обе руки. Дотронуться ладонями до щек и ощутить тепло своих рук.

- Откройте рабочие тетради, запишите дату, классная работа.
- На доске высказывание, прочтите его. Как вы понимаете смысл высказывания?

- Знания и умения очень важны в повседневной жизни. А незнание приводит к возникновению множества проблем.
- Спишите в тетрадь.
Оцените себя. ( на полях «+», «-»).
САМООЦЕНКА,






- Отгадайте загадки. Запишите отгадки.
1) Самый кислый он, друзья,
Утверждаю это я.
Нужно сахара вагон,
Чтоб с улыбкой съесть … (лимон).
СЛАЙД 3.



3)- Ты красная?
- Нет, черная.
- А почему же белая?
- Потому что зеленая.
СЛАЙД 4.


4)Бусы красные висят, из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи.
СЛАЙД 5.



5)Куста чудесней нет,
Он славит день весенний,
Пахуч и нежен цвет
Красавицы … (сирени).
СЛАЙД 6.





- Что объединяет эти слова?





- Проверим написание этих слов.
- Лимон, смородина, малина, сирень.
СЛАЙД 7.


- Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

Обменяйтесь тетрадями с соседом. Оцените работу друг друга.
ВЗАИМОПРОВЕРКА.




- А теперь поработаем со словом малина.
Составим синквейн.






- Дети, нужно беречь лекарственные растения, потому что они помогают нам сохранить здоровье. А здоровье нужно людям всегда и в праздники и будни.
- Ребята, какой праздник мы совсем скоро будем встречать?

- Назовите главных героев этого праздника.

- Я предлагаю отправиться в резеденцию к Деду Морозу и узнать побольше о нем.
СЛАЙД 8.
- Дед Мороз читает письма и, конечно, пытается ответить на все.
СЛАЙД 9.
А вот письмо от лесных зверей, они просят прислать им украшения, что – бы расшить шубу Снегурочки. Но что- то Дед Мороз совсем не понимает, что написано: расшить или разшить.
Определите в какой части слова затруднения?
- Как пишутся приставки?
Определите тему урока.
СЛАЙД 10.
Задачи.
- В этом нам поможет Учебник 3, с. 18, упр.10.
Обратный словарь на с. 179.
Выпишите слова с приставками раз- и рас- в два столбика.
Разломать распечатать
разбросать расписать
разболтать раскатать
размешать расхватать

Подчеркни в каждом слове букву, с которой начинается корень.
Какая приставка пишется, если корень слова начинается со звонкого согласного?
А если с глухого согласного?
Какой вывод можно сделать?
Вывод: таблица
Раз- Рас-


- Ребята, а сейчас запишем слова из упражнения 11, с. 18.
Разобидеть, разубедить, разоружить, разодеть.
Задание: выделить приставку.
Какая буква пишется на конце приставки? Подчеркните ее.
А теперь подчеркните букву, с которой начинается корень каждого слова.
Какой звук она обозначает?
Какой вывод можно сделать?
Чтение правила в учебнике с. 18.
СЛАЙД 11.



Алгоритм
СЛАЙД 12.
СЛАЙД 13.
Работа в парах.
На доске слова: ломать, писать, слышать, болтать, мешать, шатать, хвалить, бросать.
– Пользуясь алгоритмом, вставьте приставки раз- и рас- в данные слова. Запишите получившиеся слова в два столбика.


СЛАЙД 14.
Работа в группах.
Лингвистическая задача. Прочитать отрывок из сказки, назвать сказку. Найти слова с приставками раз-, рас-. Объяснить их написание.

СЛАЙД 15. Рефлексия.
Домашнее задание вам приготовила Снегурочка на снежинках.





Какой же Новый год без ёлки.

- Если урок понравился, то прикрепите игрушку на елочку, если нет, то не крепите ничего.
- Ребята, вы хорошо работали, и Дед Мороз приготовил для вас сюрприз, который вы найдете под св оими стульями. Он поможет вам сохранить здоровье и улучшить настроение.
А еще я хочу вам подарить буклеты по здоровому образу жизни и календари на 2015 г. Пусть он вам принесет удачу, здоровье, мир.
- Скоро закончится урок и ребята выйдут на перемену, а в это время наш класс надо хорошо проветрить потому, что заразные болезни передаются через воздух. Через воздух плохо проветриваемой комнаты можно заразиться не только свинкой, но и корью, дифтерией, гриппом и даже туберкулезом.

Спасибо за урок. До свидания.


Рассаживаются по местам;

Получают эмоциональный настрой на восприятие.











Выполнение упражнений.















Ответы детей.











Предметные:
- правильно списывать слова, проверять написанное, сравнивая с образцом.




Предметные:
- видеть в словах орфограмму.




- В лимоне и смородине содержится много витамина С, который укрепляет наш организм.


- Малина – лучшее средство при простуде. Горячий малиновый чай помогает быстрее выздороветь и набраться сил.


Настой из листьев и цветов сирени помогает при лечении суставов.




Ответы детей.
(Это названия лекарственных растений).




















Багатюк Д.











Ответы детей
( Новый год)



Ответы детей
( Дед Мороз и Снегурочка)















Ответы детей.
(В приставке)





Ответы детей.
(Слитно).


Работа у доски Дзюбенко Алина.



































Запись на доске Нехаев Н.И.








Дети делают вывод и заполняют таблицу.





















Раздаю задание на листочках, а по доске проверяем.














Раздаю домашнее задание.













Дети вешают игрушки на елочку.



Дети находят мандарины.
Личностные:
- выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей;

Предметные:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя;

Регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности;

Коммуникативные:
- планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные:
- умение точно и полно высказывать свои мысли.

Личностные:
- смыслообразование – какое значение это имеет для меня.



Коммуникативные:
- умение точно и полно высказывать свои мысли.

Личностные:
- смыслообразование – какое значение это имеет для меня.
22 декабря
Классная работа

- Высказывание:

«Нужно не просто знать, а заставлять знания работать!»

































































































































На доске таблица, в которую вставляются карточки с условными значками.





























Правила работы в группе:
- В группе должен быть ответственный.
- Если не понял, переспроси.
- Свое несогласие выражай вежливо.
- Один говорит, другие слушают.
- Работать должен каждый на общий результат.