Рабочая прорамма по кружковой работе для УОД
















Рабочая программа
по кружковой работе
« Солнечный круг»


Антонова Е. С.








Пояснительная записка

Актуальность

Гуманистический подход к образованию требует от психологов, педагогов пристального внимания к изучению природы ребенка.
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы слуха, зрения, речи, задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение опорно-двигательного аппарата) сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?
Средствами, способными решить все эти задачи, являются формы познавательно-исследовательского освоения мира. Это играет существенную роль в формировании личности ребенка с проблемами. Оно заключает в себе эстетическое, гуманистические, познавательные, нравственные ценности и воздействует на нравственное, духовное становление личности. Одной из важнейших составляющих этого процесса является осознание ребенком законов окружающего мира природы и способах их правильного применения, так как нарушение связей в системе «человек -- природа» ведет к утилитарному, безнравственному отношению не только к среде обитания, но и к обществу в целом.

Кружковая работа по теме «Солнечный круг» направлена на решение задач воспитания и социализации детей с умственной отсталостью. Основное назначение данного кружка заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), организации их свободного времени. Кружковая деятельность ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации детей с умственной отсталостью в комфортной развивающей среде; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления ребенка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
Программа кружковой работы условно разделена на три модуля:
- «Как прекрасен этот мир»
На занятиях этого модуля дети знакомятся с живой и неживой природой.
- «У природы нет плохой погоды»
В этом модуле они получают представления об изменениях в природе и учатся различать и характеризовать приметы времен года.
- «Чудо-огород»
Это практический модуль, в ходе которого дети могут сами вырастить урожай от семечка до стола.
Цели:
Создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью;
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.
Задачи:
Знакомство детей с разнообразием природы и ее классификацией, рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека.
Формирование качеств каждого воспитанника в зависимости от личностных особенностей ребенка, его интересов, состояния здоровья, возрастных особенностей характера и психики;
Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
Развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
Развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;
Формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя,
Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлнности и настойчивости в достижении результата;
Расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;
Формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; -формирование умений, навыков социального общения людей;
Развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, старшими детьми в решении общих проблем;
Укрепление доверия к другим людям;
Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
Формы и методы реализации
 Для достижения поставленных задач предусматриваются следующие формы и методы совместной деятельности.
Формы обучения: экскурсия, практическая работа, выставка творческих работ, творческое задание.
Методы обучения: объяснительный, информационно – сообщающий, иллюстративный, репродуктивный, исполнительный, частично-поисковый, поисковый.
  Планируемые результаты
Результаты освоения с умственной отсталостью программы воспитания оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования. Освоение программы, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение детей с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты воспитания включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Личностные результаты освоения должны отражать:
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения включают освоенные детьми знания и умения, специфичные для каждой  области, готовность их применения. Обязательное условие – ведение дневника. Дети должны знать:
названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы
Дети должны уметь:
- называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
- активно участвовать в беседе;
- связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;
Дети должны владеть лексикой по темам:
Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег). Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных
- в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц;
- в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц;
- в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек.
-в летние месяцы: жара, солнце, растения, овощи, труд.
Правильно посадить рассаду и ухаживать за ней в течение всего вегетационного периода;
Проводить наблюдения за овощными растениями (петрушка, лук, огурцы, помидоры, перец);
Проводить наблюдения за природными явлениями;
Работать с гербарным материалом.


Условия реализации программы.
Методическое обеспечение. Помещение – кабинет .
Наличие программы. Учебное оборудование – комплект мебели, ноутбук, фотоаппарат.
Методические разработки по темам. Материально – техническое обеспечение.
Наглядные пособия, дидактический материал. Садово-огородный инвентарь.
Используемая литература.
Ящики и горшки для овощных культур. Учебно-опытный участок. Семена

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «Солнечный круг»
ВОСПИТАТЕЛЯ АНТОНОВОЙ Е. С.

МЕСЯЦ
ГОД
ТЕМА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

1
Сентябрь
«Как прекрасен этот мир». «Здравствуй осень!»
 Прогулка по территории  интерната.

Знакомство с новым временем года – осенью, с сезонными изменениями в природе, с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада. Рассказать о значении тепла, воды для деревьев. Дать понятие о листопаде. Учить любоваться осенними листьями, различать листья по цвету. Воспитывать любовь к природе.

2
Сентябрь
« У природы нет плохой погоды»
Дневник наблюдения за погодой
Формировать представления об изменениях в природе;  Учить различать и характеризовать приметы времен года; воспитывать любовь к природе.

3
Октябрь
«Чудо-огород»
Овощи с огорода
учить детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа). Расширять представления о выращивании овощных культур.

4
Октябрь
« У природы нет плохой погоды»
Дневник наблюдения за погодой
Формировать обобщённое представление детей о временах года, включающие знания о явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, о состоянии растений весной, об особенностях жизнедеятельности животных и птиц Развивать умение делать выводы. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи, формировать умение решать спорные вопросы.

6
Ноябрь
« У природы нет плохой погоды»
Дневник наблюдения за погодой
Формировать представления об изменениях в природе;  Учить различать и характеризовать приметы времен года; воспитывать любовь к природе.

7
Декабрь
«Как прекрасен этот мир».
Ели и сосны в лесу
Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. Рассказать о том, как долго растут деревья.  Воспитывать бережное отношение к деревьям, чувство красоты зимнего убранства.

8
Декабрь
« У природы нет плохой погоды»
Дневник наблюдения за погодой
Формировать представления об изменениях в природе;  Учить различать и характеризовать приметы времен года; воспитывать любовь к природе.

9
Декабрь
«Как прекрасен этот мир».
Досуг «Елочка-красавица»
Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели.
Приобщать к традиции украшать ель к Новогодним праздникам.
Воспитывать патриотизм через русские традиции.

10
Январь 2017
«Как прекрасен этот мир». Жизнь птиц зимой
Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями.

11
Январь
«Как прекрасен этот мир».
Эксперимент «Вода, вода»
Формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в жидком и твердом состоянии (снег, лед).

12
Январь
« У природы нет плохой погоды»
Дневник наблюдения за погодой
Наблюдение за сезонными изменениями в природе (зима, снег, сугробы, лед) .Формировать представления об изменениях в природе;  Учить различать и характеризовать приметы времен года; воспитывать любовь к природе.

13
Февраль
«Как прекрасен этот мир».
Мы помогаем птичкам
Привлечь родителей и детей к изготовлению кормушек для птиц. Познакомить с кормом для птиц. Дать понятие, что зимой птицам тяжело, холодно и голодно. Воспитывать у детей желание помогать птицам (подкармливать)

14
Февраль
«Как прекрасен этот мир».Птичий двор
Познакомить детей с разнообразием домашней птицы. Познакомить с тем, что курица – домашняя птица, куры дают человеку также мясо и пух. Человек выращивает кур, ухаживает за ними. Без человека домашняя птица жить не может. Рассказать о цыплятах (маленькие, беспомощные, громко пищат). Воспитывать у детей желание ухаживать за цыплятами

15
Февраль
« У природы нет плохой погоды»
Дневник наблюдения за погодой
Формировать представления об изменениях в природе;  Учить различать и характеризовать приметы времен года; воспитывать любовь к природе.

16
Февраль
«Чудо-огород»
Посадка лука
Познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. Познакомить с технологией посадки лука. Рассказать о необходимости ухода за луком (полив, тепло, свет). Дать понятие о том, чем лук полезен. Воспитывать желание трудиться, быть полезным.

17
Март
«Чудо-огород»
Посев семян болгарского перца на рассаду
Познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян. Познакомить с технологией посева перца. Рассказать о необходимости ухода (полив, тепло, свет). Дать понятие о том, чем перец полезен. Воспитывать желание трудиться, быть полезным.

18
Март
«Как прекрасен этот мир».
Домашние животные
Познакомить детей: с домашними животными (коровой, козой, овцой, лошадью, ослом, свиньей); с их внешним видом, особенностями поведения. Сравнить козу и корову (чем отличаются, чем похожи); дать представление о том, что у домашних животных зимой появляются детеныши. За домашними животными ухаживает человек.

19
Март
« У природы нет плохой погоды»
Дневник наблюдения за погодой
Формировать представления об изменениях в природе;  Учить различать и характеризовать приметы времен года; воспитывать любовь к природе.

20
Март
«Чудо-огород»
Посев семян томатов на рассаду
Познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить. Познакомить с технологией посадки помидоров. Рассказать о необходимости ухода (полив, тепло, свет). Дать понятие о том, чем помидоры полезен. Воспитывать желание трудиться, быть полезным.

21
Апрель
«Как прекрасен этот мир».
Наши деревья
Продолжать знакомить детей с деревьями, растущими на участке детского сада; дать понятие о структуре дерева (корни, ствол, ветки, листья). Ствол покрыт корой. Весной на дереве набухают почки. Почки домики листочков. Развивать у детей желание рассматривать, наблюдать, делать умозаключения, выводы. Воспитывать умение видеть красоту природы в любое время года.

23
Апрель
« У природы нет плохой погоды»
Дневник наблюдения за погодой
Знакомить детей с временами года. Продолжать знакомить с характерными особенностями времени года «весна». Развивать речевую активность. Воспитывать у детей умение видеть красоту природы в любое время года. Формировать представления об изменениях в природе;  Учить различать и характеризовать приметы времен года; воспитывать любовь к природе.

24
Апрель
«Как прекрасен этот мир». «День Земли»
Дать детям первые знания о планете Земля. Рассказать, что нужно делать для того, чтобы Земля жила вечно и расцветала. Рассказать о том, что даже маленькие дети могут помочь Земле (не бросать фантики от конфет, не ломать ветки у деревьев, не пугать птиц и т. д.) Прививать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле.

25
Май
«Как прекрасен этот мир» Знакомство с песком
Познакомить детей с песком, со свойствами мокрого и сухого песка. Сухой песок сыпуч, из мокрого можно делать постройки. Вспомнить с детьми, какие постройки делали. Рассказать о значении песка для человека и животных. Воспитывать интерес к неживой природе.

26
Май
« У природы нет плохой погоды»
Дневник наблюдения за погодой
Формировать представления об изменениях в природе;  Учить различать и характеризовать приметы времен года; воспитывать любовь к природе.

27
Май
«Чудо-огород»
Весенняя обработка почвы
Познакомить с трудом людей весной, показать влияние сезонных изменений в природе на труд людей.

28
Июнь
«Как прекрасен этот мир». Наши птицы
Познакомить детей с птицами, прилетающими на участок (воробьи, трясогузки), с их внешним видом и повадками. Рассказать чем питаются летом. Воспитывать у детей экологическую культуру.

29
Июнь
«Чудо-огород»
Посадка растений на участке
закрепить представления о семенах - будущих растениях; закрепить знания    последовательности во время посадки семян.

30
Июнь
« У природы нет плохой погоды» Дневник наблюдения за погодой
Формировать представления об изменениях в природе;  Учить различать и характеризовать приметы времен года; воспитывать любовь к природе.

31
Июнь
«Чудо-огород»
Уход  за  растениями:   полив, прополка.
Воспитывать желание трудится, аккуратно ухаживать за посевами; воспитывать в детях любовь к природе.

32
Июль
«Чудо-огород»
Уход  за  растениями:   полив, прополка.
Развивать интерес к развитию и росту растений; Развивать речь детей. Уточнить представление детей о том, что растения вырастают из семян;     Закрепить знания об условиях роста семян (земля, вода, свет, тепло)

34
Июль
« У природы нет плохой погоды» Дневник наблюдения за погодой
Формировать представления об изменениях в природе;  Учить различать и характеризовать приметы времен года; воспитывать любовь к природе.

35
Июль
«Чудо-огород»
Уход  за  растениями:   полив, прополка.
Систематизировать знания детей о процессе выращивания растений.

36
Август
«Как прекрасен этот мир» .Природа и наше будущее
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

37
Август
«Чудо-огород»
Сбор урожая
Познакомить с трудом людей осенью, показать влияние сезонных изменений в природе на труд людей.

38
Август
« У природы нет плохой погоды» Дневник наблюдения за погодой
Формировать представления об изменениях в природе;  Учить различать и характеризовать приметы времен года; воспитывать любовь к природе.

39
Август
«Чудо-огород»
«Мы гордимся собой» Подведение итогов
Формировать познавательный интерес, исследовательские навыки (наблюдать, сравнивать, делать выводы, анализировать полученный результат), воспитывать трудолюбие, чувство удовлетворения от выполненной работы,










Мы помогаем птичкам

Цель: Закреплять знания детей о птицах.
Задачи:
1. Формировать познавательный интерес, познавательные способности, речь, внимание, воображение;
2. Способствовать снятию психоэмоционального напряжения, повышению настроения ребенка;
3. Развивать мелкую моторику кистей рук;
4. Укреплять здоровье детей через игровую деятельность.
Ход занятия
Сюрпризный момент
Утром детей встречает воспитатель. Обращает внимание детей на, то, что группа стала какая-то необычная: на стенах, столах иллюстрации с изображением птиц, спрашивает у детей, что они думают по этому поводу.
Беседа «Что мы знаем о птицах?»
Какое сейчас время года?
Какая погода на улице? (отметить погоду в календаре)
Посмотрите на фотографии и назовите птиц которых вы знаете?
Чем птички питаются? А зимой?
Чем отличаются птички от животных?
Что за волшебник превратил нашу группу в сказочный лес, пойду, посмотрю.
Входит Фея
Воспитатель (Фея) говорит: Здравствуйте, ребята, я Фея из волшебного леса. Я сегодня пришла к вам, чтобы пригласить вас продолжить путешествие в волшебный лес.
Воспитатель. Но, прежде, чем мы отправимся в волшебный лес, нам надо немного размяться и подкрепиться.
«Воробушки»
О чем поют воробушки
(шагать на месте)
В последний день зимы?
(руки в стороны на пояс)
Мы выжили!
(хлопать в ладоши)
Мы дожили!
(прыгать на месте)
Мы живы! Живы мы!
(шагать на месте)
Вос-ль:
Вот теперь когда мы размялись и подкрепились, можно отправляться в путешествие. На улице холодно, что нам надо сделать чтобы не заболеть?
(имитация одевания одежды, обуви)
Фея взмахивает волшебной палочкой и дети оказываются в волшебном лесу
Вот мы и оказались в лесу, посмотрите как много деревьев и много снега, чистый воздух.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМЕАСТИКА
Раздается пение птицы (воробушек)
Посмотрите ребята кто это?
Дети: Воробушек.
Воробушек:
Я веселый воробьишка
Серый маленький мальчишка
Мне едою служат мошки,
Мне едою служат крошки,
Дни мои зимою тяжки
Нет ни крошки ни букашки!
Я, ребята еле жив
Чив-чив-чив
Вы нам детки помогите
И от голода спасите!
Дети, как мы поможем птичкам?
ДЕТИ:
Покормить их.
ВОС-ЛЬ: А чем питаются птицы? А куда мы насыплем корм?
ДЕТИ: В кормушку.
ВОС-ЛЬ: Вот не задача, у нас всего одна кормушка а птичек много!
Я предлагаю сделать много кормушек своими руками.
ФЕЯ: я вам подскажу (из красивой коробочки достает образец кормушки)
Показ о объяснение
Пальчиковая игра. «Пальчик – мальчик»
Продуктивная деятельность. - (музыкальное сопровождение)
А теперь давайте насыплем корм для птичек.
(Рассматривают кормушки, радуются)
П\И «Воробушки и автомобиль»
А теперь дети мы с вами покажем нашим гостям какие мы ловкие.
На птичьем дворе

Цель: Расширять представления детей о домашних птицах и их птенцах.
Расширять представления о домашних птицах и их птенцах (особенности поведения, что едят, какую пользу приносят людям). Учить выделять и называть отличительные особенности внешнего вида домашних птиц.
Воспитывать доброту, ответственность, чувство любви к природе, формировать образ окружающего мира как дома для всего живого. активизация словаря по теме, упражнять в склонении сущ. ед. и мн. числа, образовании сложных прилагательных, развивать связную речь.
Ход занятия:
Организационный момент – активизация внимания.
- Утро, день, вечер, ночь, пролетают сутки прочь.
Игровое упражнение «Веселый денек» (дети встают в круг, каждый ребенок ловит - хлопает и называет части суток).
Утром встал гусак на лапки - потянулись
Приготовился к зарядке - ходьба на месте
Повернулся влево вправо - повороты
Приседанье сделал справно - приседания
Клювиком почистил пух – повороты головы
И скорей на стульчик плюх – присели.
Сообщение темы.
- Сегодня мы поговорим с вами о птицах. Кто такие птицы? (живые существа, у которых тело покрыто перьями, есть клюв, крылья, хвост).
Пришла в гости птичница Наташка. Приглашает посетить ее птичий двор.
- Но сначала отгадайте, какие птицы живут у Маринки?
Длинная шея, красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки. (Это гусь.)
Квохчет, хлопочет, детей созывает, всех под крылья собирает. (Это курица.)
Ходит, болбочет, на всех страх наводит. (Это индюк.)
Ходит на рыбалку не спеша, вразвалку: сама себе удочка, кто это? (Это уточка.)
Шипит, гогочет, ущипнуть меня хочет. Я иду, боюсь, кто это? (Это гусь.)
Живу во дворе, пою на заре. На голове гребешок. (Это петушок.)
Выставляется картинка «Птичий двор».
- Как назвать этих птиц одним словом? (домашние). Почему? (человек о них заботится, строит для них дом, кормит) Почему человек заботится о домашних птицах? (они приносят пользу). Какую пользу приносят человеку домашние птицы? (мясо, перья-пух, яйца)
Отправляемся на птичий двор,
Встречает нас там птичий хор.
Игр.упр. «Кто как кричит» (прослушивание аудиозаписи)/
- Кто так кричит? (Индюк). Что делает индюк? (Балбочет). Курица – кудахчет, гусь – гагочет, петух – кукарекает, утка крякает.
Игр.упр. «Чья семья?». Гусиная семья - гусь-гусыня-гусята и т.д.
Птичьи семьи вас встречают,
На зарядку приглашают.
Физминутка «Домашние птицы»
Наши уточки с утра - Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
(Идут в перевалочку)
Наши гуси у пруда - Га-га-га! Га-га-га!
(Вытянув шею, руки назад)
Наши курочки в окно – Ко–ко-ко! Ко–ко–ко!
(Остановились, в круг, крыльями бьют по бокам)
А индюк среди двора - Бал-бал-бал! Бал-бал-бал!
(Ругаются)
А как Петя – петушок
Рано-рано по утру нам споет: «Ку-ка-ре-ку!»
(Спиной в круг, на носочки, руки назад)
- Каких птиц мы видели у пруда? (уточки, гуси). Почему эти птицы любят ходить к пруду, что они там делают? (они любят плавать в пруду). Если эти птицы плавают в воде, это, какие птицы? (водоплавающие).
- Как выглядят лапки у гусей и уток? (три пальца вперед с перепонками, один назад). А зачем? А как выглядят лапы кур и индюка? (три вперед, один назад, на пальцах когти). А зачем? (разгребать землю, добывать корм). У всех птиц есть перья, чем отличаются перья уток и гусей от перьев кур и индюков? (перья прижаты к телу и покрыты жировой смазкой. Она не намокаети они могут долго плавать).
- Чем отличаются клювы? (у уток и гусей клюв плоский и широкий, они процеживают воду через боковые зубчики на клюве, оставляя все съедобное). Какой клюв у петухов и кур? (острый, чтобы клевать семена и зерна).
Игр.упр «У кого кто» - закреплять умение называть детенышей в ед. и мн. числе.
- В каждой птичьей семье есть птенцы, у каждой семьи разные, пока мы делали зарядку, все птенцы перепутались, поможем мамам найти своих птенцов?
У утки - утенок (утята) и т.д.
- За домашними птицами Маринка ухаживает, кормит, называет ласково. А давайте, и мы придумаем для них ласковые имена.
Игр.упр. «Назови ласково» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Утка - уточка, Петух- петушок, Курица- курочка, Индюшка - индюшечка, Цыплёнок - цыплёночек, Утёнок - утёночек, Гусёнок - гусёночек, Индюшонок - индюшоночек.
- Птичница Маринка хорошо ухаживает за своими питомцами. И они благодарят свою хозяйку. Куры, гуси, утки что несут? (яйца). Что можно приготовить из яиц? (яичницу, омлет, добавить в тесто). Пух и перья птиц хороши для подушек и перин.
- Домашние птицы не строят себе гнезда, птичница Маринка сама делает гнезда, а птицы откладывают и высиживают яйца. Из яиц вылупляются птенцы.
Игр. упр. «Один – много» - употребление в речи сущ. в ед. и мн. числе.
Итог. Обобщение.
- Ну вот и пора нам собираться домой. Спасибо за интересную встречу. Сегодня мы много интересного узнали, с птичницей Маринкой познакомились, с ее питомцами.
Игр.упр. «Обведи по точкам» - развитие внимания. Умение правильно держать карандаш.
- Каждому из вас Маринка подарила открытку, на которых нарисованы точки цепочкой. В этих точках спрятались птенцы. Точки все соедините, своего птенца вы назовите.



















Посадка лука

Цель: организация совместной познавательно – исследовательской деятельности взрослого с детьми.
Задачи:
- познакомить со строением луковицы, с условиями, необходимые для роста растения; -учить детей разным способам посадки луковиц;
закрепить знания цвета, формы предмета и уметь определять по его признакам; - воспитывать умение трудиться в коллективе;(
- прививать любовь к труду
1.Организационный момент.
Воспитатель: (Дети становятся вкруг, держась за руки)
- На снегу косые тени.
Разгулялся день весенний.
Вас приветствую, друзья
Всех вас рада видеть я
(Дети здороваются и садятся на пол кружком)
2.Основная часть.
Воспитатель: - Дети, я принесла сегодня для вас волшебный мешочек. Ой, куда же он делся? Наверное, я его потеряла. Помогите мне, пожалуйста, его найти. Он среднего размера, красного цвета.
Игра «Найди мешочек»
(дети ищут мешочек в групповой комнате)
- Спасибо, ребята. Мешочек это не простой, в нем спряталась сказка
Чтение стихотворения Михалкова С. «Овощи»
(воспитатель читает сказку и выкладывает на магнитной доске изображения овощей)
Хозяйка однажды с базара пришла,  Хозяйка с базара домой принесла:  Картошку,  Капусту,  Морковку,  Горох,  Петрушку и свеклу.  Ох!...  Вот овощи спор завели на столе - Кто лучше, вкусней и нужней на земле:  Картошка?  Капуста?  Морковка?  Горох?  Петрушка иль свекла?  Ох!...  Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала:  Картошку,  Капусту,  Морковку,  Горох,  Петрушку и свеклу.  Ох!...  Накрытые крышкою, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке:  Картошка,  Капуста,  Морковка,  Горох,  Петрушка и свекла.  Ох!...  И суп овощной оказался не плох! 
-Ребята, из чего хозяйка сварила овощной суп?
-Как назвать одним словом капусту, морковку, картошку? (овощи)
Ребята, но мне кажется, что в этот суп хозяйка забыла положить один очень важный овощ. Как вы думаете, какой?
(Если дети затрудняются ответить, воспитатель загадывает загадку - Сидит дед, в сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает ( Лук)). Воспитатель достает корзину с луком и раздает детям по луковице.
Рассматривание лука
Воспитатель: - Скажите, какого цвета лук?
- Потрогайте его пальцем и скажите: лук твердый или мягкий?
- А теперь я разрежу луковицу. Какой у нее запах? (резкий, неприятный)
- Кто смелый и может попробовать лук на вкус? Какой у лука вкус? (горький)
-Да, ребята, лук горький, но он очень полезный. В нем много витаминов. Лук вылечивает насморк. Его используют для приготовления супов, салатов и других блюд. А если луковицу посадить, то из него вырастут зеленые листики. Зеленый лук. Хотите посадить лук?
Посадка лука
Воспитатель: -Ребята, посмотрите внимательно на стол и скажите, что нам понадобится для посадки нашего лука? (с помощью воспитателя дети насыпают землю)
-Ребята, у лука есть верх и низ. Как вы думаете, откуда у луковицы будут расти зеленые листики?
-А вот низ луковицы называется донце, из него будут пробиваться корни. Покажите мне на ваших луковицах донце. Молодцы. Сажаем лук в землю донцем вниз.
Что теперь необходимо сделать? (полить лук.)
Дети поливают лук
-Ребята, вы посадили свои луковицы в землю. А как вы думаете, можно вырастить лук без земли? (Воспитатель рассказывает, что лук может расти без земли. В домашних условиях лук можно посадить в воду и получить зеленые побеги).
-Для быстрого прорастания лука необходимы свет и тепло. Есть в нашей группе такое место? Где оно? (на подоконник)
3. Заключительная часть.
Воспитатель: - Ребята, наша хозяюшка очень довольна и предлагает поиграть. Хотите поиграть вигу «Овощи»?
Игра «Овощи»
Как- то вечером на грядке (дети идут по кругу,
Репа, свекла, редька, лук взявшись за руки)
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг.
Рассчитались четко тут же: (останавливаются, считают)
Раз, два, три, четыре, пять.
Прячься лучше, прячься глубже,(приседают)
Ну а ты иди искать!
(Водящий ищет детей, угадывает, кого нашел.)
Итог.









 
 
 
Посадка семян перца на рассаду

Цели: повторить пройденный материал по теме семейство паслёновых. -способствовать формированию представлении о технологии посадки семян перца на рассаду.   Способствовать развитию речи учащихся. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса воспитанников к ведению приусадебного участка.Создать оптимальные условия для воспитания у учащихся уважение к труду в сельской местности, желание участвовать в трудовом процессе.
Ход занятия:
Орг. Момент
 В огород пойдем,
(шаги на месте)
Урожай соберем.
Мы моркови натаскаем                              
  ( «таскают»)
И картошки накопаем.                                  
  («копают»)
Срежем мы кочан капусты,                            
(«срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный,                  
(показывают круг руками три раза)
Щавеля нарвем немножко                            
 («рвут»)
И вернемся по дорожке.                                
  (шаги на месте)
Повторение пройденного материала
Сообщение о происхождение сладкого перца,
Хорошо значит родина перца это Южная Америка, это южная, теплолюбивая культура.  Ребята существует несколько разновидностей перца, перец ещё бывает острым или его называют горьким, посмотрите пожалуйста, но не рекомендую пробовать на вкус ощущения не из лучших (показать острый перец). Применяют как приправу (показать пачку перца)
Вернёмся к сладкому перцу. Чтобы вырастить такую красоту нужно очень много терпеливо работатьВ диком виде встречается в тропических районах Америки. 
При посадке перца необходимо соблюдать определенную технологию которую мы с вами будем выполнять. Скажите пожалуйста какие цвета перца у меня в руках (красный и жёлтый). Это говорит о том, что существует много разновидностей и сортов сладкого перца (показать слайд 2) перец бывает толстостенный(показать) и тонкостенный на любителя.
Ребята для того чтобы вырастить перец, мы с вами должны знать его вкусовые качества и полезные качества перца.  Скажете какой вам больше понравится на вкус. (Нарезки), для чего и где применяется, (заготовки на зиму, заморозить). Сказать о пользе (витаминах). разный по вкусовым качествам(полусладкий)                                                        
Физминутка.
Все ребята дружно встали.
 И на месте зашагали.
На носочках потянулись, а теперь назад прогнулись.
Как пружинки мы присели, и тихонько разом сели.
«Посадка семян сладкого перца на рассаду». Записать в тетради тему урока.
Подготовка и посев пророщенных семян перца.
выбор и подготовка семян.
 Нам потребуется:
 1. Семена (показать семена, пакеты с инструкцией раздать воспитанникам изучить, определить на всхожесть.
2. Посадка семян перца. Для того чтобы вырастить рассаду в домашней теплице или обычной комнате, семена сажают в стандартные коробки, горшки или чашки для рассады, которые в диаметре не больше 10-15 см. 
3. Пленка для укрытия (под пленкой сохраняется необходимый микроклимат) приступаем к работе показать правильную посадку семян. А теперь ребята каждый из вас посадит самостоятельно, и через 10 - 14 дней мы вами проверим (как говорится в народе у кого рука легкая) В каком торфяном ящике раньше взойдут семена (горшки, подписанные ФИО воспитанников), сами напишут дату посадки. Молодцы ребята. Все хорошо справились
ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Какую культуру мы сегодня рассмотрели? (сладкий перец. Скажите пожалуйста, для чего мы с вами посадили семена? (для получения рассады).
Итог урока.Рефлексия.













Мы в ответе, за того кого приручили

Цели: Закрепление представлений о домашних животных. Совершенствование грамматического строя (употребление предложно-падежных конструкций, согласование прилагательных с существительными в Т.п., расширение глагольного словаря детей по теме). Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.
Ход занятия.
Организационный момент. Ребята, к нам в гости пришла кошка Китти. Она принесла картинку, но не знает, что на ней нарисовано. Ребята, посмотрите внимательно на картинку. Давайте расскажем Китти, что мы на ней увидели? (домашние животные).
Каких домашних животных вы видите?
«Путаница» А что перепутано в этом стихотворении
Замяукали котята: "Надоело нам мяукать! Мы хотим, как поросята, Хрюкать!" А за ними и утята: "Не желаем больше крякать! Мы хотим, как лягушата, Квакать!" Свинки замяукали: Мяу, мяу! Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю! Уточки заквакали: Ква, ква, ква! Курочки закрякали: Кря, кря, кря! Воробышек прискакал И коровой замычал: Му-у-у! Прибежал медведь И давай реветь: Ку-ка-ре-ку!
«Кто как голос подает?»
- Как разговаривает кошка? Что она делает? («мяу» - мяукает)
- Как разговаривает корова? Что она делает? («му» - мычит)
- Как разговаривает свинья? Что она делает? («хрю» - хрюкает)
- Как разговаривает овца? Что она делает? («ме» - блеет)
- Как разговаривает кошка? Что она делает? («и-го-го» - ржет)
«Подскажи словечко»
Вот обрадовались звери! Засмеялись и запели, Ушками захлопали, Ножками затопали. Гуси начали опять По-гусиному кричать: Га-га-га! Кошки замурлыкали: Мур-мур-мур! Птицы зачирикали: Чик-чирик! Лошади заржали: И-и-и! Мухи зажужжали: Ж-ж-ж! Лягушата квакают: Ква-ква-ква! А утята крякают: Кря-кря-кря! Поросята хрюкают: Хрю-хрю-хрю!
Пальчиковая гимнастика «Кошка».
Ребята предлагаю вам поиграть в пальчиковую игру «Кошка»
Приготовили все свои ладошки.
Кушай, кошка,( Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Вот картошка,
Вот мука, а вот зерно,
Вот морковь, а вот пшено.
Но закрыла кошка рот (Смыкают большой палец с остальными правой руки)
И картошку не берет (Грозят указательным пальцем левой руки)
Ей не нравится мука, (Грозят указательным пальцем правой руки.)
Кошка просит молока. (Протягивают обе ладошки)
Хлопают в ладоши.
 Игра «Накорми животных».
Ребята, животных надо кормить, поэтому давайте их угостим.
Чем ты угостишь корову? (Я угощу корову сеном.)
Чем ты угостишь собаку? (Я угощу собаку косточкой и мясом.)
Чем ты угостишь коня? (Я угощу коня травой.)
Чем ты угостишь кота (Я угощу кота рыбой и молоком.)
Чем ты гостишь козу (Я угощу козу сеном.)
Чем ты угостишь кролика? (Я угощу кролика морковкой.)
Я думаю, ребята, что наши животные очень довольны, что вы их накормили.
Игра «Далеко – далеко на лугу пасутся ко».
Импровизация движений под песню.
Вам понравилась эта песенка? (Да)Окончание занятия.Наше занятие подошло к концу. О чем мы говорили на занятии? В какие игры играли? Какая игра тебе больше понравилась.
Посев семян помидоров для выращивания рассады

Цель: развивать знания детей об овощных культурах и их семенах
Задачи: уточнить представление детей о том, из чего можно вырастить растение. Учить детей приемам посева семян. Подвести детей к пониманию условий, необходимых для условий, необходимых для условия роста растений. Развивать мышление, наблюдательность, речь. Воспитывать желание самим выращивать растения из семян.
Ход занятия:
Загадывание загадки о помидоре:
Как на нашей грядке
Выросли загадки –
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют
К осени краснеют.
Дети: это помидор
Воспитатель: Да, дети, это помидор. С древних времен все знают, что помидоры очень вкусны. Они богаты витаминами А и С. Помидорам нужен теплый климат. Поэтому весной, семена высаживают в специальные теплицы – тогда они успевают созреть до конца лета. Томаты хорошо развиваются в рыхлой почве. Сегодня мы с вами будем сеять семена. Все семена живые. Сейчас они спят. Это может продолжаться целый год и даже больше. Но в каждом небольшом семечке, храниться огромная «сила жизни
. если создать необходимые условия, эта сила поможет семени дать росток, растению вырасти, зацвести, принести плоды. Каким будет растение и какие этапы оно пройдет, мы узнаем в ходе игры.
Дидактическая игра «Волшебное семечко»
Цель игры: познакомить детей с этапом роста развития овощных культур от семени до взрослого плодоносящего растения. Развивать внимание, память, мышление. Формировать умение анализировать.
Ход игры:
На столе вперемешку лежат карточки с изображением разных фаз роста растений. Каждый ребенок получает одно семя какой-либо овощной культуры. Дети подбирают карточки, которые имеются таким же семенем. Внимательно рассматривают карточки и раскладывают их по фазам роста растения.
Воспитатель: Хорошо дети справились с заданием. А теперь давайте подготовим свои пальцы для работы с землей.
Проводиться пальчиковая игра «Растения»
Много всяких растений повсюду
Возле речки, на пруду, на поляне и в саду.
Утром весенним раскрывают они лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.
(пальцы сжаты в кулак, плотно прижаты друг к другу, медленно поднимаются вверх до высоты большого пальца – прорастает растение. Тыльные стороны ладоней соединены, пальцы опущены вниз – корень растения)
Воспитатель: Мы не можем посадить семена в открытый грунт, потому что за окном хозяйничает зима. Но мы можем вырастить растения у себя в группе. Для этого семена нужно «разбудить», что бы они «проснулись», поместим их в «волшебные» мисочки.
На дно положим круглый мягкий фильтр, увлажним его. Семя разместим так, что бы что бы они не соприкасались – не мешали друг другу «просыпаться». Накроем мисочку прозрачной пленкой. Почему крышка запотела?
Дети: Потому что семена дышат, ведь они живые.
Воспитатель: Значит, мы все сделали правильно. Оставим семена просыпаться. Кроме хорошего удобренного грунта, какие еще условия необходимы для хорошего роста растений?
Дети: Для хорошего роста необходимы тепло, свет и влага.
Воспитатель: Правильно. Мы с вами создадим все эти условия.
Воспитатель накрывает миски с землей полиэтиленом, ставит их поближе к свету. Подводит итог занятия.























Наши деревья
Цель: выявить и расширить словарь детей по теме. Уточнить знания о деревьях. Развивать умение согласовывать существительное и глагол. Ход занятия
1.Организационный момент Упражнение на внимание: Угадай на чем играю.  Дети определяют по звуку музыкальный инструмент или другой источник звучания. 2. Введение в тему. Воспитатель: - Ребята, давайте рассмотрим музыкальные инструменты. Из чего они сделаны? (ответы детей).  - Что ещё вокруг нас сделано из дерева, деревянное? (ответы детей). Правильно, деревянный стол, деревянные стулья, деревянная матрешка, деревянный конструктор, деревянные полочки. - Вот и поговорим сегодня о деревьях, раз так много вокруг деревянного. 3. Беседа о деревьях. В сопровождении наглядного материала беседа с детьми о деревьях. Где растут деревья? – в лесу, в саду, в парке, на улице, во дворе детского сада. Выставляется макет березы со словами:  Во поле березка стояла, во поле кудрявая стояла. - Что это за дерево? Какая березка? А какие ещё деревья вы знаете? По мере того, как дети называют деревья, воспитатель выставляет картинки. - Ребята, чем похожи деревья? А чем отличаются деревья? Какие части есть у всех деревьев? Рассмотрим внимательно стволы деревьев. Одинаковые или разные стволы у деревьев? 4. Изучение нового материала. Отработка фразы по образцу. У рябины ствол тонкий. Он прямой, коричневого цвета. Ствол рябины высокий.  Рассказать про ствол березы – тонкий, стройный, прямой. Аналогично дети составляют высказывания о стволах других деревьев. 5. Физкультминутка. (Движения вокруг макета березки, раздать детям листочки из картона). Мы вокруг березы весело пойдем. Разные листочки дружно подберем. Руки вверх поднимем, покружимся слегка И подбросим листья вверх, под облака. Пусть летят, как бабочки! Отработка. Закрепление. Обобщающая беседа. Дидактическая игра. - Отгадай, с чьей ветки детка. Расскажи про свою картинку. У меня лист клена. Он на дереве рос, висел, зеленел, шелестел, пожелтел и полетел. Несколько предложений разбирается, анализируется. Кружками разного цвета выкладывается схема предложения. Итог занятия. Заключительная беседа. - Ребята, вы сегодня узнали много интересного про деревья, составляли рассказы, отгадали сложную загадку и заучили её наизусть. Педагог хвалит детей за внимательность, за полные ответы.


























День Земли

  Цели: Воспитывать любовь и уважительное отношение к живой природе.
Закрепить знания детей о животных и растениях нашей планеты. Уточнить знания о том из чего состоит наша планета и без чего не может быть жизни на Земле. Воспитывать желание сохранять планету чистой.
Ход занятия:
Воспитатель:
Землю нужно охранять, Всячески оберегать, Горы, речки и поля - Это все наша Земля. Жизнь на ней ведь каждый час, Так зависит от всех нас, Что забота наша ей, С каждым днем еще важней. Поздравляю с Днем Земли, Нашу Землю береги, И она тебя в ответ, Защитит от разных бед!
 Пальчиковая гимнастика «Поросята».
Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков.  Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,Мизинцы.  Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. Безымянные.  Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю "Фонарики".  Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю, Сжимаем и разжимаем кулачки.  Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, Средние.  Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. Указательные.  Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю, Сжимаем и разжимаем кулачки.  Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал, Большие.  Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.  Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь.
Воспитатель: А вы знаете, какие животные населяют нашу землю?
Ответы детей: Кошки, собаки, тигры, коровы, львы и т.д.
Воспитатель: Правильно! И есть еще много других. Одни живут в лесу – их называют дикими или лесными животными. Каких вы знаете диких животных?
Ответы детей: Лиса, волк и т.д.
Воспитатель: Молодцы! Я буду вам показывать картинки, а вы называйте какие животные на них изображены.
Коммуникативная игра «Домашние животные».
По помещению в хаотичном порядке разложены игрушки «домашние и дикие животные». Дети делятся на 2 группы. Кто больше найдет домашних животных – та группа и победила.     
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим на домашних животных .
 Физкультминутка «Путешествие».
Дети идут друг за другом, в соответствии с текстом выполняя движения.
- Мы идём по просёлочной дороге, по разогретой солнцем земле.(Топают ногами.)
Перед нами луг, под ногами мягкая трава.(Делают ногами скользящие движения.)
Идём вдоль берега реки, под ногами шуршит песок. (Растирают ладони.)
По деревянному мостику переходим через реку. (Высоко поднимая ноги, делают хлопки под коленями.)
Другой берег реки заболочен, перепрыгиваем с кочки на кочку. (Выполняют прыжки на двух ногах.)
Вокруг заросли ивняка, ветер раскачивает гибкие ветки. (Поднимают руки над головой, покачивают ими.)
Перед нами широкая канава. (Делают большой прыжок.)
Справа и слева спелые ягоды, соберём их в.  (Выполняют наклоны вправо-влево, приседания.)
Проходим по лугу, заросшему высокой травой. (Идут, высоко поднимая колени.)
Вот мы и пришли!
Воспитатель: А где живут дикие животные?
Ответы детей: В лесу!
Воспитатель: Правильно. А где живут такие обитатели нашей Земли, как птицы и рыбы?
Ответы детей: В воде.
Воспитатель: Да, птицы живут в небе, а рыбы в воде (показ 8 и 9 слайда).
 Нет прекрасней Земли родной.  На ней растут чудесные деревья и прекрасные цветы. Так давайте беречь, любить, не губить ее. А как нужно беречь Землю?
Ответы детей: Не мусорить, убирать.
Воспитатель: Да, чтобы сохранить Землю такой же красивой, и чтоб на ней могли жить животные и птицы, расти цветы и деревья, нужно поддерживать чистоту, не разбрасывать мусор, ухаживать за животными и растениями.
Психогимнастика «Цветок». 
 Детям предлагается представить, что они маленькие ростки, которые понемногу растут и превращаются в цветок.
Стихотворение о Земле:
«Мать-Земля»
Скажи мне,
Как правильней
Землю назвать?
Земля дорогая?
Земля золотая?
Нет, лучше, наверное, сказать
Ей: «Родная!
Земля наша милая, добрая мать!»
Так ласковей будет звучать и вернее.
Ведь все, что мы любим,
Все создано ею
И горы, и реки, и лес, и цветы.
И осень, и лето, и дождик, и ты.























Знакомство со свойствами песка

Цель: Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка  (сыпучесть, способность пропускать воду), показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок. Развивать умение  путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес к окружающему миру
личностно-ориентированная технология–наблюдения, экспериментальная деятельность
социоигровая технология – работа в малых группах
здоровьесберегающая технология – динамическая пауза
Ход занятия:
Воспитатель:  Ребята, сегодня мы с вами будем ставить различные опыты с песком. Но сначала, давайте вспомним, какой бывает песок и что можно из него построить?
Дети по очереди рассказывают, что знают  о песке
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы очень наблюдательны. А сейчас давайте проведем первый опыт.
Дети садятся полукругом вокруг большого стола. Если занятие проводится на улице, то вокруг стола около песочницы
1-ый опыт «Почему не получился куличик»
Цель: ознакомление со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики
Описание опыта
Воспитатель  насыпает в формочку песок и пробует построить куличик. Песок из формочки рассыпается.  Воспитатель приглашает 2-3-х детей, чтобы  они могли построить куличики.  Далее, воспитатель смачивает песок водой и пробует построить куличик. Куличик получается. Воспитатель предлагает детям самостоятельно построить куличики из влажного песка.
Далее воспитатель вместе с детьми делает вывод: сухой песок светлого цвета, сыпучий. Из него нельзя построить куличики. При смачивании песок становится темного цвета. Из него можно построить куличики
Динамическая пауза:
Я надул воздушный шарик (имитируют надувание шарика, одновременно разводя руки в стороны)
Укусил его комарик (воспроизводят звук комара)
Лопнул шарик -не беда (говорят «Бах» и одновременно соединяют руки перед грудью)
Новый шар надую я (имитируют надувание шарика, одновременно разводя руки в стороны)
Повторить 2-3 раза
Воспитатель: молодцы ребята. А сейчас мы попробуем нарисовать песком картину. Как вы думаете, из какого песка получится картина? (Дети отвечают). Давайте проверим ваши ответы
2-ой опыт «Делаем дорожки и узоры из песка»
Описание опыта
Воспитатель раздает детям пластмассовые бутылочки наполненные сухим и мокрым песком. Сначала показывает, а потом предлагает детям нарисовать различные узоры. Мокрый песок не высыпается из бутылочки, тогда как сухой песок свободно высыпается из бутылочки. Далее, воспитатель с  детьми рисуют коллективную картину песком.              В заключении дети подводят итоги: сухой песок сыпучий, наполнив им бутылочку можно нарисовать любой узор. Мокрый песок тяжелый, он не высыпается из бутылочки
Воспитатель: ребята, сегодня мы познакомились с вами со свойствами песка.  Расскажите,  пожалуйста, что мы сегодня с вами делали? Что нового узнали.
Проводится фронтальный опрос детей.
На прогулке проводятся игры с песком, учитывая проведенные опыты





























Весенняя обработка почвы

Цель: закрепить знания учащихся о значении и правилах обработки почвы, а так же с инструментами, используемыми для этого. Коррекция аналитико-синтетической деятельности учащихся на основе упражнений в узнавании и соотнесении ручного инвентаря для обработки почвы. Воспитание интереса к труду. Ход урока
Урок практический.  I. Организационная часть.  1. Приветствие.  2. Отчет дежурного.  Повторение пройденного материала. Устный опрос.  1. Какое значение имеет обработка почвы?  2. Какие виды обработки почвы вы знаете?  3. Как обрабатывают почву на больших площадях?  4. Как обрабатывают почву на небольших участках?  5. Покажите и перечислите ручной инвентарь для обработки почвы.  Обобщение учителем пройденной темы. Человек с незапамятных времен обрабатывает почву и выращивает на ней самые разнообразные хлебные, овощные, фруктовые, ягодные и другие растения. Получаемый урожай необходим человеку для питания, а также для кормления домашних животных, изготовления тканей для пошива одежды, получения многих нужных веществ. Для посева и посадки сельскохозяйственных культур почву нужно обрабатывать. Если площадь большая, то почву обрабатывают тракторами, к которым прикрепляют плуги, бороны, культиваторы. А на небольших участках почву обрабатывают с помощью ручных инструментов, которых вы видите.  Демонстрация учителем ручных инструментов для обработки почвы
Физминутка
. В огород пойдем, (шаги на месте)
Урожай соберем.
Мы моркови натаскаем  ( «таскают»)
И картошки накопаем.    («копают»)
Срежем мы кочан капусты,  («срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный,                  
(показывают круг руками три раза)
Щавеля нарвем немножко («рвут»)
И вернемся по дорожке.   (шаги на месте) Практическая часть урока. Воспитатель напоминает правила перекапывания почвы лопатой и требования к качеству перекапывания.  Ознакомление учащихся с правилами безопасной работы лопатой.  1. Пользоваться лопатой только по назначению.  2. Получая лопату, проверить исправность ее рабочей части.  3. Переносить лопату к месту работы рабочей частью вниз.  4. Работать спокойно, размеренно, не торопясь, соблюдая правила перекапывания почвы лопатой. Учащиеся получают задания с дозированной нагрузкой с учетом возможностей и состояния здоровья.  Задание. Подготовка почвы к посеву весной, согласно задания.  1. Перекопать почву лопатой и разрыхлить ее граблями.  2. Получение рабочих инструментов и выполнение задания по перекопке. Подведение итогов урока. Анализ и комментирование результатов практической работы.





Наши птицы

с применением здоровьесберегающих и игровых технологий
Цель: Формировать у детей желание заботиться о  птицах.
Задачи:
- Формировать умение спокойно вести себя на улице, выполнять просьбы взрослого.
- Развивать аналитические способности: умение сравнивать, соотносить, устанавливать сходство и различие по внешним признакам: учить узнавать воробья; сравнивать их с вороной; называть части тела птиц; замечать, как они передвигаются (летают, прыгают, клюют корм).
- Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий. Развивать желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными предметами.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Оборудование: мягкая игрушка-собачка, иллюстрации птиц воробья и вороны, атрибуты воробышек.
Ход прогулки:
Дети с воспитателем выходят на прогулку. Воспитатель обращает внимание на  птиц и рассказывает, что зимой им голодно: нет мошек, червячков. Только люди могут помочь – покормить их.
Дети повторяют за взрослым:
- Здравствуйте птички-невелички! Вы пожаловали к нам в гости? Угощайтесь, пожалуйста!
Педагог предлагает им посмотреть, как будут птицы клевать зёрнышки. Поясняет, что корм нужно рассыпать на дорожке, чтобы птицы его увидели, а самим отойти и понаблюдать.
- Кто прилетел на угощение?
- Воробьи.
-Что они делают?
- Прыгают, клюют зёрнышки.
- Чем они клюют?
- Они клюют клювом, не носиком.
- Клюв острый. Клюют и на новое место перелетают стайкой.
- Как они переговариваются? Прислушайтесь
- Чирикают они.
- Рады, что мы их угощаем. Наверное, благодарят нас.
- Ребята, воробьи очень пугливы. Чуть почувствуют опасность – улетают.
- (хором) Нас не бойтесь, мы вас не обидим. Верно? Мы добрые дети.
Воспитатель предлагает отгадать загадку:
Чик-чирик!
С ветки прыг,
Клюв не робей!
Кто это
(воробей)
На суку сижу,
Кар! Кар! – кричу
(ворона)
Воспитатель предлагает детям найти изображения птиц воробья с вороной, расположенных в разных местах на участке. Дети рассматривают изображения птиц, отмечая их цвет, величину, форму. Рассматривают их оперение; показывают клюв, крылья, хвост, лапки. Сравнивают птиц.
- Ворона, какая по размеру? (большая)
- Воробей, какой по величине (маленький)
- Воробей, каким цветом? (коричневый)
- Ворона, каким цветом? (чёрная)
II часть. Подвижная игра: «Собачка и воробьи».
Воспитатель объясняет детям правила игры.
Воспитатель читает стихотворение:
Скачет, скачет воробей
Скок-поскок, скок-поскок
(дети скачут)
Кличет маленьких детей
Чив! Чив! Чив!
Чив! Чив! Чив!
(дети повторяют)
Киньте крошек воробью
Я вам песенку спою
Чик-чирик!
Чик-чирик!
(дети повторяют)
Воспитатель говорит: «Вдруг собачка прибежала, на воробышек залаяла громко-громко».
Воспитатель выбегает и имитирует игрушкой лай собаки: «Ав-ав-ав!».
Воробышки разлетаются в разные стороны. Игра повторяется 2-3 раза.
III часть. Кормление птиц. (трудовая деятельность)




























Природа и наше будущее
Цели
Обогатить словарный запас детей.
Учить детей замечать настроение и эмоциональное состояние участников ситуации.
В игровой форме закрепить знания детей о правилах поведения в природе.
Вызвать эмоциональную отзывчивость детей, стремление к участию в решении проблемы, желание найти и осуществить конкретные действия заботы и помощи.
Развивать речевую активность и взаимодействие детей.
Развивать познавательный интерес.
Формировать понимание взаимосвязи между элементарными навыками поведения в природе и здоровьем человека.
Ход занятия:
1. В игровой комнате раздается телефонный звонок. Воспитатель отвечает по телефону и выясняется, что срочно нужен Айболит. В лесу несчастие, поранилась лиса. Воспитатель предлагает детям отправиться в лес и помочь лисичке. Путешествие на волшебном поезде под фонограмму «Песенка друзей». (Дети образовывают поезд и едут в лес)..
2. Лес, и на пеньке сидит пораненная лиса. (Несколько елок, пенек и напольная кукла лисы, на лапе ранка от стекла).Воспитатель. Что случилось? Почему ты стонешь? (Ответы детей).Воспитатель предлагает детям оказать первую помощь лисе, воспользоваться медицинской сумочкой Доктора Айболита. Дети оказывают помощь (смазывают рану йодом, заклеивают пластырем, жалеют и вытирают слезы лисе). Лиса их поблагодарила и решила рассказать, что с ней произошло. Рассказ лисы. Гуляла я по лесу и наступила на что- то ужасное. Оно вонзилось мне в лапу. Шагу ступить не могла. Спасибо цапле, клювом вытащила острый осколок от бутылки, а кровь текла. Лапа до сих пор болит, еле хожу. Мне пришлось звонить Доктору Айболиту, но он никак не отвечал, но тут вы и я обрадовалась..
3. Работа с карточками – знаками «правила поведения в природе».
Воспитатель. Давайте рассмотрим знаки и составим по ним правила поведения в природе. Что нужно делать с мусором? Можно ли его оставлять на лесной полянке? Почему не нужно срезать и ломать ветки? Как помочь раненому деревцу? Можно ль срывать цветы? А что можно делать с цветами? (Рассматривать, нюхать, рисовать.) Почему нельзя так исследовать муравейник? Что чувствуют муравьи, когда человек нарушает их жилище? А что можно сделать полезного для охраны муравейников (Ответы детей).Задание для детей: Разложите на один стол карточки - как можно поступать в природе, а на другой – как нельзя. Лиса посмотрит, знаем ли мы, как правильность вести себя в лесу..
4. Воспитатель. Ребята посмотрите, какая здесь полянка. Наверное, лиса здесь гуляла и поранила лапу. Здесь отдыхали люди, которые не знают, как надо вести себя в природе. Что мы можем с вами сделать, чтобы не пострадали другие животные? (Ответы детей). Давайте уберемся на опушке (складываем мусор в пакетик) Лисичка очень довольная, что мы убрались на полянке, теперь никто не поранится. Лисичка уходит к себе в лес..
5. Воспитатель. Мы помогли лисичке, очистили поляну, а теперь нам на нашем волшебном поезде пора обратно в класс..
6. Итог занятия. Что нового мы узнали? (Ответы детей). Давайте наши волшебные карточки прикрепим на доску, чтобы все могли посмотреть и научиться, как вести себя в природе. Мусор, какой мы собрали на поляне, мы выбросим в контейнер.

































Уход за растениями

Цель: организовать практическую деятельность детей в природе посредством ухода за растениями на участке.  Задачи:  - Воспитывать у детей желание трудиться; - Продолжать учить ухаживать за комнатными растениями; - Развивать у детей наблюдательность и любознательность; - Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе. Форма организации: коллективный труд. Вид труда: труд в природе. 
Ход занятия: - Ребятки, сегодня к нам в гости пришёл крот. Но крот пришёл не просто так, он пришёл по делу. Крот решил нас с вами предупредить, и спасти наши растения в группе. - Послушайте, что говорит крот! - «Ребята! Беда! Злой волшебник узнал, что у нас на участке очень много растений и решил отобрать их у нас! Он послал своих помощников – сорняков, чтобы они поселились между растениях, и они засохли». - Не печалься, крот, мы спасём наши растения! - Ребята, давайте прогоним этих злючек!  Но скажите, как мы будем бороться с врагами? - Правильно, мы польём наши растения и прополим их. - Всё всем понятно? Тогда начинаем работу по спасению наших растений. - Сейчас каждый подойдёт к своему растению, польёт его, а затем вырвем сорняки. - Не забудьте, ребята, что делаем все это аккуратно, чтобы не повредить наши овощи
Овощи.
В огород пойдем,(шаги на месте)
Урожай соберем.
Мы моркови натаскаем   ( «таскают»)
И картошки накопаем.     («копают»)
Срежем мы кочан капусты, («срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный,                  
(показывают круг руками три раза)
Щавеля нарвем немножко  («рвут»)
И вернемся по дорожке. (шаги на месте) Анализ детской деятельности: - Вот какие вы у меня все молодцы! Как стараетесь, дружно работаете , теперь злому волшебнику ни за что до них не добраться! Крот благодарит вас, и сейчас пойдёт и всем расскажет, какие у нас в группе хорошие, добрые детки, как они дружно работают! Уборка оборудования: - Теперь дежурные отнесут мотыги и ведра, наполнят лейки водой. Ах, какой же урожай, 
(дети стоят лицом в круг)
Побыстрее собирай. 
(правой рукой выполняют хватательное движение и опускают руку в другую сторону)
Выкопай картошку с грядки, 
(имитация копания огорода)
Чтобы было всё в порядке.
Огурцы сорви быстрей, 
(наклониться, правой рукой)
Чтобы съесть их поскорей. 
(«сорвать огурец» движение зубами с закрытым ртом)



15