Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 4 класс Школа 21 века


Пояснительная записка
 Рабочая программа по русскому языку составлена на основе:
Федеральный закон об образовании в РФ от 29.12.2012 г.
Приказа Минобразования России от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных образовательных стандартов начального общего
Приказа Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказа Минобрнауки России от 30.08.2010г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации, от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29. 12. 2012 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказа Минобрнауки России от 30.06.2011г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации, от 9 марта 2004 года № 1312
Авторской программы С.В.Иванова  УМК «Начальная школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой.
Цель и задачи обучения предмету.
  Курс русского языка 4 класса построен на общей научно – методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важнейших элементов учебной деятельности. Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.
   Цель курса состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
   Задачи курса:
речевое развитие: овладение культурой родного языка; формирование основ устного общения;
формирование у детей типа правильной читательской деятельности: развитие техники чтения; умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения;
языковое развитие: ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии;
развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
    Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык».
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
        Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
     Общая характеристика организации учебного процесса.
       В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».
       Под блоком понимается объединение уроков, реализующих какую-то одну цель обучения. Например, уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны формировать и совершенствовать коммуникативные умения учащихся.
       В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяют ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определенного учебного действия. Однако на скрытом уровне работа по формированию навыков грамотного письма выполняется и на уроках блоков «Как устроен наш язык» и «Развитие речи», только не в виде орфографических и пунктуационных заданий, а в виде списывания текстов. Работа с текстами на уроках «Правописание» и «Развитие речи» позволяет подготовить учеников к анализу языковых единиц на уроках блока «Как устроен наш язык». Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей.
   Такое структурирование курса позволяет:
успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
решить практические задачи по формированию навыков грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;
сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;
избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работ.
   Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
    Для изучения русского языка используем ведущие  технологии:  проблемно-диалогического обучения, гуманитарные технологии, дифференцированного обучения, формирования УУД,  ИКТ-технологии, здоровьесберегающие методики, технология игрового обучения, которые формируют личностные, метапредметные и предметные компетенции.
   Ведущие методы: проблемный, исследовательский, надлядно-демонстративный, практический. Ведущие формы сотрудничества: индивидуальная, парная, в малых группах. Формы организации  деятельности – урочная.
      Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Филология».  
Согласно БУП на  изучение  русского  языка  в 4 классе  отводится  170  часов  в  год  (34  учебные недели) по  5  часов  в  неделю). Рабочая программа составлена на 175 ч из расчёта 5 часов в неделю (35 учебных недель в год), однако, тематическое планирование предусматривает 172 часа, так как 3 часа приходится на праздничные дни (09.03,01.05,09. 05).Учебно-методическое обеспечение:
Учебно - методический комплект:
Программа
Русский язык.С. В. Иванов. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века. -М. :Вентана- Граф, 2014 г.
Учебные материалы:
Русский язык: 4 класс:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.С. В. Иванов, А.О. Евдокимова, М. И. Кузнецова, М.:Вентана - Граф, 2014
Пишем грамотно: 4 класс: рабочая тетрадь №1, №2для учащихся общеобразовательных учреждений. М.И. Кузнецова, М.:Вентана - Граф, 2014.
 Коррекционно-развивающие тетради «Учусь писать без ошибок»  Кузнецова М. И.- М.: Вентана-Граф, 2014
Русский язык Тесты 4 класс, – М.: Вентана-Граф, 2013.
Методическое обеспечение:
Русский язык: 4 класс: комментарии к урокам. С. В. Иванов, М.И.Кузнецова - М.:Вентана - Граф, 2012 г.
 Русский языкв начальной школе: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения. В.Ю.Романова, Л.В. Петленко; под ред. С.В.Иванова   - М.: Вентана – Граф,2011 г.
Планируемые результаты
Результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
       Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
     Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
         Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 4-ом классе.
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
слово, словосочетание и предложение;
выделять, находить:
начальную форму глагола;
глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;
глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;
решать учебные и практические задачи:
определять спряжение глагола;
устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
разбирать по членам простое двусоставное предложение;
использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80–100 слов[1];
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
применять правила правописания:
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
безударные личные окончания глаголов.
Ученик получит возможность научиться:
проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;
проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;
определять вид глагола;
находить наречие и имя числительное в тексте;
применять правило правописания суффиксов глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;
применять правило правописания букв а, о на конце наречий;
применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;
применять правило правописания слитного и раздельного написание числительных;
применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);
письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;
соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала)
Электронно-образовательные ресурсы:
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
http://exchange.smarttech.com (Поиск плана уроков на SMART Board )http://edcommunity.ru (работы коллег, созданные для использования на интерактивной доске)
http://www.numi.ru
http://www.prodlenka.org
http://videouroki.net/
http://school-collection.edu.ru/
http://www.it-n.ru/
http://festival.1september.ru/
http://fcior.edu.ru
Содержание программы.
«Как устроен наш язык»
(основы лингвистических знаний) (65 часа)
Фонетика. Повторение изученного на основе фонетического анализа слова. (1 ч)
Состав слова. Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа. (1 ч)
Морфология. Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора. (6 ч)
Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи. (22 ч)
Наречие как часть речи. (10 ч)
Имя числительное: общее значение. (3 ч)
Синтаксис.
Синтаксический анализ простого предложения. (5 ч)
Словосочетание. (7ч)
Сложное предложение. (10ч)
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (67 ч.)
Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы Ь в глагольных формах. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.
Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.
«Развитие речи» (40 ч.)
Совершенствование речевых умений.
Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения - повествования, сочинения – рассуждения, сочинения – описания.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.
Принципы контролирующее – оценочной деятельности:
принцип блокового контроля;
принцип дифференциации;
принцип выбора.
Функции контроля и оценки:
воспитательная;
образовательная;
ориентировочная;
управления;
корректировки;
эмоциональная.
Контрольные работы разделены на две группы:
текущие – проводятся несколько раз в год сразу после изучения крупных тем программы с целью проверки орфографических навыков и знаний по теории языка;
итоговые – целью является проверка выполнения требований школьной программы за истекший период работы (учебная четверть, год). Итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в году ( I, II, III учебные четверти и за год).
Согласно нормам, количество контрольных работ за год в 4 классе не должно превышать 14.
Контрольные работы представлены в двух вариантах, которые соответствуют требования программы.
Каждый вариант контрольной работы состоит из пяти основных заданий. За выполнение этих заданий выставляется отметка. Шестое задание в каждом варианте – дополнительное: выполняется по желанию ученика.
За выполнение контрольной работы ставятся следующие отметки:
«5» за безошибочное выполнение всех заданий;
«4» - если ученик выполнил правильно не менее ¾ всех заданий;
«3» - если ученик выполнил правильно не менее ½ заданий;
«2» - если ученик не справился с большинством заданий.
Тесты представлены в двух вариантах, одинаковых по сложности.
Отметки за выполнение теста:
«5» - если ученик набрал 13-14 баллов;
«4» - если ученик набрал 10-12 баллов;
«3» - если ученик набрал 7-9 баллов;
«2» - если ученик набрал менее 7 (от 0 до 6) баллов.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных навыков. Тексты предлагаемых диктантов - средней сложности и рассчитаны на выполнение всеми учащимися.
За диктант выставляется одна отметка:
«5» - если в диктанте нет ошибок;
«4» - если допущено не более двух ошибок;
«3» - если допущено не более четырёх ошибок;
«2» - если допущено пять и более ошибок.
Учитывая допущенные в диктанте ошибки, учитель должен иметь в виду:
повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку;
ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки.
Ошибкой считается:
нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой (словарные слова);
отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
Орфографическое задание оценивается следующим образом:
«5» - за полностью выполненное задание без ошибок;
«4» - за полностью выполненное задание при одной ошибке;
«3» - за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках;
«2» - за невыполненное задание.
За исправление ошибок отметка за диктант и за задание не снижается. Аккуратность выполнения, каллиграфический навык оцениваются отдельной отметкой – за общее впечатление от работы.
Списывание служит способом проверки орфографических и пунктуационных навыков, умения видеть и запоминать всё предложение и отдельные его части, а также орфографической зоркости. Списывание представлено в двух вариантах, которые соответствуют двум уровням сложности.
I вариант предусмотрен для учеников со слабой и средней успеваемостью. Для списывания даётся связный текст с 1-2 орфографическими или пунктуационными заданиями.
II вариант предусмотрен для хорошо успевающих учеников. Для списывания даётся связный текст с несколькими орфографическими или пунктуационными ошибками. Учащиеся сначала должны найти ошибки, а затем списать текст в исправленном виде.
Оценивание списывания:
«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений;
«4» - за работу, в которой одно – два исправления или одна ошибка;
«3» - за работу, в которой две – три ошибки;
«2» - за работу, в которой четыре ошибки и более.
Словарные диктанты представлены в учебнике.
Оценивание словарного диктанта:
«5» - за работу без ошибок;
«4» - за работу, в которой одна ошибка;
«3» - за работу, в которой две ошибки;
«2» - за работу, в которой три – пять ошибок.
Изложение имеет целью проверить, как идёт формирование навыка письменной речи, ориентируясь на следующие критерии: воспроизведение содержания текста без пропусков существенных моментов; правильность построения предложений; употребление слов в соответствии с их значением; сохранение авторских особенностей речи. Изложение оценивается одной отметкой – только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается.
В изложении оцениваются:
полнота и точность передачи содержания (полностью, без искажений, без пропусков важных событий, главной части);
построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев);
построение предложений, соблюдение порядка слов; лексика текста (употребление слов в свойственном им значении).
Изложение оценивается по пятибалльной системе.
Отметка «5» ставится, если:
правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста;
нет фактических ошибок;
правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности).
Отметка «4» ставится, если:
содержание передано правильно и достаточно точно;
в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков;
имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
имеются отдельные фактические и речевые недочёты (допускается не более трёх речевых недочётов в содержании и построении текста).
Отметка «3» ставится, если:
допущено существенное отклонение от авторского текста;
допущены нарушения в последовательности изложения мыслей;
есть недочёты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочётов в содержании и построении текста).
Отметка «2» ставится, если:
допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть);
много фактических неточностей;
нарушена последовательность изложения мыслей;
имеет место употребление слов в несвойственном им значении;
допущено более шести речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста.
График контроля по русскому языку в 4 классе 2014-2015 уч. год
Вид контроля 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть всего
Входной контроль
1
16.09 1
Административные диктанты 1
28.10 1
24.12 1
17.03 1
20.05 4
Тематические контрольные работы 1
21.10
2
21.11, 6.12 1
24.01 1
7.04 5
Текущий диктант
1
27.09 2
6.12,24.12 1
14.02 1
24.04 5
Тест 1(9.10) 1 (12.03) 2
Изложение(текущее)
1
15.11 1
17.01 2
Изложение (итоговое) 1
27.05 1
Комплексная итоговая работа 1
26.12 1
19.05 2
Словарный диктант
2
5.09, 30.10 2
13.12, 27.12 2
24.02, 20.03 1+1(итоговый)
26.05, 21.05 8
Самостоятельная работа 1
15.10 1
Контрольное списывание 1
2.10 1
17.12 1
4.03 3
Основные темы курса
№п/п Название темы Количество часов
Блок «Как устроен наш язык» 65 часов
1. Фонетика. Состав слова. Морфология. 8
2. Глагол как часть речи. 22
3. Наречие как часть речи. 10
4. Имя числительное: общее значение 3
5. Синтаксис.
22
Блок «Правописание»67 часов
Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы Ь в глагольных формах. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.
Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах. Блок «Развитие речи» 40 часов
Совершенствование речевых умений.
Всего за год 172 часа