Доклад на научно-практической конференции по формированию гражданственности и патриотического воспитания


Формирование гражданской компетентности
на уроках общественных дисциплин и во внеурочной деятельности

Смакова Данагуль Рауияновна,
учитель истории СОШ №35, г.Экибастуз

Изменения, происходящие в современном обществе, оказывают на подрастающее поколение большое воздействие, мощное и сильное по своей неотразимости, на ее не сформировавшееся сознание, смятенные чувства, неокрепшую волю. И здесь большая роль принадлежит гражданскому и патриотическому воспитанию, которое призвано сформировать у детей гражданскую позицию, чувство любви к своему Отечеству, патриотические чувства. Гражданско-правовое и патриотическое образование становится одним из основных направлений развития всей образовательной системы. Оно включает в себя воспитание и обучение в их неразрывном единстве. Через познание личности, её психологических особенностей, её отношений в коллективе и обществе, то есть через знание о человеке выстраивается вертикаль гражданско-правового и патриотического образования, которая должна в дальнейшем обеспечить формирование устойчивого правосознания, усвоение правовой культуры, воспитание чувства патриота своей Родины, других высоких нравственных качеств.
Основные исходные позиции воспитания гражданственности и патриотизма отражены в Законе РК «Об образовании», послании Президента Н.А.Назарбаева народу, Комплексной программе воспитания в организациях образования РК, в концепциях гуманитарного, этнокультурного, исторического образования и других нормативных актах.
В законе РК «Об образовании» в статье 8 сформулированы конкретные задачи, которые призвана решать школа. Это:
а) воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине, уважение к государственным символам, почитание народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям;
б) формирование потребности участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики, осознанное отношение личности к своим правам и обязанностям;
в) приобщение к ценностям мировой и отечественной культуры; изучение истории, обычаев и традиций казахского и других народов.
Важность воспитания гражданственности подчеркивается в Комплексной программе воспитания: воспитательные программы в организациях образования являются составляющими образовательных программ. Они должны быть направлены на формирование поликультурной личности, обладающей патриотизмом, гражданственностью, интернационализмом, высокой моралью и нравственностью, а также на развитие разносторонних интересов и способностей обучающихся и воспитанников.
Цель современного гражданского образования – формирование гражданина-патриота, гуманиста, труженика-творца.
Образование должно способствовать укреплению демократического правового государства, становлению гражданского общества в Казахстане.
Основа гражданского общества – гражданин, полноправный, самодеятельный и цивилизованный индивид. Его наличие есть необходимое условие реализации всего комплекса составляющих гражданского общества. Особую роль в воспитании гражданина играет гражданское образование.
Посмотрим, что включает в себя гражданское образование на современном этапе. «Гражданское образование – это система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования»
Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.
Достижение этой цели возможно через компетентностный подход, который предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов гражданского образования (наряду с гражданскими ценностями и опытом гражданских действий). Таким образом, гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности.
В самом общем виде компетентность складывается из 3-х основных структурных компонентов. Когнитивный блок связан со знаниями и способами их получения. Деятельностный компонент определяется процессом становления умений на основе полученных знаний и способами реализации этих умений. Личностная (мотивационно-ценностная) составляющая представляет собой мотивы и ценностные установки личности, проявляющиеся в процессе реализации ею своих компетентностей.
Есть основания полагать данную структуру общей и для гражданской компетентности. Рассмотрим эти компоненты применительно к понятию гражданской компетентности.
Когнитивный блок (знания) охватывает исследовательскую учебную компетентность. Он предполагает целенаправленное педагогическое воздействие на самосознание школьников путем передачи им определенной системы знаний. В этом блоке можно выделить ряд предметов, которые позволяют сформировать гражданскую компетентность. К ним относятся история, социальные дисциплины (обществознание, право), география, краеведение. Гражданин должен обладать знаниями (о правах человека, государстве, политической системе, выборах и т.д.). Ключевыми понятиями являются следующие: человек, личность, цивилизация, культура, гражданин, гражданское общество, правовое государство, конституция, права и свободы, др. Особенностью гражданской компетентности является обобщающий характер знаний, что делает возможным их применение к конкретным жизненным ситуациям. При компетентностном подходе особенно важно, чтобы процесс получения знаний не был сведен к простой передаче фактической информации. Учащиеся должны стать активными участниками этого процесса.
Деятельностный компонент включает в себя компетентность социального выбора, компетентность социального действия, коммуникативную компетентность. Этот компонент предполагает, что гражданин владеет определенными умениями и навыками (критически мыслить, исполнять гражданские обязанности, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми, владеть гражданскими знаниями и демократическими процедурами, уметь пользоваться своими правами и защищать их).
Личностная (мотивационно-ценностная) составляющая: гражданин обладает ценностями (уважение к правам других, толерантность, компромиссность и др.), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни, имеет свою жизненную позицию. Формирование гражданской компетентности не может осуществляться в отрыве от обретения гражданских ценностей (основополагающих ценностей казахстанской и мировой культуры), включающих в себя определенные идеалы, убеждения и соответствующую нравственную позицию. Традиционными ценностями являются патриотизм, служение Отечеству, гуманизм, приоритет духовно-нравственных ценностей по отношению к материально-прагматическим, права человека, толерантность и др.
Гражданская компетентность также может быть раскрыта через ряд других ключевых компетентностей. Уроки истории и обществознания имеют большие возможности для их формирования. Каждая из них удерживается определенным набором способностей, составляющих эту компетентность.
Исследовательская компетентность - способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации. Изучение общественных дисциплин предполагает работу с историческими источниками, обращение к различным точкам зрения по отдельным событиям, развивает умения анализа, обобщения информации.
Компетентность социального выбора - способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами. Формирование этой компетентности возможно на уроках, где используются активные формы деятельности учащихся.(Например, уроки – ролевые игры, конференции, дискуссии, семинары и др.)
Компетентность социального действия - способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения. Данная компетентность позволяет определить конкретные действия, способствует успешной адаптации к жизненным ситуациям.
Коммуникативная компетентность - способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем. В данном случае приобретаются такие необходимые навыки общения, как умение слушать собеседника, вести диалог, отстаивать свою точку зрения и др.
Учебная компетентность - способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.
Вышеназванные компоненты позволяют говорить о гражданской компетентности как синтезирующей компетентности, базирующейся на целом ряде ключевых компетентностей.
Главной отличительной чертой компетентностного подхода является его деятельностный характер.

Одной из форм гражданского образования являются клубы по интересам. Основным направлением школьного клуба является Школа права «Я-гражданин!».
Дебатный клуб «Диалог».
Школа права «Я-гражданин!»
Программа Школы права «Я-гражданин!» направлена на детей, творчески одаренных, обладающих организаторскими и коммуникативными способностями и желающих их развить. Знания, умения, навыки, приобретенные в Школе права, помогают этим детям разобраться в реалиях сегодняшнего дня, строить отношения со сверстниками, участвовать в общественной жизни школы, класса, быть лидером молодежных и детских организаций.
Участники Школы права повышают свою правовую и политическую культуру через серию семинаров: «Быть лидером – значит вести за собой», «Управление и самоуправление»; «Политическая активность и правовая культура молодежи»; «Мой выбор-выбор всей страны».

В работе дебатного клуба предусмотрены
Создание и укрепление условий для гражданского становления и творческой самореализации молодежи, развитие индивидуальной концепции старших школьников «Человек-Человек».
расширение активной позиции молодежи, формирование и развитие у молодого человека коммуникативных качеств и организаторских способностей;
создание атмосферы для духовного роста личности и осознания своего места в жизни;
психологическая поддержка молодых людей и содействие их социальной адаптации к современным условиям;
повышение интереса детей к различным отраслям знаний, содействие современному определению жизненных позиций;
приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни, подготовка его к созданию в будущем полноценной благополучной семьи;
осуществление научно-исследовательской деятельности по проблемам молодежи.
развитие и саморазвитие школьного общества через личностное самоопределение, через гармонию каждого его члена с самим собой.
В современных условиях нашего общества, развитие подобных проектов очень важно, так как обеспечивает формирование личности с ярко выраженной индивидуальностью, развитой креативностью, способной к продуктивной совместной деятельности, активно влияющей на исход общественного развития, на сохранение интеллектуального потенциала нашей страны.

Таким образом, гражданское образование и воспитание через уроки истории и обществознания, через школьные клубы предусматривает становление нравственной, духовной личности, гражданина-патриота, гуманиста, труженика-творца; подготовка учащихся к осмысленной и активной деятельности в правовом государстве и гражданском обществе.



Литература:
Закон РК «Об образовании»,
Послание Президента Н.А.Назарбаева народу
Комплексная программа воспитания в организациях образования РК.