выступление на августовской конференции работников образования на тему Игровые элементы и дидактические игры с применением ИКТ на уроках математики и физики в коррекционных классах.


Игровые элементы и дидактические игры с применением ИКТ на уроках математики и физики в коррекционных классах.
Вечеркина Татьяна Петровна
Учитель математики и физики
ГУ «Средняя школа № 20» УО г. Астаны
Я работаю на коррекционном классе, где обучаются дети с задержкой психического развития. Среди этой категории школьников, есть по - своему талантливые дети. Которые выполняют творческие задания, но в силу своих особенностей делают это медленно. Мне необходимо решать особые, отсутствующие в системе образования нормально развивающегося ребенка, задачи. Особенно актуально владение специальными методами и приемами. Умение применять “обходные пути” обучения для решения учебных задач. Считаю, что необходимо вовлекать детей с особыми образовательными потребностями в активные виды деятельности.
Происходящее в настоящее время стремительное развитие информационных и мультимедийных технологий в образовании говорит о необходимости изменения форм, методов и содержания образования в целом и математического в частности.
Игровая деятельность на уроке математики и физики многоцелевая. Она является логическим продолжением работы учащихся на обычном уроке и тем самым максимально способствует развитию творческой активности школьников, что в значительной степени может компенсировать естественные недостатки урока. Положительное в данной деятельности:
- в игре не бывает “слабых”, нередко “слабые” и “трудные” в команде или индивидуально работают лучше, нежели некоторые отличники;
- дидактические игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением;
- включение в урок игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у учеников рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Таким образом, можно выделить основные цели дидактических игр:
1) повышение интереса учащихся к математике; 2) пропаганда достижений математики; 3) выявление наиболее способных к математике учащихся и оказание им помощи; 4) активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики.
Сделать дидактическую игру более наглядной помогает создание презентаций, которые на современном этапе развития информационных технологий являются одним из самых эффективных методов представления и изучения любого материала. Мне компьютерные презентации позволяют подойти к процессу обучения творчески, разнообразить способы подачи материала, сочетать различные организационные формы проведения занятий с целью получения высокого результата, при минимальных затратах времени на обучение. Возможность вставлять любые объекты (картинки, графики, таблицы, схемы) в презентацию делает её особенно привлекательной при изучении различных тем, когда необходимо показать модели или ход процесса. К тому же при представлении материала в таблицах, графиках и тезисах, включаются механизмы не только слуховой, но зрительной и ассоциативной памяти.
Прогресс общества заставляет постоянно совершенствовать и четко организовывать каждый урок, применять современные средства информации, рационально использовать учебное время. При подготовке к уроку учитель всегда руководствуется намерением добиться наилучших результатов обучения, сделать урок наиболее насыщенным содержанием и эмоциональным. Ведь от эмоциональности ученика зависит работа его памяти. “ Дороги не те знания, которые отлагаются в мозгу, как жир; дороги те, которые превращаются в умственные мышцы” писал Спенсер.
Полезно помнить и о принципе: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”.
Опыт применения ИКТ
Использование ИКТ как средства наглядности.
Использование ИКТ как источника дополнительного материала.
Применение ИКТ как средства контроля результатов обучения.
Применение ИКТ как средства проведения лабораторных работ.
Применение ИКТ как средства экономии времени.
Использование ИКТ на уроках помогает достижению следующих целей:
Активизация интереса учащегося к предмету и процессу учения.
Развитие навыков самостоятельной работы по нахождению нужной информации.
Экономия времени при обработке больших объёмов математической информации.
Снятие конфликтной ситуации в случае неуспеха учащегося.
Экономия времени преподавателя.
Интегрируя компьютерные технологии в образовательный процесс, можно обеспечить:
развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером и работе со специализированными программами;
развитие творческого мышления за счет изменения содержания репродуктивной деятельности, выполнения заданий эвристического, исследовательского характера в среде интеллектуальных обучающих систем и моделирующих программ;
развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов, в ходе проведения компьютерных деловых игр;
формирование умений в принятии оптимальных решений и адаптации в сложной ситуации (в ходе компьютерных экспериментов на основе моделирующих программ, при работе с программами-тренажерами);
достижение уровня компетентности в области компьютерных технологий, необходимого для успешной социальной и профессиональной адаптации обучаемого.
Наука и техника не стоит на одном месте, необходимо в ногу идти с прогрессом, чтобы дети уверенно чувствовали себя в завтрашнем дне.
Литература:
Педагогическое творчество учителя. В.И. Загвязинский. – М.: Педагогика, 1987.
Организация творчества педагогов и учащихся. А.В. Леонтович, Завуч, 2001.
Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г.Захарова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр “Академия”, 2008. – 192с.
Коротков А.М. Компьютерное образование с позиций системно-деятельностного подхода. – Педагогика, 2004, №2.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М., Просвещение, 1983. – 96с.
Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г.М. Коджаспирова. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 256с. – (Высшее образование).
Практическая психология образования: Учебное пособие н-е издание / Под редакцией И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592с.: ил.
Ресурсы Интернет: Единое окно доступа к образовательным ресурсам [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии // М.: Народное образование – 1998.