Конспект урока по русскому языку: «От значения слова к правильной букве»

Лашманкина Татьяна Михайловна, учитель начальных классов, стаж - 28 лет, высшая квалификационная категория.
МБОУ «Лицей № 4» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
Учебно-методический комплект «Гармония» под редакцией Истоминой, стаж работы по данной системе – 12 лет.
Предмет – русский язык.
Класс – 2.
Тип урока – введение нового знания.

Тема: «От значения слова к правильной букве»
Объяснение значения слова как способа проверки.
Цели: 1. Формировать привычку задумываться над значением слова, дать установку «объясни значение» на первое место среди способов решения орфографических задач.
2. Формировать у детей лингвистическое мышление, т.е. способность выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
3. Воспитывать коммуникативную культуру, языковое образование, речевое и волевое развитие учащихся в условиях коллективной учебной деятельности.

Ход урока:
I Организация класса. Аутотренинг
Приветствие: Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться – «Доброе утро!»
- Доброе утро солнцу и птицам,
- Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
Я желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.
II Актуализация знаний
Словарная работа
- Я предлагаю вам прочитать слово на доске
говорить
- Что главное в слове?
(Главное в слове его значение.)
- Попытайтесь объяснить значение слова говорить.
(Владеть устной речью. Словесно выражать мысли)
- Если мы испытываем затруднения в определении значения слова, как мы должны поступить?
(Посмотреть в толковом словаре)
- Давайте посмотрим значение слова в словаре.
(В нашем толковом словаре нет такого слова, зато есть его родственники)
говор – звуки разговора речи.
говорун – человек, который любит много говорить.
- Какие слова мы называем родственными?
(Родственные слова – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. У родственных слов есть общая часть и общее значение.)
- Как объясняется слово говор?
(Звуки разговора, речи.)
- Как объясняется слово говорун?
(Человек, который любит много говорить.)
- Как объяснить слово говорить?
(Владеть устной речью. Словесно выражать мысли.)
- Попробуйте с одним из слов составить предложение.
На доске записана пословица.
Говорить – не устать, было бы что сказать.
- Как вы понимаете эту пословицу?
(Дельный разговор.)
Повторение
Вернемся к родственным словам.
- Какой секрет родственных слов вы знаете?
(Корни в однокоренных словах пишутся одинаково опасные и безопасные места обозначаются одной и той же буквой)
- Какие орфографические задачи корня мы умеем решать?
(Безударная гласная в корне. Парная согласная в корне.)
- Что значит решить орфографическую задачу?
(Правильно написать букву.)
- Что для этого нужно сделать?
(Подобрать проверочное слово.)
- Какие способы проверки для названий предметов мы уже знаем?

III Целеполагание
- Чтобы определить о чем мы будем говорить сегодня на уроке откройте учебник на с.44, прочитайте предложенную тему
«От значения слова – к правильной букве».
- Обсудите в парах, какая цель у нас на уроке сегодня.
(Предъявляют цели от пар.)
- Все согласны, есть дополнения? Что мы с вами сейчас сделали?
(Поставили цель.)
- Что теперь будем делать?
(Работать над этой целью. Значение слова – имеет значение в написании правильной буквы.)
IV Открытие детьми нового знания
Работа в парах
На доске записаны слова. №374
гр . знуля
ч . стюля
с . лач
сл . бак
- Кого или что так называют?
- Объясните в парах значения слов с помощью однокоренных. Наблюдайте, не помогут ли эти слова выбрать буквы.
Проверка.
- Удалось выбрать буквы? Каким способом?
(Мы объясним значение слова с помощью однокоренного.)
- Сравни по значению два слова – первое и второе. Как их назовешь?
грязнуля Слова, с противоположным значением –
чистюля это слова антонимы
(Запишите слова, вставляя нужные буквы. Перед каждым записывайте проверочное). По одному ученику у доски.
V Первичное закрепление
1. Устная работа по задачнику №375.
Объясните значение каждого слова, узнавай и вставляй нужные буквы.
- Когда так говорят?
ж.ра, т.пло, х.л.дает, ходьба, шу.ка, пр.ьба, погру.ка.
- Почему так назвали?
в.рш.на г.ры, к.силка, п.сатель, п.чтальон, пов.р.
- Какой способ тебе пригодился?
(Объяснение значения слова с помощью однокоренного.)
- Какие другие способы проверки вы выбрали?
(Изменили предмет по числам и по командам вопросов, сочетание ши.)
2. Самостоятельная работа в парах по 4 человека.
Выберите 3-4, на твой взгляд самых трудных слов и запишите их, указывая перед ними проверочные слова.
3. Проверка.
- По одному человеку из групп высказывают свои мнения.
- Кто согласен?
- Кто не согласен?
- Кто выбрал другие случаи?
- Есть еще добавления?
VI Физкультминутка для глаз
Чудная картина,
Как ты мне родна.
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег
И саней далеких
Одинокий бег.
VII Самостоятельная работа по учебнику №377
1. – Посмотрите на картину. На картине изображена река Вертушинка, озеро Змеинка, деревня Сосновка.
- Вы, наверное, догадаетесь, почему люди дали такие названия. А догадаетесь – узнаете правильные буквы.
- Устно дайте свои объяснения и запишите слова.
Решайте все задачи письменно и отмечайте орфограммы.
2. Проверка.
Вставляю запись река Вертушинка
озеро Змеинка
деревня Сосновка
- Кто не сделал ни одной ошибки, встаньте.
- Одну.
- Две.
- Понадобился ли вам орфографический словарь?
- Какие способы подбора проверочных слов вам пригодились?
(Объяснение значения слова с помощью однокоренного.)
(Изменение слов по числам, по командам вопросов.)
(Большая буква в имени собственном.)
VIII Применение знаний
1. Развитие речи. Работа с текстом. с. 141
Памятка
Как обдумывать свой текст?
Определи:
тему (о чём будешь писать, говорить);
главную мысль (что главное хочешь сказать, в какой мысли убедить);
содержание и порядок предложений (с чего начнешь, как продолжишь, что потом скажешь нового, чем закончишь).
- Посмотрите на картину.
- Определите тему, о чем мы будем писать.
- Определите главную мысль, в чем мы будем убеждать читателя.
- О содержании и порядке предложений мы поговорим на следующем уроке.
2. Запись под диктовку.
Реку Вертушинку сковал крепкий лед.
- Какие орфограммы встретились?
IX Итог урока
- Вернемся к нашей пословице.
- О чем мы говорили весь урок.
(О значении слова. Чтобы написать правильную букву в корне, можно объяснить значение слова с помощью однокоренного.)
- Поднимите руки, кому нравится урок русского языка.
- Кому было трудно?
- К кому вы хотите обратиться за помощью?
- Назовите тех, кто помогал нам делать открытия.

Литература
М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. К тайнам нашего языка. 2 класс. Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы. В 2 ч. Ч.2. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005
М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. К тайнам нашего языка. 2 класс. Тетрадь-задачник к учебнику русского языка для четырехлетней начальной школы в 2 ч. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005
М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам по русскому языку для 2 класса четырехлетней начальной школы. Пособие для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005

Урок русского языка по программе «Гармония» построен на основе принципов проблемного развивающего обучения, в системе личностного ориентирования.
Т.е. реализуется деятельностный подход к организации учебной работы. Это означает, что 1) введению новых знаний, как правило, предшествует постановка учебной задачи; 2) информация, по возможности, не дается в готовом виде, а «добывается» вместе с учениками; 3) тренировочная работа организуется как мотивированная последовательная отработка выведенного способа действия, нужного для успешного решения орфографических или математических задача.
Иначе говоря, создаются условия для того, чтобы на всех этапах изучения темы ребенок выступал не как слепой исполнитель воли учителя, а был человеком, активно и осознанно действующим, был, как говорят психологи «субъектом учебной деятельности».
Учебник рассматривается как средство, моделирующее учебную деятельность каждого ученика, позволяющее учителю (а при необходимости и родителям) не только правильного организовать освоение того или иного учебного материала, но и в целом формировать у начинающего школьника умение учителя.

Личностно-ориентированное обучение младших школьников
Тема Цель

Самостоятельное Пропедевтический этап (задания на
Закрепление развитие приемов умственной
(творческие задания) деятельности, приводящие к противоречию)



Развитие приемов умственной
деятельности и творческого
мышления

Рефлексия Знакомство с новым
материалом (решение
проблемы)


Вторичное закрепление Первичное закрепление
(творческие задания, (тренировочные упражнения
игры с элементами поиска с усиленной развивающей
и творчества, задания функцией, задания с разным
повышенной трудности) уровнем проблемности)
15