Конспект урока русского языка по темеОт значения слова — к правильной букве

Тема урока: Объяснение значения слова как способ проверки орфограмм корня. От значения слова – к правильной букве.
Цель: познакомить обучающихся с новым способом подбора проверочных однокоренных слов для слов – предметов: от значения слова – к правильной букве.
Задачи:
Создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала.
Приучать детей задумываться над значением слов.
Показать, что внимание к значению слова поможет избежать ошибок.
Развивать у учащихся навыки самоконтроля и самооценки.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: учебник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.Б. «К тайнам нашего языка», 2 класс; тетрадь-задачник №2 к учебнику, компьютер, проектор, презентация.
Учитель: Пикова А.В.

Ход урока.
Организационный момент.
Психологическая установка на урок.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Подарили улыбку друг другу, гостям.
Тихо сели.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот – так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Запись числа.
28 января.
Классная работаю.
Задачи на урок.
Закрепить способы проверки орфограмм в корне слова
Решать орфографические задачи.
Упражняться в правильном написании .
Минутка чистописания.
Узнай слово по фразе.
Его можно «проглотить», когда не желаешь о чем-то говорить или он может быть хорошо подвешен, когда болтаешь без умолку(язык)
- Сколько слогов в данном слове?
-Какая буква пишется вначале слова?
-Охарактеризуйте звуки обозначенные буквой я.
Напишите в тетради строчку строчную букву я.
Орфографическая минутка.
Прочитайте слова, записанные на доске. Записать слова, объясняя все орфограммы.
М.роз, сн.жинка, вет.р, ин.й, сн.говик, сн.жок
На какие группы можно разделить данные слова?(слова с безударной гласной непроверяемой ударением, слова с безударной гласной проверяемой ударением (однокоренные слова)
Какие способы проверки орфограммы в корне вы знаете?(слайд)
Знакомство с новым способом подбора однокоренного проверочного слова (слайд)
Учебник с.47 упражнение 374 устно. Сделать вывод. Прочитать помощь на с.47 в учебнике.
Физминутка. С движениями
Мы писали, рисовали,
А теперь мы дружно встали.
Ручками похлопали.
Ножками потопали,
Чуть покружимся бочком,
Сядем и писать начнём.
Освоение нового способа.
-Продолжим учиться выбору букв. Попробуем открытый нами способ проверки.
1) Работа на доске и в тетрадях над упр.375 с.48 учебника.
2)Работа в парах в тетради на печатной основе над упр.375 с.27 ( устно объясняют вставленные буквы)
3) Самостоятельная работа в тетради на печатной основе. Исправление ошибок упр.376 с.28 (устно объясняют вставленные буквы, способы её проверки) 6 ошибок.
Обобщение.
Решая орфографические задачи, исправляя ошибки, вы отвечали на вопросы: «Когда так говорят?», «Почему так называли?».
Какой же способ проверочных слов мы сегодня узнали? (От значения слова – к правильной букве)
Поделитесь дома важным открытием.
Вывод: помни, если задуматься над значением слова, то в корнях многих из них не сделаешь ошибки.
Задание повышенного уровня.(слайд)
Ребята, помогите мне справиться с заданием. Я решила написать слово «зап.вала», но не знаю как правильно его написать.
У вас на столе лежат карточки с буквами «Е», «И», поднимите ту букву, которую вы думаете нужно вставить и объясните «Почему?».
Если думал, что пить лекарство, то «И», если петь песни, то «Е».
Вывод: иногда, чтобы понять смысл слова нужно составить предложение, но об этом мы поговорим на следующем уроке.
Подведение итогов урока.
-Наш урок подошел к концу. Оцените с помощью одного из человечков уровень ваших знаний по теме сегодняшнего урока.
Рефлексия: оценивание уровня знаний. (слайд)
Оцените уровень ваших знаний. Дорисуйте человечка и оцените свои знания: все было понятно, есть сомнения, ничего не понял.
-Спасибо за урок.
Дополнительный материал. (карточки)
Задание. Вставь орфограмму, чтобы не ошибиться устно подбирай проверочные слова.
1 вариант:
М..лютка, ст..рушка. стрик, бгун, вдитель, стритель, лсник, хтрец, дбряк, см..льчак, тхоня,
2 вариант:
Хтрец, дбряк, см..льчак, тхоня, млютка, струшка. стрик, бгунн, вдитель, стритель, лсник



15