Тематическое планирование От слова к букве


Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10

Утверждено:
Директор МОАУ СОШ №10
______________/__________________
Приказ от «____»______20___г. №___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ»
МОДУЛЬ «ОТ СЛОВА К БУКВЕ»
2015 - 2016 учебный год

Составлена на основе:
нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», статья 64 от 29.12.2012г, №273-ФЗ, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, Стандарт) от 14.11.2013., №30384, с учётом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, от 06.10.2009г, №373, на основании программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) авторы Н. А. Федосова, Е.В.Коваленко, И.А.Дядюнова и др., научный руководитель Н.А.Федосова. ( 3-е издание переработанное, М.: Просвещение, 2015г)
Количество часов всего: 25ч, в неделю: 1ч
Ф.И.О. учителя, составившего программу:Журавлёва Нелли Владимировна, высшая квалификационная категория
Рассмотрено:
Руководитель методического объединения
____________/_______________________
Протокол от _______ №_______________ Согласовано:
Заместитель директора по УВР
____________/ _____________
«___» ______________20____г.

г.БелогорскПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание модуля «От слова к букве» программы «Преемственность» для подготовки детей к школе разработано на основании нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», статья 64 от 29.12.2012г, №273-ФЗ, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, Стандарт) от 14.11.2013., №30384, с учётом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, от 06.10.2009г, №373, на основании программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) авторы Н. А. Федосова, Е.В.Коваленко, И.А.Дядюнова и др., научный руководитель Н.А.Федосова. ( 3-е издание переработанное, М.: Просвещение, 2015г)
Цели программы «Преемственность»: подготовить детей дошкольного возраста к обучению в школе путём развития их физических, социальных и психических функций в единстве дошкольного и школьного образовательного пространства; оказать квалифицированную помощь педагогам и родителям при подготовке детей к обучению в школе.
Основные задачи программы: сохранение и укрепление физического, психического здоровья детей и их эмоционального благополучия; развитие личностных качеств детей; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЯ «ОТ СЛОВА К БУКВЕ»
Модуль «От слова к букве» является одним из модулей образовательной области «Речевое развитие», который решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведёт работу по совершенствованию устной речи.
Задачи:
-создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребёнка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;
-практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
-формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной речи детей;
-знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание курса позволяет организовать работу по трём направлениям:
-развитие связной речи;
-подготовка к обучению чтения;
-подготовка к обучению письму.
Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются:
-расширение, обогащение и активация словарного запаса детей;
-формирование грамматического строя речи ребёнка;
-совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической;
-создание речевых высказываний различных типов: описание, рассуждения, повествования.
Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребёнка. Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребёнка, формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведётся подготовка к чтению и письменной речи.
При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определённые темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение, и её особенности.
Целью подготовки к обучению чтению является создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя. Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического слуха детей, на отчётливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения.
 Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.      При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.      Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
      Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
      Таким образом модуль «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
Модуль  «От слова к букве»  нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический познавательно-исследовательский характер.
Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений.
Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слово на заданный звук», «Угадай слово».
Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатных букв, составляют узоры, украшения.
Предваряющие ориентировочные действия помогают сформировать тонкую моторику, развивают координацию движений, готовят детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику.
МЕСТО МОДУЛЯ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Модуль «От слова к букве» образовательной области «Речевое развитие» организуется на базе школы и имеет следующую временную структуру: 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут. Программа рассчитана на 25 недель. Общее количество занятий – 25
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ
№ Основные разделы модуля
1. Развитие и совершенствование устной речи
Беседа по картинке:
*совершенствование общих речевых навыков;
*составление описательного рассказа.
Составление рассказа по плану.
Правильное употребление слов-названий предметов, признаков действий, объяснение их значений.
Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
Образование существительных, обозначающих род деятельности, образование сложных слов.
Подбор обобщающих слов к группе предметов
Диалог, монолог, косвенная речь.
2. Знакомство с буквами.
Предложение и слово:
*членение речи на предложения;
*членение предложений на слова;
*членение слова на слоги с использованием графических схем
Слог и ударение:
*деление слов на слоги;
*определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы:
*представление о звуках;
*различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков;
*обводка и штриховка контуров;
*знакомство с написанием больших и маленьких букв, основные типы их соединений.
3. Художественная литература
Сказка:
*пересказ сказки;
*соотносить содержание текста с изображением на картинке;
*отвечать на вопросы;
*ставить вопрос к тексту;
*придумывать необычный конец.
Рассказ:
*пересказ небольшого по объёму литературного произведения;
*соотносить содержание текста с изображением на картинке;
*отвечать на вопросы;
*ставить вопрос к тексту;

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
   — ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;   — знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);   — знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба;
- правильно произносить все звуки;
-отчётливо и ясно произносить все слова;
-выделять из слов звуки;
-находить слова с определённым звуком;
-определять место звука в слове;
-соблюдать орфоэпические нормы произношения;
-составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
-составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок;
-пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
-соблюдать элементарные гигиенические правила;
-ориентироваться на странице в тетради.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (Приложение№ 1)

УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п.п. Средства Перечень средств
1 Учебно-лабораторное оборудование и приборы Набор сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе
Наборное полотно.
2 Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся Оборудование рабочего места учителя:
классная доска с креплениями для таблиц;
магнитная доска с функцией МИМИО;
ноутбук;
многофункциональное универсальное устройство (сканер, принтер, копир)
мультимедийный проектор;
3 Цифровые образовательные ресурсы СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
№ Наименование Автор Издательство и год издания
1 Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет «Преемственность» Н.А Федосова, Е.В.Коваленко, И.А.Дядюнова и др. М:Просвещение. 2015
Приложение №1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока Тема урока Кол-во часов Дата По плану По факту
1 Устная речь. Предложение. Слово. 1 10.10 2 Звук. Знакомство с миром звуков. Упражнения на выделение звуков в односложных и двусложных словах. 1 17.10 3 Гласные и согласные звуки. Обучение рассказыванию. 1 24.10 4 Гласные и согласные звуки. Драматизация сказки «Репка». 1 31.10 5 Выделение первого звука в словах. Рассказы М.Пришвина и В.Бианки1 14.11 6 Звуки [а], [ у ]. Схема предложения. 1 21.11 7 Звук [ ы]., [ о ] Составление рассказа по сюжетной картинке. Схема предложения. 1 28.11 8 Звук [ и ]. Рассказ В.Ю. Драгунского «Учительница». 1 05.12 9 Звук [ э ]. Выборочный пересказ с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги. 1 12.12 10 Звук [ я ]. Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги. 1 19.12 11 Звук [ ю]. Пересказ прочитанного текста по наводящим вопросам. 1 26.12 12 Звуки [ е], [ ё ]. Рассказы о животных. 1 13 Звук [л – л’]. Составление сказки «Лиса и заяц» по плану. 1 14 Звук [ м – м’]. Беседа по теме: «Моя любимая сказка». 1 15 Звук [ н –н']. Драматизация сказки «Теремок». 1 16 Звук [ р –р’]. Рассказ «Моя семья». 1 17 Звуки [ в-в’], [ ф-ф’ ]. Рассказы Ушинского. Гласные и согласные звуки. 1 18 Звуки [ з-з’], [ с-c’ ]. Гласные и согласные звуки. 1 19 Звуки [ ш ], [ ж ]. Стихи о весне. 1 20 Звуки [ б-б’], [ п-п’ ]. Буквы Б б, Пп.Составление рассказа-описания. 1 21 Звуки [ д- д’ ], [ т-т’ ]. Буквы Дд,Т,т. Составление рассказа на заданную тему. 1 22 Звуки [ г-г’], [ к-к’ ]. Буквы Гг,Кк. Составление рассказа-описания. 1 23 Звуки [х-х’],[ц ]. Буквы Хх,Цц. 1 24 Звуки [щ’], [ч’], [ й]. Буквы Щщ,Чч, Йй. Рассказы о весне. 1 25 Ь и Ъ знаки.Драматизация сказки «Колобок» Повторение по теме : «Алфавит» 1 Приложение №2
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ПРОГРАММЫ
Название раздела, темы Дата проведения по плану Причина корректировки Корректирующие мероприятия Дата проведения по факту Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)