Конспект урока «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-»


Тема урока: Гласные в приставках пре- и при-
Цель урока:
формировать коммуникативную, языковую и лингвистическую компетенции в процессе повторения, освоения и закрепления нового материала.
Оборудование:
учебник, грамматическая сказка «Сварливые сёстры», перфокарта, таблица «Гласные в приставках пре- и при-», экран, проектор, презентация
Цели учащихся:
определить цель своей работы на уроке, познакомиться с требованиями к уровню подготовки.
Цели учителя: подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока, создать комфортную обстановку
Ход урока
- Вступительное слово учителя, завершающееся фразой: «Вы хотите учиться, а я хочу вас научить»
- Работа над ошибками.
Цель учителя: помочь учащимся понять написание слов с орфограммой, изученной на предыдущем уроке, формируя навыки осознанного письма; цель учащихся - закрепление изученного материала при исправлении допущенных ими ошибок. Цель учащиеся озвучивают с помощью глаголов «знать» и «уметь»
Безыскусный, безынициативный, сверхинтересный
- Работа с перфокартой: касаться, загореть, выберем, изложение, безыдейный, прикосновение, заря, растение, сверхинициативный, собирать.
- Составление синквейна со словами «приставка» и «осень» для тех, кому трудно работать с первым словом .
(На экране появляются правила по составлению синквейна (1 слайд из презентации), во время составления которого ребятами учитель проверяет перфокарты учащихся.)
Правила написания синквейна
1. тема стихотворения
2. описание темы в 2 словах: именами прилагательными
3. описание действия 3 глаголами
4. предложение из 4 слов
5. пятая строка –1 слово – синоним к первому
Приставка Осень
Значимая, небольшая Золотая, прекрасная
Образует, помогает, объясняет Украшает, радует, холодит
Приставка образует новое слово Осень - прекрасное время года
Морфема Пора (сезон)
- Переход к новой теме
Так что же такое приставка? Ребята дают определение ( Это морфема. Приставка-значимая часть слова, которая служит для образования новых слов).
Определение темы урока учащимися (поэтапное): «Правописание приставок»
Верно, а вот каких- узнаем из прослушанного текста грамматической сказки «Сварливые сёстры»

«Жили-были в стране Грамматики 2 сестрички- приставки-близнецы ПРЕ- и ПРИ-. Приставка ПРЕ- была ПРЕкрасна лицом, умная- ПРЕумная, добрая-ПРЕдобрая, а приставка ПРИ- не менее ПРИвлекательная, была настоящей рукодельницей: могла и пуговицу ПРИшить, и обед ПРИготовить, и обои ПРИклеить. Многолетняя дружба связывала их с глаголами и именами прилагательными, которые уважали сестёр за готовность всегда прийти на помощь.
Но однаждады заспорили сестрёнки между собой, кто из них милее и главнее. «Я самая точная приставка,- утверждала приставка ПРИ-. –Я люблю конкретность и потому всегда называю действия и признаки своими именами и потому кое-кому придётся ПРИкусить свой язычок!» «А я,- отвечала приставка ПРЕ-, -самая мягкая и добрая, но если захочу, то могу тотчас же ПРЕкратить эти разговоры и тогда никому не поздоровится!»
После той ссоры, сёстры приставки перестали разговаривать руг с другом, и настали в стране Грамматике пасмурные дни. То ПРИ – придёт в гости к глаголам, а там её место уже занято приставкой ПРЕ-. То ПРЕ- не находило себе место среди частей речи, так как ПРИ- уже везде ПРИставила свои буквы. Чуть до драки дело не дошло…»
А вот конец этой сказки нам придётся дома придумать самим.
О каких же приставках мы будем сегодня говорить? (ПРЕ- ПРИ-)
А сможем ли мы сформулировать нашу тему, исходя из текста сказки? (Ребята затрудняются, учитель обращает внимание учащихся на доску, где висит печатная таблица с закрытым назва
приклеить присоединение презабавный сходно со значением
прибежать приближение преспокойный слова «очень»
пришкольный близость расположения прервать сходно со значением
приоткрыть неполное действие преградить приставки «пере-»
Исходя из анализа написания приставок в словах, попытаемся определить тему сегодняшнего урока.
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
-584200853567000Учитель помогает наводящим вопросом: «А чем они отличаются?» - «Гласной». - Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- ( в это время открывается название таблицы и записывается тема в тетради учащимися и на доске учителем).
- Работа с таблицей в учебнике и на доске при составлении алгоритма написания гласной в приставках ПРЕ- и ПРИ-

Гласные Е и И в приставках ПРЕ- и ПРИ-
лексическое значение
1) = очень 1) присоединение
2) = пере 2) приближение
3) близость расположения
4) неполнота действия
Попробуем составить текст правила без помощи учебника: когда в словах пишется приставка ПРИ-, а когда ПРЕ-
- Учащиеся формулируют правило, а затем читают, разбирая в учебнике на стр. 69, параграф 32. ( Учитель обращает внимание на графическое обозначение изученной орфограммы)
На экране появляется первая половина текста сказки «Сварливые сёстры», и ребята получают дифференцированные задания (1 вариант- выписать слова с приставкой ПРИ-, 2 вариант - с приставкой ПРЕ-)
Цель для учителя: определить правильность и осознанность выполнения учащимися задания по усвоению темы.
Цель для учащихся: определить уровень своих знаний по теме. Учащиеся зачитывают выписанные слова и объясняют выбор гласной в приставке лексическим значением слова.
- Учитель напоминает об устном завершении сказки «Сварливые сестры» дома и объясняет домашнее задание, предлагая его записать в дневник: « закончить сказку (устно), параграф 32 (стр. 68-69), упр. 159- письменный ответ на вопрос, поставленный в условии к упражнению».
- Закрепление. Из текстов забавных стихотворений на экране выписать слова с изученной орфограммой и обозначить её графически, затем озвучив свои мысли для всех присутствующих.
Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,
Космонавт прилетел из Вселенной –
В словах «придёт, прилетит, приплывёт»
Пишется при - несомненно.
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело –
Пишем мы при -, говоря обо всём,
Что добрые руки приделали.
Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригорело – не значит сгорит.
Помни – что сделано, но не совсем,
Пишем с приставкой при -.
***
При - или пре - ? Пре - или при -?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Если «очень такой» или «очень сякой» -
Пре - мы пишем при этом.
Пре - мы пишем при этом.
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь не преграда.
Где очень похожи пере- и пре
Писать только пре – там надо.
(Из передачи «Радионяня»)
Цель для учителя: формирование коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций у учащихся.
Цель для учащихся: применять полученные знания при выборе верного написания слов в контексте, при создании собственных высказываний
- Подведение итогов. Учитель объявляет оценки, комментируя каждую, выражая благодарность учащимся за работу на уроке, и заключает: «Мне удалось научить вас, а вам- научиться. Спасибо.»
Литература:
1.Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9 классы. Москва, «Просвещение», 2008
2.М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская и др. Русский язык. Москва, «Просвещение», 2012
3. .УМК М. В. Леонидова. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику М. Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др «Русский язык. 6 класс», М., «Экзамен», 2010Г.
4. А. Богданова. Уроки русского языка в 6 классе. М., «Просвещение», 2012
5 Русский язык. 6 класс. Поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др., Волгоград, 2010
6. Т. И. Павлова, Л. Н .Гунина. Практика формирования лингвистических в 5-8 классах. Ростов-на-Дону, «Легион» 2012
7. С. А. Брагина. Русский язык. Необычные диктанты 5-7 классы. Волгоград. 2009