Урок русского языка на тему Гласные Е и И в приставках ПРЕ- и ПРИ- (6 класс)


Урок русского языка в 6 классе по теме «ПРИСМОТРИСЬ, ЭТО СЁСТРЫ ПРЕ- и ПРИ-»
Учитель: Григорьева А.Д.
Класс: 6.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Цель урока: освоение способа действия при выборе гласных Е-И в приставках. 
Задачи урока: 
1) Образовательные:  выявить условия выбора гласных Е-И в приставках; формировать навык написания приставок ПРЕ-/ ПРЕ-; развить умение формулировать определение понятий; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и умения.
2) Развивающие: осуществление системно-деятельностного подхода; развитие внимания; формирование УУД:
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.3) Воспитывающие: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Планируемые результаты: 
Личностные: 
Уважительное отношение к родному языку.
Стремление к речевому самосовершенствованию.
Способность к самооценке на основе критерия успешности.
Метапредметные: 1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.
2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении. 
Предметные: 1. Развитие творческой самостоятельности.
2.Владение разными видами речевой деятельности.
3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме. 
8262620349885ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы Деятельность учителя Деятельность обучающихся1.Организационный момент. Мотивация к деятельности.
- Я рада видеть каждого из вас!
И пусть зима морозом в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит…
Ребята проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок.
2. Актуализация знаний. Определение темы, постановка учебной задачи. - Ребята, чтобы узнать тему урока, вам необходимо столбиком записать словарные слова. Сегодня вы работаете в маршрутных листах:
Поражать
3435985126365Реформа
Изобретение
Солдат
Терраса
Атмосфера
Великолепный
Квартира
Интересный
- Проверьте себя, оцените («5» - 0 ошибок, «4» - 1 ошибка, «3» - 2-3 ошибки, «2» - 4 и более).
- Кто заработал первую «5»?
- Запишите свой первый результат в маршрутный лист.
- Мы неслучайно в таком порядке записали слова. ПРИСМОТРИТЕСЬ! Угадали тему нашего урока? (Приставки)
- Вы правы. Но сегодня мы будем вести разговор о конкретных приставках. Каких же? Что общего между всеми словами с пропущенными буквами?
В выходной день мы с друзьями на пр___городном поезде пр___ехали в деревню. На пр___вокзальной площади нас встретил мой старый друг.
Мы сразу же пр___няли решение пойти на речку, потому что погода стояла пр___красная. Мы пр___давались воспоминаниям, ловили рыбу, пр___одолевали трудности, когда разводили костёр.
Пр__бывание на пр__роде пошло нам на пользу. Это был пр___восходный день!
(Во всех словах пропущена гласная в приставке).
- Молодцы. Это ваше домашнее задание. Значит, тема урока..? (Приставки ПРЕ- и ПРИ-/ПРИСМОТРИТЕСЬ, ЭТО СЁСТРЫ ПРЕ- и ПРИ-)
- Запишите тему в свои маршрутные листы.
- А теперь сформулируйте и запишите цель урока. (Сформулировать правило о правописании приставок ПРЕ- и ПРИ-, научиться применять правило).
- Да, сегодня у нас необычный урок. Вы будете сами себя обучать. А я, если потребуется, буду вам помогать. Мы будем  удивляться, приглядываться, присматриваться,тянуться к знаниям, будем писать красиво и грамотно, оценивать свою работу по критериям. Желаю всем успешности! Записывают словарные слова столбиком, проверяют себя, оценивают, определяют тему и цель урока.
3. Проблемная ситуация. - Внимание! 1 задание «Мыслители». Работа в парах. Сформулируйте правило «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-» и заполните таблицу. Информацию ищите в стихотворении «Сёстры ПРЕ- и ПРИ- ».
Повнимательней смотри. Мы приставки ПРЕ- и ПРИ-. Научись нас различать, Друг от друга отличать. Запомни сначала четыре значенья: Неполное действие и приближенье, Близость чего-то к чему-нибудь, Присоединенье ещё не забудь. Наши руки всё сумеют, Гвоздь ПРИбьют, ПРИшьют, ПРИклеят, Всё ПРИделают как нужно Быстро, весело и дружно. 
3420745673735Заяц ПРИскакал к соседу, Закричал: «Я к вам ПРИеду! На ПРИшкольном огороде Есть уже морковка вроде». ПРИоткрой скорей окошко – В дом попасть не может кошка. Ах, котлеты ПРИгорели! Не беда, уже их съели. ПРЕ – отличная приставка. Ей во всём нужна добавка. Словом «ОЧЕНЬ» проверяем Или ПЕРЕ- заменяем. 
ПРИ- ПРЕ-
Значение приставки Примеры Значение приставки Примеры
ПРИехатьПРЕмилыйПРИклеитьПРЕградитьПРИморский   
ПРИгореть   
- Проверим, что у вас получилось.
ПРИ- ПРЕ-
Значение приставки Примеры Значение приставки примеры
Приближение ПРИбежать= очень ПРЕлестныйПрисоединение ПРИклеить= переПРЕрватьБлизость ПРИшкольный   
Неполное действие ПРИгореть   
- Оцените себя («5» - 0 ошибок, «4» - 1 ошибка, «3» - 2-3 ошибки, «2» - 4 и более).
- Кто заработал вторую «5»?
- Запишите свой результат .- Прислушайтесь и вы услышите лингвистическую сказку о наших сестричках ПРЕ- и ПРИ-(«Весёлая грамматика». В. Волина)Выполняют 1 задание, проверяют себя и оценивают.
Слушают сказку.
4. Физпауза.
- Сейчас мы проведём физкультминутку «Приставочки».
(1 ученик называет слова с приставками ПРЕ- или ПРИ-, учащиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова)
А теперь всем нужно встать, присмотреться, приосаниться, руки медленно поднять, пригнуть пальчики, распрямить их, руки вниз приопустить и так стоять.
А теперь присесть, привстать, принагнуться, снова приосаниться да призадуматься: «А ведь преинтересный урок у нас получается!»
Можно снова присесть на стул и прислушаться к новому заданию. Делают физминутку.
5. «Открытие» новых знаний. - 2 задание. Представьте, что вы редакторы газеты. Вам нужно исправить ошибки, объяснив написание приставок.
Прекатился клубок, преостановился. Иванушка присмотрелся, пригляделся и видит - местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Решил Иванушка прелечь отдохнуть, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел он на предорожный камень, призадумался.
- Проверим, какие слова вы исправили.
- Значение каких слов не удалось объяснить? (Присмотрелся, пригляделся, призадумался)
- Какой вывод нужно сделать?(Не все приставки можно объяснить)
- Таких слов достаточно в русском языке. (Приказать, пригласить, присутствовать, примерять, примирять, приготовить, приспособить, приобрести, пригодиться, привыкать, присмотреться, прекратить, преобразовать, превратить, преодолеть)- Как вы думаете, с каким словарным словом мы уже сегодня познакомимся? (Присмотреться)
- А как вы догадались? (В теме урока звучит)
- Не забудьте оценить себя за задание («5» - 0 ошибок, «4» - 1 ошибка, «3» - 2-3 ошибки, «2» - 4 и более).
- Кто заработал ещё одну «5»?
- Почему в слове ПРИКОСНУЛСЯ пишется в корне О? (За корнем нет суффикса А)
- Ассоциативный словарь (урок 44.1. – слово ПРИСМОТРЕТЬСЯ).
- Ребята, если вы уже уверены в том, что хорошо усвоили новую тему, можно пройти компьютерный тест и проверить свои знания. Есть 3 вакантных места. Выполняют 2 задание, проверяют себя и оценивают, отвечают на доп.вопрос.
Смотрят видеоролик.
3 человека выполняют тест.
6. Закрепление. - 3 задание. Сыграем в «Лингвистическое лото».
- Кстати, а почему в слове СЫГРАЕМ после приставки пишется Ы? (Есть однокоренное с И – игра)
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Е 27876531051518530-2136  
266700-74930        252730-74930       
И       267335-74930           
Пр..бить
3610610135890пр..скромный
пр..крепить
пр..усадебный
пр..лечь
пр..ехать
пр..спокойно
пр..умолкнуть
пр..градитьпр..тормозить
125401042241351254010422413512540104048875- Проверьте себя, оцените («5» - 0 ошибок, «4» - 1 ошибка, «3» - 2-3 ошибки, «2» - 4 и более).
- У кого в запасе «5»?
- 4 задание. Объясните значение фразеологизмов, правописание приставок:
1 ряд
Камень преткновения
Из Библии. Как сказано в Писании, Бог положил в Сионе камень преткновения (от церковно-славянского «преткнуться» — споткнуться), о который спотыкались все неверующие и не соблюдающие законы. 
2 ряд
Приходить в голову
Возникать, появляться в сознании (о мыслях, намерениях). 
3 ряд
Преодолевать себя Перебарывая, преодолевая в себе какое-либо состояние, желание, чувство и т. п., добиваться полного самообладания. 
Выполняют 3 задание, проверяют себя и оценивают.
Выполняют 4 задание, проверяют себя и оценивают.
7. Итоги. Отметки. Рефлексия.
359156039370- Вы ПРЕкрасно поработали. ПРИобрели новые знания. ПРЕодолели трудности. ПРИзадумались над ошибками. Я получилаПРЕогромное удовольствие от общения с вами. Русский язык для вас не ПРЕграда.  
Оцените по 5-ти бальной шкале уровень трудности заданий.
№ задания Уровень трудности заданий
(1-5) Пользовались ли вы помощью другого человека
(поставьте + или - )1 2 3 4 Слушают, заполняют оценочный лист.

Список литературы
1. Янцевич О.В. Урок русского языка в 6 классе: «Приставки ПРЕ и ПРИ» [Электронный ресурс]/ О.В. Янцевич – Режим доступа: https://open-lesson.net/1392.
2. Юркевич И.В. Конспект урока русского языка в 6 классе: «Правописание приставок пре- и при-" [Электронный ресурс]/ И.В. Юркевич – Ружим доступа: http://doc4web.ru/russkiy-yazik/konspekt-uroka-pravopisanie-pristavok-pre-i-pri-klass.html.