Урок русского языка в 6 классе «Гласные в приставках пре- и при-»

Зинатулина Гузель Рамиловна,
учитель русского языка и литературы
МБОО «СОШ № 25 им.70-летия нефти Татарстана» Республики Татарстан, г.Альметьевск


Класс : 6
Тема : Гласные в приставках пре- и при-
Тип урока: Урок объяснения нового материала
Цели :
1) дать знания о зависимости написания гласных в приставках пре- и при- от их лексического значения, научить определять лексическое значение приставки при- со значением приближения
2) познакомить с написанием слов с приставкой при- со значением "присоединения","добавления к чему - либо" ,"нахождения вблизи чего - либо", "неполного действия".
3)дать значения о написании слов с приставкой пре- со значением "очень", "пере"
Оборудование: Плакаты со стихотворениями о приставках , листы с упражнения (словосочетаниями)
План урока:
1)Ознакомление с темой и целями урока.
2)Контрольный словарный диктант.
3) Работа с текстом.
4)Объяснение значение приставки при-.
Записи в "словарь трудных слов".
Тренировочные упражнения.
5)Работа с приставкой пре-.
6)Тренировочные упражнения.
7)Задания на дом.
8)Вывод.




Ход урока :
Учитель: Здравствуйте!
- Откройте тетради, напишите сегодняшнюю дату и тему урока "Гласные в приставках при- и пре-.
Вы сегодня узнаете о зависимости написания гласных в приставках пре- и при- от их лексического значения, научитесь определять лексическое значение приставки при- со значением "присоединения", а также "добавить к чему - либо", "неполного действия".
- Прежде чем приступить непосредственно к теме нашего урока ,напишем словарный диктант.
Сокровище,присутствовать,искусный,биография,препятствие,причудливый,впечатление, сознавать ,ровесник, прибавлять ,преодолеть ,обвинять.

-А теперь поработаем со следующим текстом. Послушайте текст , озаглавьте его. Перескажите, используя эпитеты текста.
Всю ночь шел дождь. На рассвете подул сильный ветер, что капли дождя замерзли на высоких деревьях.
Утром лесничий открыл двери своего домика, оглянулся и воскликнул: "Лес-то ледяной!". Мальчик высунул голову из двери и проговорил : "Деревья стеклянные!".
Старик и мальчик вышли из дома.
Лес стоял причудливый ,необычный . Все кругом обледенело . Дате самая тоненькая веточка была заключена в стеклянную трубочку. Деревья склонились под тяжелым ледяным грузом, словно задумались.
(П.Васильева).
Ученики: Этот текст мы назовем «Ледяной лес»

Учитель: Подберите синонимы к слову сильный (ветер), расположив по степени возрастания, признака
Ученики: Резкий, порывистый, ураганный , сокрушительный.
Учитель: Я просчитаю еще раз. Ваша задача – выписать слова с приставками, графически выделить их.
Ученики (выполняют данное задание)
Учитель: Ребята, среди приставок есть такие, написания которых зависит от значения в слове.

На доске записаны слова : прибежать, приехать, приплыть, приблизиться.
Как вы думаете, какое значение придает этим словам приставки при- ?
Ученики: Приставка при- здесь придает значение «приближение»
Учитель: Добавьте слова, обозначающие приближения: 1)человека, самолета, лодки, 2) к станции поезда, к поверхности земли.
Человек приходит; самолет прилетает; лодка приплывает; поезд прибывает; к поверхности Земли приземляются.
Учитель: Итак, первое значение приставки при- это приближение к чему – либо. В детстве передаче «Радионяня» герои ели песню о том, как лучше запомнить правило об этих приставках. Есть там такой куплет (куплет этот написан на плакате)
Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,
Космонавт прилетел из Вселенной –
В словах придет, прилетит, приплывет.
Пишется при-, несомненно.
Выпишите слова с приставкой при- из этого четверостишия
Запишите в словарь «говори правильно» слова: прибыл, прибыть, прибыла, прийти.
Учитель: Приставка при- обозначает не только приближение, а может обозначать присоединение к чему – либо. Я вам дам словосочетания, а вы замените их одним словом.
Присоединить с помощью: 1)веревки; 2)молотка и гвоздей; 3)иголки и нитки; 4)клея;
Ученики: 1)привязать; 2)прибыть; 3)пришить; 4)приклеить;
Учитель: Вот как об этом пелось в «Радионяне»
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело-
Пишем мы при-, говоря обо всем,
Что добрые руки приделали.
К словам, имеющим смысл присоединения, относятся и такие, которые, обозначают добавление к чему – то.
Запишите слова и определите, какие из них не имеют оттенка присоединении.
1)Привинтить, пристрелить, прикрепить ,прицепить;
2)Причесать, присоветовать;
3)Приготовить, прилепить, прицепить, пришвартоваться, прикрикнуть
Ученики: Не имеют оттенка присоединение слова : причесать, присоветовать, приготовить, прикрикнуть.
Учитель: Мы с вами определили такие значения приставки при-, как «приближение», «присоединение», «добавление». Есть еще два значения этой приставки – «близость» и «неполные действие».
Замените словосочетание словам с приставкой при-:
Участок при школе, чуть – чуть открыть окно, немного закрыть книгу.
Ученики: Пришкольный участок, приоткрыть окно, прикрыть книгу.
Учитель: Сейчас я прочитаю стихотворение А.Каютиной о приставке пре-
В прекрасном замке на горе
Жила – была приставка пре-
Особо преотважная,
Важная- преотважная.
Гордая – прегордая,
Добрая – предобрая.
Ее считали очень мудрой,
И называли все премудрой.
Был у нее прелестный пудель.
Прекрасный пес по кличке Дедуль.
Он преспокойно спал у двери,
Когда вошла приставка пере-.
Она сказала : «На заре.
Я уезжаю . Друг мой, пере-,
Меня не будет два – три дня,
Ты поработай за меня.
По заменяй меня, прошу.
Спокойной ночи. Я спешу».
(Стихотворение оформлена в виде плаката. Учащиеся выписывают слова с приставкой пре-, объясняют ее значение).
Учитель: А теперь выполним тренировочные упражнения. У вас на партах имеются листы со словосочетаниями. Перепишите их к себе в тетрадь и постарайтесь объяснить написание приставок.
Ученики: Приморский край (близ. к морю), сидел преспокойно (очень спокойно), прекрасная музыка (очень красивая), слегка прихрамывать (неполное действие), приглушить свет (непол. дей-е), превратить в чудовище (переделать), прилететь из Вселенной (приближение), пришить пуговицу (присоединение).
Учитель: Сделайте запись в «Словарь трудных слов». Напишите след. слова и запомните их : преимущество, препятствие, пренебрежение, приятель, прекратить, претворить.
Следующие задание – замена слов и словосочетаний словами – синонимами с приставками пре- и при-.
Ученики: Воплотить в жизнь – претворить,
Затруднение – препятствие,
Легенда – предание,
Человек, нарушивший закон – преступник.
Учитель: Во многих случаях, чтобы выбрать приставку, следует различать значения слов, запишите в тетради в два столбика следующие слова и их значение :
Приемник (аппарат приемник), продажа (для приема сигнала; тел дала)
Прибыть (приезжать), призирать (не уважать), приступить( начать), преступить(закон)
- А теперь запишите домашнее задание, прочитайте теоретический материал (параграф ---); Упражнение ---
Учитель: Итак, написание гласных в приставках пре- и при- зависит от их лексического значения. Если слово имеет лексическое значение : «приближение», «присоединение», «добавление к чему – либо», «нахождение вблизи чего – либо», «неполное действие» - то нужно писать приставку при -. Если имеется значение «очень» или можно заменить приставках пере -, то следует написать приставу пре-.
До свидания.




15