Конспект урока по русскому языку на тему Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ


Алтухова Ольга Сергеевна
Открытый урок по русскому языку
Тема: Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ
6 класс
Цели:
Предметные: сформировать представление о способе выбора написания гласных в приставках ПРЕ и ПРи
Регулятивные: определять цель, находить и формулировать проблему урока; выдвигать версии.
Коммуникативные: излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.
Задачи:
- вспомнить о значении морфем в слове
- научить определять написание гласных в приставках ПРЕ и ПРИ, различать их значение
- находить слова с приставками ПРЕ и ПРИ
- графически обозначать условия выбора орфограммы,
- совершенствовать орфографические   умения
Оборудование: учебник русского языка для 6 класса под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, карточки с заданиями для работы в группах, с заданиями для рефлексии, компьютер, проектор.
Медиаматериалы: презентация
Использованная литература:
Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. – М.:, «Просвещение», 2008
Материалы открытого урока http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/11/20/urok-russkogo-yazyka-v-6-klasse-pravopisanie-glasnykh-v
Структура урока.
Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
Повторение. Актуализация знаний.
Введение в тему урока.
Работа по теме урока.
Физкультминутка
Закрепление.
Подведение итогов, оценки
Домашнее задание.
Рефлексия.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку. Приветствие.
Эмоциональный настрой.
Слово учителя: Ребята, вы пришли на урок русского языка несомненно для того, чтобы получить новые знания, а также вспомнить и закрепить уже имеющиеся. А для того, чтобы процесс изучения прошел продуктивно, нам с вами понадобится хорошее настроение. Говорят, что добрая и лучезарная улыбка всегда вызывает ответную реакцию, давайте это проверим. Улыбнемся друг другу как можно приветливее и шире, правда настроение поднимается? Так вот я желаю вам, сохранить такой настрой до конца урока, или даже до конца дня. Давайте запишем в тетради число, «классная работа» и обратим внимание на доску.

Повторение. Актуализация знаний.
Эпиграф на доске: Приставки придают речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла.
К.И.Чуковский
Слово учителя: Вы уже догадались, что сегодня на уроке речь пойдет о приставках. Но о чем именно? Давайте разберемся вместе. Итак, что вы знаете о приставках?
( - Приставка – это значимая словообразовательная морфема слова, которая находится перед корнем или перед другой приставкой; - Приставки и их значение изучает морфемика; - существуют изменяемые и неизменяемые приставки и т.д.)
Слово учителя: Отлично, давайте оценим наши знания о приставках, нарисуем на полях лесенку и расположим на ней человечка. Лесенка символизирует все существующие правила о приставках и их правописании, а человечек – это вы. Хорошо подумайте, на какой ступеньке находится ваш человечек, насколько вы уверены в своих знаниях по этой теме. (У лесенки максимум 10 ступенек, изображается схематично)
Молодцы! А для того чтобы вспомнить, какие приставки существуют, а также их правильное написание, давайте выполним небольшое упражнение. (Слайд 1).
Перед вами слова с пропущенными орфограммами в приставках, вам нужно записать их в два столбика, распределив по знакомым уже правилам, подчеркните орфограмму. И, кстати, не забывайте про «подводные камни», возможно, в этом упражнении есть лишние слова. Желаю вам удачи, у вас есть 3 минуты.
- Закончили? Прежде чем проверить это упражнение, оцените свои старания сами, на полях поставьте восклицательный или вопросительный знак. Напоминаю, что восклицательный знак ставится, если вы на сто процентов уверены в правильности выполнения упражнения. (Проверяется упражнение устно, параллельно обсуждаются причины распределения слов в разные группы, дети аргументируют свой выбор, выслушивают мнение одноклассников).
- Хорошо, давайте рассмотрим ключ к этому заданию, и кто же из вас был прав? (Слайд 2)
Рассмотрите еще раз эти колонки и дайте развернутый ответ, на вопрос : «Каким правилом руководствовались при выполнении упражнения?». ( Дети приходят к выводу, что слова содержат изменяемые и неизменяемые приставки, параллельно вспоминают правило правописания приставок на –З и –С, находят «лишние слова»)
- Как вы справились с этим упражнением? Были ли допущены ошибки? На полях рядом с уже существующим знаком, поставьте еще один. Если ошибок нет – восклицательный, если есть – вопросительный. Какие выводы можно сделать?
4. Введение в тему урока.
Слово учителя: Подведем итог: Разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от того они разделяются на три группы.
К первой группе относятся приставки, которые пишутся всегда одинаково независимо от произношения. Эта группа самая большая.
Ко второй группе относятся приставки, которые в одних словах пишутся с буквой З, а в других с буквой С.
К третьей группе относятся только две приставки: ПРИ- и ПРЕ-.
Эта группа самая маленькая, но самая трудная. И вы уже догадались, что речь пойдет на уроке именно о правописании этих приставок.
Давайте запишем тему урока и откроем учебники на странице 68, обратимся к параграфу №32, его название созвучно с нашей темой. Рассмотрите таблицу, и ответьте на вопрос, от чего зависит выбор буквы в приставке? Попробуйте сформулировать правило.
( Обучающиеся рассматривают таблицу, самостоятельно приходят к выводу, что правописание приставок зависит от их значения, формулируют правило)
- Приставки пре- и при- - непростые! В русском языке их называют смысловыми. Как вы думаете почему? (Наверное, нужно вдуматься в смысл приставки, чтобы не ошибиться в написании)
- Вы совершенно правы, правописание зависит от значения, на следующей странице это правило записано, проверьте себя, не забудьте прочитать образец рассуждения и рассмотреть, как правильно выделять данную орфограмму.
5. Работа по теме урока.
Слово учителя- - Для того чтобы мы запомнили правописание гласных в приставках, давным-давно были придуманы стихи, которые помогают нам в этом. Послушаем ребят. (Слайд 3-7) (читают по одному четверостишию)
6. Физкультминутка
Слово учителя: Засиделись вы что-то, пора и размяться, а заодно и попрактикуемся с новым правилом, встаньте. Поиграем в игру. Я буду называть вам слова с приставками Пре и При, вы, подумав о значении приставки и определив какую гласную нужно писать в орфограмме, выполните определенное действие. Если в приставке пишется буква Е – подпрыгните и хлопните над головой, если Е – повернетесь к соседу по парте и подмигнете.
Готовы? Начинаем!
- присел
-преграда
-пришкольный
-превосходный
-презабавный
-прилетевший
-премудрая
-придворный
-престранный
Ну вот, размялись, теперь можно продолжить работу над темой.
Вы уже знаете, что в каждом правиле есть исключения. Не у всех приставок, можно определить значение, правописание таких слов нужно запоминать, давайте откроем словарики и со страниц учебника выпишем все слова, что заключены в рамочки. Обратите особое внимание на выделение орфограмм. ( Слова в учебнике на страницах 71-72 выписываются в Словарь трудных слов).
- Вы выписали слова, что интересного вы заметили при выделении орфограмм? (в некоторых словах ПРЕ и ПРИ являются частью корня)
- Отлично! Вы очень наблюдательны.
7. Закрепление:
Слово учителя: Ну вот, вы хорошо справляетесь с определением значения приставок и их правописанием, предлагаю поработать в группах, выполнить упражнения по карточкам, в каждой группе будет капитан, который потом защитит вашу работу у доски. Работы в карточках № 4 и 5 сдайте мне, результаты этих работ оглашать не надо.
(карточки на столах, работают по четыре человека, в конце работы защищают у доски, карточки №4 и 5 сдают учителю.)
Карточка 1
Распределить слова на две группы:
1.с ясным значением приставки:
2. с неясным значением приставки:
Пр_одолеть, пр_мечать, пр_смотреться, пр_льщать, пр_хорошенький, пр_открыть,
пр_чудливый.
Карточка 2
Распределить слова на две группы:
Приставка со значением приближения:
Приставка со значением неполноты действия:
Пр_открыть, пр_брежный, пр_школьный, пр_йти, пр_тормозить, пр_сесть, пр_мчаться.
Карточка 3
Распределить слова на две группы:
Слова с приставкой ПРЕ:
Слова с приставкой ПРИ:
Пр_одолеть, пр_неприятный, пр_вязать, пр_вет, пр_мудрый, пр_забавный, пр_вокзальный, пр_чудливый, пр_града.
Карточка 4
Найди ошибки с словах, перепиши их, соблюдая офографию.
1) Белая берёза под моим окном пренакрылась снегом, точно серебром.
2) Из-за далекого горизонта неслись и преближались низкие облака.
3) Тонкие стволики прегнулись к земле, премерзли и ждут с часу на час освобождения.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Карточка 5
Найди ошибки с словах, перепиши их, соблюдая офографию.
Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит - местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прехорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прилечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень. Призадумался.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Закрепление (продолжение).
Вы отлично поработали. Давайте закрепим изученное, пройдем небольшой тест в режиме онлайн. ( Слайд 8).(Совместно с учителем проходят тест, параллельно обсуждая правильность выбора варианта ответа, знакомятся с результатом)
8.Подведение итогов, оценки. Рефлексия.
За работу по карточкам …
За устные ответы…
Давайте вернемся к «Лесенке», которую мы рисовали в начале урока, и нарисуем еще одного человечка, это снова Вы, но уже в конце урока, продвинулся ли ваш человечек по лестнице знаний? Это хорошо?
У каждого на парте лист для проведения рефлексии, заполните его и вложите в тетрадь, это очень важно.
Лист для рефлексии:
1.На уроке я работал2.Своей работой на уроке я3.Урок для меня показался4.За урок я5.Мое настроение6.Материал урока мне был
активно / пассивнодоволен / не доволенкоротким / длиннымне устал / усталстало лучше / стало хужепонятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скучен
А ваше настроение? Осталось ли оно таким же хорошим как в начале урока? Что нужно сделать, чтобы проверить настроение соседа? Правильно, улыбнуться ему.
9.Домашнее задание.
Обратите внимание на экран (Слайд №9) Это домашнее задание, запишите его в дневник. Не забудьте передать тетради, я проверю ваше домашнее задание и работу на уроке.
Урок окончен. До свидания!