Конспект урока по русскому языку Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- (6 класс)



Конспект урока по русскому
языку

«Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-»
6 класс
Аминова Р. Х.
Тема: «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-»
Цель: Познакомить учащихся со значением приставок ПРЕ- и ПРИ-, изучить особенности их написания
Задачи:
Образовательные:
познакомить с условиями выбора гласной в приставках пре- и при-;
повторить правописание частей речи
Воспитательные:
формировать интерес к языку;
формировать культуру общения, навыки взаимопомощи, способствовать становлению нравственных качеств, сплочению коллектива.
Развивающие:
развивать познавательные интересы.
развивать орфографическую зоркость, наблюдательность;
развивать исследовательские навыки,
Методы и приемы: репродуктивный, исследовательский;
слово учителя
выразительное чтение
задания исследовательского характера.
Оборудование: телеграмма, рисунок с изображением друзей Пре и При, плакат- схема о правописании приставок ПРЕ- и ПРИ-, листы со словами для проведения эстафеты, памятка.
Ход урока.
Учитель: Сегодня утром на имя нашего класса пришла телеграмма. Только вот незадача, видно с ней что-то случилось в дороге, и некоторые буквы в словах куда- то подевались. Все же давайте попробуем прочитать её и восстановить потерянные буквы.
Чтение телеграммы.
Пр…бываем в Волгоград на поезде, пр…ходящем ровно в 8.00 на пр…городный вокзал. В 9.30, если не возникнут непр…двиденные обстоятельства, будем в школе и сможем пр…ступить к работе.
Пр…клоняем колени, с пламенным пр…ветом,
пр…ставки Пре и При
Учитель: А который час? (Смотрит на часы) С минуты на минуту должны появиться гости. Они, видно, узнали, что сегодня мы как раз собирались поговорить о правописании приставок ПРЕ- и ПРИ-, и, наверное, решили помочь.
(Стук в дверь, заходит Пре и При)
Пре: Здравствуйте, ребята!
При: Приветствуем вас всех!
Учитель: Здравствуйте, друзья мы получили вашу телеграмму и ждали вас с нетерпением. Проходите, располагайтесь, где вам удобно. ( Пре и При проходят в класс и садятся на свободные места за партами вместе с учениками, желательно за передние парты. Пока усаживаются, ведут разговор.)Пре: Мы узнали, что вы как раз собираетесь поговорить о правописании приставок ПРЕ- и ПРИ-.
При: Да, поэтому поспешили к вам, чтобы помочь. Ведь кому понравиться, если его не просто не знают, да еще и неправильно пишут.
Пре: Поэтому мы решили познакомиться с вами лично.
Учитель: Это вы хорошо придумали. Ну что ж, приступим? Для начала давайте познакомимся. Я начну, а вы ( обращается к Приставкам) продолжите
Учитель: Прекрасная погода, приятели мои,
Два неразлучных друга
приставки ПРЕ- и ПРИ-
Пришли гулять на площадь,
где вместе до зари
Прекрасно отдыхали
приставки ПРЕ- и ПРИ-.
При: ПРЕ парень преспокойный
и презабавный ПРЕ,
Пре: А ПРИ приятель скромный,
придворный паж, поэт.
При: Коль на пути преграда,
не унывает ПРЕ,
Преодолеет сразу.
Где ПРЕ всегда успех.
Пре: А ПРИ спешить не будет,
и, глазки чуть прикрыв,
Прицелится, присядет,
Приставит стул и прыг…
При: ПРЕ чуть преувеличить.
Пре: ПРИ приуменьшить рад.
При: ПРЕ прерывает песню.
Пре: ПРИ припевает в лад.
Учитель: Такие вот ребята
различные они,
приятели, два друга:
приставки ПРЕ- и ПРИ- .
Учитель: Ну вот, можно считать, что первое знакомство состоялось. Вы заметили, ребята, какие разные наши гости? И у каждого своя задача. Давайте посмотрим, что об этом сказано в учебнике.
(Зачитывают правило правописания приставок.)
Учитель: А сейчас посмотрите на доску. (Показывает плакат, где схематично изображено правило написания приставок ПРЕ- и ПРИ.) Давайте дополним этот плакат вашими примерами. ( Учащиеся называют слова, поясняя правописание приставок. Работают со словарем. Запоминают правописание слов, где ПРЕ- и ПРИ- не являются приставками, а составляют часть корня: привет, пример, природа, причина и т. д.)
Пре (тянет руку): А можно мы поиграем с ребятами? У нас с При есть для них интересная игра. Мы видим, что они хорошо поняли тему.
Учитель: Можно.
При: Все очень просто. У нас специально для вас заготовлены два листочка со словами. Играть будем по вариантам. Первый вариант, поднимите руку, - это команда Пре, а второй вариант – моя команда, приставки При. Игра чем – то напоминает эстафету. На листе перепутались слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
Пре: Мало того, они так перепутались, что даже потеряли нужные буквы. Ваша задача – расставить буквы по своим местам.
При: Каждая команда из списка слов должна найти свое слово и вписать в найденное слово нужную букву (И или Е). Если эта команда приставки ПРЕ, то все участники отыскивают слова с этой приставкой. Команда ПРИ ищет соответственно слова с приставкой ПРИ.
Пре: Затем лист передается следующему игроку. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание. Задания считаются выполненными, когда листы окажутся у нас в руках. Все ли понятно?
Эстафета.
Учитель: Мне эта игра напомнила о нашей телеграмме. Быть может, и оттуда буквы неспроста исчезли. Вы, наверное, таким образом, хотели поиграть с ребятами? Ну что ж, мне кажется, теперь ребята достаточно знают и смогут самостоятельно восстановить текст телеграммы.
Перепишите телеграмму к себе в тетрадь, впишите недостающие буквы и объясните свой выбор.
При: Молодцы, вот теперь мы видим, что вы отлично усвоили тему. Ну а нам пора!
Пре: Напоследок мы бы хотели подарить вам такую необычную памятку:
Памятка
Преодолеть преграду, не переступить закон,
В прекрасную погоду прервать прескверный сон
Предобро улыбнуться иль преградить пути,
Здесь мы везде напишем приставку… (все вместе) ПРЕ-
При: А ПРИ-
Приблизим и приклеим, приставим и пришьем,
Чуть выше приподнимем и новизны внесем,
Немного приуменьшим, совсем чуть – чуть приврем,
Расставим по порядку и сядем отдохнем.
Учитель: Спасибо вам, друзья. Нам это очень пригодиться. Интересно было с вами общаться. Ребята, а вам понравилось?
( Прощаются с Приставками, записывают домашнее задание)