Урок русский язык Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени (4 класс)


Урок русского языка в 4 классе
Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
Цели:
- развивать умение распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме и правильно писать безударные личные окончания; развивать умение обосновывать написание безударных личных окончаний глаголов;
- развивать письменную и устную речь учащихся, орфографическую зоркость, умение выделять главное; - воспитывать творческую активность, взаимопомощь, развивать познавательный интерес;
- развитие умения наблюдать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы и обобщения; совершенствуется умение вычитывать информацию из источников, имеющих разные формы (текст, таблица) и осмысливать её.
Дети сидят согласно сингапурской методике, по 4 человека за столами. На каждом столе – МЭНЭДЖ МЭТ (инструмент для управления классом)
Обучающие структуры сингапурской системы, используемые на уроке:
– МЭНЭДЖ МЭТ
- СИНГЛ РАУНД РОБИН
- РАУНД ТЭЙБЛ
- ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН
- РЕЛЛИ – ТЭЙБЛ
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений  ( урок закрепления)
Структура урока:
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Ход урока:
Организационный этап
Задачи: обеспечить нормальную обстановку работы и психологическое настроение учащихся. Приветствие, организация внимания. Запись в тетради числа, классной работы. Минутка чистописания.
ΙΙ. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
Задачи: организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала; активизировать мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения и сопоставления, классификации.
Словарная работа
Работа проводится в виде теста
- В конверте №1 находятся карточки с заданиями для каждого номера. Участник №1 берет конверт и раздает карточки каждому, согласно его номера.
№1 №2 №3 №4
В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной О? В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной А? В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной И? В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной Е?
а) …втобус, в…сток, б…гаж;
б) в…кзал, г…реть, к…стёр;
в) м…роз, …ллея, ур…жай а) тр…мвай, п…ртрет, м…лина;
б) к…стрюля, р…стение, кв…ртира;
в) к…пуста, к…рабль, ст…лица.
а) д…ректор, ул…ца, сев…р;
б) п…нал, б…лет, уч…ник;

в) уж…н, р…сунок, ж…лище.
а) адр…с, гор…зонт, з…мляникаб) п…нал, уж…н, л…сицав) инж…нер, бер…г, т…традь- На обороте карточки напишите букву ответа, который вы выбрали. Положите свои карточки по порядку, начиная с первого номера. У каждого стола должно получиться (ответ – на доске): ББАВ
2) Повторение
- В конвертах №2 находятся карточки со словами. Участник №2 достает из конверта карточки и читает слова всей группе
светлеешь, влезаешь, кормишь, приносишь .- Что в них общего? (Глаголы 2 лица настоящего времени, единственного числа, пишутся с Ь на конце). III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Задачи: создание проблемной ситуации как прием, активизирующий процесс осмысления материала; использование метода наблюдения для осознания учащимися учебного материала.
1. Работа в группах (СИНГЛ РАУНД РОБИН – «однократный раунд робин» - дети проговаривают ответ на вопрос по кругу один раз)
- Разделите эти слова на две группы по общему признаку. По очереди, начиная с №1, берете карточку со словами, кладете свое слово в ту группу слов, в которую считаете нужным, доказывая свое мнениие остальным. Какие группы у вас получились? (1 – светлеешь, влезаешь; 2 – кормишь, приносишь). Образец – на доске.- Запишите эти глаголы в тетрадь в 2 столбика. Выделите окончания глаголов. Почему на окончания разные? От чего это зависит?
-Сформулируйте цель нашего урока (упражняться в правильном написании безударных окончаний глаголов).
-Для чего нам нужны эти умения?
IV. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные)
а) Проблемная ситуация. - Запишите загадку: Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт, тогда заревёт. - Что это? (Снег). - Найдите в предложении глаголы. Выделите в них окончания. - Определите лицо и число глаголов. Почему у глаголов, стоящих в одном и том же лице и числе разные окончания? б) Групповая работа на одном листе (РАУНД ТЭЙБЛ – дети по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду) листе)Сейчас вы поработаете в группах. В конверте №3 участник №2 найдет один общий лист, разделенный на 2 столбика: 1 спр, и 2 спр. На этом лиске вы будете выполнять задание. Упр 473. Выполнять задание вы будете по очереди, начиная с №3 на одном листе, выписывая по одному глаголу, затем, передаете лист по кругу. Задание выполняете в течение 1 минуты. Вам нужно распределить глаголы из текста в два столбика – 1 и 2 спряжение. Будьте внимательны. Что нужно знать для того, чтобы правильно определить спряжение? (выделить в глаголе окончание, по окончанию определить спряжение)
- Проверим, правильно ли вы справились с работой, . (ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН – «встать –сесть» - для получения информации). Поднимите большой палец вверх те, у кого получилось в первом столбике глаголов меньше, чем во втором. Поставьте себе на листок четыре «5». А теперь проверим правильность выполнения (на доске – правильный вариант)
ФИЗМИНУТКА. (ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН – «встать –сесть» - для получения информации)Игра. Учитель называет слова, если это глаголы первого спряжения – нужно присесть, если второго – встать.. Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветет, растешь, горишь, кричишь, говорит. - Как вы рассуждали?
V. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Задачи: установить, усвоили ли учащиеся закономерности новых понятий; выработка умения оперировать ранее полученными знаниями; закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы
а) Синтаксический разбор предложения. (работа в парах – РЕЛЛИ – ТЭЙБЛ – два ученика поочередно подчеркивают члены предложения и подписывают части речи).
- участник №4 достает из конверта №4 листок со следующим заданием. Вы будете работать в парах с партнером по плечу на этих листах. После окончания работы – составить схему. (Образец правильной схемы – на доске, составляют дети, проверка).
Яркий луч солнца пригрел бабочку на лесной полянке.
-Найдите глагол в этом предложении. Выделите окончание и определите спряжение. Почему это задание вызывает у вас затруднение? (это глагол в прошедшем времени)
-Верно, мы еще не умеем определять спряжение у глаголов в прошедшем времени. Как это делать, мы узнаем на следующих уроках. А как вы определили, что это глагол пр. вр.? (по суффиксу -л-)б) Записать глаголы в два столбика по спряжениям (самостоятельно в тетрадях, запись под диктовку): Шалишь, торчат, ткут, берете, зубрит, жмёшь, несём, ползут, вопят, творишь, найдут, кричат. в) Самостоятельная индивидуальная работа Выполнение следующего задания в тетрадях. - Молодцы. А теперь попробуйте определить спряжение у следующих глаголов:
пасу, пою, лечу, ворчу; несутся, боятся, смеются. - В чем затруднение? Это ведь глаголы в настоящем времени. Чтобы определять спряжение у подобных глаголов, нужно знать один секрет: такие глаголы нужно ставить в 3 лицо, множественного числа. Именно в такой форме окончания этих глаголов становятся ударными, по ударному окончанию мы и сможем определить спряжение. (самостоятельная работа)
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- На следующем уроке мы будем учиться писать глаголы, относящиеся к 1 и 2 спряжению, поэтому вам нужно научиться хорошо их различать. Поэтому вы дома должны хорошо выучить памятку с.92.
А дома вы выполните упражнение 471, напишите глаголы в 3 столбика: 1 – образец, 2 – 3-е лицо ед. ч., 3- 1-е лицо множеств. Ч. Настоящего времени, выделите окончания и укажите тип спряжения глаголов
VII. Рефлексия (подведение итогов занятия)
- От чего зависит написание гласных в окончаниях глаголов? (От спряжения). - Как не ошибиться в написании безударного окончания глаголов?
-Что помогает нам определить спряжение глаголов?