Технологическая карта. Урок по литературе в 5 классе Урок литературы по теме «А. Платонов «Неизвестный цветок»: сказка-быль как инструкция по выживанию»


Автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 4" муниципального образования Динской район
Урок литературы по теме «А. Платонов «Неизвестный цветок»: сказка-быль как инструкция по выживанию»
[Введите подзаголовок документа]
2016 год
61302463410364Учитель:
Харченко Светлана Семёновна,
учитель русского языка и литературы
АОУ СОШ № 4 МО Динской район
020000Учитель:
Харченко Светлана Семёновна,
учитель русского языка и литературы
АОУ СОШ № 4 МО Динской район

Тема:А Платонов «Неизвестный цветок»: сказка-быль как инструкция по выживанию
Тип урока: урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно-ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности.
Цель:
Образовательная (Предметная)
Учить выделять в тексте и различать реальные и вымышленные события;
Закрепить представления о жанрах.
Формировать навыков анализа текста.
Учить видеть соответствие идеи и стиля литературного текста анимационному продукту на основе этого текста.
Отрабатывать основные виды чтения (ознакомительное, поисковое, по ролям).
Формировать у учащихся деятельное отношения к жизни, убеждение в том, что успех достигается большим трудом;
Воспитание читательского вкуса.
Развивающая (Коммуникативная)
1. Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации (словарная статья, монологическая речь учителя, учащихся, окружающий мир).
2.Развивать предметную компетенцию:
навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи, развивать умение опираться на известные факты, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения
3.Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия.
4.Развивать учебно -познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности.
6. Развивать творческие способности учащихся.
Воспитательная (Личностная)
Воспитывать силу воли, упорство, доброту, трудолюбие, старательность, стремление к успеху.
Развивать коммуникативные УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Формируемые УУД
Личностные Коммуникативные Познавательные Регулятивные
устойчивый познавательный интерес к литературе, чтению;
воспитание нравственных качеств, помогающих добиться успеха в жизни.
•формулировать собственное мнение,
•осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях
общения
•работать в группе Видеть особенности жанра произведения
•осуществлять информационную
переработку текста (план, схема, таблица)
•выразительно читать, строить устное и письменное высказывание,
•проводить исследовательскую деятельность под руководством учителя •Планирование самостоятельного выполнения заданий,
• выбор темпа работы,
•умение действовать самостоятельно
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений. Понимание отличительных жанровых особенностей сказки, сказа, сказки-были, разграничение понятий реальности и фантастики в сказе. Умение составлять характеристику литературных героев.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Овладение умениями получения информации о литературе из различных источников (справочная литература, Интернет и т.д.) Совершенствование речевых умений путём подготовки сообщений, развитие умения высказывать своё мнение о прочитанном. Применение навыков оформления полученной информации в виде презентаций, представление результатов своих достижений в классе. Развитие навыков групповой работы. Проведение самоконтроля и самооценки.
Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка.
Оборудование:
ПК, мультимедийный проектор,
видеофрагменты (или ссылки на них в Интрнете),
незнакомые слова и термины на печатной основе,
выставка достижений учащихся 5 «Б» класса,
«Словарь русского языка» С. Ожегова, рабочие листы учащихся, лепестки «Цветка Успешности» для мини-проекта.
Этап урока Форма работы Содержание Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1
Самоопределение к деятельности, целеполагание.
Беседа.
Выразительное чтение.
Опрос.
Звучит стихотворение «Сказка–ложь…» (2 ученика).
Сказка ложь,
да в ней намек —
добрым молодцам — урок.
А намеков в сказке много -
Не судите ее строго.
Сказка учит всех людей
Быть мудрее и добрей.
Сказка - не обман, а тайна,
Не напутайте случайно!
Сказка – кладезь, ясный свет,
На любой вопрос ответ.
Добрый молодец, давай,
Книгу сказок открывай!
Сказка-быль научит всех,
Как позвать к себе успех.
Ты получишь наслажденье
За волшебным этим чтением!
- На прошлом уроке мы говорили с вами о произведении А. Платонова «Неизвестный цветок». Какой жанр у этого произведения? (Сказка-быль).
- Мы не говорили подробно об этом жанре. Но оказывается, сказка-быль может быть для современного человека не просто занятной историей, но и своеобразной инструкцией по выживанию в непростой жизни, инструкцией по основном законам достижения успеха в любой области жизни: учебе, спорте, музыке, профессии, отношениях с людьми.
Мини-интервью.
(Выходят 3-5 чел.).
Юнкор:
- Ребята, в какой области вы добились успеха? (Гимнастика, легкая атлетика…)
- Скажите, а давно вы занимаетесь своим любимым делом? (5 лет…)
- Интересно, а сколько раз в неделю и по сколько часов вы этим занимаетесь?
- Какие качества вам помогли стать первыми?
- Эти ребята до этого ничего не знали о нашем неизвестном цветке, но они сами были, как он, никому не известными. Но сейчас их знают многие.
Благодаря урокам сказки-были каждый из нас может научиться бороться за счастье, за жизнь, добиваясь успеха во всем, в любой жизненной ситуации. Организация учащихся через постановку проблемного вопроса.
Слушание стихотворения.
Настрой на работу.
Регулятивные.
Личностные.
2
Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы.
Беседа. - Как же вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?
•Чем сказка–быль Андрея Платонова отличается от сказки?
•Чем сказка-быль похожа на сказку?
•Как сказка-быль помогает человеку добиться успеха, реализовать себя, не упасть духом в трудных ситуациях? Организация беседы. Формулирование задач урока. Познавательные.
Коммуникатив-ные
3
Этап актуализации знаний. Повторение.
Беседа.
Рабочие листы
- Что же это за такой жанр? Сначала давайте повторим знакомый материал.
Прочитайте цитаты из произведений и определите: правильно ли обозначены их жанры на слайде?
-Что такое сказка? Быль?
Организация беседы.
Консультирование учащихся. Определение жанров фрагментов в рабочих листах. Сравнение.
Познавательные.
Коммуникатив-ные
4
Создание условий для осознанного восприятия нового материала
Беседа.
Чтение словарной статьи. - Вчера мы говорили о терминах «сказка» и «быль», вы искали их значение в интернет и бумажных словарях.
- Еще раз вспомним, что этот такое.
(Свои ответы. «Толковый словарь русского языка Ожегова). Организация беседы. Чтение словарных статей. Познавательные.
Коммуникатив-ные
5
Работа по теме урока. – Анализ содержания. Беседа. - Кто является главным героем сказки-были?
- В каких условиях цветку пришлось родиться и выживать?
- Как он боролся за жизнь?
- Почему ему было трудно? (одинок)
- Кто откликнулся на его беду? Почему?
- Помогли ли дети цветку?
- Зря или не зря цветок прожил свою непростую жизнь? Опрос. Изложение содержания. Познавательные.
Коммуникатив-ные
– Групповая работа
Заполнение таблицы «Сказка-быль: реальность и фантастика».
Проверка.
Знакомство с новым термином.
Деление на 3 группы (ряда).
Весь класс – анализ 1-2 абзаца.
По рядам – анализ 3 абзаца.
1 ряд – найти обшее со сказкой
2 ряд – найти общее с былью
3 ряд – найти средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры (глаголы в переносном смысле), противопоставление (антитеза)).
Чтение абзацев.
Вывод: мы видим, что цветок представлен автором как живое существо, поступки которого мы можем проанализировать, как поступки человека. Это позволяет определить жанр произведения как сказка-быль.
- Кстати, посмотрите на слайд: образ цветка приравнивается с к образу человека. Какое средство выразительности используется здесь автор?
(Эпитет, сравнение, метафора, олицетворение).
- Развернутая метафора – это художественный прием, позволяющий наиболее полно раскрыть суть изображаемого предмета или явления.
Это метафора, которая раскрывается на протяжении большого фрагмента текста. Организация устного анализа текста с выборочным чтением.
Инструктаж по работе в рабочих листах. Выборочное чтение с подчеркиванием.
Работа в рабочих листах. Личностные.
Регулятивные.
Познавательные.
ФИЗМИНУТКА Физминутка на фоне фрагмента из мультфильма «Зарядка для хвоста» («из серии «38 попугаев»).
https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E&index=30&list=PLb_v9wkxsViXInlcN6bo833yZMRGN-Y-M Регулятивные.
– Анализ текста (образ цветка) Выборочное чтение.
Групповая и парная работа. 3 абзац
- Найдите слова, которыми автор описывает жизнь маленького цветка.
….Нечем было ему питaться.
…кaпли дождя не проникaли до его корня…
…жил и жил и рос помaленьку…
…цветок всю ночь сторожил росу…
- Что можно сказать о жизни героя сказки-были? (Она была очень трудной)
- Что случалось с другими цветками в такой ситуации?
- Бывает ли такое у людей? Когда, к примеру? А в школьной жизни?
4 абзац
- Найдите слова, которыми автор объясняет силу маленького цветка.
«Он трудился день и ночь…»
«…нуждaлся в жизни»
Это и есть самые главные положения «инструкции по выживанию» сказки-были.
- Какие же качества еще помогли цветку выжить? Организация выборочного чтения. Выборочное поисковое чтение с подчеркиванием. Познавательные.
Коммуникатив-ные
Личностные.
– Анализ анимационного фильма Опрос – Литературное произведение можно представить в виде анимационного фильма. Так поступила шестиклассница из г. Петрозаводска. Вот что у неё получилось.
Просмотр ролика «Неизвестный цветок».
https://www.youtube.com/watch?v=eChSItx6UsI- Чем автор показал реалистичность происходящего? (жужжание насекомых в нчале и конце).
- Как музыка выражает позитивный настрой произведения? (колокольчики).
- В какой технике сделана анимация? (цветные мелки).
- Почему автор выбрал черный фон? (черный цвет – символ тяжелой жизни цветка).
- Какими цветами он показал положительные образы этой сказки? (Цветными мелками – цветок, пионеров и девочку)
. – Анализ текста (образ Даши) Чтение по ролям. Беседа 10-13 абзац. Образ Даши
- Почему Даша обратила внимание на цветок? (аромат, сказка мамы)
- Почему захотела помочь? (узнала в нем себя)
- Какие качества проявила? (доброта, внимательность, понимание, авторитет у ребят, эмоциональность, организаторские способности, трудолюбие). Организация чтения по ролям. Консультирование. Чтение по ролям. Личностные.
Коммуникатив-ные.
– Составление «инструкции». Работа по парам в рабочих листах..
- На рабочих листах у вас есть комикс «Инструкция по «выживанию» в школе «Как добиться успеха в классе».
- Ваша задача – с помощью картинок написать короткие советы: каким нужно быть, чтобы быть успешным в классе, что нужно для этого делать.
Работать можно в парах: советуемся с соседом по парте. Консультирование по работе в парах. Заполнение таблицы по парам. Регулятивные.
– Проектное задание «Цветок Успешности» Заполнение лепестков.
- Сейчас мы начнем создавать мини-проект под названием «Инструкция по выживанию от 5 «Б» класса».
1 шаг – создание Цветка Успешности. У каждого на парте лежит лепесток символического пока неизвестного природе цветка. Напишите на своем лепестке то, каким своим достижением, в которое вы вложили свой труд и старание, вы гордитесь больше всего. Инструктаж по работе. Запись лучшего достижения. Регулятивные.
Личностные.
6
Домашнее задание
Творческая инструкция по «выживанию» в школе «Как добиться успеха в учёбе» (сочинение) (для всех)
Дополнить таблицу Сказка-быль: реальность и фантастика
3.Письмо сыну неизвестного цветка. (выбор)
4.Иллюстрация к сказке-были.(выбор) Личностные.
Регулятивные.
Познавательные.
7
Подведение итогов,
рефлексия Сегодня я на уроке впервые задумался о…
Я понял, что….
У меня появилось желание….
Сказка-быль поможет мне…. Подводят итог урока, заканчивая предложение. Личностные.
Коммуникатив-ные.
Познавательные.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Анимационный фильм на основе сказки-были Андрея Платонова "Неизвестный цветок". Рисунки и идея: Чамаева Александра (6 "Б" класс). Учитель: Карабешкина Е.С.: Школа №33, город Петрозаводск.
https://www.youtube.com/watch?v=eChSItx6UsIФрагмент мультипликационного фильма «Зарядка для хвоста» из серии «38 попугаев» https://www.youtube.com/watch?v=G12tuMCHGw01969770-82169000ПРИЛОЖЕНИЕ
Рабочий лист 1.
1852930-112395000
Рабочий лист №2
2032000000