РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОП.11. МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ код профессии / специальность 22.02.06 Сварочное производство


ГБПОУ «Сахалинский строительный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины ОП.11. МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
код профессии / специальность 22.02.06 Сварочное производство
Южно-Сахалинск
2015

ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой)
Комиссией_________________________
Протокол №___
От «___» ___________20_____г.
Разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по профессии/специальности среднего профессионального образования
Код, наименование профессии/специальности
Председатель предметной(цикловой) комиссии
__________________/ _______________
Подпись ФИО Директор ГБПОУ «СахСТ»
________________/ _______________
Подпись ФИО

Составители (авторы):_______________________________________________
ФИО, ученая степень, звание, должность. Наименование ОУ
________________________________________________
ФИО, ученая степень, звание, должность. Наименование ОУ
Рецензент:__________________________________________________________
ФИО, ученая степень, звание, должность. Наименование ОУ
.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
9
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
10
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Метрология, стандартизация и сертификация
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 22.02.06.Сварочное производство.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовки по специальности СПО 22.02.06.Сварочное производство.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
профессиональный цикл, общепрофессиональная дисциплина
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-читать и применять в работе Указатели стандартов, Информационные указатели;
- оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;
- применять документацию систем качества;
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- документацию систем качества;
- единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;
- основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
- основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
- основы повышения качества продукции.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 48
в том числе: лабораторные работы 14
практические занятия 6
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 24
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Метрология 24 Тема 1.1.
Основные понятия, теоретические основы, цели, задачи, законодательные и нормативные основы метрологии. Содержание учебного материала 2 Основные требования Закона РФ "Об обеспечении единстве измерений". Основные национальные органы и организации по обеспечению единства измерений. ГСИ. 1
Международное сотрудничество в области метрологии. Международная организация законодательной метрологии. (МОЗМ). 1
Основы теории измерений. Качественные и количественные характеристики измеряемых величин. Классификация измерений, шкалы единиц измерений, виды шкал. 2 1
Международная система единиц (СИ). 1
Погрешности измерений. Методы выявления, оценки и учета влияния погрешностей на результаты измерений. Расчет погрешностей измерений. 1
Практические занятия 2 1. Расчет погрешностей измерений. Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1. Составить классификационную таблицу видов шкал и их назначений 6 2. Определить систематическую погрешность согласно результатам измерений и построить гистограмму 3. Определить абсолютную и относительную погрешность измерения. Тема 1.2.
Средства и методы измерений Содержание учебного материала 2 1. Классификация измерений и разновидность средств измерений. 1
2. Нормируемые характеристики средств измерений, воспроизводимость основных единиц. 1
Практические занятия 2 Изучение методов и средств измерений. Штангенциркуль, микрометр. Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 6 1. Выполнить описание метрологической характеристики измерительных инструментов Тема 1.3.
Метрологические службы, обеспечивающие единство измерений. Государственный метрологический контроль и надзор. Поверка и калибровка средств измерений Содержание учебного материала 2 1. Общие сведения о государственных метрологических службах Российской Федерации. 1
2. Эталоны единиц физических величин, классификация эталонов. 1
3.
Права и ответственность государственных метрологических служб, метрологических служб юридических лиц. 1
4. Основные понятия о содержании и различии процедур поверки, калибровки и сертификации средств измерений. 1
Раздел 2. Стандартизация 52 Тема 2.1.
Основные понятия, цели, задачи, законодательные и нормативные основы стандартизация. Уровни стандартизации. Международная и региональная стандартизация. Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ). Содержание учебного материала 1. Основные цели и задачи стандартизации. Основные понятия и определения в области
стандартизации. Основные требования Закона РФ "О техническом регулировании". 2 1
2. Уровни стандартизации. Международная и региональная стандартизация. Международное сотрудничество в области стандартизации 1
3. Цели и задачи национального органа по стандартизации РФ. 1
4. Структура и состав государственной системы стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ). 1
5. Классификация, структура и состав нормативной документации в области стандартизации РФ. 1
6.
Стандарт. Виды стандартов. Основополагающие стандарты ГСС РФ. Общероссийские классификаторы технико-экономической информации (ОК ТЭИ). 1
Практические занятия 2 1. Применение в работе Указателей стандартов, Информационных указателей.
Чтение и оформление документации в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;
Применение документации систем качества;
Применение требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов; Тема 2.2.
Взаимозаменяемость и точность размеров Содержание учебного материала 1. Взаимозаменяемость. Виды взаимозаменяемости. 2 1
2. Основные понятия о допусках и посадках гладких цилиндрических соединений. 2 1
3. Допуски и посадки подшипников. Расчет посадок подшипников 2 1
4. Допуски и посадки, резьбовых соединений, шпоночных и шлицевых соединений. 2 1
5. Гладкие калибры и их допуски. Идентифицировать калибры, определение годности Р-ПР - скобы. 2 1
6. Основные понятия о размерных цепях. Расчет размерных цепей. 2 1
Практические занятия Расчёт посадок с зазором с графическим изображением полей допусков заданных соединений. 2 Расчёт посадок с натягом, переходных с графическим изображением полей допусков заданных соединений. 2 Определение посадок резьбовых соединений. Рассчитать резьбовое соединение. Выполнить схему полей допусков. 2 Расчёт калибра- скобы, проставление на чертеже исполнительных размеров.
Расчёт калибра -пробки, проставление на чертеже исполнительных размеров. 2 Лабораторные работы 1. Определение годности микрометра, штангенциркуля, настройка, измерения и чтение размеров. 2 2. Определение годности ступени вала индикатором часового типа 2 3. Определение годности отверстия втулки индикаторным нутромером. 2 4. Определение годности угломера. Измерения углов. 2 5. Определение годности резьбы резьбовым микрометром и методом 3-х проволочек. 2 6. Определение годности зубчатого колеса с применением шагомера основного шага. 2 Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 8 1. Доработать расчет посадки с натягом 2. Доработать расчет переходной посадки 3. Доработать расчет посадки с зазором Тема 2.3.
Точность формы и взаимного расположения поверхностей. Шероховатость поверхности. Содержание учебного материала 2 1. Общие сведения о точности формы, взаимного расположения поверхностей. Отклонения формы и расположений поверхностей. 1
2. Шероховатость и волнистость поверхностей. Методы контроля шероховатости поверхности. Обозначение на чертеже. 1
Практические занятия 2 По сборочному чертежу произвести выбор посадок. Обозначать посадки на чертежах рабочих, сборочных, эскизах. Простановка обозначений шероховатости на чертежах и допусков формы. Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1. Обозначение допусков на чертежах 4 Раздел 3. Управление качеством 8 Тема 3.1.
Безопасность и качество продукции и услуг. Показатели качества продукции. Содержание учебного материала 1 Понятия безопасности и качества продукции. 1
Классификацию показателей качества продукции и услуг. 1
Тема 3.2.
Международные и государственные стандарты на системы качества. Содержание учебного материала 1 Структура и состав международных стандартов семейства ИСО. Стандарты ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО
9004. 1
Национальные стандарты на системы менеджмента качества. 1
3. Основные требования и рекомендации к производственному обеспечению качества продукции,
содержащиеся в стандартах ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 9004. 1
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1. Работа в Интернет: Производственное обеспечение качества продукции на предприятиях строительных материалов в России. 2
Тема 3.3.
Процессы контроля и испытаний продукции в системе организации качества. Содержание учебного материала 2 Классификация операций технического контроля и испытаний продукции. 1
Основы организации систем технического контроля в организации. 1
Статистический контроль качества. 1
Практические занятия 2 Статистический приемочный контроль Раздел 4. Сертификация 6 Тема 4.1.
Основные понятия, законодательные и нормативные основы сертификации. Государственная системы сертификации. Порядок, правила и схемы сертификации продукции. Содержание учебного материала 1 Роль, значение и законодательные основы сертификации в Российской Федерации. 1
Обязательная и добровольная сертификация. 1
Порядок и правила аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий в системе сертификации. 1
Выбор и назначение схемы сертификации продукции. 1
Порядок и правила сертификации продукции и услуг. 1
Тема 4.2.
Сертификация производств и систем качества. Содержание учебного материала 1 1. Требования к организациям, сертифицирующим производство или систему качества. 1
2. Порядок и методы подготовки производств к сертификации. 1
3. Общий порядок и правила проведения сертификации производств и систем качества. 1
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1. Сбор материала по проведению сертификации на местных предприятиях и в ЦСМ Сахалинской бласти4 Всего: 90
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Метрологии, стандартизации и сертификации.
Оборудование учебного кабинета:
- плакаты по разделу «Допуски и посадки»
Технические средства обучения:
- компьютер,
- цифровой проектор
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Зайцев В. А. Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении., учебник – М: ОИЦ «Академия», 2012.
2. Ильянков А. И. Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении, практикум – М: ОИЦ «Академия», 2012.
Дополнительные источники:
Закон Российской Федерации "О техническом регулировании".
Закон Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений".
Справочник под редакцией Мягкова В.Д., Допуски и посадки . – Л., Машиностроение, 2006г.
2. Электронный ресурс «Металлургия». Форма доступа: http://www.twirpx.com/files/machinery/metallurgy

Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Коды формируемых профессиональных и общих компетенций Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2 2
Умения: - читать Указатели стандартов;
- оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;
- применять документацию систем качества;
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов; Практическое занятие
- рассчитать погрешности измерений. Практическое занятие
- провести статистический приёмочный контроль Практическое занятие
- по сборочному чертежу произвести выбор посадок Обозначить посадки на чертежах рабочих, сборочных, эскизах. Проставить обозначения шероховатости на чертежах и допуски формы. Практическое занятие
- идентифицировать калибры, определить годность Р-ПР - скобы. Практическое занятие
- рассчитать посадку с зазором. Выполнить схему полей допусков.
- рассчитать посадку с натягом. Выполнить схему полей допусков.
- рассчитать посадку с переходную. Выполнить схему полей допусков. Практическое занятие
- рассчитать резьбовое соединение. Выполнить схему полей допусков. Практическое занятие
- рассчитать калибр- скобу, проставив на чертеже исполнительные размеры.
- рассчитать калибр-пробку, проставив на чертеже исполнительные размеры Практическое занятие
- настроить микрометр, штангенциркуль, производить измерения и читать показания микрометра и штангенциркуля Лабораторная работа
- определить годность ступени вала с помощью индикатора часового типа. Лабораторная работа
- определить годность отверстия втулки с помощью индикаторного нутромера Лабораторная работа
- определить годность угломера с помощью угловых плиток. Провести измерения углов. Лабораторная работа
- определить годность резьбомера микрометрического. Измерить средний диаметр резьбы. Лабораторная работа
- определить годность и настроить шагомера основного шага. Определить годность основного шага зубчатого колеса. Лабораторная работа
Знания: - документации систем качества; Тестовые задания
Опрос

- единства терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах; - основных положений систем (комплексов) общетехнических организационно-методических стандартов; - основных понятий и определений метрологии, стандартизации и сертификации;
- основ повышения качества продукции.