Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04.МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ


Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Колледж автоматизации
и информационных технологий № 20»
Рабочая программа
учебной дисциплины ОП.04.  Метрология, стандартизация, сертификация и техническое документоведение
код специальности/специальность 090905 Организация и технология защиты информации
(по отраслям)
уровень подготовки: базовый
Москва 2016
ОДОБРЕНО Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями ФГОС по специальности 090905 Организация и технология защиты информации
на заседании ПЦК «Организация и технология защиты информации»
Протокол № _от «__»________2016 г.
Председатель
__________ / /
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель учебного структурного подразделения «БТМ»
_____________________________/А.М. Жималовский/
«_____» ________________________20__ г.
СОГЛАСОВАНО
Зав. учебно-методическим отделением
_____________________________/С.Е. Коваленко/
«_____» ________________________20__ г.
Разработчик (автор): М.В.Федоткина, преподаватель
Ф.И.О., должность, квалификационная категория
Рецензент:
Внешний: ______________________________________________________________
(Ф.И.О., место работы, должность, квалификационная категория (ученая степень, звание)
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
условия реализации учебной дисциплины
9
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
10
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Метрология, стандартизация, сертификация и техническое документоведение
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 090905 Организация и технология защиты информации (базовый уровень) укрупненной группы специальностей 090000 Информационная безопасность.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в качестве факультативного курса для укрупненных групп специальностей 090000 Информационная безопасность, а также на курсах повышения квалификации для взрослого безработного населения.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина относится к профессиональному циклу - блок общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- предоставлять сетевые услуги с помощью пользовательских программ;
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
- применять документацию систем качества;
- применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации.
знать:
- национальную и международную систему стандартизации и сертификации и систему обеспечения качества продукции;
- основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
- положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
- сертификацию, системы и схемы сертификации;
- основные виды технической и технологической документации, стандарты оформления документов, регламентов, протоколов.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 76 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 51 часов;
самостоятельной работы обучающегося 25 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 76
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 51
в том числе: лабораторные работы практические занятия 12
контрольные работы курсовая работа (проект) (если предусмотрено) Самостоятельная работа обучающегося (всего) 25
в том числе: Подготовка докладов, рефератов, мультимедийных презентаций по изучаемой теме 11
самостоятельная работа с учебной литературой и документацией 6
Работа в информационно-поисковой системе 5
Составление конспекта по перечню вопросов 3
Итоговая аттестация в форме зачёта
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.04. Метрология, стандартизация, сертификация и техническое документирование
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Основы стандартизации 24 Тема 1.1. Система стандартизации. Содержание учебного материала 2 1
1 Сущность стандартизации. Нормативные документы по стандартизации и виды стандартов. Лабораторные работы не предусмотрено Практические занятия не предусмотрено Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа 1 1. Подготовка информационного материала в виде презентаций, докладов (с использований мультимедийных средств) по темам: Истории развития стандартизации; Роль стандартизации в сфере ИКТ; Нормативно-правовая база стандартизации. Тема 1.2 Стандартизация в различных сферах.
Содержание учебного материала 4
2
1 Стандартизация систем управления качеством. Система технических измерений и средства измерения. Стандартизация и экология. Лабораторные работы не предусмотрено Практические занятия не предусмотрено Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа 2 Подготовка информационного материала в виде презентаций, докладов (с использований мультимедийных средств) по темам: Научные основы разработки стандартов; Категории стандартов; Порядок разработки стандартов
Составление программы стандартизации и управления качеством программным продуктом Тема 1.3 Международная стандартизация. Содержание учебного материала 2 2
1 Международная организация по стандартизации (ИСО). Международная электротехническая комиссия (МЭК). Международные организации, участвующие в работе ИСО. Лабораторные работы не предусмотрено Практические занятия не предусмотрено Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа 1 4.Подготовка информационного материала в виде презентаций, докладов (с использований мультимедийных средств) по темам: Задачи международного сотрудничества в области стандартизации; Роль стандартизации в организации производства, в обеспечении качества продукции и конкурентоспособности на мировом рынке; Основные положения системы стандартизации ГСС. ГСС и перспективы вступления России в ВТО. Тема 1.4 Организация работ по стандартизации в Российской Федерации.
Содержание учебного материала 6 2
1 Правовые основы стандартизации и ее задачи. Органы и службы по стандартизации. Порядок разработки стандартов. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов. Маркировка продукции знаком соответствия государственным стандартам. Нормоконтроль технической документации. Лабораторные работы не предусмотрено Практические занятия 2 1.Составление технической документации Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа 5. Подготовка информационного материала в виде презентаций, докладов (с использований мультимедийных средств) по темам: Информационное обеспечение в области стандартизации в РФ; Обязательная стандартизация; Региональная стандартизация; Параметрическая стандартизация
6. Составить анализ маркировочных знаков монитора ПК и сравнение их с требованиями нормативных документов
7. Составить анализ реальных штрихкодов, с применением документации систем качества 4 Раздел 2. Объекты стандартизации в отрасли. 12 Тема 2.1. Техническое регулирование и стандартизация в области ИКТ Содержание учебного материала 2 2
1 Обеспечение качества и безопасности процессов, продукции и услуг в сфере информационных технологий Лабораторные работы не предусмотрено Практические занятия не предусмотрено Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа 1 8. Подготовка рефератов по теме «Стандарты в области информационно-коммуникационных технологий разных стран» Тема 2.2 Стандартизация и качество продукции.
Содержание учебного материала 2 2
1 Организационная структура технического комитета ИСО 176, модель описания системы качества в стандартах ИСО 9001 и 9004 и модель функционирования системы менеджмента качества (СМК), основанной на процессном подходе. Лабораторные работы не предусмотрено Практические занятия 2
2. Разработка систем кодирования исходных данных. Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа 2 9. Подготовка информационного материала в виде презентаций, докладов (с использований мультимедийных средств) по темам: Информационное обеспечение работ по стандартизации; Компетенция комитетов (ИНФКО, ИСОНЕТ) международной организации по стандартизации (ИСО) по информационному обеспечению. Тема 2.3 Организация работ по стандартизации в области ИКТ и открытые системы.
Содержание учебного материала 2 2
1 Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии РФ и его основные задачи, межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств и других национальных организациях Лабораторные работы не предусмотрено Практические занятия не предусмотрено Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа 1 10. Подготовка информационного материала в виде презентаций, докладов (с использований мультимедийных средств) по темам: Постановка информационного обеспечения в России, права Госстандарта РФ и выполняемая работа подведомственными ему организациями; Состав математического моделирования; Унификация процесса построения математической модели оптимизации Раздел 3. Система стандартизации в отрасли. 6 Тема 3.1 Государственная система стандартизации и научно-технический прогресс Содержание учебного материала 2 2
1 Задача стандартизации в управлении качеством. Закон о техническом регулировании. Основные положения. Понятия технических регламентов и стандартизации. Лабораторные работы не предусмотрено Практические занятия не предусмотрено Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа 1 11. Подготовка информационного материала в виде презентаций, докладов (с использований мультимедийных средств) по темам: Органы государственного контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов; Содержание и применение технических регламентов; Виды технических регламентов; Порядок разработки технического регламента; Порядок принятия технических регламентов; Порядок изменения и отмены технических регламентов; Особый порядок разработки и принятия технических регламентов. Тема 3.2 . Стандарты и спецификации в области информационной безопасности
Содержание учебного материала 2 2
1 Российское и зарубежное законодательство в области ИБ. Обзор международных и национальных стандартов и спецификаций в области ИБ: «Оранжевая книга», ISO 15408 и др. Лабораторные работы не предусмотрено Практические занятия не предусмотрено Контрольная работа не предусмотрено Самостоятельная работа 1 12. Подготовка рефератов по теме «Оценочные стандарты и технические спецификации» Раздел 4. Основы метрологии 9 Тема 4.1 Общие сведения о метрологии Содержание учебного материала 2 2
1 Задачи метрологии. Нормативно-правовая основа метрологического обеспечения точности. Международная система единиц. Единство измерений и единообразие средств измерений. Лабораторные работы не предусмотрено Практические занятия не предусмотрено Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа 1 13. Подготовка информационного материала в виде презентаций, докладов (с использований мультимедийных средств) по темам: «Метрология и ее место среди других наук. Задачи метрологии»; «Применение международного опыта и разработок в отечественной системе обеспечения единства измерений»; «Основные понятия, связанные с объектами измерения: свойство, физическая величина, количественные и качественные проявления свойств объектов измерений и их отображения на шкалы измерений». Тема 4.2 Стандартизация в системе технического контроля и измерения Содержание учебного материала 2
2
1 Документы объектов стандартизации в сфере метрологии на: компоненты систем контроля и измерения, методологию, организацию и управление, системные принципы экономики и элементов информационных технологий. Лабораторные работы не предусмотрено Практические занятия не предусмотрено Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа 1 14. Подготовка информационного материала в виде презентаций, докладов (с использований мультимедийных средств) по темам: Единица величины, основной принцип измерения, результат измерения, погрешность результата измерения. Истинное и действительное значение измеряемой величины. Погрешность воспроизведения СИ размера единицы. Метрологические характеристики СИ; математических моделей аналоговых СИ (статическая и динамическая характеристики и их влияние на характер измерения). Математические модели СИ. Тема 4.3. Средства, методы и погрешность измерения Содержание учебного материала 2 2
1 Средства измерения. Принципы проектирования средств технических измерений и контроля. Выбор средств измерения и контроля. Методы и погрешность измерения. Универсальные средства технических измерений. Автоматизация процессов измерения и контроля. Сертификация средств измерения Лабораторные работы не предусмотрено Практические занятия не предусмотрено Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа 15. Подготовка информационного материала в виде презентаций, докладов (с использований мультимедийных средств) по темам: Классификация погрешностей: методические, инструментальные, личные, мультипликативные и аддитивные, систематические и случайные, грубые, в статическом и динамическом режиме измерения, основные и дополнительные; Экспериментальные способы определения составляющих и суммарной погрешности в статическом режиме измерения. 1 Раздел 5. Управление качеством продукции и стандартизации. 6 Тема 5.1 Методологические основы управления качеством Содержание учебного материала 2 2
1 Объекты и проблема управления. Методологический подход. Требования управления. Интеграция управления качеством. Сквозной механизм управления качеством. Факторы качества продукции. Лабораторные работы не предусмотрено Практические занятия не предусмотрено Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа 1 16. Составление конспекта по теме: Основные направления повышения эффективности управления качеством в современных условиях Тема 5.2. Системы менеджмента качества Содержание учебного материала 2 2
1 Менеджмент качества. Предпосылки развития менеджмента качества. Принципы обеспечения качества программных средств. Основные международные стандарты в области ИТ: ISO/IEC 9126, ISO/IEC 14598 и ИСО/МЭК 9126-1. Лабораторные работы не предусмотрено Практические занятия не предусмотрено Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа 1 17. Составление конспекта по теме: « Качество и соответствие компьютерной системы требованиям нормативных документов» Раздел 6. Основы сертификации 19 Тема 6.1. Сущность и проведение сертификации Содержание учебного материала 2 2
1 Сущность сертификации. Проведение сертификации. Правовые основы сертификации. Лабораторные работы не предусмотрено Практические занятия 8 3.Разработка и оформление документов на товарный знак
4.Оформление документов сертификации на программный продукт
5.Заполнение технической документации программиста
6.Составление программы внутреннего аудита качества Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа 6 18. Подготовка информационного материала в виде презентаций, докладов (с использований мультимедийных средств) по темам: История развития сертификации в РФ и за рубежом. Общие критерии обеспечения качества сертификации. Организация деятельности органов по сертификации. Области применения сертификации.
19. Составление структуры органов сертификации в РФ, взаимодействие участников сертификации 22. Подготовка информационного материала в виде презентаций, докладов (с использований мультимедийных средств) по темам: Структура нормативно-методического обеспечения сертификации. Рынок сертификационных услуг
23. Составление таблиц: «Схемы сертификации продукции», «Аккредитующие органы», «Виды контроля продукции». Зачёт 3 Всего: 76
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета/лаборатории «Программирование и базы данных. Лаборатория компьютерных сетей. Лаборатория архитектуры вычислительных и информационных систем. Лаборатория инструментальных средств разработки».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия: раздаточный материал.
Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор Epson 3LCD , интерактивная доска Interwrite
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- IBM совместимые компьютеры
- Локальная компьютерная сеть
- Глобальная компьютерная сеть Интернет.
- WINDOWS, MS Office
- комплект учебно-методической документации;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Дубовой Н.Д. Основы метрологии, стандартизации и сертификации – М.: ФОРУМ, 2013.
Аристов А.И. Метрология, стандартизация и сертификация – М.: Инфра-М, 2012.
Дополнительные источники:
Метрология, стандартизация и сертификация, Практикум. Учебное пособие / З. А. Хрусталёва. - М.: КНОРУС, 2011. - 176 с. - (Среднее профессиональное образование).
1. Тартаковский Д. Ф. Метрология, стандартизация и технические средства измерений: учебное пособие / Д. Ф. Тартаковский, А. С. Ястребов. - М.: Высшая школа, 2002..
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Знания: - понятие, принципы построения, типы и функции операционных систем; - письменный опрос (проверочная работа);
- оценка результатов выполнения творческих заданий.
- основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации; - оценка результатов выполнения практических работ;
- письменный опрос (проверочная работа).
- положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов; - оценка результатов выполнения творческих заданий;
- устный опрос (индивидуальный).
- сертификацию, системы и схемы сертификации; - оценка результатов выполнения творческих заданий;
- устный опрос (индивидуальный).
- основные виды технической и технологической документации, стандарты оформления документов, регламентов, протоколов. - оценка результатов выполнения практических работ;
- устный опрос (индивидуальный).
Умения: - предоставлять сетевые услуги с помощью пользовательских программ; - оценка результатов выполнения практических работ;
- оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов; - оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы;
- оценка результатов выполнения практических работ.
- применять документацию систем качества; - оценка результатов выполнения практических работ;
- оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.
- применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации. - оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы;
- оценка результатов выполнения практических работ.