Развитие и воспитание толерантности у школьников младшего возраста через внеклассную работу


Развитие и воспитание толерантности у школьников младшего возраста через внеклассную работу
Живи с другими так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьямиПифагор
Обоснование актуальности проекта:
Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования, это первый и наиболее значимый институт в жизни человека. Но важно семью рассматривать как объект социальной действительности, носитель многовекового опыта, традиций, обычаев. В настоящее время в образовательном учреждении складывается система работы с родителями школьников, которая предполагает поиск путей и создание условий для становления личности ребенка, раскрытия его индивидуальных особенностей. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для ребенка становятся учителя и родственники. В младенческие годы и весь школьный период человек воспитывается семьей, жизнью семьи. Здесь зарождаются его симпатии, потребности, интересы. Здесь обозначается его характер. И поэтому жизнь семьи, ее нравы, традиции, влечения, идеалы, развлечения влияют на его дальнейшую судьбу, его гражданскую позицию, подготовку ребенка к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности.
Воспитание школьников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и толерантного отношения к представителям национальностей, культур и традиций. В настоящее время необходимо в учебных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое. Мы живем в много национальном городе и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой.
Кроме того, знакомство с культурой народов ближайшего окружения – это самый верный путь воспитания, уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения. Этнонациональная культура помогает сформировать у детей эмоционально положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий. Вот почему мы стремимся подвести детей к осознанию того, что нет плохих народов, к воспитанию толерантности.
Противоречие
Национальность… Она есть у каждого из нас с момента рождения. И это очень просто и здорово. Потому что, дает возможность быть разными, и в то же время в чем-то схожими; слышать иную речь и учить других своему языку; удивляться обычаям и привычкам друг друга; радоваться новым знакомствам и переписывать рецепты понравившихся, но прежде неизвестных блюд; поражаться красоте и гармоничности традиционных народных костюмов, а если повезёт, то и примерять их на себя.
А еще бывает, что люди разных национальностей влюбляются друг в друга, женятся, и, говорят, у них рождаются самые умные, здоровые и красивые дети. Только, к сожалению, все мы, взрослые, знаем ещё и то, что элементарный и непреложный факт наличия у каждого из нас национальности порой становится причиной неприязни и розни, непонимания и жестокости, конфликтов и даже войн. Правда, всё это, как правило, возникает там, где речь заходит о политике, власти и больших деньгах. А значит, вряд ли должно проявляться на школьном уровне. И все же… надо ли воспитывать у детей младшего школьного возраста толерантность к представителям другой национальности?
Система личностных нравственно-ценностных ориентаций школьника складывается под воздействием окружающего общества. Вместе с тем в настоящее время у некоторой части взрослого населения наблюдаются негативные установки в отношении лиц других национальностей. В результате наметилось двойственное отношение к необходимости воспитания у детей терпимости, доброжелательности, уважительного отношения к людям других этносов. Это опасная тенденция, поскольку мир детства неотделим от мира взрослых. Детям присуще «впитывающее сознание», когда ребенок открыт, доверчив, присваивает информацию без оценки. Именно семья и педагоги имеют решающее значение, как в передаче этнокультурной информации, так и в становлении этнотолерантных установок у дошкольников.
Цель: формировать толерантность, через знакомство детей с национальными традициями.
Задачи:
Создание в образовательном учреждении условий для приобретения опыта через знакомство с культурой, традициями разных народов.
Познакомить с национальными традициями, культурой воспитанников, и семей, посещающих образовательное учреждение.
Воспитание любви и уважения к своей Родине, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям.
Объект: Формирование толерантности младших школьников.
Предмет: Процесс формирования толерантности к семейным традициям у младших школьников.
Теоретические положения проекта
Одна из задач современного школьного образования – помочь ребёнку освоить общечеловеческие ценности, среди которых выделяются права человека, свобода и уважение человеческого достоинства, забота о людях, умение сострадать, принимать другого таким, каков он есть.
В работах зарубежных ученых (П. Гардинер, Э.Гутман, П.Кинг, М.Лютер, Дж. Стюарт Милль, Дж. Ролз, Дж. Харрингтон) и отечественных ( А.Асмолов, Е.Насиновская, Э.Соколова, Г. Солдатова, М. Поташник, О.Хараш)- это направление образовательной деятельности определяется термином «толерантность».
«Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность — это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека» (из Декларации принципов толерантности, статья 1).
Для отечественной педагогики понятие «толерантность» достаточно новое, однако в государственных документах этот термин звучит уже достаточно устойчиво. Так в Законе РФ «Об образовании» отмечается необходимость содействия взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами независимо от расовой, национальной принадлежности, но с учётом разнообразия мировоззренческих подходов.
Понятие «толерантность» (от лат. toleratia) означает терпимость иного рода взглядам, нравам, привычкам; необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий; является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций. ( Вишнякова С.М. Профессиональное образование: словарь.)
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г» отмечается: при переходе к поиндустриальному, информационному обществу и расширении масштабов межкультурного взаимодействия особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. В ней говорится: «Потенциал образования должен быть в полной мере использован для сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства».
Педагогам необходимо знать, как организовать развитие, образование и воспитание всех детей, независимо от их этнической принадлежности. Именно поэтому нам необходимы знания народных традиций, обычаев, социальных норм, отношений и умение использовать эти знания при организации системы образования подрастающего поколения. Нам необходимо знать исторические корни своего народа и народов других национальностей, уметь принимать их и знакомить с ними детей, учить их понимать и принимать традиции, особенности поведения других народов, привлекать родителей которые должны стать звеном в цепочке решения задач данной проблемы.
Воспитание толерантной личности – сложный процесс, который осуществляется под влиянием социальной действительности и общества, в котором живет ребенок, взаимоотношений в его семье, взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, общения со сверстниками и взрослыми.
Гипотеза:
Если знакомство с национальными традициями будет носить комплексный характер, пронизывающий все виды деятельности младшего школьника, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях, то мы воспитаем любовь к своей родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям.
Характеристика методов и средств реализации проекта:
Циклы занятий, включающие различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др.- на основе единого содержания.
Беседы. Нам представляется важным использовать беседы в качестве не только словесного метода на занятии, но и самостоятельной формы работы с детьми.
Видеопросмотры, которые могут использоваться и на классных часах, и в свободное время.
Развлечения и праздники с этнокультурной тематикой.
Фольклорные концерты и театрализованные представления.
Целевые прогулки, экскурсии.
Этапы и сроки реализации проекта:
Этапы реализации Проекта
1 этап – организационный (сентябрь - октябрь).
1. Выявить национальное состояние семей воспитанников. Установить партнерские отношения с родителями, детьми:
Беседы индивидуальные и групповые, посещение, просмотр домашних праздников через фотографии, видеосъемки, анкетирование.
2. Создать в образовательном учреждении условия для изучения национальных семейных культур.
Консультации для учителей и родителей «Воспитание у детей позитивного отношения к представителям своего и других народов».
Конкурс рисунков «Орнаменты на национальных костюмах».
Выставка национальных блюд.
2 этап - формирующий (ноябрь - март)
1. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, родителям.
Консультация для родителей «Моя родословная» (необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.
Проекты: «Блюда национальной кухни»; «Театрализованные игры разных народов», «История моей семьи. История имени ребенка».
Тренинги «Развитие толерантности»
Классные часы «С чего начинается Родина…», «День славянской письменности и культуры», «Уроки доброты», «Памяти жертвам Беслана».
Организация выставки с родителями «Народные промыслы»
Недели русской, украинской, белорусской, молдавской, татаро-башкирской и кавказкой культур.
Участие в благотворительных акциях: «Дети Ямала – детям Донбасса», «Доброе сердце».
3 этап- обобщающий (май)
Праздник «Фестиваль национальных культур»
Фотовыставка «Широка страна моя родная».
Эффективность работы по знакомству с семейными традициями, как средство формирования толерантности у младших школьников.
Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.
Важно сформировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.
Для формирования уважительного отношения к истории и культуре других народов требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, средств массовой информации, традиционных российских религиозных объединений, ибо в современных условиях без социально-педагогического партнёрства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Чем больше социальных партнёров будет вовлечено в процесс реализации формирования толерантности учащихся, тем эффективнее будет результат.
Список использованной литературы
Азаров Ю. Н. Искусство воспитывать: книга для учителя.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985.-306с.
Виноградова Н. Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе? // Начальная школа.-2001.- N 9.-С.10-13.
Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем., В 4-х томах. Т.2.-М.: Генезис,1998.- 160с.
Богданова О.С., Калинина О.Д.. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М. "Просвещение",1985.
Максакова В.И.. Организация воспитания младших школьников. М. "Просвещение", 2003.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Памятка по формированию толерантности.
1. Беседуя с людьми, посмотри им в глаза. Поздоровайся со всеми.
2. Постарайся не навязывать другим собственную волю. Выслушай их мнение.
3. Сделай для кого-нибудь доброе дело так, чтобы этот человек не узнал, что добро идет от тебя.
4. Не проявляй к окружающим такого отношения, которого ты не хочешь испытывать по отношению к себе.
5. Постарайся хорошо выглядеть. Говори со всеми тихим голосом.
6. Запиши 5 положительных качеств, характеризирующих тебя и твоего друга.
7. Найди 3 повода, чтобы сказать "спасибо" твоим домашним.
Упражнения на развитие компонентов толерантности
Упражнение «Комплементы». Процедура проведения. Ведущий предлагает участникам придумать комплементы друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.
Обсуждение. Ведущий задает следующий вопрос:
- Что Вы чувствовали, когда слышали комплимент в свой адрес?
- А что - когда говорили сами?
Упражнение «Пантомима толерантности». Процедура проведения. Все участники разбиваются на 3-4 подгруппы (по 3-5 человек). Каждая подгруппа получает одно из определений толерантности. Задача состоит в том, чтобы пантомимически изобразить это определение таким образом, чтобы остальные участники догадались, о каком именно определении идет речь. Время на подготовку пантомимы – 5 мин.
Обсуждение. Ведущий задает следующие вопросы:
- Какая пантомима была наиболее «однозначной» и не вызвала затруднений при угадывании?
- С какими затруднениями столкнулись группы в процессе придумывания пантомимы?
Упражнение «Волшебная лавка». Процедура проведения. Попросите участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.
Ведущий выступает в роли продавца. Вызывается один из участников. Он просит у продавца какую-нибудь вещь: например, «терпение». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым».
Упражнение « К солнцу». Встаньте, поднимите руки вверх, крепче сплетите их и потянитесь к солнцу. Глаза закрыты. В тишине постарайтесь услышать биение чужого сердца (слушаем несколько секунд). Сердце каждого из нас может биться ровно и спокойно, учащённо и быстро. Оно умеет любить и ненавидеть, страдать и терпеть, когда возникают конфликты. (Раздаются карточки с описанием конфликтных ситуаций). Задание: прочитать описание ситуаций, найти причину конфликта, определить верную тактику поведения для выхода из конфликтной ситуации, предложить решение, определить, какие меры можно было предпринять для предупреждения конфликта. Вывод: самое важное в решении конфликтов – взаимная терпимость, умение приходить к таким решениям, которые устраивают две или несколько сторон . Упражнение «Правила». Ведущий задаёт вопросы, дети хлопают, если согласны с высказыванием: «Какие правила в конфликте надо соблюдать?»
Спокойно выслушать все претензии.
Сказать о своих чувствах используя «я – сообщения».
Осознать право на существование другой точки зрения.
Быть твёрдым, говоря о проблеме, но мягким с людьми.
Упражнение « Горе». Один из участников садится в центр круга. Он изображает горе. Несколько человек должны выразить ему своё сочувствие. Другие участники определяют, чей жест был наиболее искренен и убедителен.