Статья «Формирование универсальных учебных действий учащихся через применение технологии проблемного обучения на уроках литературы в средней школе»

Формирование универсальных учебных действий учащихся через применение технологии проблемного обучения на уроках литературы в средней школе
Образование - основа духовности, ориентированное на общечеловеческие ценности, национальную и мировую культуру. Современное общество остро нуждается в социально активной, творческой личности, способной самостоятельно принимать решения как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Огромная роль в формировании такого человека принадлежит школе. Урок, построенный по принципу - учитель даёт знания, а ученик просто берёт их, не прилагая к этому усилий, в настоящее время не отвечает современным требованиям.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Проблемное обучение пробуждает интерес к литературе, как к науке, которая мене всего укладывается в жёсткие рамки строгой системы понятий.
«Проблемное обучение представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций, в ходе которых ученик под руководством учителя овладевает содержанием предмета, способами его изучения и развивает в ученике качества, необходимые для творческого подхода к искусству и жизни», - писал В.Г.Маранцман.
Модель создания проблемной ситуации на учебном занятии может быть следующей: возникновение затруднения; формулирование проблемного вопроса; разрешение проблемного вопроса, преодоление затруднения; выдвижение гипотез, различных точек зрения, предположений; поиски решения проблемного вопроса в процессе живого обмена мнениями, столкновение позиций, аргументация своей точки зрения, при этом формирование умения выслушать другие точки зрения; завершение проблемной ситуации: выбор позиции как истинного понимания, более аргументированного.
Способы создания проблемных ситуаций могут быть следующими:
Противоречие между двумя или более аналитическими суждениями об одном литературном явлении (Например, позиции разных критиков).
Противоречия между различными художественными интерпретациями одного художественного произведения (Это иллюстрации разных художников к одному художественному произведению, к одному эпизоду; различная «чтецкая партитура» художественного произведения).
Противоречие между замыслом автора и его художественным воплощением (Например, сопоставление черновой редакции текста и окончательного авторского варианта).
Противоречие между очевидным, типичным, легко прогнозируемым вариантом текста и авторским вариантом как нетипичным, неожиданным, но более глубоким.
Противоречия между различными гранями самого литературного явления, обнаруживающими его объёмность, внутренний диалогизм, неоднозначность авторской позиции, в нём отражённом.
Проблемные вопросы по разным вариантам ответов.
Противоречия между различными читательскими интерпретациями одного литературного явления.
Противоречия между разными позициями самих литературных героев по отношению к событию, явлению или человеку.
Противоречия между известными литературными знаниями и новым литературным явлением, для объяснения которого этих знаний окажется недостаточно.
На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. 
В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.
Таким образом, данный вид обучения необходим современной школе. Система уроков, включающая вопросы и задания проблемного характера, позволяет оживить и активизировать учебный процесс, способствует формированию нравственного воспитания учащихся, развивает навыки их успешной коммуникации.
Библиографический список
Маранцман В.Г. Проблемное изучение литературного произведения в школе. - М.: Просвещение, 2003г.
Фундаментальное ядро содержания основного общего образования Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011г.

15