Рабочая программа по дисциплине «Метрология, стандартизация и подтверждение качества»


Управление образования и науки Тамбовской области
ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ КАЧЕСТВА
основной профессиональной образовательной программы
специальности 111801 «Ветеринария»
2014 г.
ОДОБРЕНО
Предметно-цикловой комиссией
«Информатизация и электрификация производства»
ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж»
Организация-разработчик:
Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Аграрно-промышленный колледж»
Составители:
Самодурова Ю. А.,
преподаватель ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и подтверждение качества» разработана для специальности среднего профессионального образования 111801 «Ветеринария»
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по данной профессии.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
11
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Метрология, стандартизация и подтверждение качества
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 111801 «Ветеринария»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки)
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общепрофессиональная дисциплина в профессиональном цикле.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции, услуг и процессов;
- оформлять документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
- использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;
- приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
знать:
- основные понятия метрологии;
- задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;
- формы подтверждения качества;
- терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 32
в том числе: ЛПЗ 8
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 16
в том числе: выполнение домашних заданий 16
Итоговая аттестация в форме контрольной работы 2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные
и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем
часов Уровень усвоения
ВВЕДЕНИЕ Дисциплина «Метрология, стандартизация и подтверждение качества», ее задачи, содержание, связь с другими науками и роль в подготовке специалистов. Краткие сведения об истории развития метрологии, стандартизации и сертификации. 1 1
РАЗДЕЛ 1. Метрология 7 Тема 1.1. Общие сведения о метрологии. Содержание учебного материала 1 1 Основные термины и определения метрологии. Понятие измерения физической величины. Принципы и методы измерений. Основные понятия о средствах измерений, мерах физических величин, эталонах единиц физических величин. 1
2 Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Государственная метрологическая служба и ее состав. Метрологические службы федеральных органов управления и юридических лиц. Основные задачи метрологических служб федеральных органов управления и предприятий. Обязанности метрологических служб предприятий. 1
Практические работы 2 1 Изучение ФЗ «Об обеспечении единства измерений» Самостоятельная работа обучающихся 1 Ознакомление с основными функциями государственного метрологического контроля и надзора. Тема 1.2. Физические величины и единицы их измерения. Содержание учебного материала 2 Исторические сведения о развитии метрической системы.
Физическая величина. Единица физической величины. Размер
физической величины. Системы физических величин и их единиц
измерения. Национальные единицы измерения. 2
2 Международная система единиц физических величин СИ. Основные единицы СИ. Производные единицы СИ. Внесистемные единицы СИ. Кратные и дольные единицы. 2
Практические занятия 2 1
Перевод несистемных единиц измерений в международную систему СИ с использованием кратных и дольных единиц. Самостоятельная работа обучающихся 1 Ознакомление с направлениями развития современной метрологии. Решение задач по заданию преподавателя на перевод национальных единиц измерений в Международную систему СИ и обратно. Тема 1.3. Классификация, основные характеристики измерений и средства измерений.
Содержание учебного материала 2 1
Классификация измерений. Методы измерений. Классификация методов измерений и их характеристика. Значения физической величины: истинное, действительное, измеренное. Понятие о погрешности измерений. Погрешность результата измерения. Виды погрешностей измерения. Разновидности систематических погрешностей, случайных погрешностей, грубых погрешностей. 2
2 Понятие меры. Классификация средств измерений. Общие сведения об измерительных преобразователях, измерительных приборах, измерительных установках, измерительных системах, измерительных принадлежностях. Выбор средств измерений.
Калибровка средств измерений.Государственный метрологический контроль и надзор за средствами измерений. 1
Самостоятельная работа обучающихся 1
Изучение обнаружений систематических погрешностей, случайных погрешностей, грубых погрешностей. Ознакомление с обработкой результатов измерений. РАЗДЕЛ 2. Стандартизация 16 Тема 2.1. Система стандартизации Российской Федерации, национальные стандарты Российской Федерации.
Содержание учебного материала 2 1 Основные положения, понятия и определения стандартизации.
Функции стандартизации. Понятия об унификации и агрегатировании. Общие сведения о комплексной и опережающей стандартизации. 1
2 Основные положения государственной системы стандартизации Российской Федерации. Цели и задачи стандартизации в современных условиях. Органы и службы стандартизации. Виды национальных стандартов. Обозначение национального стандарта (индекс ГОСТ Р). Правила разработки, утверждения и применения национальных стандартов. 1
Самостоятельная работа обучающихся 2 Ознакомление с порядком обновления и отмены национальных стандартов, с разработкой изменений, с проведением пересмотра, с внесением поправок, с правилами осуществления отмены национального стандарта. Тема 2.2. Правовая и экономическая база стандартизации. Содержание учебного материала 2 1 Контроль и надзор за соблюдением требований стандартов. Правовая база стандартизации. Экономическая база стандартизации 1
Практические работы 2 1 Изучение закона «О защите прав потребителя» Самостоятельная работа обучающихся 1 Изучение маркировочных знаков монитора персонального компьютера. Тема 2.3. Межотраслевые системы (комплексы) национальных стандартов. Содержание учебного материала 2 1 Сущность и значение межотраслевой комплексной стандартизации. Важнейшие межотраслевые комплексы национальных стандартов. 1
2 Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Показатели экономической эффективности стандартизации. 2
Самостоятельная работа обучающихся 2 Ознакомление с Международными организациями по стандартизации, с организационными структурами Международной организации по стандартизации (ИСО), с Международной электротехнической комиссией (МЭК). Тема 2.4. Работа с текстовой документацией. Содержание учебного материала 2
1 Текстовые конструкторские и технологические документы. Типы текстовых документов. Правила выполнения текстовых документов. 2
2 Правила оформления курсовых и дипломных проектов в соответствии с ГОСТ. Классификационные номера при разработке конструкторских документов, их структура и обозначения. Перечень элементов электрической схемы. Спецификации. Форма и порядок заполнения спецификации на изделие в соответствии с ГОСТ. 2
Самостоятельная работа обучающихся 2 Оформление перечня элементов на принципиальную электрическую схему реального электронного устройства по заданию преподавателя. Тема 2.5. Классификация и кодирование информации о товаре. Содержание учебного материала 2 1 Допуск отклонения. Поле допуска. Номиналы резисторов и конденсаторов. Шкала номинальных сопротивлений постоянных резисторов. Шкала номинальных емкостей конденсаторов. Цифровая и буквенная кодировка допуска отклонений резисторов и конденсаторов. Цветовая кодировка резисторов и конденсаторов. 2
2 Штриховое кодирование информации. Понятие штрихового кода. Товарные коды. Штриховой ряд. Цифровой ряд. Штриховые коды UPC и EAN, их структура. Алгоритм расчета контрольной цифры. 2
Самостоятельная работа обучающихся 2 Определение полей допусков резисторов по заданию преподавателя. РАЗДЕЛ 3. Подтверждение качества. Тема 3.1. Системы сертификации. Содержание учебного материала 8 1 Понятия и терминология в области подтверждения качества. Цели и задачи подтверждение соответствия. Обязательное и добровольное подтверждение соответствия. Формы оценки соответствия. Классификация форм подтверждения соответствия.
2 1
2 Законодательная база сертификации. Понятие о системе сертификации. Структура национальной системы сертификации РФ. Типовая структура системы сертификации однородной
продукции. Система сертификации ГОСТ Р. 1
Самостоятельная работа обучающихся 1 Ознакомление техническими регламентами как основой нормативной базы подтверждения соответствия Тема 3.2.
Сертификация продукции и услуг в Российской Федерации. Содержание учебного материала 2 1 Схемы подтверждения качества продукции. Схемы сертификации работ и услуг. Выбор схем сертификации. Новые схемы сертификации и декларирования. 2
2 Номенклатура продукции, подлежащей сертификации (декларированию). Порядок сертификации продукции. Структура регистрационного номера сертификата соответствия на продукцию. Сертификационные испытания. Оформление сертификата. 2
Практические занятия 2 1.Анализ реального сертификата соответствия. Самостоятельная работа обучающихся 1 Ознакомление с правилами сертификации розничной торговли. Тема. 3.3. Сертификация систем качества и производств. Сертификация персонала. Содержание учебного материала 1 1 Регистр системы качества. Организационная структура Регистра системы качества. Документы организации-заявителя в орган сертификации. Этапы проведения работ по сертификации систем качества. Сертификация производств. 1
4 Система добровольной сертификации экспертов. Порядок сертификации персонала. Схемы сертификации персонала. Сертификация экспертов. Деятельность экспертов.
2
Самостоятельная работа обучающихся 1 Ознакомление с кодексом профессиональной этики эксперта Системы сертификации ГОСТ Р. Тема 3.4. Обеспечение качества подтверждения соответствия. Содержание учебного материала 1 1
1 Требования к органам по сертификации. Требования к испытательным лабораториям. Российская система аккредитации. Международные организации по сертификации. Правовое обеспечение соответствия. Самостоятельная работа обучающихся 1 Ознакомление с особенностями сертификации в странах ЕС, с информацией о нарушении технических регламентов. Итого: 48 часов

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Метрология, стандартизация и подтверждение качества»
Оборудование учебного кабинета:
Таблицы ГОСТ
учебники и учебные пособия; практические задания, тесты;
Технические средства обучения:
1. Измерительный инструмент (штангенциркули, микрометры, нутромеры, калибры различных типоразмеров), детали узлов и механизмов пригодные для измерений.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: -М.:
ЮНИТИ-ДАНА,
2007 г. (гриф МинОбрНаука)
2. Яблонский О.П., Иванова А.А. Основы стандартизации, метрологии,
сертификации: Ростов н/д:- Феникс, 2008 г. (гриф МинОбрНаука)
3. Кошевая И.П., Канке А.А. «Метрология, стандартизация,сертификация :
учебник- М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М,2012. (Профессиональное образование).
4. Метрология,стандартизация и сертификация на транспорте:учебник для студ.
учреждений сред. проф. образования/ (И.А. Иванов, С.В. Урушев, А.А. Воробьев,
Д.П. Кононов)- 3-е изд.-М.: Издательский центр «Академия»,2012.-336с.
Дополнительные источники:
1. Дудников А.А. Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения, -М.:
Агропромиздат, 2007-(Учебники и учебн. пособия для учащихся техникумов).
Интернет-ресурсы:
1. Министерство образования Российской Федерации (Электронный ресурс) – Режим доступа:
http://www.ed.gov.ru
2. Федеральный портал «Российское образование» (Электронный ресурс) – Режим доступа:
http://www.edu.ru
3. Федеральный информационный портал (Электронный ресурс) – Режим доступа: "SakhaNews"
4. Справочно-информационный портал (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://www.inmor.su
5. Информационный портал (Электронный ресурс_ - Режим доступа:
http://shkval-antikor.ru
6. Стандартно – нормативный портал (Электронный ресурс) – Режим доступа http://www.gosthelp.ru
7. Портал нормативно-технической документации (Электронный ресурс) – Режим доступа:
http://www.pntdoc.ru
3.2 Информационное обеспечение обучения.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Умения: применять требования нормативных документов к основным видам продукции, товаров, услуг и процессов наблюдение и оценка выполнения практических работ
оформлять техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой; письменная проверка, решение задач
использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества наблюдение и оценка выполнения практических работ
приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ наблюдение и оценка выполнения практических работ
Знания: основные понятия метрологии устный опрос, письменная проверка
задачи стандартизации, ее экономическую эффективность письменная проверка, тестирование
основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов письменная проверка, тестирование
формы подтверждения соответствия наблюдение и оценка выполнения лабораторных работ
терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ наблюдение и оценка выполнения лабораторных работ