Конспект на тему «Привитие устойчивого интереса учащихся к физическим занятиям через внеклассную работу»


Привитие устойчивого интереса учащихся к физическим занятиям через внеклассную работу.
В современных условиях проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье ребенка, определяется воздействием внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять этим воздействиям. Учащихся необходимо научить правильно и целесообразно выбирать средства и формы для формирования здорового организма.
Успешность этой деятельности, устранение вредных воздействий и повышение устойчивости к ним, определяет направление усилий по сохранению и укреплению здоровья. Культурный человек не должен допускать болезни, особенно хронические, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени. Свою долю ответственности за здоровье учащихся несет система образования. Известно, что здоровый образ жизни, положительное отношение к занятиям спортом и физической культурой закладывается в школьные годы. Семья вместе с общеобразовательной школой играет в этом не маловажную роль.
Внеклассная физкультурно–оздоровительная работа и спортивно – массовая работа решает много важнейших задач. Успешность их решений зависит от правильного, четкого планирования и организации методической работы в школе  в которой  принимают активное участие (директор ОУ, завуч- руководитель  методического объединения, классные руководители, медицинский работник, родители, совет  комитета физкультуры, попечительский совет школы).
Только совместная работа всех звеньев управления школы дает возможность грамотно и целесообразно организовывать спортивно – массовую работу школы направленную на оздоровление школьников, приобщение их к ЗОЖ.
Одной из главных задач школы является укрепление здоровья и правильное физическое развитие учащихся. С этой целью используются различные формы: урок физической культуры, физкультминутки, спортивные секции, подвижные перемены, час здоровья, спортивные праздники, дни здоровья. Ведется совместная работа учителей физкультуры и медицинского работника по отслеживанию состояния здоровья.
Где ребенок предоставлен сам себе. Его досуг не организован. Данную проблему обсуждаем на педагогических советах, с классными руководителями. Даем рекомендации на общешкольных собраниях, приглашаем медицинских работников, с целью ознакомления родителей и детей со здоровье сберегающими технологиями.
Задачи учебного предмета физическая культура: формирование навыков ЗОЖ через систему физкультурно–оздоровительных мероприятий.
Основной формой является урок физической культуры. Полностью и качественно решить три основные задачи школьного физического воспитания: образовательную, воспитательную, оздоровительную только за счет 3 уроков физической культуры крайне сложно, а порой невозможно.
Поэтому мы используем резервы физкультурно–оздоровительных мероприятий, внеклассную, внешкольную и физкультурно–спортивную работу.
Оздоровительная роль достигается:
- организацией учебного процесса с учетом состояния здоровья школьников;
- обеспечение гигиенических условий;
- предупреждение травматизма;
Внеклассные спортивно – массовые  мероприятия включают в себя такие соревнования как: 
−    декада физической культуры , конкурс рисунков о  спорте и ЗОЖ, конкурс меткий стрелок, кросс, футбол, волейбол, баскетбол, пионербол, «Веселые старты», шашки.
− Дни здоровья и спорта
− « А, ну-ка, парни!»
−  «Безопасное колесо»
- «КВН »
- Соревнования по «Пионерболу»
- Волейболу
- Баскетболу
В своей работе особое внимание уделяется основным направлениям развития учащихся средствами физического воспитания на основе индивидуального–дифференцированного подхода с учетом психолого-педагогических исследований. Уделяется внимание методике и технологии современного урока, обсуждаются новинки в методике проведения уроков, внеклассных мероприятий, здоровье сберегающих технологий учащихся. В центре внимания ставятся вопросы физического воспитания, здоровья детей и подростков, техники безопасности во время занятий физической культурой, проектной деятельности, подготовки к экзаменам
В целях совершенствования системы Олимпийского образования школьников, стимулирования изучения ими основных Олимпийских знаний, популяризации творческого труда выдающихся олимпийцев, их благородных поступков, являющихся эффективным методом воспитания подрастающего поколения, проводится конкурс «Лучший реферат», конкурс рисунков на спортивную тему, тесты по знаниям олимпийского движения.
Внеклассная работа является неотъемлемой частью физического воспитания в школе, способствуя вовлечению учащихся в активную досуговую деятельность, тем самым укрепляя здоровье и воспитывая привычку к самостоятельным занятиям физическими упражнениями в свободное время.
Цели организации внеклассной спортивно-массовой работы в школе:
углубить знания школьников на основе их интересов и склонностей,
расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта,
достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей, нравственных качеств,
приобщить обучающихся к регулярным тренировкам.
Внеклассная работа по физической культуре охватывает несколько направлений. Во-первых, это секционная работа (охват учащихся занятиями по видам спорта:
Волейбол,
баскетбол,
футбол.
Другой раздел внеклассной работы – это внутришкольные и районные спортивные праздники. Организация и проведение спортивных мероприятий не только в школе, но и в районе показали, что расширение спортивных мероприятий и разнообразное их проведение позволяет увеличить интерес у учащихся как непосредственно к занятиям физкультурой и спортом, так и к спортивной жизни школы. Традиционно в школе в течение учебного года проводится Дни здоровья: День бегуна, Неделя спортивных и подвижных игр, День Защитника Отечества. Кроме этого ежегодно проходит Декада физической культуры.
Для успешного проведения физкультурного праздника необходимо создать оргкомитет, в который входят представители администрации, классные руководители, учителя-предметники, представители хозяйственной службы. К его работе привлекаются учащиеся старших классов, которые помогают при судействе и участники художественной самодеятельности школы. В перерывах во время состязаний предусмотрены показательные выступления учащихся. Следующий этап работы оргкомитета – это оформление и подготовка места соревнований: плакаты, флаги, шары, цветы, необходимый спортинвентарь. Немаловажное значение для успешного проведения спортивного праздника имеет озвучивание и музыкальное сопровождение мероприятия, подготовка мест для зрителей и участников, организация дежурства в спортивных залах и других местах, где находятся учащиеся.
Школа организует и проводит школьные соревнования по баскетболу, волейболу, пионербол для среднего и старшего звена, а для учащихся начальной школы проходит физкультурно-оздоровительное мероприятие «Перестрелка»,«Веселые старты».
Наша школа стабильно принимает участие в соревнованиях по различным видам спорта. В организации и проведении дней здоровья и физкультурно-оздоровительных мероприятий вовлекается весь педагогический коллектив школы. Такие мероприятия проводятся в каждой четверти и в каникулярное время, что позволяет охватить спортивными соревнованиями всех учащихся. Спортивные команды школы участвуют в районных соревнованиях.
Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.
Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры ) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9 – 10 классе меньше, чем в 6- 7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает.
Мало подвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно –сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга : снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.
Отрицательные последствия гипокинезии проявляется так же сопротивляемости молодого организма “простудным и инфекционным заболеваниям”, создаются предпосылки к формированию слабого, не тренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно – сосудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению.
У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.
Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающего у школьников при продолжительном и напряжённом умственном труде, - это активный отдых от школы и организованная физическая деятельность.
Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры, занятия в спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдых в выходные дни.
При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.
Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как силы, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения. Вот ученик сел и задумался над сложной задачей и вдруг почувствовал потребность пройтись по комнате – так ему легче работать, думать. Если взглянуть на думающего школьника, видно, как собранно вся мускулатура его лица, рук, тела. Умственный труд требует мобилизации мышечных усилий, так как сигналы от мышц активизируют деятельность мозга.
Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности.
Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма.
Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию. Кроме того во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кровообращение.
Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается “жизненная ёмкость ” лёгких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление лёгких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний.
Лёгкие при систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объёме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции лёгких.
Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший “вкус” физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятием.