Рабочая программа технология 10 класс Технология предпринимательства


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
Технология предпринимательства
возраст обучающихся 16-17 лет,
срок реализации 1 год


Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с требованиями проекта ФГОС средней школы, где подчеркивается, что стандарты направлены на обеспечение формирования ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. Изменения, произошедшие в обществе и экономике России, переход к рыночным отношениям и связанные с ним объективные процессы, обусловили повышенный интерес к прикладным экономическим наукам и возросшую потребность в их изучении. Этот интерес подкреплён необходимостью социальной адаптации выпускников к условиям реальной экономической среды. Одной из важнейшей задач современной школы является подготовка социально адаптированной личности, в условиях рыночной экономики. В рыночной экономике способность к предпринимательству рассматривается как один из факторов производства и является главным условием эффективного функционирования рынка.
Настоящая программа актуальна, так как в настоящее время, в период перехода от сырьевой экономики к экономике знаний признается важность ознакомления всех обучающихся старшего подросткового возраста с основами предпринимательства. Это объясняет появление в образовательной области «Технология» раздела «Основы предпринимательства» нашедшего отражение и в «Образовательном минимуме содержания основного общего образования».
Необходимость изучения основ предпринимательской деятельности в школе подтверждается и тем, что в экономически развитых странах первичные знания и умения о бизнесе, в основном формируются именно в рамках трудовой и технологической подготовки в старшем подростковом периоде.
Новизна программы в использовании местного материала и интерактивных методов обучения.
Основная цель данной программы – развитие экономического мышления и инновационной творческой деятельности обучающихся..
При этом необходимо решать следующие задачи:
развивать способности личности к удовлетворению познавательных интересов;
создать условия для формирования ключевых компетенций, составляющих основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;
создать условия для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды населенного пункта, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности;
продолжить формирование у обучающихся экономической грамотности.

Ожидаемые результаты учебной деятельности включают в себя:
Формирование:
ответственного отношения к учению, способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития и общественной практики, учитывая социальное, культурное, экономическое разнообразие современного мира;
коммуникативной компетентности в отношении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияние на качество жизни человека и качество окружающей среды.
Требования к образовательному результату
Характеристика результата
Способы оценки результата


Личностные
Сформированность навыков образовательной, общественно-полезной деятельности, уверенности в собственных силах и возможностях по осуществлению несложной, доступной возрасту предпринимательской деятельности как важном способе социальной защиты в условиях нестабильности рынка труда.
Мониторинг и наблюдение

Метапредметные
Владение навыками проектной деятельности, умение самостоятельно определять цели и составлять планы, §°вооружать некоторыми методиками выбора своего дела, принятия решений, самоконтроля и самооценки; оценивать потребительские качества товаров и услуг
Творческая работа, реферат, ролевая игра, самопрезентация, защита проекта.

Предметная
Получение новых знаний в рамках модульного курса, преобразование знаний и их применение в учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, обучить составлению резюме и способам самопрезентации.

Тест, опрос,
проверочная работа, групповая работа,
практикум.


В программу заложено использование разнообразных традиционных и инновационных форм проведения занятий - индивидуальные и фронтальные, тестирование, подготовка рефератов, самоконтроль и взаимный контроль семинарские занятия и встречи с интересными людьми, подготовка и публичное выступление, разработка бизнес-проектов и т.д. Изучение нового материала проводится в форме лекций и практических занятий. Часть материала выносится на самостоятельное изучение. Обучающиеся готовят сообщения по выбранным ранее темам.
Программа рассчитана на 1 год теоретических и практических занятий в количестве 35 часов.
Содержание учебного материала
10 класс
1. Основы предпринимательства (26ч.)
Понятие о предпринимательской деятельности, история её развития. Малое предпринимательство. Виды о формы организации бизнеса. Проведение ролевой игры. Спрос и предложение. Представление о производстве: сферы производства, отрасли объединения и предприятия. Разделение и кооперация труда, нормирование и оплата труда. Налогообложение. Менеджмент и маркетинг на предприятии. Трудовой коллектив. Беседы по теме.
2. Имидж и этикет современного человека (4ч.)
Условия создания имиджа фирмы и работников фирмы. Служебно-деловой этикет.
3.Информационные технологии (3ч.)
Роль информационных технологий в развитии предпринимательства. Развернутый ответ по теме.

Поурочное тематическое планирование учебного материала
10 класс (35 ч)
№ п/п
Наименование разделов и тем уроков
Количество часов
Вид занятия
Внеаудиторная самостоятельная работа



Всего
В том числе практических

Вид контроля



1
2
3
4
5

8

1.
Основы предпринимательства
26






Предпринимательство в России.
1






Предпринимательство и бизнес.
1


Урок-беседа



Виды предпринимательской деятельности.
1






Организационно-правовые формы предприятия.
2
1


Сообщение по теме


Ресурсы и факторы производства.
1






Предпринимательская идея. Структура бизнес-плана
3
2

Мозговой штурм



Предпринимательская фирма.
1






Нормативная база предприятия.
1






Устав. Учредительный договор.
2






Маркетинг в деятельности предприятия. Себестоимость продукта.
2






Математическая модель оценки потребительского спроса. Способы изучения. Спроса.
1


Урок-практикум
Закончить работу


Прайс-лист фирмы. Выбор ассортимента.
1






Менеджмент. Организация и уровни управления на предприятии.
2



Составить схему работы фирмы


Организация управления и кадровая структура.
2






Налогообложение. Налоговая политика.
1






Трудовой коллектив. Производительность и система оплаты труда.
1






Условия заключения трудового договора.
1
1

Урок-ролевая игра



Презентация законченного проекта
2






Имидж и этикет современного человека.
4





1.
Имидж и дизайн офиса.
1





2.
Имидж современного делового человека
1





3.
Служебно-деловой этикет.
2



Реферат по выбранной теме.










Информационные технологии.
3





1.
Мобильные средства связи. Офисная оргтехника.
1





2.
Компьютерная поддержка предпринимательства.
1

1



3.
Сетевые коммуникации на основе компьютерной техники.
1



Публичное выступление по выбранной теме.










Итоговый урок
1






ВСЕГО
35






















Литература:
Технология. Учебник для общеобразовательных учреждений.-2-е изд., переработанное./ под ред.В.Д.Симоненко.-М.: Вентана-Графт, 2005.
Основы потребительской культуры, учебник для старших классов общеобразавательных учреждений./ Симоненко В.Д., Степченко Т.А.-М.: Вита-Пресс, 2004.
Школьникам о предпринимательстве: пособие для 10-11 кл. общеобр. учрежд./Е.Н. Соболева, А.В. Бусыгин.- М.: Просвещение, 2005г
Введение в предпринимательство: учебник для 10,11 классов общеобразовательных учреждений, Черняк В.З. – М.: Вита-Пресс, 2003.
Технология предпринимательства. 9кл.:учебник для общеобразовательных школ, Леонтьев А.В. – 2-е изд., испр.-М.: Дрофа, 2001г. – 192с.:ил.

15