Урок по обществознанию Гражданин — достойный сын Отечества


Урок по обществознанию на тему "Гражданин — достойный сын Отечества".
Класс: 5
Тип урока: Изучение нового материала.
Форма: Интегрированный урок-презентация
Цель: На конкретных примерах раскрыть понятия « гражданин», «гражданский поступок», «достойный сын Отечества». Научить учащихся быть достойными гражданами.
Задачи:
Образовательная: подвести учащихся к пониманию, что каждый человек обязан, стремится стать достойным гражданином своего Отечества, познакомить с основными понятиями.
Развивающая: развивать умение работать с электронными презентациями и развитие коммуникативных навыков посредством работы в группах. Овладеть коммуникативно-информационной компетенцией.
Воспитательная: пробудить в учащихся чувства патриотизма, формирование в учащихся граждански активных и социально значимых качеств, готовности отдать все силы служению Отечеству.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация
Ход урока.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД
Орг. Момент 2 мин Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Приветствие учителя Актуализация знаний
15 минут
Изучение новой темы 20 минут Вступительное слово учителя: Сегодня у нас необычный урок, урок – презентация. Для того чтобы узнать тему сегодняшнего нашего урока, мы должны разгадать кроссворд.
(раздается на листах кроссворд с вопросами; приложение 1)
Если все слова будут разгаданы правильно, то вы узнаете главное понятие урока.
Вопросы к кроссворду: 1.Государственный символ с изображением орла
2.Всенародное голосование
3.Трехцветный Государственный символ
4.Символ государственной власти
5.Форма территориально-государственного устройства РФ
6.Любовь к Родине
7.Основной закон РФ
8.Название нашего государства
9.Музыкальный Государственный символ
Слайд 1. Проверяем ответы
Итак, какое главное понятие урока? Тема урока - «Гражданин - Отечества достойный сын» (слайд 2). Какая цель нашего урока?
Урок хочется начать с эпиграфа (слайд 3).
«Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой»
Н.Некрасов.
Вопрос к классу: Какие здесь ключевые слова, в соответствии с темой нашего урока
Вопрос к классу: Как вы понимаете слово «холоден душой»?
Давайте вспомним историю происхождения слова «гражданин», из курса истории Древнего мира. Что значит «Гражданин»?
(Слайд 4) Итак, гражданин это житель определенной территории, имеющий права и обязанности.
Мы получаем гражданство с момента рождения. В Конституции РФ 1993 года закреплены наши основные права и обязанности. Мы с вами изучали, какие права имеет человек.
Задание (на повторение): Перечислите права человека
Но гражданин имеет не только права, у него есть обязанности. Задание: Откройте ваши тетради, найдите схему «Основные обязанности человека». Прочитайте её, а затем перечислите обязанности, которые вы сейчас не можете выполнить в соответствии с вашим возрастом и объясните почему?
Хорошо. Теперь переходим непосредственно к теме нашего занятия.
Подумайте, какого человека можно назвать достойным гражданином?
Как вы думаете, что такое гражданский поступок?
Посмотрите на слайд 5: Как вы думаете, на какой картинке изображен гражданский поступок? И почему?
Слайд 6. На слайде представлены фотографии исторических деятелей, которые совершили гражданский поступок.
Вам было дано задание подготовить сообщения об этих людях.
Спасибо, вам ребята за такой подробный и интересный рассказ.
Физминутка: включается веселая музыка
Итак, какими качествами должен обладать гражданин, чтобы его можно было назвать достойным?
Слушают учителя, разгадывают кроссворд.
Ответ: Главное понятие урока «гражданин». Узнаеть, кто такой гражданин и что значит достойный сын Отечества. Записывают в тетради тему урока.
Предположительный ответ учащихся: Не будет гражданин достойный, к Отчизне холоден душой
Ответ: безразличный, не понимающий, не уважающий свою страну
Ответ: Гражданин – коренной, свободный житель города Афин, обладал политическими правами
Записывают определение в тетради.
Ответ: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на образование, право избирать и быть избранным в органы власти
Работа со схемой в тетради
Ответы:
- Защита Отечества, так как в армии служить можно с 18 лет;
- Платить налоги, так как у нас нет заработка, потому что мы можем работать с 16 лет.
Примерные ответы: Достойный гражданин тот, кто любит и уважает свою родину, готов ради нее совершать геройские поступки. Приводят примеры
Гражданский поступок – полезные и разумные действия гражданина. Это то, что он делает для своей страны для народа.
Ответы учащихся.
Выступления учащихся на тему: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский», «Антон Буюклы», «Дирижёр Валерий Гергиев»
Один учащийся показывает движения, остальные учащиеся повторяют.
Ответ: Он должен быть активным, неравнодушным, небезразличным, ответственным Любить и уважать свою страну. Совершать достойные поступки Регулятивные: организация своей работы, принимать и сохранять заданную цель и задачи, контролировать и оценивать свои действия.
Коммуникативные: понимать различные позиции других людей, отличные от собственной
Личностные: мотивация к творческой деятельности, ориентация на моральные нормыРегулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации

Познавательные: воспринимать и анализировать полученную информацию.
Регулятивные: организация своей работы, принимать и сохранять заданную цель и задачи, контролировать и оценивать свои действия.
Личностны: мотивация к творческой деятельности, ориентация на моральные нормыПодведение итогов
5 мин Ключевым словом нашего урока является гражданин. Давайте ещё раз вернёмся к теме нашего урока. Вопрос:
1) Дайте определение понятию «гражданин».
2) Так кого мы можем назвать достойным сыном Отечества?
Молодцы. Ответы учащихся. Рефлексия
3 мин Что нового вы узнали на уроке? Что понравилось, а что нет? Что запомнили? Какое у вас настроение?
Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания Ответы учащихся.
Прощание с учителем
Приложение 1
Кроссворд
1 2 3 4 5 6 7 8 9