Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с социальным окружением) на тему: «Моя семья» с детьми средней группы (от 4 до 5 лет)


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Аленушка» г. Ядрин Чувашской Республики
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие»
(Ознакомление с социальным окружением)
на тему: «Моя семья»
с детьми средней группы (от4 до 5 лет)
Подготовила и провела: воспитатель
1 квалификационной категории Гурьева Т. И.
2016
Программное содержание
Образовательные задачи:Ввести понятие «семья». Дать первоначальное представление о родственных отношениях в семье: каждый ребёнок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра); мама и папа – дочь и сын бабушки и дедушки. Закреплять представления детей о трудовых обязанностях в семье. Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес детей, внимание, мышление, речь, умение участвовать в беседе. Упражнять в употреблении уменьшительно – ласкательной формы существительных, расширять словарный запас. Воспитательные задачи: Воспитывать доброе и чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.
Предшествующая работа:рассматривание и обсуждение с детьми семейных фотографий и рисунков; беседа с детьми о семье; совместное творчество родителей и детейрисование на тему «Моя семья»; разучивание пальчиковой игры «Моя семья», разучивание физкультминутки «Как мы маме помогаем», чтение художественной литературы: сказка «Три медведя», «Красная Шапочка», «Гуси – лебеди»
Индивидуальная работа:индивидуальные вопросы к детям по теме.
Словарная работа:члены семьи, обязанности, забота.
Материал и оборудование: кукла, мягкая игрушка солнышко, корзинка, картина «Моя семья», сундук с принадлежностями (молоток, сковорода клубок ниток, и т. д.).Методические приемы: сюрпризный момент, загадывание загадки, рассматривание картины, рассказ воспитателя, вопросы к детям, ответыдетей, дополнения и объяснения воспитателя, художественное слово, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, Дидактические игры: «Назови ласково», «Отгадай, чьи предметы?»,«Добрые дела», поощрения детей, итог.
Ход занятия: В гости приходит кукла Маша и приветствует детей. Воспитатель: Ребята, а кукла Маша приготовила для вас загадку, давайте внимательно ее послушаем и попытаемся отгадать. Загадывает загадку Без чего на белом свете взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная... (семья). Воспитатель: Правильно. Вы угадали это семья. А Маша хочет вас познакомить со своей семьей. Давайте внимательно посмотрим на картину и послушаем Машу. Рассматривание картины Воспитатель: Это Маша она ходит в детский сад, а это ее папа и мама. Папа у Маши строитель, а мама работает учительницей в школе.Это бабушка и дедушка –самые старшие члены семьи они не ходят на работу, потому, что они на заслуженном отдыхе. А еще у Маши есть старший брат Вова, он учится в школе и любит играть в футбол. А сестренка Танюша очень маленькая и пока не может ходить и говорить. Маша очень любит свою семью, потому что она у нее очень дружная. Воспитатель: Ребята, а семья может быть большая, это когда бабушки, дедушки, родители и дети живут все вместе и помогают друг другу, как у Маши, а может быть и маленькой– например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Воспитатель: ребята, давайте ответим на вопрос что такое семья? Опрашиваются 3 ребенка. Воспитатель: Правильно! Ребята, а мы с вами на пальцах можем рассказать о нашей семье. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик – бабушка,Этот пальчик – папа,Этот пальчик – мама,Этот пальчик – это я.Это вся моя семья».Воспитатель: Как хорошо, что у нас у всех есть мама, кто хочет рассказать нам про нее. Рассказы детей. (персональные вопросы) А кто хочет рассказать про папу? Рассказы детей. (персональные вопросы) Ребята, а кто знает кем для вас являются папа и мама? Ответы Воспитатель: Они для вас являются родителями. А как вы думаете, у ваших пап и мам есть родители? ответы
Воспитатель: Бабушка и дедушка – родители мамы и папы, для них ваши папы и мамы тоже дети. У кого в семье живут бабушки и дедушки, поднимите руки?  Воспитатель: Хорошо, когда бабушка живет с вами и заботится о вас. Бабушка вкусно накормит и пожалеет, приласкает. А дедушке и бабушке тоже нужна ваша забота и внимание. Если бабушка и дедушка не живут с вами, что нужно сделать, чтобы они знали, что вы их любите и помните? Ответы детей. Воспитатель: Обязательно навестить их, позвонить, поинтересоваться как у них здоровье и чем нужно им помочь и подарить свое ласковое словечко. Маша предлагает вам поиграть в игру. Игра «Ласковое солнышко» Воспитатель: Послушайте меня внимательно, я  буду называть вам слово, а вы должны назвать это же слово, но только ласково. Ответы детей: дочь - доченька, дочурка; сын – сынок, сыночек; папа – папочка, папулечка; дед – дедушка, дедуля; бабушка – бабулечка; сестра – сестрёнка; внук – внучок; внучка – внученька; брат – братишка.А у кого в семье есть старшие братья и сестры? Ответы детей. Воспитатель: Старших братьев и сестер надо уважать и помогать им, потому что они заботились о вас, когда вы были маленькими. А у кого есть младшие сестренки и братишки? Ответы детей. Воспитатель: Маленьких братьев и сестер нужно жалеть, заботиться о них. Индивидуальные вопросы кем ты будешь для мамы, папы, бабушки, дедушки. У каждого члена семьи есть свои обязанности, и у мамы их очень много. А вы помогаете своей любимой маме? Ответы детей. Давайте покажем как. Физкультминутка Дружно маме помогаем, пыль по всюду вытираем. А теперь белье стираем, поласкаем, выжимаем, Сушим, гладим, убираем. Маму вечером встречаем, маму крепко обнимаем. Игра «Давайте справедливо распределим обязанности». Воспитатель: У нас есть волшебная корзинка и в нее мы сложим все обязанности и дела, которые выполняют ваши члены семьи и вы тоже. Кому на ладошку ставиться корзинка, тот должен положить в нее доброе дело. Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы наша корзинка наполнилась добрыми делами. Очень хорошо, когда все дела делаются вместе, дружно, когда все друг другу помогают. Игра «Семейные вещи». Маша просит помощиВоспитатель: Друзья мои, нужна ваша помощь. Надо разобрать семейные вещи в чемодане. Вы будете подходить ко мне по одному и вынимать из чемодана по очереди вещи, и говорить, кому из членов семьи она принадлежит (губная помада, галстук, очки, молоток, газета, туалетная вода, пустышка, туфель, юбка, рубашка, шляпа, мяч, вязальные спицы, клубок ниток, расчёска и т.д.).- Молодцы, славно потрудились, помогли разобрать семейные вещи.  Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше занятие,о чём мы с Вами сегодня говорили? А что Вам больше всего запомнилось? Воспитатель: Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? ответы: Не обижать младших братьев и сестер. Не ссориться, помогать друг другу, трудиться.Дарить подарки, любить друг друга. Получать хорошие оценки, вместе отдыхать. И в заключение нашего занятия я хочу рассказать вам стихотворение. Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу.Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы.Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните,Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!