Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе Тема: «КОСМИЧЕСКИЙ КВН»







Конспект НОД по формированию элементарных математических представленийв подготовительной к школе группе
Тема: «КОСМИЧЕСКИЙ КВН»
Образовательная область «Познание. Формирование элементарных математических представлений»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация»



СП ГБОУ СОШ №21САВЕЛЬЕВА НИНА БРЬЕВНА





























2016г.
Тема: «КОСМИЧЕСКИЙ КВН»
Задачи:
Образовательная закрепить знания, полученные за период занятий в подготовительной к школе группе; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, сравнивать числа, состав числа из двух меньших, ориентироваться в пространстве, пользоваться условной меркой для измерения расстояния…
Развивающая
развивать фантазию, творческое начало;
Воспитательная
воспитывать интерес к математике, умение действовать сообща в команде, договариваться и согласовывать свои действия.

Методы и приемы:
-Практические-наглядные-словесные-игровые

Оборудование:
CD-проигрыватель, CD с записью «Мелодии Космоса», «Роботы и Звездочки», 2 мольберта,
«Математические ворота»
Карточки с названиями планет – 2 комплекта («Расставим планеты по порядку»)
Пособие «РАКЕТА» и 2 набора разрезных деталей - Игра «Сложи квадрат» (Никитины)
Жетоны (звезды).
Листы для выполнения заданий, карандаши
Звезды крупные с задачами - загадками
Плакат с цифровыми примерами для задания «Проложим маршрут»
Игра «Инопланетянин».
Раздаточный материал – цифры
Маркеры
Проектор для демонстрации видеофильма «Тайны Космоса»

Предварительная работа:
Поведение занятий познавательного цикла «Детям о космосе», по изобразительной деятельности «Рисуем космос»,
чтение книг и стихов о космосе
рассматривание иллюстраций о космосе

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:
Сообщение темы занятия и организация детей – игра с мячом
Деление детей на команды – д/и «Математические ворота» - пройти парами чтобы сумма чисел на карточках равнялась 10
Разминка - вопросы к командам – за правильный ответ – звездочки – космические загадки О.Емельяновой
«Построим ракету» - д/и «Собери квадрат»
«Расшифруем код» - решение задач
«Составим маршрут полета» - решение примеров
«Режим дня космонавтов» - работа с часами
Физминутка «Роботы и звездочки»
«Вычислим путь звезды» - работа с условной меркой
«Инопланетянин» - счет геометрических фигур
«Расставим планеты по прядку их расположения от солнца» - выкладывание названий планет
Подведение итогов

Формы организации совместной деятельности:

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Физминутка «Роботы и звездочки», игра с мячом «Поймай вопрос – верни ответ», пластические этюды,
Игровая Игровые ситуации, игры с правилами ( дидактические, подвижные, народные), творческие игры, конструктивные игры
Познавательно-исследовательская решение проблемных ситуаций, моделирование задач, решение логических задач
Коммуникативная Беседы, речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, словесные игры, вопросы
Чтение художественной литературы Чтение стихов, загадок

Музыкально-художественная Слушание музыки, выполнение музыкально-ритмических движений
Трудовая Поручения
В соответствии с СанПиНом – п.6.13., 12.22.



Логика образовательной деятельности

Время Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
Организует познавательное пространство и развивающую среду, оформляет группу в соответствии с темой космоса, раскладывает атрибуты и пособия Проявляют заинтересованность к предстоящей деятельности, принимают посильное участие в подготовке, задают вопросы, высказывают предположения Наличие положительного эмоционального настроя на предстоящую деятельность, интереса
1-ямин Обращает внимание на большой яркий мяч в виде земного шара, приглашает встать в круг Встают в круг, эмоционально реагируют на игрушку
2-ямин Организует общение с детьми:
- У меня в руках мяч. Какой он по форме? Какую геометрическую фигуру напоминает? Круг – это не простая геометрическая фигура, это загадка, ведь все в нашей жизни движется по кругу. Например, стрелки часовые двигаются по кругу, отмеряя время, смена времен года, дней недели, месяцев и т.д. Даже наша планета Земля – круглая… Принимают участие в обсуждении темы, отвечают на вопросы, делятся личным опытом и знаниями Умение общаться на заданную тему,
3-ямин Предлагает поиграть мячом «Поймай вопрос – верни ответ»:
-Назовите, какой сегодня день недели, число, месяц. Какой праздник мы отмечаем в апреле? Играют, ловят мяч и возвращают педагогу, отвечают на вопросы Упражнение в ловле мяча, развитие внимания, логического мышления,
4-я мин Продолжает общение по теме:-А вы хотели бы стать космонавтами?Каким должен быть космонавт? Что должен уметь делать космонавт? Обобщает ответы чтением стихотворения «Космонавт»Он – пример для всех ребятЕго зовут героем.Гордо носит космонавтЗвание такое.Чтобы космонавтом стать,Надо потрудиться:День с зарядки начинать,Хорошо учиться.Показаться и врачу –Здесь экзамен строгий.Слабакам не по плечу Звездные дороги Высказывают свое мнение, отвечают на вопросы, слушают стихотворение Умение слушать и понимать содержание. Чуствовать ритм стихотворения
5-я мин Сообщает, что космонавтам очень важно быть хорошими математиками:- Ещё космонавты хорошо знают математику, умеют считать, знают цифры и геометрические фигуры, точно выполняют задания. А вы хорошо знаете математику? Объясняют зачем нужна космонавту математика Активизация словаря, умение объяснять, слушать не перебивая
6-ямин Предлагает отправиться в космический полет к дальним звездам, объясняет, что для совершения полета необходимо разделиться на 2 экипажа: -Сейчас проверим, готовы ли вы стать космонавтами, и умеете ли правильно выполнять задания и работать в команде? А для этого нужно взять карточки с цифрами и парами пройти через наши космические ворота, но пройти можно только в том случае, если сумма чисел на ваших карточках будет равна 10. Выбирают карточки с цифрами, находят пару, дети проходят через ворота парами и встают в 2 колонны - так получилось деление на 2 команды, получают 2 конверта с названиями команд – капитаны выбирают конверты. Получилось 2 команды «Ракета» и «Комета».
совершенствование вычислительных навыков, умение сравнивать числа, состав числа из двух меньших, умение действовать сообща в команде, договариваться и согласовывать свои действия.


8-ямин Объявляет о начале космических испытаний:- Начинаем наш космический КВН. И первое испытание для команд – разминка – « На вопросы отвечаем – звездочки в награду получаем» (вопросы- загадки для детей О. Емельяновой - Приложение 1) Отвечают на вопросы, получают жетоны-звездочки
9-я мин Знакомит с новым заданием:
-Пора отправляться в космическое путешествие. В пути Вам придется показать свои знания и умения. Готовы? Ребята, на чем космонавты летают в космос?- Вот первое задание. Нужно построить свою космическую ракету. Для этого нужно разобрать детали по цвету и собрать свой квадрат. Отвечают на вопросы, слушают, выполняют задание: игра «Сложи квадрат», каждый участник команды выкладывает свой квадрат на пособии «Ракета» («Строят ракету»), получают жетон - звездочку Логическое мышление. Классификация элементов квадрата по цвету, умение складывать квадрат из нескольких частей
12-ямин - Чтобы ракета могла стартовать –нужно разгадать код старта. Для этого нужно решить задачи-загадки и ответы ввести в пульт управления полетом./математические загадки – приложение №2/ Совещаются, отгадывают загадки – задачи, капитаны команды ответы выкладывают на схематическом пульте управления цифрами из математического набора Логическое мышление. Умение отгадывать загадки, считать в пределах 20
14-ямин - Справились с заданием. Начинаем обратный отсчет времени… Старт. Счастливого пути!
-5 секунд – полет нормальный. Нужно проложить маршрут вашего космического путешествия на специальной карте ( решение примеров и соединение их с ответом) А теперь поменяйтесь картами и проверьте правильность выполнения заданий.
Считают в обратном порядке, импровизируют пластический этюд «Старт. Невесомость» По очереди подходят к мольбертам мелом соединяют примеры с ответами, капитаны команды проверяют правильность выполнения задания, советуются с командой. Получают жетоны-звездочки Умение считать в обратном порядке, импровизировать, навыки самоконтроля
15-я мин - В космосе постоянно темно и поэтому, космонавтам нужно хорошо знать время, части суток и дни недели. А вы знаете?. Скажите, какое сейчас время года? Назовите весенние месяцы. Сколько частей суток? Назовите их. Сколько дней в неделе? Назовите их. Если сегодня четверг, что было вчера? А что будет завтра?
- Озвучивает новое задание на листах- 1 лист на команду.-Космонавты завтракают в 6 часов утра. Обведите часы, стрелки на которых показывают ровно 6 часов.- В 2 часа дня занимаются физическими упражнениями. Обведите часы, стрелки которых показывают ровно 2 часа. -В 9 вечера космонавты ложатся спать. Нарисуйте стрелки на часах, показывающие ровно 9 часов.
Выполняют задания, меняются листами – для взаимопроверки. Получают жетоны-звездочки Логическое мышление. Умение определять время по часам
17-ямин -Если посмотреть в иллюминаторы, что можно увидеть в космосе?
Проводит ФИЗМИНУТКУ «РОБОТЫ И ЗВЕЗДОЧКИ» - включает проектор с видеофильмом и музыкой
Высказывают предположения, спорят. Выполняют движения в соответствии с характером музыки : мальчики изображают роботов. девочки – звездочки. Снятие эмоционального напряжения, различение характера музыкального произведения, пластика движений
19-ямин -А еще в космосе встречают инопланетян. Вот фотография одного из них. (выставляет картинку человечка из геометрических фигур). Назовите, из каких геометрических фигур он состоит. Сосчитайте их. – /заполнение таблицы /
На каждом мольберте «Фотография» инопланетянина – дети считают количество геометрических фигур, заполняют таблицу с помощью цифр из математического набора, проверяют правильность выполнения у другой команды, Получают жетоны-звездочки Умение записывать результаты с помощью цифр из математического набора, работать с таблицей
22-я мин - Молодцы! Посмотрим, как вы справитесь со следующим заданием? Нужно вычислить путь звезды – за сколько световых лет она сможет долететь до нашей планеты. Получайте мерки. Что у Вас получилось? Почему разный ответ? (правильно – разные мерки, чем меньше мерка, тем больше ответ) На рабочих листах с помощью условной мерки – у каждой команды своя – измеряют путь звезды, объясняют причинно-следственные связи, Получают жетоны-звездочки Умение измерять линии с помощью условной мерки
25-я мин Решение проблемной ситуации:
- Внимание! Космический ураган раскидал все планеты и нужно срочно вернуть их на свои места.
Выполняют задание, выкладывают планеты по порядку, называют планеты, Получают жетоны-звездочки Знание названий планет, их расположения относительно солнца, интересных фактов
27 мин Благодарит детей за выполнение всех заданий и предлагает вернуться на Землю:- Вот и закончилось наше космическое путешествие. Мы справились со всеми заданиями и можем отправляться обратно на Землю. Давайте посчитаем звезды в каждой команде и определим, чья команда работала лучше и слаженнее. Считают звезды, определяют победителя (в идеале – побеждает дружба), вспоминают интересные моменты путешествия. Упражнение в счете, умение оценивать свою работу и работу товарищей, память, активизация словаря
30-я мин - Обращает внимание на появление в группе новой игры «Сложи созвездие» - Сюрпризный момент – из заработанных нами звездочек можно выложить любое созвездие, а вот и карточки-схемы и карта звездного неба – эта игра подарок всем вам за хорошую работу. Проявляют интерес к новой игре, рассматривают карту звездного неба, пытаются выложить созвездия по предложенным схемам, помогают педагогу в уборке пособий, материалов, наводят порядок на рабочих местах Умение выполнять трудовые поручения, работать по словесной инструкции















Приложение № 1

В космосе - Цепочка загадок для детей.



Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный …


Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя …


Астроном - он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная …


До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая …


У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: "астронавт",
А по-русски …


Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете -
На орбите как назло
Появилось …

НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,
В нем от скуки волком воет
Злой зеленый …

Гуманоид с курса сбился,
В трех планетах заблудился,
Если звездной карты нету,
Не поможет скорость…

Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам - тепло, хвосты - …

Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора -
Это черная …

В черных дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный …

Звездолет - стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные …

А галлактики летят
Врассыпную как хотят.
Очень здоровенная
Эта вся вселенная!




Приложение № 2
Космические Задачи - Загадки

Восемь космонавтов на ракеты сели
Восемь космонавтов в космос полетели,
Один из них устал - От товарищей отстал.
Поскорей ответ найдите – сколько космонавтов осталось на орбите?

Две звезды у Арины, две звезды у Марины, Две звезды у Паши, одна – у Наташи.
Сосчитайте поскорей – сколько звезд у детей?

В темном небе десять звезд ярко засияли, две из них сорвались вниз – мы желанья загадали… Теперь слушайте вопрос: сколько же осталось звезд?