Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сада


Выступление по теме:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сада
«Воспитывать человека – значит определять судьбу нации»Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
Что же это такое – духовно-нравственное воспитание ребёнка?
Это сложная, противоречивая, запутанная и важнейшая проблема воспитания детей.
Именно нравственность включает в себя такие понятия как душа, совесть, доброта, сочувствие, любовь, честь, патриотизм, то есть самые ценные, самые главные человеческие качества. Воспитывать духовно-нравственные качества необходимо с самых первых шагов ребёнка, именно дошкольный возраст самый чувствительный и отзывчивый на всё доброе.
Духовно-нравственное воспитание – это процесс непрерывный. Поэтому в каждой лексической теме, в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей, в продуктивной деятельности, в досуговой деятельности мы включаем задачи по воспитанию у малышей духовно-нравственных качеств. Ищем наиболее понятные и интересные ребёнку формы общения, где ненавязчиво, заостряем его внимание на духовно-нравственные аспекты.
В этом нам помогают: художественная литература, сказки, стихи, фольклор, доверительные беседы и конечно игры - то есть всё то, что делает детскую жизнь счастливой и интересной.
Анализируя работу по данному направлению, мы пришли к выводу, что нельзя добиться больших успехов  в духовно-нравственном воспитании детей, если не будет создано единое духовно-нравственное образовательное пространство: семья и  дошкольное учреждение.
Именно поэтому мы уделяем большое внимание работе с родителями, помогаем укрепить статус семьи в духовном становлении детей.
В нашем дошкольном учреждение взаимодействие с семьёй осуществляется как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в новых, активных формах сотрудничества:
- родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы);
- индивидуальные консультации специалистов,
-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, газеты и т.д.
-экскурсии;
-совместные с родителями праздники, спектакли;
- проектная деятельность.
Важное место в работе с родителями занимают родительские собрания: «Семья – ребёнок – детский сад», «Воспитание патриотизма и у детей дошкольного возраста», «Интеллектуальные и нравственные аспекты экологического воспитания» и т.д. и какой бы теме не было посвящено собрание, основная их цель - интеграция духовно-нравственного содержания в повседневной жизни, как детского сада, так и семьи.
Систематически педагогами проводятся консультации родителей по вопросам воспитания детей: «Краткая история воспитания», «Роль бабушек в воспитании детей», «Сегодня дети не такие как прежде», «Как научить ребенка любить природу», «Культура общения со взрослыми и сверстниками», и т. д.
Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют средства наглядной информации: стенды, папки - передвижки, газеты; а так же пропаганда положительного семейного опыта воспитания.
Большой интерес вызывает совместная творческая деятельность: выставка поделок: «Мастерская Деда Мороза», «Осенние фантазии», «Чудеса с грядки», «Космические приключения», к православным праздникам «Пасха Красная »; и т.д.
Все поделки, несомненно, были изготовлены с душой. Они поражают своей неповторимостью и яркостью. Родители и дети проявляют творчество, фантазию и мастерство.
Совместный труд родителей и детей приносит свои плоды. Дошкольники гордятся, что трудились вместе со взрослыми, испытывают радость от полученных результатов.
Проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей способствуют сплочённости родителей и детей по отношению друг другу.
Праздников: «Бабушкины руки не знаю скуки», «День матери», «Масленица», «Праздник 8 Марта», «  «Богатырские состязания», «Новогодние праздники», «День воспитателя», «День защиты детей», « Хоровод у березки», «День знаний» , «Праздник Осени», и др.
«Бабушкины руки не знают скуки», праздник посвященный Дню старшего поколения, на котором воспитанники выступили с яркими поздравительными номерами для приглашенных гостей — своих бабушек и дедушек, которые, в свою очередь с огромным желанием активно принимали участие в играх и конкурсах.
 «Богатырские состязания» праздник посвящен ко Дню защитника Отечества. В этот день дети с особой любовью поздравили приглашенных на праздник пап, дедушек, братьев. Мероприятия, посвященные этой памятной дате повод для воспитания у дошкольников чувства патриотизма, сопричастности к лучшим традициям своей Родины.
Стало традицией проведение совместно с родителями спортивных мероприятий, таких как: праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», «Физкультура вместе с мамой», «Веселые старты». Личный пример родителей – лучший способ привить ребенку любовь к физкультуре.
Для более плодотворного общения между педагогами и родителями в нашем детском саду созданы семейные клубы «Растем вместе», «Здоровичок», « Марья Искусница» которые обеспечивают эффективное взаимодействия между дошкольным учреждением и родителей воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития детей.
Мы создаем такие условия, при которых наше взаимодействие с родителями стало бы обоюдно интересным и продуктивным к различным видам деятельности
Результатом нашей работы мы можем считать то, что дети и взрослые стали понимать, что кроме понятия «достаток» есть еще и более важное понятие «достоинство» и, прежде всего нравственное, духовное достоинство.
Благодарю за внимание!!!