Урок русского языка в 7 классе Употребление деепричастий в речи

Урок русского языка в 7 классе Дата 22.12.2015

Тема урока: «Употребление деепричастий в речи»
Вид урока: беседа, практическая работа
Цели урока:
Показать широкие возможности употребления деепричастий в речи;
Совершенствовать умение анализировать текст, выявлять в нём роль деепричастий и деепричастных оборотов;
Знать особенности употребления деепричастий;
Уметь использовать деепричастия в предложении и тексте.

Ход урока

I. Вступительная беседа. Формулировка темы. Целеполагание.
- Ребята, вы любите юмористические рассказы? Сейчас я хочу напомнить вам небольшой фрагмент рассказа А.П.Чехова «Жалобная книга».
«Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа».
- Почему эту жалобу Чехов поместил в юмористическую книгу?
- Какую часть речи неудачно употребляет повествователь?
- Над чем он не задумался, а может быть, чего-то он не знал? Тогда, как вам кажется, изучив всю тему «Деепричастие», о чем необходимо задуматься?
- Сформулируйте тему урока (употребление деепричастий в речи).
- Что значит правильно употреблять деепричастия (произносить, использовать)?
- Сформулируйте цели урока (знать особенности употребления деепричастий; уметь использовать их в предложении и тексте; задуматься о роли деепричастий в речи).
II. Актуализация опорных знаний.
- Но прежде всего, чтобы правильно употреблять, надо узнавать деепричастия! Проверим себя (выделите в каждом столбике деепричастие).
1)
I-й вариант
а) закрыт;
б) закрывшийся;
в) закрыв.

II-й вариант
а) работавший
б) работая;
в)разработка - По каким признакам вы это сделали?
2) Из данных словосочетаний выбрать и записать словосочетания
деепричастие + существительное:

синеющая даль
вспахать поле
пересекая болота
заросшие места
поваленные бурей
пропитан пылью
передвигая ноги

- По каким признакам вы нашли деепричастие?
- Что такое деепричастный оборот?
- Когда обособляется деепричастный оборот и одиночное деепричастие?
- Когда не обособляется?

III. Формирование новых понятий.
1. Знакомимся с особенностями произношения деепричастий (орфоэпическими нормами).
- От данных глаголов образуйте деепричастия (устно):
создать
- создав

занять
- заняв

поднять
- подняв

- Какую закономерность вы заметили?
Продолжайте теперь самостоятельно (письменно).
начать (начав)
понять (поняв)
принять (приняв)
прибыть (прибыв)
закупорить (закупорив)
заплесневеть (заплесневев)
облегчить (облегчив)
углубиться (углубившись)
черпать (черпая)
баловаться (балуясь)
- Проверьте себя (произносите правильно).
2. Знакомимся с особенностями использования, включения деепричастий в предложения (грамматическими нормами).
1) Анализ текста. Выразительно прочитайте текст. (Текст у каждого на парте).
Был невыносимо жаркий июльский день, когда я, медленно передвигая ноги, вместе с моей собакой поднимался вдоль Колотовского оврага в направлении Притынного кабачка. Солнце разгоралось на небе, как бы свирепея; парило и пекло неотступно; воздух был весь пропитан душной пылью. Покрытые лоском грачи и вороны, разинув носы, жалобно глядели на проходящих, словно прося их участья; одни воробьи не горевали и, распуша пёрышки, ещё яростнее прежнего чирикали и дрались по заборам, дружно взлетали с пыльной дороги, серыми тучами носились над зелёными конопляниками. (И. Тургенев. Певцы.)

Определите тему текста и основную мысль.
Определите стиль текста и тип речи.
Какую картину создаёт автор?
Найдите деепричастия в тексте. Какую роль они играют в тексте?

2)Замените данные конструкции предложениями с деепричастиями.
Графически объясните постановку знаков препинания.
Туча набирала силу и медленно поднималась из-за леса. – (Туча, набирая силу, медленно поднималась из-за леса). На солнце весело дрожали и переливались капли росы .– (Весело переливаясь на солнце, дрожали капли росы).
Что изменилось в предложениях?

3) Замените, где можно, один из глаголов деепричастием. Укажите условия замены. 1. Сестренка беспрерывно болтала и не слышала даже своих слов. 2. Малыш напевал и хлопал в ладоши. 3. Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки.

4) Исправьте ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов в каждом предложении.
В- I
В- II

1. Подойдя к дому, собака встретила меня радостным лаем.
1. Покатавшись на катке, сильно болят ноги.

2. Сидя у окна, в комнату влетел воробей.
2. Возвращаясь домой, пошел дождь.

3. Заигравшись до позднего вечера, мама рассердилась на нас.
3. Поселившись в деревне, его мечта осталась прежней.


5) Задумаемся о роли деепричастий в речи.
- Деепричастия, деепричастия . Сколько с ними хлопот: и произносить их надо правильно, и употреблять в предложении, хорошенько подумав. А может, не так уж они и нужны? Мне кажется, убедительно, красноречиво ответил на этот вопрос английский поэт Р.Саути своим необычным стихотворением «Лодорский водопад».
(звучит стихотворение)
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.

- Что в этом стихотворении показалось необычным? (52 деепричастия!)
- Кто из вас видел настоящий водопад? Слышал его шум?
- Какие слова в стихотворении помогли это сделать? Попробуем обойтись без них.
- Какую же роль играют они?
Деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь более точной, яркой.
Предложения с деепричастиями более выразительны, живописны.
IV. Формирование умений, навыков.
- А если так, если деепричастия в речи нужны, будем учиться их использовать. Предлагаю выполнить творческое задание.
(составьте текст «Зима в нашем селе», правильно включив в него как можно больше деепричастий)
- Чьи работы вам понравились?
Дома можно попробовать написать стихотворение с деепричастиями или текст на другую тему.
V. Итоги.
- Наше занятие подходит к концу.
- С какими нормами употребления деепричастий вы познакомились?
- Какова роль деепричастий в предложении?
(Употребление деепричастий делает речь более точной, динамичной и выразительной. Деепричастия «украшают» глагол, «дорисовывая» действие).
Слово учителя.
В обыденной речи человек достаточно редко пользуется конструкциями с деепричастными оборотами. Это происходит по нескольким причинам: деепричастные обороты придают тексту некоторую торжественность, чего стесняется человек в обычной речи; эта конструкция вызывает много ошибок при употреблении, что снижает качество речи.
Домашнее задание: решить тестовые задания.
V. Рефлексия.
Благодарю всех за сотрудничество и прошу, уходя с урока, подумать о том, как прошел он для вас лично, и «выстрелить» в своеобразную мишень с графами: «Полезно», «Интересно», «Скучно», «Трудно».






















Домашнее задание
В- I
В- II

1. Какое из слов не является деепричастием?

а) даря;
а) доля;

б) гиря;
б) деля;

в) жаря.
в) пиля.

2. На месте каких цифр должны стоять запятые?

Он шел по тропинке (1) и (2) низко опустив голову (3) что-то искал.
Он бросил работать (1) и (2) отойдя к окну (3) открыл его.

а) 1,2,3
а) 1,2,3

б) 2,3
б) 2,3

3. Найдите слова с ударением на третьем слоге:

а) балуясь;
а) облегчив;

б) черпая;
б) прибыв;

в) углубившись.
в) закупорив.

4. Выберите правильное продолжение фразы.

Сидя у костра,
Подходя к лесу,

а) внезапно налетел ветер;
а) ветер стал как будто сильнее;

б) мы завороженно глядели на огонь;
б) уже чувствуется осенняя свежесть;

в) мне вспоминалась ночь на Днепре.
в) я всегда испытываю волнение.

5. Подберите синоним к фразеологизму.

а) сломя голову;
а) не разгибая спины;

б) засучив рукава.
б) положа руку на сердце.





Домашнее задание
В- I
В- II

1. Какое из слов не является деепричастием?

а) даря;
а) доля;

б) гиря;
б) деля;

в) жаря.
в) пиля.

2. На месте каких цифр должны стоять запятые?

Он шел по тропинке (1) и (2) низко опустив голову (3) что-то искал.
Он бросил работать (1) и (2) отойдя к окну (3) открыл его.

а) 1,2,3
а) 1,2,3

б) 2,3
б) 2,3

3. Найдите слова с ударением на третьем слоге:

а) балуясь;
а) облегчив;

б) черпая;
б) прибыв;

в) углубившись.
в) закупорив.

4. Выберите правильное продолжение фразы.

Сидя у костра,
Подходя к лесу,

а) внезапно налетел ветер;
а) ветер стал как будто сильнее;

б) мы завороженно глядели на огонь;
б) уже чувствуется осенняя свежесть;

в) мне вспоминалась ночь на Днепре.
в) я всегда испытываю волнение.

5. Подберите синоним к фразеологизму.

а) сломя голову;
а) не разгибая спины;

б) засучив рукава.
б) положа руку на сердце.




Анализ текста
Был невыносимо жаркий июльский день, когда я, медленно передвигая ноги, вместе с моей собакой поднимался вдоль Колотовского оврага в направлении Притынного кабачка. Солнце разгоралось на небе, как бы свирепея; парило и пекло неотступно; воздух был весь пропитан душной пылью. Покрытые лоском грачи и вороны, разинув носы, жалобно глядели на проходящих, словно прося их участья; одни воробьи не горевали и, распуша пёрышки, ещё яростнее прежнего чирикали и дрались по заборам, дружно взлетали с пыльной дороги, серыми тучами носились над зелёными конопляниками. (И. Тургенев. Певцы.)



Анализ текста
Был невыносимо жаркий июльский день, когда я, медленно передвигая ноги, вместе с моей собакой поднимался вдоль Колотовского оврага в направлении Притынного кабачка. Солнце разгоралось на небе, как бы свирепея; парило и пекло неотступно; воздух был весь пропитан душной пылью. Покрытые лоском грачи и вороны, разинув носы, жалобно глядели на проходящих, словно прося их участья; одни воробьи не горевали и, распуша пёрышки, ещё яростнее прежнего чирикали и дрались по заборам, дружно взлетали с пыльной дороги, серыми тучами носились над зелёными конопляниками. (И. Тургенев. Певцы.)



Анализ текста
Был невыносимо жаркий июльский день, когда я, медленно передвигая ноги, вместе с моей собакой поднимался вдоль Колотовского оврага в направлении Притынного кабачка. Солнце разгоралось на небе, как бы свирепея; парило и пекло неотступно; воздух был весь пропитан душной пылью. Покрытые лоском грачи и вороны, разинув носы, жалобно глядели на проходящих, словно прося их участья; одни воробьи не горевали и, распуша пёрышки, ещё яростнее прежнего чирикали и дрались по заборам, дружно взлетали с пыльной дороги, серыми тучами носились над зелёными конопляниками. (И. Тургенев. Певцы.)



Анализ текста
Был невыносимо жаркий июльский день, когда я, медленно передвигая ноги, вместе с моей собакой поднимался вдоль Колотовского оврага в направлении Притынного кабачка. Солнце разгоралось на небе, как бы свирепея; парило и пекло неотступно; воздух был весь пропитан душной пылью. Покрытые лоском грачи и вороны, разинув носы, жалобно глядели на проходящих, словно прося их участья; одни воробьи не горевали и, распуша пёрышки, ещё яростнее прежнего чирикали и дрались по заборам, дружно взлетали с пыльной дороги, серыми тучами носились над зелёными конопляниками. (И. Тургенев. Певцы. Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.




Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.











15