Урок русского языка в 7 классе на тему Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Русский язык, 7 «б» класс
_________
ТЕМА: Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.
ЦЕЛИ УРОКА:  ознакомить учащихся с образованием деепричастий совершенного и несовершенного вида, формировать умение образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида, воспитание требовательности к себе: трудолюбия, дисциплинированности, аккуратности, добросовестности, ответственности. ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: « Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:
- Назови, что ты выбираешь из них.
- Ложку, - ответил юноша.
- Произнеси это 5 раз.
Я выбираю ложку, - постепенно повторил юноша 5 раз.
- Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет пищей. Надо
- Что же надо? (Протянуть руку и взять ложку).
- Вот вам сегодня надо протянуть руку, взять свои знания и применить их на практике. Вы готовы?
Загадку эту отгадать совсем не сложно!
Меня с наречием порою спутать можно,
Но помните, чтобы вопрос вас не подвёл;
Я по значению похоже на глагол.
- О какой части речи загадка? Так значит что будем изучать?
Сегодня на уроке продолжим восхождение в горы по теме «Деепричастия ».
Проверка дом.задания – взаимопроверка.
Актуализация знаний на теоретическом уровне по теме. Игра «Верите ли вы..?»
Деепричастие – это служебная часть речи.
Деепричастие обозначает добавочное действие.
Деепричастие образуется от глагола.
Деепричастие – неизменяемая часть речи.
Деепричастие изменяется по лицам и временам.
Деепричастие в предложении является определением.
Деепричастие бывают совершенного и несовершенного вида.
Деепричастия совершенного и несовершенного вида образуются при помощи суффикса а-я
Изучение нового материала.
Попробуйте от глаголов образовать деепричастия. Выделите суффиксы, при помощи которых образуются деепричастия.
 глагол несов.вида
(что делают?)
дееприч. несов.вида
(что делая?)

глагол сов.вида
(что сделать?)
дееприч. сов.вида
(что сделав)

кричат


нарисовать


замирают


Замереть


красуются


нахмуриться


-У каждого глагола выделите основу. Деепричастия расчлените на основу и суффикс. Сделаем выводы и составим опорную таблицу.
Вывод: Деепричастия несовершенного вида образуются от основ неопределённой формы глаголов с помощью суффиксов – а-, -я-, а деепричастия совершенного вида образуются от основ неопределённой формы глаголов с помощью суффиксов - в-, -вши-,-ши.
А теперь откройте учебники на стр.224 и сравните наши выводы и выводы учебника.
-Оцените себя на данном этапе урока.
Физкультминутка
Деепричастие
По швам руки ОПУСКАЯ,
Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,
Корпус влево НАКЛОНЯЯ,
Затем вправо ПРОГИБАЯ,
Головою ПОМОТАВ,
ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...
ОТДОХНУВ немного дружно,
Скажем поработать нужно.
-Из слов физминутки выпишите деепричастия, определите их вид, объясните, как он образовались.
-Ребята, а как вы думаете, какую роль выполняют деепричастия в нашей речи.
5. Закрепление изученного материала.
А) образовать от пяти глаголов деепричастия.
Б) выписать из текста глаголы, образовывая где возможно деепричастия сов. и несов. вида.
6. Рефлексия. Выставление оценок.
7. Домашнее задание: составить текст о распорядке дня, используя деепричастия совершенного и несовершенного вида.