Конспект урока по литературному чтению (3 кл): Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В. Даль «Старик – годовик».


Тема: Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка.
В. Даль «Старик – годовик».
Цель деятельности учителя:
- дать представление о временных понятиях (год, сезон, месяц, неделя, сутки, закрепить знания, полученные на уроках,-- развивать логическое мышление, память, речь,
-- воспитывать аккуратность, доброжелательное отношение друг к другу, ответственное отношение к выполнению задания.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие детей. Подготовка к работе на уроке.
Сообщение темы урока.
- Сказка, которую мы будем сегодня читать, это- «Старик – годовик».
И это непростая сказка, это - сказка- загадка. Чтобы разгадать все загадки, вам нужно будет выполнить задания старика- годовика.
Изучение нового материала.
1.Загадки. Какие бывают загадки.
– Самый интересный и, пожалуй, самый многообразный и многочисленный жанр устного народного творчества – это загадка. Как бы вы объяснили, что такое загадка?
– В русском устном народном творчестве есть загадки на все случаи жизни: о животных и  явлениях природы, о растениях и инструментах, описание предметов или явлений, о школе и о многом другом.

Стоит городок.    Сколько сереньких домков,    Столько беленьких жильцов.                                (подсолнух)   
  Два братца   В воду глядятся,     Век не сойдутся.                                (берега) 
    Не море, не земля,   Корабли не плавают,   И ходить нельзя. 
                             (болото) 
2.Загадка-сказка «Старик-годовик».
- Сегодня на уроке мы познакомимся с одной очень интересной сказкой, её автор - Владимир Иванович Даль. (показ портрета).
- Владимир Иванович жил 200 лет назад. Он очень любил «живой русский язык», т. е. тот язык, на котором мы разговариваем повседневно. Интересное слово, услышанное им впервые, он записывал в свой блокнот с подробным объяснением значения этого слова. Кроме слов, он собирал пословицы, поговорки, сказки и загадки. Когда накопилось очень много таких сокровищ – Владимир Иванович поместил их в книгу - «Толковый словарь русского языка» (показ, без которого мы и сегодня не можем обойтись. Этот словарь поможет нам узнать значение слова и правильно употреблять его в нашей речи.
Чтение сказки учителем.
- Внимательно послушайте сказку и приготовьтесь разгадывать загадки.
Владимир Иванович Даль. «Старик – годовик»
- Как мы видим, птицы вылетают тройками. Что это значит? (Это времена года, в каждом по 3 месяца)
- Давайте вместе назовем времена года. (Хором дети называют времена года)
- Следующую загадку, которую мы должны отгадать – это узнать как зовут каждую птицу.
- Молодцы, вы успешно справились со второй загадкой. Что же это за птицы? (птицы-месяцы). Давайте хором назовем их имена.
В КАЖДОМ МЕСЯЦЕ ПО 4 НЕДЕЛИ- 4 крыла.
- Почему на каждом крыле по семь перьев? (в каждой недели 7 дней)
- А как же зовут этих семерых братьев?
(Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.)
- Почему перья на крыльях наполовину черные, наполовину белые? (День светлый – белый цвет пера на крыле)
- Ночь темная - черный цвет пера на крыле.
- Вот и разгадана еще одна загадка старика- годовика. Молодцы
- Ребята, а кто же такой сам старик- годовик?
- Правильно. Загадочный старик- годовик и есть - год.
Подведение итогов. Рефлексия.
- Вот и разгадали мы с вами всю сказку.
- Скажите мне, понравилось ли вам занятие?
- Что нового вы узнали?
- Давайте все вместе нарисуем картину вашего настроения после занятия.
Домашнее задание:
Читать загадку-сказку «Старик-годовик», найти загадки о природе, животных, явлениях природы.