Конспект урока Приближенные значения чисел. Округление чисел. (5 класс)

Ф.И.О. и место работы

Шамоева Лейла Исмаиловна
учитель математики КГУ «СШ им Карасай батыра»
с. Ушконыр, Карасайский р-н, Алматинская обл.


Тема занятия:
Числовые неравенства

Общие цели:
Обучить навыкам решения числовых неравенств;создать условия, в которых учащиеся могли бы самостоятельно планировать и анализировать собственные действия, реально оценивать свои возможности и знания, а также пути их совершенствования.Ликвидировать пробелы учащихся с перспективой перехода на более высокий уровень.


Ожидаемые результаты:
Учащиеся научатся решать числовые неравенства графически и аналитически, применять скобки, понимать их назначение.;вырабатывать практические навыки, опираясь на реальные достижения учащихся.

Ключевые идеи:
числовой луч, варианты скобок, значение и применение скобок

Время
Деятельность учителя
Деятельность учеников

4 мин
Орг. Момент: Приветствие.
Психологический настрой


Учащиеся приветствуют учителя, друг друга.
Учащиеся участвуют в психологическом тренинге «Круг дружбы».


35 мин
















Часто, чтобы не загромождать рисунок, на изображении координатной прямой не указывают начало отсчета (точку О) и единичный отрезок. Но при этом обязательно оговаривают, что изображенная на рисунке прямая – координатная. Мы этим уже пользовались, когда схематически изображали перемещения точки по координатной прямой. Тогда нас не интересовала точная величина единичного отрезка. Для нас было важно только расположение точек относительно друг друга и начала отсчета.
Во всех примерах, которые будут рассмотрены ниже, речь идет о координатной прямой. На рисунках, иллюстрирующих эти примеры, координатная прямая изображена без указания начала отсчета и величины единичного отрезка.
2. Рассмотрите рис. 59 на с. 73 учебника.
Объяснение понятия «открытого луча» и его обозначения (а; +
·).
Читается так: «От а до плюс бесконечности».
Для любого числа х из этого множества верно неравенство:
х > а.
3. Рассмотрите рис. 60.
Такой открытый луч обозначают (–
·; а), где знак –
· читается «минус бесконечность». Для всех чисел этого открытого луча верно неравенство х < а.
4. Рассмотрите рис. 61 и 62 на с. 74 учебника.
– В чем их сходство, в чем отличие? Для чего, по-вашему, точку, соответствующую числу а, закрасили черным цветом?









Вы знаете, что так на рисунке изображается обычный луч. Он получается, если к открытому лучу присоединить его начало. Для обозначения луча при записи используют квадратную скобку: [а; +
·), (–
·; а].
Для любого числа х из множества чисел, принадлежащих лучу [а; +
·), верно неравенство х
· а, а для любого числа х из множества чисел, принадлежащих лучу (–
·; а], верно неравенство х
· а. Такие неравенства называют нестрогими в отличие от неравенств вида х > а, х < а, которые называют строгими.
5. Разберите по учебнику решение задания № 332, используя рис. 63. Сделайте записи:
а) луч [6; +
·), х
· 6; в) открытый луч (–
·; 3), х < 3;
б) открытый луч (–9; +
·), х > –9; г) луч (–
·; –5], х
· –5.
6. Рассмотрите рис. 64, познакомьтесь с понятием интервала и его обозначением [а; b].
7. Рассмотрите по учебнику рис. 65, познакомьтесь с понятием «отрезок» и его обозначением [а; b).
8. Для всех точек х, принадлежащих интервалу (а; b), верно строгое двойное неравенство а < х < b, а для всех точек, принадлежащих отрезку [а; b], верно нестрогое неравенство а
· х
· b.
9. Прочитайте правило по учебнику на с. 75.
III. Закрепление изученного материала.
1. Решите задание № 333 (в; г) на доске и в тетрадях.
Решение
в) (–5; 0) интервал; –5 < х < 0; г) [–7; 7] отрезок; –7
· х
· 7.
2. Решите задание № 334 (а; б) с комментированием.
Решение
а) [1,5; 1,9] отрезок; 1,5
· х
· 1,9;
б) (–0,7; –0,2) интервал –0,7 < х < –0,2.
3. Решите задание № 335 (б; г) самостоятельно с проверкой.
Решение
б) [] отрезок;
· х
· ;
г) (; ) интервал; < х < .
– Для терминов «луч», «открытый луч», «отрезок» и «интервал» есть общее название «числовые промежутки».
4. Решите задание № 342 (а; б; в; г), 343 (а; б; д; е).
Решение
а) 0 < х < 2

интервал (0; 2);
б) –3
· х
· 8

отрезок [–3; 8];
в) –15 < х < –6

интервал (–15; 6);

г) 1
· х
· 10

отрезок [1; 10].



Устная работа 
На доске 2 варианта примеров, каждый устно решает свой вариант, на решение отводится 1 минута.

Отведенное время закончилось. Давайте проверим. Отвечает первый вариант, затем второй. (В данный момент проходит фронтальный опрос)
Физкультминутка 
Вышел раз гусак на кладку,  Приготовился к зарядке,  Повернулся влево, вправо,  Наклонился взад, вперед,  Перевел немного дух  И с разбегу в воду – плюх.  А утяточки на кладке  Рассуждают: “Так, так, так, – Физкультурник наш гусак”.

Решают примеры устно (прил.№1)

Отвечают согласно требованию учителя

(К доске выходит физорг класса, начинает проговаривать слова и выполнять упражнения, остальные повторяют за ним.)



Проверьте самостоятельно ваши работы.
Проверьте правильность выполнения задания с соседом по варианту.
Перед тем как начнем проверять это задание, если у вас вопросы?
Проверьте правильность заполнения таблицы 2.
Самостоятельно проверяют заполнение таблицы 2 рабочего листа.
Взаимопроверка учеников одного варианта.
Проверяют таблицу 2.


Отведенное время истекло, проверим ваши работы.
Проверяют правильность заполнения таблицы 3 рабочего листа


Может быть, кто-то выполнил по-другому?
Причина ваших ошибок?
А как исправить?
Округлили в порядке, что был на экране.
Округление шло не по порядку.
Путаница в окончаниях разрядов.
Обратить внимание на название в окончаниях разрядов.


Если ошибки?
Что нужно сделать, чтобы исправить ошибки?
Таблица 4 рабочего листа. Заполняют таблицу 4 рабочего листа. Выполните округление чисел самостоятельно. На работу отведено 2 минуты. После чего листы сдаются.
Не прибавил единицу.
Прибавил единицу.
Не дописал нуль.
Применить правило.
каждого свой вариант.
Заполняют таблицу 4 рабочего листа.
У каждого свой вариант.


Сейчас тест, приготовьте сигнальные карточки.
Ваша задача выбрать номер правильного ответа и поднять его на сигнальной карточке.
Если ученик поднял не верный ответ, необходимо попросить его прокомментировать данный выбор.
У каждого сигнальные карточки.

6 мин
Что нового вы узнали на уроке?
Ребята скажите, кто не смог достичь целей сегодняшнего урока?
Почему?
Чему научились на уроке?
Какую оценку вы поставили себе за работу на уроке?
Ознакомились с понятиями «луч», «открытый луч», «отрезок», «интервал», «числовые промежутки», научились записывать изображенный на рисунке числовой промежуток и неравенство, верное для чисел, принадлежащих этому промежутку; повторили навыки сложения положительных и отрицательных чисел.



Приложения: (доп материал, слайды презентации, раздаточный материал и т.п. – здесь же – не в отдельной папке)
Приложение №1 Приложение №2 х
·3,2; 1,2
·х
·3,7
Вариант 1
Вариант 2

-0,21 + 12
-11 + 0,4

-2 – 0,4
-8,4 – 4,8

-0,43 + 0,7
-0,26 +1,4

-0,58 – 0,2
-9,1 – 0,4

-1,5 – 0,11
-0,7 + 8




Приложение №4 Проверь себя. Составь слово. (слайд 3)
А
Б
Г
Д
И
Н
О
Р

0,546
4,606
6,87
21,72
53,3
18,1
20,59
8,971

Приложение №5 Выполните устно:

Рефлексия
(обратная связь по уроку/мастер-классу: что получилось – благодаря чему; что прошло не очень удачно- почему?; что и как можно улучшить - конкретные предложения по улучшению, на 0,5-1 стр, подкрепить фото – не более 3 шт)
Развить самостоятельность и самопроверку у учащихся. Сформировать интерес к предмету. Развивается самостоятельность и самопроверка у учащихся. Сформировался интерес к предмету. Не хватило времени для выполнения всех запланированных заданий; ребята иной раз не хотят переходить из одной группы в другую, особенно, если работа в группе слажена и группа добивается хороших результатов; учащиеся вступают в спор, если не согласны с решением соседа, таким образом, получается общеклассная полемика, которая затягивается, отнимая время, но думаю со временем преодолеть эту трудность следующим образом, предложить учащимся если вносят коррективы в работу товарища , то должны внести конструктивное предложение по решению проблемы. А с другой стороны вступая в спор учащиеся, демонстрируют навыки диалогового обучения, развивают критическое мышление.






15