Метапредметный проект Привитие интереса к чтению


Метапредметный проект
«ПРИВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ»
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА.
Учащихся 1-х, 2-х классов, учителя начальной школы, директор школы, заместитель директора по УВР, родители.
Проект обеспечивает не только взаимодействие, но и взаимосодействие следующих компонентов учебно-воспитательного процесса: внеклассные занятия, работу с учреждениями культуры и работу с родителями, которые можно рассматривать как одно из главных условий развития интереса ребенка к книге, введение его в многогранный мир художественной литературы.
ВИД ПРОЕКТА
Краткосрочный, групповой, информационно-творческий.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
4 четверть 2012-2013 учебного года
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА
Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация значительно изменилась. В наш век научно- технического прогресса, дети потеряли интерес к чтению. Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.
Проект направлен на решение такой актуальной для современного общества проблемы как воспитание интереса к чтению и книге у детей младшего школьного возраста.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
ЛИЧНОСТНЫЕ: Совершенствование духовно-нравственных качеств личности. Формирование эстетического отношения к искусству слова, читательской компетентности. Осознание ребёнком себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельностью как средства самообразования.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
внеклассное чтение - привитие интереса к чтению книг, навык выбора книг по заданной тематике;
информатика и ИКТ - совершенствование навыков работы на компьютере, освоение поисковых серверов для сбора информации в Интернете.
изобразительное искусств - создание иллюстраций к книгам.
ПРЕДМЕТНЫЕ: Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста. Овладение письменной, речевой и коммуникативной культурой речи. Формирование нравственного осознания и эстетического вкуса, понимание сущности прочитанного.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Развитие интереса к чтению и книге
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Прививать интерес к книге и её автору
Развитие личности ребенка, его творческих способностей;
Формирование творческого воображения.
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА.
Повысить читательскую активность обучающихся.
Воспитывать гражданские чувства.
Активизировать образовательные возможности семьи.
Разработать новые игровые форматы.
Активизировать личный читательский опыт педагогов.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.
Урочная деятельность:
внеклассная работа «Любимые страницы»
Чтение произведений:
А.Л. Барто «Верёвочка» «Мы не заметили жука…», «В школу»
С.Я. Маршака «Кот и лодыри»
Б.Житков «Храбрый утёнок»
К.Чуковский «Путаница», «Федорино горе»
Внеурочная деятельность: работа школьной библиотеки, медиатеки.
Ежедневно по режиму работы библиотеки.
Слушание аудиокниг:
А.С. Пушкин «Сказки и стихи»
И.А. Крылов «Басни»
Взаимодействие с учреждениями культуры: библиотечные уроки, экскурсии в музей, посещение выставок.
Посещение музея «Сказки коренных народов севера»
совместную деятельность детей, педагогов, родителей (классные часы, театрализованные представления) Инсценировка сказок: «Колобок», «Три медведя», «Гуси – лебеди», «Теремок», «Колосок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Работа с родителями
Выставки детского творчества, сотворчество детей и родителей:
- конкурс рисунков и поделок «В гостях у сказки»;
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников является организация литературных игр, в основе которых лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям, отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов, воспроизведение героев и книг по описанию, которые формируют у учащихся положительную мотивацию и интерес к чтению и книге. Также положительную мотивацию и интерес к чтению и книге формирует совместная деятельность обучающихся и родителей. С этой целью разработан план мероприятий, способствующих формированию положительной мотивации и интереса к книге и произведениям (Приложение 1).
Одним из приемов привития интереса к чтению являются расширенные возможности книги и творческий подход к чтению. (Приложение №2).
Приложение 1.
№ Тема Вид занятий
(форма, метод) Содержание
1 « Клуб почемучек»
1 Беседа, чтение книг учителем. -Рассматривание книжек, чтение произведения Б.Житков «Храбрый утёнок»
2 «Поляна сказок» 3 Драматизация сказки, игры на основе сказок Инсценировка сказок: «Колобок», «Три медведя», «Гуси – лебеди»
3 Где живут книги?
1
Экскурсия в библиотеку школы.
Знакомство с библиотекарем и библиотекой.
Правила поведения в библиотеке, порядок выдачи книг Слушание аудиокниг.
А.С. Пушкин «Сказки и стихи»
И.А. Крылов «Басни»
4 Малые фольклорные жанры: загадки. 2 Детское творчество. Отгадывание загадок, рисование или раскрашивание отгадок- букв.
5 Стихи о детях и для детей. «Мои первые книжки». 2
беседа
игра - Чтение стихов учителем, - заучивание наизусть, А.Л. Барто «Верёвочка» , «Мы не заметили жука…», «В школу»
6 Я рисую книжку. 3 Проектная деятельность (совместно с родителями) - Изготовление книжки-малышки.
- Иллюстрирование
7 Маленький читатель.
1 Экскурсия в библиотеку города Знакомство с библиотекарем и библиотекой, запись в библиотеку.
8 Сочиняем сказку 2
Проектная деятельность (совместно с родителями) - Сочинение сказки, - оформление книжки
9 Чтение стихов 2
Инсценирование стихов Чтение стихов :К.Чуковский «Путаница», «Федорино горе»
С.Я. Маршака «Кот и лодыри»
Приложение 2.
Книжка для детей «Улыбнемся вместе» Б.Н. Пономарев.
Хабаровск, издательский дом «Приамурские ведомости», 2004 год
1. В небе радуга-дуга
Соединила берега,
И по этому мосту
Я к тебе сейчас приду! Задание: 1. Сколько цветов у радуги?
2. Нарисуй радугу.
2. Из колючки сорок блюд
Приготовит вам верблюд.
Но гостей нам жаль немножко,
Саксаул ведь не картошка. Задание: 1. Какие бывают верблюды?
2.Объясни лексическое значение слова
«саксаул».
3. Быстро кончилась гроза.
На травинке – стрекоза
Сквозь прозрачное крыло
Небо радугой цвело. Задание: 1. Похожи ли стрекоза и вертолет?
2. Нарисуйте стрекозу.
Детская книжка «Потешки» Б.Н. Пономарев. Издательство «Сахалин – Приамурские ведомости», 2011 год
Ку-ка-реку, ку-ка-реку!
Петушок идёт на реку.
Помогает курице,
Хотя немного хмурится. Задание: 1. Почему хмурится петушок?
2.Какие русские народные сказки о петушке ты
знаешь?
2. Детям свинка
Мыла спинки.
Из-за этих чистых спин
Все сказали:
Чист, как свин! Задание: 1. Понятен ли юмор этих строчек?
3.По болоту цапля ходит,
А лягушек не находит.
Стали умными лягушки,
У них ушки на макушке! Задание: Что значит выражение «У них ушки
на макушке»?