Привитие интереса к чтению у младших школьников


Памятки для учащихся
«Садимся за уроки»
1.      Садись за уроки всегда в одно и то же время.
2.      Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.
3.      Выключи радио, телевизор в комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.
4.      Сотри со стола пыль, смени, если необходимо, испорченный лист бумаги.
5.      Проверь, на своем ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол)
6.      Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике
7.      Приготовь письменные принадлежности для занятий.
8.      Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое ты всегда отводишь им на столе
9.      Убери со стола все лишнее.
    10. Пришло время начать работу. Сядь на стуле удобно, расстегни воротничок рубашки, если он давит шею. 
       Открой учебник...
            «Как готовить домашнее задание по русскому языку»
1.      Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
2.      Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
3.      Прочитай задания упражнения.
4.      Прочитай все упражнение. Устно выполни задания к нему.
5.      Выполни упражнение письменно.
6.      Проверь всю работу
                                         «Как решать задачи»
1.      Прочитай задачу и представь себе то, о чем говорится в задаче.
2.      Запиши задачу кротко или выполни чертеж.
    3. Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.
    4.Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему. Что нужно узнать сначала, что потом.
       5. Составь план решения.
        6. Выполни решение
       7. Проверь решение и ответ на вопрос задачи.
                   «Как нужно готовить задание по окружающему миру»
1 Вспомни, не открывая учебник, о чем узнал на прошлом уроке — о чем рассказывал учитель, какие стопили опыты, какие рассматривали таблицы, картины
2 Прочитай в учебнике вопросы к уроку, ответь на них
3 Прочитай текст учебника
4 Подготовься отвечать по теме урока
         продумай план ответа,
         расскажи заданное по этому плану,
         старайся не просто рассказать, но и доказывать свои знания примерами из наблюдений, опытов, из своей жизни, из просмотренных передач, прочитанных книг,
         сделай выводы;
         открой учебник, с помощью рисунков, текста и выводов учебника проверь, как ты усвоил материал.
5. Выполни задания учебника.
                                    "Как нужно готовить задание по литературному чтению"
 1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их.
 2. Старайтесь понять то, о чём читаете.
 3. При чтении будьте внимательны к каждому слову.
 4. Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.
 5. Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.
                                  ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ И ОБРАЩЕНИЯ С КНИГОЙ
       1. Не берите книги грязными руками.
       2. Читайте, сидя за удобным столом.
       3. Держите книгу не ближе 30-40 см от глаз, с наклоном 45 см.
       4. Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом.
       5. Пользуйтесь закладкой.                                                                                                      
       6. Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.
       7. Храните книги в закрытых полках.
 
                                     КАК НАДО ГОТОВИТЬ ЧТЕНИЕ                                                                             
      1. Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки.
      2. Прочитайте несколько раз эти слова.
      3. Выясните значения всех не понятных слов по словарю или спросите у взрослых.
      4. Прочитайте текст повторно, перескажите его. 
                                      УЧИТЕСЬ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО
     1. Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.
     2. Старайтесь мысленно представить себе то, о чём читаете.
  3. Определите своё (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь при чтении передать его интонацией.
     4. Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).
     5. Читайте, чётко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.
     6. Выделите голосом важные места.
                    ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО
   1. Уметь ровно и глубоко дышать — владеть своим дыханием.
   2. Уметь говорить звонко, громко, но без крику: так, чтобы тебя далеко было бы слышно. 
   3. Уметь говорить замедленно, протяжно — и быстро, но правильно.
   4. Отчётливо выговаривать звуки и их сочетания,— чтобы каждый звук был хорошо слышен! Это дикция; помогут   
  скороговорки. У некоторых детей не получаются звуки Л-Р, С-Ш, Й — надо научиться отчётливо произносить любой звук.
  5. Понимать полностью то, что читаешь. Понимать характеры действующих лиц в рассказе, басне, сказке, понимать настроение поэта, написавшего стихотворение. Без ясного, глубокого понимания текста выразительное чтение не получится.
  6. Уметь различать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и  серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, выделения, завершения, противопоставления и другие.
   7. При чтении, при разговоре, особенно в выступлении со сцены,— видеть, как тебя слушают, понимают ли тебя, интересно ли твоему слушателю, не скучает ли он, не отвлекается ли.
  8. Умение не теряться в случае неудачи, быть настойчивым, упорно работать над собой, над своим голосом, произносительными умениями, добиваться поставленной цели.
 «Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение»
1.      Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.
2.      Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.
3.      Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.
 4.      Прочитай стихотворение еще 2—3 раза. Постарайся его запомнить.
5.      Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.
6.      После окончания домашней работы еще 2—3 роза повтори стихотворение, не заглядывая в текст
7.      Перед сном еще роз повтори стихотворение.
 8. Утром следующего дня ещё раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть
                Если на выучивание стихотворения дано 2 дня
                 Первый день
Прочитай стихотворение про себя
Выясни непонятные слова и оборот
Еще несколько раз прочитай стихотворение про себя
Прочитай стихотворение вслух
Постарайся понять его настроение, интонацию, ритм
               Второй день.
Прочитай стихотворение про себя.
Прочитай стихотворение громко и выразительно.
Расскажи его по памяти.
Перед сном расскажи еще раз.
Утром следующего дня повтори стихотворение сначала по учебнику, а потом расскажи наизусть.
                              Если стихотворение большое или трудно запоминается...
1.      Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки.
2.      Выучи первый отрывок.
3.      Выучи второй отрывок.
4.      Повтори первый и второй отрывки вместе.
5.      Выучи третий отрывок.
6.      Расскажи наизусть все стихотворение
7.      Повтори стихотворение еще раз перед сном.
         8.     Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть
 Памятка    к  проведению  морфологического    и синтаксического  разборов   в начальных классах. 
         Морфологический разбор имени существительного.
 
1.     Часть речи.
2.     Начальная форма   (им.п., ед.ч.).
3.     Постоянные признаки:
- собственное или нарицательное;
- одушевлённое или неодушевлённое;
- род;
- склонение.
4. Непостоянные признаки:
- падеж;
- число.
5. Роль в предложении.
     Например:      Лёгкий  морозец  покрывает  лужицу  тонким  ледком.
Морозец - (что?)– сущ.,  н.ф.  морозец,  нариц.,  неодуш., в   м.р.,  2 скл.,            в  И.п.,  в  ед.ч.,  подлежащее.Лужицу) – (что?) сущ.,  н.ф.  лужица,  нариц.,  неодуш.,  в  ж.р.,  1 скл.,               в  В.п.,  в  ед.ч.,  дополнение.Морфологический разбор имени прилагательного.
 
1.     Часть речи.
2.     Начальная форма  (ед.ч., м.р., им.п.).
3.     Непостоянные признаки:
- число;
- род (только в ед.ч.);
- падеж.
4. Роль в предложении.
Например:        Я    вышел    из   душной    комнаты.
из душной  (комнаты)  -  (из какой?)  -  прилаг.,  н.ф. душный,  в  ед.ч., в  ж.р.,         в Р.п.,  определение.Морфологический разбор глагола.
 
1.     Часть речи.
2.     Начальная форма   (неопределённая форма глагола).
3.     Постоянные признаки:
- спряжение;
4. Изменяемые признаки:
- число;
- время;
- лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени);
- род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).
5. Роль в предложении.
Например:       Мы   уходим    всё   дольше  и  дальше  в  лес.
 уходим  – (что делаем?)  - глаг., н.ф.     уходить, 2 спр., во мн.ч., в наст.вр.,         в 1 лице,     сказуемое.
                Морфологический разбор местоимения.
 
1.     Часть речи.
2.     Начальная форма (им.п.).
3.     Лицо.
4.     Число.
5.     Род (только в 3 лице ед.ч.).
6.     Падеж.
7.     Роль в предложении.
Например:  Пёс   бежит  за  ней,  ласкаясь.
        за  ней –(за кем? )- местоимение,   н.ф.  она,  3 лицо,  в   ед.ч., в  ж.р.,             
       в Т.п.,  дополнение.
                                 
                              Разбор предложения.
1.     Какое предложение по цели высказывания?
2.     Какое предложение по интонации?
3.     Распространенное оно или нераспространенное?
4.     О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.
5.     Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.
6.     Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.
7.     Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.
8.     Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.   
Например:   После   теплых  дождей  в  лесу  пошли  разные   грибы                                                 (повествовательное, невосклицательное, распространённое, простое)
      Что? Грибы - это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой
      Грибы (что сделали?) пошли.  Это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.
      Задаём вопрос от группы подлежащего.      Грибы (какие?) разные. Это определение. Подчёркиваем волнистой линией.
      Задаем вопрос от группы сказуемого.
      Пошли (где?) в лесу – это обстоятельство. Подчёркиваем отрывистой линией с    
      точкой.
      Пошли (когда?) после дождей – это обстоятельство. Подчёркиваем   
      отрывистой    линией  с точкой.
      Задаём вопрос от второстепенных членов предложения.
      После дождей (каких?) теплых – это определение. Подчёркиваем волнистой   
      линией.