Методические указания и контрольные задания по дисциплине Электротехника и электроника для специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Югорский государственный университет»
НИЖНЕВАРТОВСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Югорский государственный университет»







ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА

Методические указания и контрольные задания
для студентов-заочников образовательных учреждений
среднего профессионального образования
по специальности 131018.51 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений.

















Нижневартовск 2014

Рассмотрено
На заседании кафедры АЭ и ТО
Протокол № 1 от 20.01. 2014г.
Зав.кафедрой
____________М.Б.Тен
УТВЕРЖДАЮ
Председатель методического совета ННТ (филиал) ФГБОУ ВПО «ЮГУ»
_____________ Т.А. Дмитриева
«____»__________ 2014г.



Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников учебной дисциплины «Бурение нефтяных и газовых скважин» разработаны в соответствии:
1. Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 131018 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений; утвержденного 17 марта 2010 г;
2. Рабочей программы учебной дисциплины «Электротехника и электроника» относящейся к циклу Общепрофессиональных дисциплин, утвержденной 12.09.2013 г.



Разработчик:
Даценко Оксана Владимировна, вторая квалификационная категория, преподаватель Нижневартовского нефтяного техникума (филиал) ФГБОУ ВПО «ЮГУ».



Рецензенты:
1. Амосова Т.Г., первая квалификационная категория, преподаватель Нижневартовский нефтяной техникум (филиал) ФГБОУ ВПО «ЮГУ».
2. Даценко Е.С., руководитель проекта по бурению ООО «НПРС-1».



Замечания, предложения и пожелания направлять в Нижневартовский нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» по адресу: 628615, Тюменская обл., Ханты-Мансийский автономный округ, г. Нижневартовск, ул. Мира, 37.

©Нижневартовский нефтяной техникум (филиал) ФГБОУ ВПО «ЮГУ», 2014
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
4

1
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭЛЕКТОРТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.......



5

1.1
Область применения рабочей программы....
5

1.2
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы...

5

1.3
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины...

5

1.4
Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины.

6

2
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

2.1
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
6

2.2
2.3
2.4
2.5
Тематический план и содержание учебной дисциплины
Требования к выполнению контрольной работы.
Задания для контрольной работы..
Методические указания к выполнению задач..
7
10
10
27

3
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...
36

3.1
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

36

3.2
Информационное обеспечение обучения..
37

4
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА» ПРИ ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ....................................................................



37






















ВВЕДЕНИЕ

Методические указания и контрольные задания для студентов 3-го курса заочного отделения учебной дисциплины «Электротехника и электроника» относящейся к циклу Общепрофессиональных дисциплин разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) среднего (полного) общего образования (профильное обучение); в соответствии с федеральными базисными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 в редакции приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241 от 30.08.2010 г. № 889) для специальности 131018.51 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождении.
В результате освоения программы учебной дисциплины студент заочной формы обучения должен:
иметь представление: о роле и месте знаний по дисциплине при освоении основной профессиональной образовательной программы по данной специальности и в сфере профессиональной деятельности;
уметь: рассчитывать параметры различных электрических цепей
Изучение учебной дисциплины «Электротехника и электроника» базируется на знаниях дисциплин «Физика» и «Математика» и является в свою очередь, теоритической базой для изучения специальных дисциплин курсового и дипломного проектирования.
Приступая к выполнению контрольных заданий, следует проработать теоритический материал. Для улучшения его освоения необходимо вести конспектирование и после изучения темы ответить на вопросы самоконтроля.
Цель методической разработки: закрепление полученных теоретических знаний, приобретение расчетных навыков, развитие навыков самостоятельной работы, формирование технического мышления.


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА»

Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 131018 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений (базовой и углубленной подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности: Организация и проведение работ в области разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений и соответствующих профессиональных компетенций:
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников по профессии «Оператор по исследованию скважин», «Оператор нефтепродуктоперекачивающей станции», «Оператор по апробирования (испытанию) скважин», «Оператор по подготовке скважин к капитальному и подземному ремонту»

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Рабочая программа учебной дисциплины «Электротехника и электроника» относится к циклу Общепрофессиональных дисциплин ОП.00

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;
- правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;
- рассчитывать параметры электрических и магнитных цепей;
- снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;
- собирать электрические схемы;
- читать принципиальные, электрические и монтажные схемы.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;
- методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;
- основные законы электротехники;
- основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;
- основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;
- основы физических процессов в проводниках, полупроводниках, диэлектриках;
- параметры электрических схем и единицы их измерения;
- принцип работы электрических и электронных устройств и приборов;
- принцип действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;
- свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;
- способы получения, передачи и использования электрической энергии;
- устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов;
- характеристики и параметры электрических и магнитных полей.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 148 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 26 часов;
самостоятельной работы обучающегося 122 часа.

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
148

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
26

в том числе:


лабораторные работы
16

практические занятия


контрольные работы


Самостоятельная работа обучающегося (всего)
122

в том числе:


Внеаудиторная самостоятельная работа

122


Итоговая аттестация в форме экзамена











2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Электротехника и электроника

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1.
Электротехника.

20


Тема 1.1.
Электрическое поле
Содержание
1



1
Цели и задачи предмета. Общее ознакомление с разделами программы и методами их изучения. Понятие о электрическом поле. Основные характеристики электрического поля: напряженность, электрическое напряжение, потенциал, единицы измерения. Влияние электрического поля на проводники и диэлектрики. Определение и назначение конденсатора, его емкость. Соединение конденсаторов.

1

Тема 1.2.
Электрические цепи постоянного тока.
Содержание
1



1
Электрическая цепь и ее элементы. Электрический ток, его величина, направление, единицы измерения. Физические основы работы источника электродвижущей силы. Закон Ома для участка и для полной цепи. Электрическое сопротивление и электрическая проводимость. Зависимость электрического сопротивления от температуры. Работа и мощность электрического тока. Преобразование электрической энергии в тепловую, закон Джоуля-Ленца. Использование электронагревательных приборов. Токовая нагрузка проводов и защита их от перегрузок. Режимы работы электрической цепи. Виды соединения приемников энергии. Законы Кирхгофа. Методы расчета электрических цепей.

1,2


Лабораторные работы:
6
2


1
2
3
Навыки работы с измерительными приборами.
Исследование последовательного соединения резисторов.
Исследование параллельного соединения резисторов.










Самостоятельная работа обучающихся:
Расчет сложных электрических цепей. Решение индивидуальных задач повышенной сложности
Особенности последовательного, параллельного и смешенного соединения резисторов. Презентация
Нагревание проводов электрическим током. Презентация.

3

Тема 1.3.
Электромагнетизм.
Содержание




1
Основные параметры, характеризующие магнитное поле в каждой его точке. Магнитные материалы. Намагничивание циклическое перемагничивание ферромагнитных материалов. Явление гистерезиса. Общие сведения о магнитных цепях. Закон полного тока. Воздействие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера. Электромагниты и их применение. Закон Ленца. Понятие о потокосцеплении. Принцип преобразования механической энергии в электрическую, электрической энергии в механическую. Индуктивность и явление самоиндукции. Взаимная индукция. Использование закона электромагнитной индукции явления взаимоиндукции в электрических устройствах. Методы расчета магнитных и электронных цепей.

1,2


Самостоятельная работа обучающихся:
Использование явления электромагнитной индукции в промышленности. Презентация.

3

Тема 1.4.
Электрические цепи однофазного переменного тока.
Содержание
2



1
Переменный синусоидальный ток и его применение. Целесообразность технического использования переменного тока. Параметры и форма представления переменны ЭДС, напряжения, тока и магнитного потока. Получение переменной ЭДС. Особенности электрических процессов в простейших электрических цепях с активным, индуктивным и емкостным элементом. Законы Ома для этих цепей. Векторные диаграммы напряжения и токов. Неразветвленная и разветвленная цепь с активными и реактивными элементами. Условия возникновения и особенности резонанса напряжений и токов. Векторные диаграммы. Активная, реактивная и полная мощности в цепях переменного тока. Коэффициент мощности и способы его повышения.

1,2


Лабораторные работы:
4
2


1

2

Исследование последовательного соединения активного и реактивного сопротивлений.
Исследование параллельного соединения активного и реактивного сопротивлений.










Самостоятельная работа обучающихся:
Расчет однофазных электрических цепей переменного тока и посторенние векторных диаграмм. Решение задач повышенной сложности.
Исследование параллельного соединения активного и реактивного сопротивлений. Презентация.

3

Тема 1.5.
Электрические цепи трехфазного переменного тока.
Содержание
2



1
Понятие о трехфазных электрических цепях сравнение их с однофазными. Основные элементы трехфазной системы. Соединение обмоток генератора и потребителя трехфазного тока «звездой» и «треугольником». Соотношение между фазными и линейными величинами. Векторная диаграмма напряжений и токов. Симметричная и несимметричная нагрузка. Нейтральный провод и его значение. Мощность трехфазной системы.

1,2


Лабораторные работы:
4
2


1
2
Исследование трехфазной цепи при соединении приемников «звездой».
Исследование трехфазной цепи при соединении приемников «треугольником».










Самостоятельная работа обучающихся:
Расчет трехфазных электрических цепей переменного тока при соединении нагрузки «звездой» и «треугольником» Решение задач повышенной сложности.
Особенности соединения нагрузки «звездой» и «треугольником».

3

Тема 1.6.
Электрические измерения и электроизмерительные приборы.
Содержание




1
Общие сведения о электрических измерениях и электроизмерительных приборах. Прямы и косвенные измерения. Методы электрических измерений. Классификация электроизмерительных приборов. Условные обозначения на шкалах электроизмерительных приборов. Погрешности измерений. Класс точности электроизмерительных приборов. Измерение напряжения и тока. Магнитоэлектрический и электромагнитный измерительные механизмы. Расширение пределов измерения вольтметров и амперметров. Измерение мощности и энергии. Электродинамический и ферродинамический измерительные механизмы. Схемы включения ваттметров. Индукционные счетчики. Измерение электрического сопротивления: методы вольтметра-амперметра, мостовой.

1


Самостоятельная работа обучающихся:
Расширение пределов измерения вольтметров и амперметров. Презентация.

3

Раздел 2.
Электроника.

6


Тема 2.1.
Трансформаторы.
Содержание
2



1
Назначение трансформаторов, их классификация, применение. Устройство и принцип действия однофазного трансформатора. Элементы конструкций, основные параметры. Электрическая схема однофазного трансформатора. Режимы работы трансформатора. Потери энергии и КПД трансформатора. Понятие о трехфазных трансформаторах, схемы и группы соединения. Понятие о трансформаторах специального назначения (сварочных, измерительных, автотрансформаторах), особенностях конструкций и применения.

1,2


Самостоятельная работа обучающихся:
Классификация трансформаторов, область их применения. Презентация

3

Тема 2.2.
Электрические машины переменного тока.
Содержание
1



1
Назначение, классификация, принцип действия область применения машин переменного тока. Получение вращающегося электромагнитного поля. Устройство и принцип действия трехфазного асинхронного электродвигателя. Понятие о скольжении. ЭДС, сопротивление и токи в обмотках статора и ротора. Вращающий момент асинхронного электродвигателя. Пуск в ход, регулирование частоты вращения и реверс асинхронного двигателя. Механическая характеристика. Потеря энергии и КПД асинхронного электродвигателя. Однофазные асинхронные электродвигатели их устройство, принцип действия и область применения. Понятие о синхронном электродвигателе.

1


Самостоятельная работа обучающихся:
Сходство и отличие асинхронных и синхронных машин переменного тока, область применения. Презентация.

3

Тема 2.3.
Электрические машины постоянного тока.
Содержание
1



1
Назначение, область применения, устройство и принцип действия машин постоянного тока. Принцип обратимости. ЭДС и реакция якоря. Генераторы постоянного тока: классификация, схемы включения обмотки возбуждения, внешняя и регулировочная характеристики, эксплуатационные свойства. Электродвигатели постоянного тока: классификация, схемы включения обмотки возбуждения, механические и рабочие характеристики. Пуск в ход, регулирование частоты вращения, реверсирование и торможение. Потеря энергии и КПД машин постоянного тока.

1


Самостоятельная работа обучающихся:
Устройство коллектора, назначение, принцип работы. Реакция якоря. Перзентация.

3

Тема 2.4.
Основы электропривода.
Содержание




1
Классификация электроприводов. Классификация режимов работы электропривода. Выбор типа и мощности электродвигателей, применение в электроприводе. Пускорегулирующая и защитная аппаратура: классификация, устройство, принцип действия, область применения. Релейно-контактные системы управления электродвигателями. Аппаратура для управления электроприводом.

1

Тема 2.5.
Передача и распределение электрической энергии.
Содержание




1
Современные схемы электроснабжения промышленных предприятий от энергетической системы. Назначение и устройство трансформаторных подстанций и распределительных пунктов. Электрические сети промышленных предприятий: воздушные, кабельные, внутренние. Наиболее распространенные марки проводов и кабелей. Защитное заземление, его назначение и устройство. Способы учета и контроля потребления электроэнергии. Компенсация реактивной мощности. Экономия электроэнергии. Контроль электроизоляции. Выбор сечений проводов и кабелей по допустимому нагреву, с учетом защитных аппаратов по допустимой потере напряжения. Эксплуатация электрических установок.

1


Самостоятельная работа обучающихся
Передача и распределение электрической энергии. Презентация.

3

Тема 2.6.
Физические основы электроники.
Содержание




1
Электропроводность полупроводников, образование и свойства р-п перехода, прямое и обратное включение р-п перехода, вольтамперная характеристика р-п перехода, виды пробоя. Полупроводниковые диоды: классификация, свойства, маркировка, область применения. Полупроводниковые транзисторы: классификация, принцип действия, назначение, область применения.

1

Тема 2.7.
Полупроводниковые приборы.
Содержание




1
Выпрямительные диоды и стабилитроны: условные обозначения, устройство, принцип действия, вольтамперные характеристики, параметры, маркировка и применение. Биполярные и полевые транзисторы: условные обозначения, устройство, принцип действия, схемы включения, характеристики, параметры, маркировка. Область применения. Тиристоры: устройство, принцип действия, область применения.

1


Лабораторные работы:
2
2


1
Исследование полупроводникового диода










Самостоятельная работа обучающихся:
Стабилитрон, характеристики и применение. Презентация
Основные сведения о выпрямителях: их назначение, классификация. Презентация.
Сглаживающие фильтры, их назначение, виды. Презентация.
Стабилизаторы тока и напряжения, их назначение, принцип действия, коэффициент стабилизации. Презентация.

3

Всего:
26




2.3 Требования к выполнению контрольной работы

По дисциплине каждая контрольная работа содержит пять задач. Варианты для каждого студента - индивидуальные. Номер варианта определяется двумя последними цифрами номера шифра студента. Например, если номера шифра 17, 20, то номера вариантов задач, которые он должен решить, соответственно будут 17, 20, если номер шифра студента больше 50-ти, то от последних цифр студента нужно отнять 50. Например, если номера шифра 67, 73, то номера вариантов задач, которые он должен решить, соответственно будут 17, 23.
Контрольная работа выполняется в отдельной тетради, желательно в клеточку. Условия задач переписывают полностью, оставляют поля шириной 25-30 мм для замечаний рецензента, а в конце тетради - 2-3 страницы для рецензии. Формулы и расчеты пишут чернилами, чертежи и схемы делают карандашом; на графиках указывают масштаб. Решение задач обязательно ведут в Международной системе единиц (СИ). Страницы тетради нумеруют для возможности ссылки на них преподавателя.
Вычисления следует производить с помощью электронного микрокалькулятора. После получения работы с оценкой и замечаниями преподавателя надо исправить отмеченные ошибки, выполнить все его указания и повторить недостаточно усвоенный материал. Если контрольная работа получила неудовлетворительную оценку, то учащийся выполняет ее снова по старому или новому варианту, в зависимости от указания преподавателя, и отправляет на повторную проверку. В случае возникновения затруднений при выполнении контрольной работы учащийся может обратиться в техникум для получения письменной или устной консультации. Работы, выполненные неаккуратно или не по своему варианту, возвращаются без проверки.

2.4 Задания для контрольной работы

Задача 1 (варианты 01-50).
Цепь постоянного тока содержит шесть резисторов, соединенных смешанно. Схема цепи и значения резисторов указаны на соответствующем рисунке. Номер рисунка и величина одного из заданных токов или напряжений приведены в таблице 1. Индекс тока или напряжения совпадает с индексом резистора, по которому проходит этот ток или на котором действует указанное напряжение. Например, через резистор R5 проходит ток I5 , и на нем действует напряжение U5. Определить: 1) эквивалентное сопротивление цепи относительно вводов АВ; 2) ток в каждом резисторе; 3) напряжение на каждом резисторе; 4) расход электрической энергии цепью за 10 часов.

Таблица 1- Исходные данные к задаче 1
Номер варианта
Номер рисунка
Задаваемая величина
Действие с резисторами
Изменение какой величины рассмотреть




Замыкается накоротко
Выключается из схемы


1
2
3
4
5
6

1
1
I4,5=6A
-
R3
I2

2
1
U2=100B
R6
-
U1

3
1
I2=10A
-
R4
I3

4
1
U3=40B
R5
-
I4,5

5
1
U1=100B
-
R2
I1

6
1
UAB=200B
R3
-
U6

7
1
I1=20A
-
R6
I3

8
1
U6=60B
R2
-
I1

9
1
U4=36B
-
R2
I3

10
1
I6=4A
R1
-
U2

11
2
I3=1,8A
-
R2
U4

12
2
U4=12
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Рисунок 1 Рисунок 2










Рисунок 3 Рисунок 4

Рисунок 5

Задача 2 (варианты 01-30).
Три группы сопротивлений соединили звездой с нулевым проводом и включили в трехфазную сеть переменного тока с линейным напряжением Uном. Активные сопротивление в фазах А, В, С соответственно равны RA, RB, RC; реактивные – XA, XB, XC. Характер реактивных сопротивлений (индуктивное или емкостное) указаны на схеме цепи. Углы сдвига фаз в каждой фазе равны
·А,
·В,
·С. Линейные токи (они же фазные) в нормальном режиме равны IА, IВ, IС. Фазы нагрузки потребляют активные мощности РА, РВ, РС и реактивные QА, QВ, QС. В таблице вариантов указаны некоторые из этих величин и номер рисунка цепи. Для своего варианта начертить схему цепи; определить величины, отмеченные прочерками в табл. 2 и начертить в масштабе векторную диаграмму цепи в нормальном режиме. Начертить векторную диаграмму цепи в аварийном режиме, при отключении фазы А. Из векторных диаграмм определить графически токи в нулевом проводе в обоих режимах. При вычислениях принять: sin 36є50 = cos 53є10 = 0,6; sin 53є10 = cos 36є50 = 0,8.
Задача 2 (варианты 31-40).
Три сопротивления RAВ, RBС, RCА соединили в треугольник и включили в трехфазную сеть с линейным напряжением Uном. В фазах нагрузки в номинальном режиме протекают токи IАВ, IВС, IСА. При этом фазные мощности составили РАВ, РВС, РСА. В табл. 3 указаны некоторые из этих величин, номер рисунка цепи, а также в каком аварийном режиме может находиться цепь. Для своего варианта начертить схему цепи, определить величины, отмеченные прочерками, и начертить в масштабе векторные диаграммы цепи в нормальном и аварийном режимах.
Задача 2 (варианты 41-50).
В трехфазную сеть включили три одинаковые катушки, соединенные в треугольник. Активное сопротивление катушки R, индуктивное XL. Линейное напряжение сети Uном. Определить: 1) линейные и фазные токи; 2) активную и реактивную мощности, потребляемые цепью; 3) угол сдвига фаз; 4) начертить в масштабе векторную диаграмму цепи. Данные для своего варианта взять из табл. 4.
Таблица 2 – Исходные данные к задаче 2
Номер варианта
Номер рисунка
Uном,
В
RА, Ом
RВ, Ом
RC, Ом
XА,
Ом
XВ,
Ом
XC,
Ом
IА,
А
IВ,
А
IС,
А
РА, Вт
РВ, Вт
РС, Вт
QА, Вар
QВ, Вар
QC, Вар

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

1
6
660
нет
-
4
4
-
3
-
-
-
нет
8670
-
-
11550
-

2
6
104
нет
4
6
15
3
8
-
-
-
нет
-
-
-
-
-

3
6
-
нет
-
4
4
4
3
95
38
-
нет
-
-
-
-
-

4
6
-
нет
6
4
-
8
-
-
-
76
нет
-
-
36100
11550
-

5
6
-
нет
6
-
-
8
3
95
38
-
нет
-
-
-
-
17340

6
6
660
нет
-
-
-
-
-
-
-
-
нет
8670
23120
36100
11550
17340

7
6
104
нет
-
8
-
4
-
4
12
6
нет
-
-
-
-
-

8
6
-
нет
-
-
-
-
-
4
-
-
нет
576
216
240
432
288

9
6
-
нет
4
-
15
3
-
-
-
6
нет
-
-
240
-
288

10
6
-
нет
4
6
-
-
8
4
-
-
нет
576
216
-
-
-

11
7
208
4
нет
30
3
-
-
-
10
2,4
-
нет
-
-
-
-

12
7
-
-
нет
-
-
44
12
22
-
11
-
нет
-
3872
-
1452

13
7
380
-
нет
-
8
-
12
-
5
-
-
нет
-
-
-
1452

14
7
-
4
нет
30
-
-
-
24
-
2,4
-
нет
-
1728
1200
-

15
7
692
16
нет
15
12
40
20
-
-
-
-
нет
-
-
-
-

16
7
-
-
нет
-
-
-
-
20
10
16
6400
нет
3840
-
4000
-

17
7
380
-
нет
-
-
-
-
-
-
-
2904
нет
1936
3872
1100
1452

18
7
-
-
нет
-
-
40
20
-
10
-
6400
нет
-
4800
-
5120

19
7
-
4
нет
30
3
-
40
-
-
2,4
-
нет
-
-
1200
-

20
7
208
-
нет
-
3
-
8
24
10
-
-
нет
-
-
-
1152

21
8
-
-
нет
нет
нет
-
-
10
20
5
-
нет
нет
нет
7600
-

Продолжение табл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

22
8
-
60
нет
нет
нет
40
-
-
-
-
240
нет
нет
нет
-
480

23
8
208
-
нет
нет
нет
-
30
2
-
-
-
нет
нет
нет
360
-

24
8
-
38
нет
нет
нет
-
76
-
20
5
-
нет
нет
нет
-
-

25
8
660
-
нет
нет
нет
-
-
-
-
5
3800
нет
нет
нет
7600
-

26
8
-
10
нет
нет
нет
20
-
22
-
-
-
нет
нет
нет
-
9680

27
8
-
-
нет
нет
нет
-
-
10
5
-
1270
нет
нет
нет
-
318

28
8
380
10
нет
нет
нет
20
5
-
-
-
-
нет
нет
нет
-
9680

29
8
-
-
нет
нет
нет
-
5
-
-
-
4840
нет
нет
нет
2420
-

30
8
380
-
нет
нет
нет
-
-
21
11
44
-
нет
нет
нет
-
-


Таблица 3 – Исходные данные к задаче 2
Номер
варианта
Номер
Рисунка
Uном,
В
RАВ, Ом
RВС, Ом
RСА, Ом
IАВ,
А
IВС,
А
IСА,
А
РАВ, Вт
РВС, Вт
РСА, Вт
При аварии
отключились

31
9
380
-
-
-
10
20
5
-
-
-
Линейный провод А

32
9
-
100
250
500
-
-
-
-
1000
-
Фаза ВС

33
9
-
20
-
33
-
-
-
21780
-
13200
Фаза СА

34
9
500
-
-
20
-
-
-
5000
10000
-
Линейный провод В

35
9
-
-
-
-
5
-
-
2500
1000
500
Фаза АВ

36
9
380
38
19
76
-
-
-
-
-
-
Фаза СА

37
9
660
-
66
-
33
-
-
-
-
13200
Линейный провод С

38
9
-
-
25
-
10
20
25
-
-
-
Фаза АВ и ВС

39
9
220
22
44
11
-
-
-
-
-
-
Фаза СА и АВ

40
9
-
-
-
-
-
-
5
3800
7600
1900
Фаза ВС

Таблица 4 – Исходные данные к задаче 2
Номер варианта
R, Ом
XL, Ом
Uном, В

41
3
4
380

42
8
6
380

43
4
3
220

44
32
24
220

45
12
16
660

46
6
8
220

47
24
32
660

48
12
16
220

49
32
24
380

50
16
12
380



Рисунок 6 Рисунок 7


Рисунок 8 Рисунок 9


Задача 3 (варианты 01-10).
Для трехфазного трансформатора известны: мощность SHOM; первичное и вторичное напряжения UHOM1 , UHOM2 ; первичный и вторичный токи IHOM1, IHOM2; коэффициент трансформации К; потери в стали РСТ и в обмотках Р0НОМ. Активные сопротивления обмоток R1 и R2; КПД трансформатора при полной нагрузке и коэффициенте мощности нагрузки cos
·2 равен
·НОМ. Обмотки соединены в звезду. Потери мощности в обмотках распределяются поровну между ними. Определить величины, отмеченные прочерками в табл. 5.
Задача 3 (варианты 11-20).
Трехфазный трансформатор имеет следующие номинальные величины: мощность SHOM; напряжение обмоток UHOM1 ,UHOM2; токи IHOM1, IHOM2. Трансформатор питает асинхронные двигатели, полная мощность которых равна SАВ при коэффициенте мощности cos
·2 . Коэффициент нагрузки трансформатора равен k. Потери в обмотках и стали равны Р0НОМ и РСТ. Коэффициент трансформации равен К, а КПД трансформатора при данной нагрузке
·. Определить величины, отмеченные прочерками в табл. 6.
Задача 3 (вариант 21-30).
Для трехфазного трансформатора в табл. 7 заданы тип и номинальные напряжения обмоток UHOM1 и UHOM2. Трансформатор работает с коэффициентом нагрузки kH и коэффициентом мощности cos
·2. Пользуясь таблицей 10 технических данных трансформаторов, определить: 1) номинальные токи в обмотках; 2) токи в обмотках при заданном коэффициенте нагрузки; 3) активную и реактивную мощности, отдаваемые трансформатором; 4) потери в обмотках при заданном коэффициенте нагрузки;
Задача 3 (варианты 31-40).
Для однофазного трансформатора в табл.8 заданы следующие номинальные величины: мощность SHOM; первичное UHOM1 и вторичное UHOM2 напряжения; первичный IHOM1 и вторичный IHOM2 токи. Коэффициент трансформации равен К. В обмотках находятся Е и Е2; числа витков обмоток W1 и W2. Магнитная индукция в магнитопроводе ВМ, его сечение Q, магнитный поток в нем ФМ. Частота тока в сети f. Определить величины, отмеченные прочерками в таблице вариантов.
Указание: При решении задачи пренебречь падением напряжения в первичной обмотке при холостом ходе, т.е. считать, что UHOM
·E1. При определении Е2 учесть, что U2 - напряжение на разомкнутой вторичной обмотке.
Задача 3 (варианты 41-50).
Трехфазный трансформатор питает активную нагрузку Р2 при коэффициенте мощности cos
·2. Определить: 1) вторичные токи IHOM1, IHOM2; 2) коэффициент нагрузки трансформатора КН; 3) токи в обмотках при фактической нагрузке; 4) суммарные потери в трансформаторе при номинальной нагрузке; 5) КПД трансформатора при номинальной и фактической нагрузках. Данные для своего трансформатора взять из табл. 9. Недостающие величины принять из табл. 10.



Таблица 5 – Исходные данные к задаче 3
Номер варианта
Sном,
кВА
Uном1,
кВ
Uном2,
кВ
Iном 1,
A
Iном 2,
A
К
Рст,
Вт
Р0ном
Вт
R1,
Ом
R2,
Ом
cos
·2

·ном

1
630
-
0,4
60,7
-
-
1,31
-
0,344
-
0,6
-

2
-
-
0,4
14,45
360,8
-
-
-
3,35
0,00538
-
0,981

3
1000
-
-
57,7
-
14,5
2,45
12,2
-
-
-
0,
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Таблица 6 – Исходные данные к задаче 3
Номер варианта
Sном,
кВА
Uном1,
кВ
Uном2,
кВ
Iном 1,
A
Iном 2,
A
SАВ,
кВА
cos
·2
k
Р0ном
Вт
Рст,
Вт
К

·

11
2500
-
0,4
144,3
-
-
0,88
0,8
24
-
-
0,99

12
-
6
-
6,06
158
-
0,82
0,635
1,47
0,24
-
-

13
-
10
-
-
1339
-
0,
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Таблица 7 – Исходные данные к задаче 3
Номер
варианта
Тип
трансформатора
Uном 1,
кВ
Uном 2,
кВ

cos
·2

21
ТМ-2500
10
0,4
0,8
0,85

22
ТМ-40
6
0,26
0,75
0,9

23
ТМ-63
6
0,4
0,9
1,0

24
ТМ-100
10
0,4
0,85
0,92

25
ТМ-160
10
0,69
0,7
0,8

26
ТМ-630
10
0,4
0,7
0,85

27
ТМ-1000
10
0,69
0,8
0,9

28
ТМ-1600
10
0,4
0,75
1,0

29
ТМ-400
6
0,4
0,9
0,86

30
ТМ-250
6
0,23
0,75
0,83


Таблица 8 – Исходные данные к задаче 3
Параметры
Номер варианта


31
32
33
34
35
36
37
38
39
40

Sном, кВА
100
-
12
-
0,5
-
5
-
-
-

Uном1, В
1000
-
6000
-
-
-
-
-
-
-

Uном2, В
250
220
-
-
-
-
-
250
-
-

Iном 1, A
-
-
-
4,17
-
400
50
100
50
2

Iном 2, A
-
2,23
120
-
-
-
-
-
5
-

К
-
-
-
-
-
4
10
-
-
60

E1, В
-
380
-
-
380
-
-
-
-
6000

E2, В
-
-
-
-
220
250
-
-
1000
-

W1
-
-
-
422
285
-
-
250
5,4
4150

W2
-
-
-
35
-
63
-
-
-
-

Bм, Тл
1,5
1,2
-
1,6
-
1,5
-
-
1,4
-

Q
·10-3, м2
12
-
5
10
2,5
-
7,5
12
-
5

Ф
·10-3, Вб
-
3
6,5
-
-
-
10,5
18
-
-

F, Гц
50
100
50
200
100
50
400
50
400
50


Таблица 9 – Исходные данные к задаче 3
Номер
варианта
Тип
трансформатора
Uном 1,
кВ
Uном 2,
кВ
Р2,
кВт
cos
·2

1
2
3
4
5
6

41
ТМ-1000
10
0,4
820
0,94

42
ТМ-40
6
0,23
30
0,95

43
ТМ-400
10
0,4
310
0,9

44
ТМ-1600
10
0,69
1300
0,95

45
ТМ-250
6
0,4
190
0,8

46
ТМ-63
6
0,23
50
1,0

47
ТМ-630
10
0,4
550
0,89

Продолжение табл. 9
1
2
3
4
5
6

48
ТМ-160
10
0,4
140
1,0

49
ТМ-2500
10
0,69
1900
0,93

50
ТМ-100
6
0,4
80
0,93


Таблица 10 – Исходные данные трансформатора
Тип трансформатора
Sном, кВА
Напряжения обмоток, кВ
Потери мощности, кВт

%
I1X
%



Uном 1
Uном 2
Рст
Р0ном



ТМ-100/6; 10
100
6; 10
0,23; 0,4;
0,33
2,27
6,8
2,6

ТМ-160/6; 10
160
6; 10
0,23; 0,4; 0,69
0,51
3,1
4,7
2,4

ТМ-250/6; 10
250
6; 10
0,23; 0,4; 0,69
0,74
4,2
4,7
2,3

ТМ-400/6; 10
400
6; 10
0,23; 0,4; 0,69
0,95
5,5
4,5
2,1

ТМ-630/6; 10
630
6; 10
0,23; 0,4; 0,69
1,31
7,6
5,5
2,0

ТМ-1000/6; 10
1000
6; 10
0,23; 0,4; 0,69
2,45
12,2
5,5
2,8

ТМ-1600/6; 10
1600
6; 10
0,23; 0,4; 0,69
3,3
18
5,5
2,6

ТМ-2500/6; 10
2500
6; 10
0,23; 0,4; 0,69
4,3
24
5,5
1,0


Задача 4 (вариант 01-10).
Трехфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором имеет номинальную мощность PHOM и потребляет из сети полную мощность S1 при коэффициенте мощности cos
·HOM и КПД
·НОМ. Суммарные потери мощности в двигателе
·Р. Двигатель развивает номинальный момент МНОМ, максимальный ММАX и пусковой МПУСК. Способность двигателя к перегрузке ММАX/МНОМ, кратность пускового момента МПУСК/МНОМ. Номинальная частота вращения ротора nНОМ; скольжение двигателя при этом SНОМ. Частота тока в статоре f1 в роторе f2. Номинальное напряжение сети UHOM. Определить величины, отмеченные прочерками в табл. 12.
Задача 4 (вариант 11-30).
В таблице 13 задан тип трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором. Номинальное напряжение двигателя 380 В. Пользуясь техническими данными двигателей серии 4А, приведенными в табл. 11, определить; 1) номинальную РНОМ и потребляемую Р1 мощности; 2) номинальный IHOM и пусковой IПУСК токи; 3) номинальную частоту вращения nНОМ и скольжение SНОМ; 4) номинальный МНОМ и пусковой МПУСК моменты. Расшифровать условное обозначение двигателя. Начертить энергетическую диаграмму и пояснить её.
Задача 4 (вариант 31-40).
В каждой фазе ротора трехфазного асинхронного двигателя с фазным ротором при пуске наводится ЭДС Е2, а при работе со скольжением S= Е2S. Активное сопротивление фазы ротора равно R2 в любом режиме. Индуктивное сопротивление фазы неподвижного ротора Х2, вращающегося - Х2i. Число витков в фазе ротора W2, обмоточный коэффициент К2, магнитный поток двигателя ФМ. Частота тока в сети f1, во вращающемся роторе f2. число пар полюсов p, синхронная частота вращения n1, ротора n2. Ток в роторе при нормальной работе равен I2, при пуске I2 ПУСК. Определить величины, отмеченные прочерками в табл.14. Сравните рабочие характеристики и основные свойства двигателя с короткозамкнутым и фазным ротором.
Задача 4 (вариант 41-50).
Трехфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором при номинальной мощности РНОМ, напряжении UНОМ и токе IHOM потребляет из сети мощность Р1. КПД двигателя
·НОМ, а коэффициент мощности cos
·НОМ. Потери в обмотке статора Р01, в стали статора Рст, в обмотках ротора Р02, механические РМАX. Суммарные потери в двигателе
·Р. Электромагнитная мощность, передаваемая магнитным потоком ротору, Рэм. Двигатель развивает номинальный момент МНОМ и электромагнитный момент МЭМ при частоте вращения nНОМ. Определить величины, отмеченные прочерками в табл. 15.
Таблица 11 - Исходные данные к задаче 4
Тип
двигателя
РНОМ,
кВт
n2,
об/мин
сos
·ном
IПУСК/ IHOM
МПУСК/МНОМ
ММАX/
МНОМ

·НОМ

1
2
3
4
5
6
7
8

4А10082УЗ
4,0
2880
0,89
7,5
2,0
2,2
0,86

4А100L2У3
5,5
2880
0,91
7,5
2,0
2,2
0,87

4А112М2СУ3
7,5
2900
0,88
7,5
2,0
2,2
0,87

4А132М2СУ3
11,0
2900
0,9
7,5
1,6
2,2
0,88

4А80А4У3
1,1
1400
0,81
5,0
2,0
2,2
0,85

4А90L4У3
2,2
1400
0,83
6,0
2,0
2,2
0,8

4А100S4У3
3,0
1425
0,83
6,5
2,0
2,2
0,82

4А100L4У3
4,0
1425
0,84
6,5
2,0
2,2
0,84

4А112М2СУ1
5,5
1425
0,85
7,0
2,0
2,2
0,85

4А12М4СУ1
11,0
1450
0,87
7,5
2,0
2,2
0,87

4АР160S4У3
15,0
1465
0,83
7,5
2,0
2,2
0,865

4АР160М4У3
18,5
1465
0,87
7,5
2,0
2,2
0,885

4АР180S4У3
22,0
1460
0,87
7,5
2,0
2,2
0,89

4АР180М4У3
30,0
1460
0,87
7,5
2,0
2,2
0,9

4А250S4У3
75,0
1480
0,9
7,5
1,2
2,2
0,93

4А250М4У3
90,0
1480
0,91
7,5
1,2
2,2
0,93

4А100L6У3
2,2
950
0,73
5,5
2,0
2,0
0,81

4АР160S6У3
11,0
975
0,83
7,0
2,0
2,2
0,855

4АР160М6У3
15,0
975
0,83
7,0
2,0
2,2
0,875

4АР180М6У3
18,5
970
0,8
6,5
2,0
2,2
0,87

4А250S6У3
45,0
985
0,89
6,5
1,2
2,2
0,92

4А250М6У3
55,0
985
0,89
7,0
1,2
2,0
0,92

4АН112М6У3
75,0
985
0,87
7,5
1,2
2,5
0,93

4А100L8У3
1,5
725
0,65
6,5
1,6
1,7
0,74

4АР180S8У3
7,5
730
0,75
6,5
1,8
2,2
0,86

4А250S8У3
37,0
740
0,83
6,0
1,2
1,7
0,9

4А250М8У3
45,0
740
0,84
6,0
1,2
1,7
0,91

4АН250М8У3
55,0
740
0,82
6,0
1,2
2,0
0,92

4А160S4/2У3
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415

4А180S4/2У3
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415

4А160М4/4У3
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415


Таблица 12 – Исходные данные к задаче 4
Параметры
Номер варианта


1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Р, кВт
-
10
-
28
10
2,8
-
28
-
-

S, кВА
3,97
13,85
-
36,2
-
-
176
-
-
36,2

сos
·
-
0,84
0,86
-
0,84
-
0,84
0,86
0,83
0,86


·НОМ
-
-
0,9
-
0,86
0,85
0,86
-
0,85
0,9


·Р, кВт
0,5
-
-
3,4
-
0,5
1,62
-
-
-

МНОМ, Нм
08,5
-
93
93
-
-
97,5
-
18,8
-

ММАX, Нм
-
176
-
140
-
32
176
140
-
140

МПУСК, Нм
24,4
117
-
-
-
-
117
102
24,4
102

ММАX/МНОМ
1,7
-
1,5
-
1,8
-
-
-
1,7
-

МПУСК/МНОМ
-
1,2
1,1
1,1
1,2
1,3
-
-
-
1,1

nНОМ,об/мин
1425
-
2880
-
980
1425
-
2880
-
-

f1, Гц
-
50
100
-
50
-
-
100
50
-

f2, Гц
2,5
-
-
4
-
2,5
1,0
-
-
4

UНОМ, В
380
380
500
-
380
-
-
500
380
500

IHOM, А
-
-
-
41,7
-
6,2
21
41,7
6,2
-

Таблица 13 – Исходные данные к задаче 4
Номер варианта
Тип двигателя
Номер варианта
Тип двигателя

11
4А250М6У3
21
4А132М2СУ3

12
4А250М4У3
22
4А100L2У3

13
4А100S4У3
23
4АР180М4У3

14
4АР160М4У3
24
4А112М4СУ1

15
4А100S2У3
25
4А250S4У3

16
4А250S6У3
26
4АР160S4У3

17
4А100S4У3
27
4А250М8У3

18
2АН250М6У3
28
4А112М2СУ3

19
4А80А4У3
29
4АР160S6У3

20
4АР180S4У3
30
4А132М4СУ1


Таблица 14 – Исходные данные к задаче 4
Номер варианта
Е1,
В
S,
%
Е2S,
В
R2,
Ом
Х2,
Ом
Х2i,
Ом
W2
K2
ФМ,
Вб
f1, Гц
f2, Гц
Р, кВт
n1,
об/мин
n2,
об/мин
I2,
А
I2пуск, А

31
-
-
-
2
5
-
100
0,94
-
400
4
-
-
7920
-
7,6

32
-
2
-
0,4
2,4
-
36
0,95
0,0132
50
-
3
-
-
-
-

33
-
-
-
0,075
1
-
48
0,97
0,0145
50
-
1
-
-
17,9
-

34
60
-
-
0,2
-
-
24
0,98
-
50
-
4
-
712,5
14,7
-

35
-
-
2,2
-
5
-
100
-
0,00132
400
-
-
8000
7920
1,1
-

36
100
-
2
0,4
-
0,048
36
0,95
-
50
-
-
1000
-
-
-

37
150
-
4,5
-
1
-
-
0,97
0,0145
-
1,5
1
-
-
-
146

38
-
5
-
0,2
0,8
-
24
0,98
0,00115
-
2,5
-
750
-
-
-

39
200
-
-
1,2
3,6
0,144
60
-
0,0078
-
4
-
-
2880
-
-

40
-
4
8
1,2
-
0,144
-
0,96
0,0078
100
-
-
3000
-
-
-


Таблица 15 – Исходные данные к задаче 4
Номер варианта
РНОМ, кВт
UНОМ, В
IHOM, А
Р1, кВт

·НОМ
сos
·ном
РU1, кВт
РСТ1, кВт
Р02, кВт
Рmax, кВт
Р, кВт
РЭМ, кВт
МНОМ, Нм
МЭМ, Нм
nНОМ,
об/мин

41
-
220
15,85
-
0,88
-
0,25
-
0,15
-
-
4,73
29,8
-
1440

42
-
380
-
2,91
0,86
0,82
-
0,1
0,08
0,05
-
-
8,22
-
-

43
4,5
220
-
-
-
0,85
0,25
-
0,15
0,08
0,62
-
29,8
-
-

44
-
380
5,38
-
0,86
0,82
0,18
0,1
0,08
-
-
-
-
-
2910

45
-
660
22,4
-
-
-
-
0,4
-
0,2
2,2
20,8
260
-
735

46
7
-
14,2
-
-
0,85
-
0,2
-
0,11
0,96
7,36
-
74
-

47
-
-
22,4
22,2
-
0,87
1
-
0,6
-
2,2
20,8
-
-
735

48
2,5
-
5,38
-
0,86
0,82
0,18
-
-
0,05
-
2,53
-
8,33
-

49
20
660
-
22,2
-
0,87
1
0,4
-
0,2
-
-
-
20,8
-950

50
-
380
14,2
7,96
-
-
0,4
-
0,25
-
0,96
-
-
7,36



Задача 5 (вариант 01-50).
Выпрямитель должен питать потребитель постоянным током. Мощность потребителя Р0, Вт, при напряжении питания U0, В. Следует выбрать один из трех типов полупроводниковых диодов, параметры которых приведены в табл.17 для схемы выпрямителя, и пояснить, на основании чего сделан выбор. Начертить схему выпрямителя. Данные для своего варианта взять из табл. 16.
Таблица 16 – Исходные данные к задаче 5
Номер варианта
Тип диодов
Р0, Вт
U0, В
Номер варианта
Тип диодов
Р0, Вт
U0, В

1
2
3
4
5
6
7
8

1
Д214
Д215Б
Д224А

300

40
26
Д218
Д222
Д232Б

150

300

2
Д205
Д217
Д302

100

150
27
Д221
Д214Б Д244

100

40


3
Д243А
Д211
Д226А

40

250
28
Д7Г
Д209
Д304

50

100

4
Д214А
Д243
КД202Н

500

100
29
Д242
Д224 Д226

120

20

5
Д303
Д243Б
Д224

150

20
30
Д215
Д242А Д210

700

50

6
Д217
40
250
31
Д233
300
200

7
Д215Б
150
50
32
Д209
20
100

8
Д304
100
50
33
Д244А
200
30

9
Д232Б
200
200
34
Д226
30
150

10
Д205
60
100
35
КД202А
40
10

11
Д224
Д207
Д214Б

90

30

36
Д305
Д302
Д222

100

40

12
Д215А
Д234Б
Д218

100


400
37
Д243А
Д233Б
Д217

600

200

13
Д244А
Д7Г
Д210

60

80
38
КД202А
Д215Б
Д205

150


150

14
Д232
КД202Н
Д222

900

150
39
Д231Б
Д242А
Д221

400

80

15
Д304
Д244
Д226

200

40
40
Д242
Д226А
Д224А

500

20

16
Д7Г
80
100
41
Д207
30
100

17
Д224
200
50
42
Д302
250
150

18
Д217
150
500
43
Д243Б
300
200

19
Д305
300
20
44
Д221
250
200

20
Д214
600
80
45
Д233Б
500
400

21
Д244Б
Д214
Д234Б

150

20
46
Д243А
Д226
Д231Б

400

80

22
Д218
Д221
Д214А

30

50
47
Д224А
Д242
Д303

200

30

23
Д302
Д205
Д244Б

60

40
48
КД202Н
Д243
Д214А

300

60

24
Д242А
Д222
Д215Б

150

50
49
Д224
Д214Б
Д302

70

20

25
Д7Г
Д217
Д242Б

20

150
50
Д215А
Д231
Д234Б

800

120


Таблица 17 – Исходные данные к задаче 5
Тип диода
I ДОП, А
U ОБР, В
Тип диода
I ДОП, А
U ОБР, В

Д7Г
0,3
200
Д231
10
300

Д205
0,4
400
Д231Б
5
300

Д207
0,1
200
Д232
10
400

Д209
0,1
400
Д232Б
5
400

Д210
0,1
500
Д233
10
500

Д211
0,1
600
Д233Б
5
50

Д214
5
100
Д234Б
5
600

Д214А
10
100
Д242
5
100

Д214Б
2
200
Д242А
10
100

Д215
5
200
Д242Б
2
100

Д215А
10
200
Д243
5
200

Д215Б
2
200
Д243А
10
200

Д217
0,1
800
Д243Б
2
200

Д218
0,1
1000
Д244
5
50

Д221
0,4
400
Д244А
10
50

Д222
0,4
600
Д244Б
2
50

Д224
5
50
Д302
1
200

Д224А
10
50
Д303
3
150

Д224Б
2
50
Д304
3
100

Д226
0,3
400
Д305
6
50

Д226А
0,3
300
КД202А
3
50




КД202Н
1
500


2.5 Методические указания к выполнению задач

Методические указания к решению задачи 1

Решение задачи требует знания закона Ома для всей цепи и ее участков, законов Кирхгофа, методики определения эквивалентного сопротивления цепи при смешанном соединении резисторов, а также умения вычислять мощность и работу электрического тока. Содержание задач и схемы цепей приведены в условии, а данные к ним – в табл. 1. Перед решением задачи рассмотрите типовой пример 1.
Пример 1. Для схемы, приведенной на рис. 10 а, определить эквивалентное сопротивление цепи RАВ и токи в каждом резисторе, а также расход электроэнергии цепью за 8 ч работы.
Решение:
Задача относится к теме «Электрические цепи постоянного тока». Проводим поэтапное решение, предварительно обозначив стрелкой ток в каждом резисторе; индекс тока должен соответствовать номеру резистора, по которому он проходит.
1. Определяем общее сопротивление разветвления RCD, учитывая, что резисторы R3 и R4 соединены последовательно между собой, а с резистором R5 - параллельно:

RCD = (R3 + R4)
·R5/(R3+R4+R5)=(10+5)
·10/(10+5+10)=6 Ом (рис.6 б).

2. Определяем общее сопротивление цепи относительно вводов СЕ. Резисторы RСД и R2 включены параллельно, поэтому:

RCE = RCD
·R2/(RСD+R2) = 6
·3/(6+3) = 2 Ом (рис. 6 в).

3. Находим эквивалентное сопротивление всей цепи:

RAB =R1+RCE=8+2 = 10 Ом (рис. 6 г).

4. Определяем токи в резисторах цепи. Так как напряжение UAB приложено ко всей цепи, а RAB=10 Ом, то согласно закону Ома:

I1 = UAB/RAB= 150/10= 15 A.
Внимание! Нельзя последнюю формулу писать в виде I1 = UAB/R1, так как UAB приложено ко всей цепи, а не к участку R1.
Для определения тока I2 находим напряжение на резисторе R2, т.е. UCE. Очевидно, UCE меньше UAB на потерю напряжения в резисторе R1, т.е:

UCE=UAB-I1R1=150 - 15
·8=30B,

тогда:

I2 = UCE/R2 = 30/3 = 10 A.

Так как UCE=UCD, то можно определить токи I3,4 и I5:

I3,4. = UCD/(R3 + R4) = 30/(10 + 5) = 2 A;

I5 = UCD/R5 = 30/10 = 3 A.

На основании первого закона Кирхгофа, записанного для узла С, проверим правильность определения токов:

I1 =I2+I3,4+I5, или 15=10+2+3=15 А.

5. Расход энергии цепью за восемь часов работы:

W = P
·t = UAB
·I1
·t = 150
·15
·8 = 18000 Вт
·ч = 18 кВт
·ч.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рисунок 10

Методические указания к решению задач № 2

Решение задач этой группы требует знания учебного материала темы 1.5, представления об особенностях соединения источников и потребителей в звезду и треугольник, соотношениях между линейными и фазными напряжениями и токами при таких соединениях, умения строить векторные диаграммы при симметричной и несимметричной нагрузках. А также в аварийных режимах. Для пояснения методики решения задач на трехфазные цепи приведен пример 1 с подробным решением.
Пример 1. В четырехпроводную сеть включена несимметричная нагрузка, соединения в звезду (рис. 11 а). Линейное напряжение сети Uном = 380 В. Определить токи в фазах и начертить векторную диаграмму цепи в нормальном режиме и при отключении автомата в линейном проводе А. Из векторных диаграмм графически найти ток в нулевом проводе в обоих случаях.
Решение:
Определяем:
Фазное напряжение:

Uф = Uном/13 EMBED Equation.3 1415 = 380/1,73 = 220B.

Токи в фазах:

IА =Uф/ZA =Uф/13 EMBED Equation.3 1415 = 220/13 EMBED Equation.3 1415= 22A.

IB = Uф/13 EMBED Equation.3 1415 = 220/13 EMBED Equation.3 1415= 44A.

IC = Uф/ZC = 220/11 = 22A.


Рисунок 11

Углы сдвига фаз в каждой фазе:

sin
·A = xA/ZA = -6/13 EMBED Equation.3 1415= -0,6;
·A= -36є50;
sin
·B = xB/ZB = 4/13 EMBED Equation.3 1415= 0,8;
·B = 53є 10 ;
·С= 0,

так как в фазе С есть только активное сопротивление.
4. Для построения векторной диаграммы выбираем масштабы по току (1 см = 10 А) и напряжению (1 см = 40 В). Построение диаграммы начинаем с векторов фазных напряжений UA, UB, UC (рис. 11 б), располагая их под углом 120є друг относительно друга. Чередование фаз обычное: за фазой А - фаза В, за фазой В - фаза С. В фазе А угол сдвига
·А отрицательный, т.е. ток IА опережает фазное напряжение UA на угол
·А = - 36є50. Длина вектора тока IА в прямом масштабе составит 22/10 = 2,2 см, а длина вектора фазного напряжения UA - 220/40 = 5,5 см. В фазе В угол сдвига
·В > 0, т.е. ток отстает от фазного напряжения UB на угол
·В = 53є 10; длина вектора тока IB равна 44/10 = 4,4 см.. В фазе С ток и напряжение UC совпадают по фазе, так как
·С = 0. Длина вектора тока IC составляет 22/10 = 2,2 см. Ток в нулевом проводе Io равен геометрической сумме трех фазных токов. Измеряя длину вектора тока Io, получаем в нормальном режиме 4,5 см, поэтому Io = 45 А. Векторы линейных напряжений на диаграмме не показаны, чтобы не усложнять чертеж.
5. При отключении линейного автомата в фазе А на векторной диа- грамме остаются фазные напряжения UB и UC , и продолжают протекать в этих фазах токи IB и IC. Ток IA = 0. Поэтому ток в нулевом проводе Io равен геометрической сумме токов - фаз В и С (рис. 11 б). Измеряя длину вектора тока Io, получаем 5,5 см, или 55 А.

Методические указания к решению задачи № 3

Перед решением задач этой темы необходимо знать устройство, принцип действия и соотношения между электрическими величинами однофазных и трехфазных трансформаторов и уметь определять по паспортным данным технические характеристики. Основными параметрами трансформаторов являются:
1) номинальная мощность SНОМ; это полная мощность, которую трансформатор, установленный на открытом воздухе, может непрерывно отдавать в течение всего срока службы (20-25 лет) при номинальном напряжении и при максимальной и среднегодовой температурах окружающего воздуха, равны соответственно 40 и 5єС;
2) номинальное первичное напряжение UНОМ; это напряжение, на которое рассчитана первичная обмотка;
3) номинальное вторичное напряжение UНОМ2; это напряжение на выходах вторичной обмотки при холостом ходе и номинальном первичном напряжении. При нагрузке вторичного напряжения U2 снижается из-за потери напряжения в трансформаторе;
4) номинальные первичный IНОМ1 и вторичный IНОМ2 токи; это токи, вычисленные по номинальной мощности и номинальным напряжениям. Для однофазного трансформатора: IНОМ1= SНОМ/UНОМ1; IНОМ2= SНОМ/UНОМ2 ; Для IНОМ1=SНОМ/13 EMBED Equation.3 1415UНОМ1; IHOM1=SHOM/U(13 EMBED Equation.3 1415 UHOM1).
Трансформаторы обычно работают с нагрузкой меньше номинальной, определяемой коэффициентом нагрузки kН. Если трансформатор с SHOM= 1600 кВА отдает мощность S2=1200 кВА, то kH =1200 / 1600 = 0,75. Значения отдаваемых трансформатором активной и реактивной мощностей зависят от коэффициента мощности потребителя cos
·2. Например, при SHOM = 1600кВА, kH=1 и cos
·2 = 0,85 отдаваемая активная и реактивная мощности составят:

P2 = SHOM cos
·2 = 1600
· 0,85 = 1360 кВт;

Q2 = SHOM sin
·2 = 1600
· 0,53 = 848 кВар.

Если потребитель увеличит cos
·2 до 1, то:

P2 = 1600
· 1,0 = 1600 кВт; Q2 = 1600
· 0=0,

т.е. вся отдаваемая мощность станет активной.
В трехфазных трансформаторах отношение линейных напряжений называют линейным коэффициентом трансформации, который равен отношению чисел витков обмоток, если они имеют одинаковые схемы соединения (
·/
· b Y/Y). При других схемах коэффициент трансформации находят по формулам:

K=/UHOM1/UHOM2=
·1/(13 EMBED Equation.3 1415
·2) при
·/Y;

K=/UHOM1/UHOM2=13 EMBED Equation.3 1415
·1/
·2 при Y/
·.

Для уменьшения установленной мощности трансформаторов и снижения потерь энергии в них и в линиях компенсируют часть реактивной мощности потребителей установкой на подстанциях конденсаторов. Энергосистема разрешает потребление предприятием определенной реактивной мощности QЭ, называемой оптимальной, обеспечивающей наименьшие эксплуатационные расходы в энергосистеме. Если фактическая реактивная мощность предприятия немного отличается от заданной (точно ее выдержать нельзя), то предприятие получает скидку с тарифа на электроэнергию; при значительной разнице между QЭ и QФ предприятие платит надбавку к тарифу.
Пример 1. Трехфазный трансформатор имеет следующие номинальные данные: мощность S HOM=160 кВА, напряжение обмоток UHOM1 = 10 кВ, UHOM2 = 0,4 кВ. Коэффициент его нагрузки kH = 0,8; коэффициент мощности потребителя cos
·2 = 0,95. Сечение магнитопровода Q = 160 см2, амплитуда магнитной индукции ВМ = 1,3 Тл. Частота тока в сети f = 50 Гц. Определить: 1) номинальные токи в обмотках и токи при действительных нагрузках. Обмотки трансформатора соединены в звезду.
Решение.
Номинальные токи в обмотках:

IHOM1=SHOM 1000 /(13 EMBED Equation.3 1415 UHOM1) = 160
·1000/1,73
·10 000=9,25 A;

IHOM2=SHOM 1000 /(13 EMBED Equation.3 1415 UHOM2) =160 1000/1,73
·400=231 A.

Токи в обмотках при заданном коэффициенте нагрузки:

I1=kH IHOM1 = 0,8
· 9,25 =7,4 A;

I2=kH IHOM2 = 0,8
· 231 = 185 A.

Фазные ЭДС в обмотках при соединении обмоток Y/Y:

EФ1 = UHOM1 /13 EMBED Equation.3 1415=10000/1,73=5774 B;

ЕФ2 = UHOM2 /13 EMBED Equation.3 1415= 400 / 1,73 = 230 B.

Числа витков обмоток находим из формулы:

ЕФ1= 4,44 f
·1 ФМ= 4,44 f
·1 ВМQ,

откуда число витков:


·1= ЕФ1/ (4,44 ВМQ) =5774 / (4,44
· 50
· 1,3
· 0,016) =1250;


·2=
·1ЕФ2/ЕФ1= 1250
·230/5774=50.

5. КПД при номинальной нагрузке. Предварительно из табл. 10 находим потери в стали РСТ = 0,51 кВт и потери в обмотках РО = 3,1 кВт. Тогда КПД:

· НОМ=SHOM cos
·2/ (SHOM + PCT + PO) =
= 160
· 0,95 / (160
· 0,95 + 0,51 + 3,1) = 0,977, или 97,7%.

6. КПД при действительной нагрузке:


· =kH SHOM cos
·2/ (kH SHOM cos
·2 + PCT+ kH2 PO) =
=0,8
· 160
· 0,95 / (0,8
· 160
· 0,95 + 0,51 + 0,82
· 3,1) = 0,98

Методические указания к решению задачи № 4

Задачи этой группы относятся к теме «Электрические машины переменного тока». Для их решения необходимо знать устройство и принцип действия асинхронного двигателя с короткозамкнутым и фазным ротором и зависимости между электрическими величинами, характеризующими его работу. Необходимо ознакомится с рядом возможных синхронных частот вращения магнитного потока при частоте тока 50 Гц: 3000, 1500, 1000, 750, 600 об/мин и т.д. Поэтому при частоте вращения ротора, например, n2=980 об/мин поле может иметь только n1=1000 об/мин (ближайшая к 980 об/мин из ряда синхронных частот вращения), и можно сразу определить скольжение, даже не зная числа пар полюсов: s = (n1- n2)/n1 = (1000-980)/1000 = 0,02. В настоящее время промышленность выпускает асинхронные двигатели серии 4А мощностью от 0,060 до 400 кВт (таб. 11). Обозначение типа двигателя расшифровывается так: А – асинхронный; 4 – номер серии; X – алюминиевая оболочка и чугунные щиты (отсутствие буквы X означает, что корпус полностью выполнен из чугуна); В – двигатель встроен в оборудование; Н – исполнение защищенное IP23; для закрытых двигателей IP44 буквы Н нет; Р – двигатель с повышенным пусковым моментом; С – сельскохозяйственного назначения; цифра после буквенного обозначения показывает высоту оси вращения в мм; буквы S, M, L после цифр дают установочные размеры по длине корпуса (S – самая короткая станина; М – промежуточная; L – самая длинная); цифра после установочного размера – число полюсов; У – климатическое исполнение (для умеренного климата); последняя цифра показывает категорию размещения (I – для работы на открытом воздухе, 3 – для закрытых не отапливаемых помещений). В обозначении типов – двухскоростных двигателей после установленного размера указывают через дробь оба числа полюсов, например 4А160М8/4У3. Здесь 8 и 4 означают, что обмотки статора могут переключаться так, что в двигателе образуются 8 и 4 полюса.
Пример 1. Трехфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором типа 4А25034У3 имеет номинальные данные (таб. 11); мощность PHOM=75 кВт; напряжение UHOM=380В; частота вращения ротора n2= 1480 об/мин; КПД.
·НОМ=0,93; коэффициент мощности cosф=0,87; кратность пускового тока IПУСК/IНОМ=7,5; кратность пускового момента МПУСК/МНОМ=1,2; способность к перегрузке ММАX/MHOM=2,2. Частота тока в сети f =50 Гц.
Определить:
1) потребляемую мощность; 2) номинальный, пусковой и максимальный моменты; 3) номинальный и пусковой токи; 4) номинальное скольжение; 5) суммарные потери в двигателе; 6) частоту тока в роторе.
Решение:
Мощность, потребляемая из сети:
Р1 = РНОМ/
·НОМ= 75/0,93 = 80,6 кВт.
2. Номинальный момент, развиваемый двигателем:

М = 9550РНОМ/n2 = 9550
·75/1480 = 484 Нм.

3. Пусковой и максимальные моменты:

МПУСК=1,2МНОМ=1,2
·484=581 Нм;

ММАX=2,2
·484 = 1064,8 Нм.

Номинальный и пусковой токи:

IHOM=PHOM1000/(13 EMBED Equation.3 1415UHOM
·HOMcos
·)=75
·1000/(1,73
·380
·0,93
·0,87)=141А;

IПУСК = 7,5
·IНОМ = 7,5
·141 = 1057,5 А.

Номинальное скольжение:

SHOM= (n1 – n2)/n1=(1500-1480)/1500 = 0,013.

Суммарные потери в двигателе:


·Р = Р1- РНОМ = 80,6 – 75 = 5,6 кВт.

7. Частота тока в роторе:

f2=f1
·SHOM = 50
·0,013 = 0,65 Гц.

Методические указания к решению задачи № 5

Пример 1. Составить схему мостового выпрямителя, используя один из четырех диодов: Д218, Д222, КД202Н, Д215Б. Мощность потребителя Р0=300 Вт, напряжение потребителя U0=200 В.
Решение:
Выписываем из таблицы 17 параметры указанных диодов и записываем их в таблицу:


Типы
диодов
I ДОП, А
U ОБР, В
Типы
диодов
I ДОП, А
U ОБР, В

Д218
0,1
1000
КД202Н
1
500

Д222
0,4
600
Д215Б
2
200


2. Определяем ток потребителя:

Io=Po/Uo=300/200=1,5A.

Находим напряжение, действующее на диод в непроводящий период для мостовой схемы выпрямителя:

UB=1,57
·U0 =1,57
·200=314B.

3. Выбираем диод из условия IДОП>0,5
·Io>0,5
·1,5>0,75A; UОБР>UB>314В. Этим условиям удовлетворяет диод КД202Н IДОП: 1>0,75A, UОБР=500>314 B.
Диоды Д218 и Д222 удовлетворяют напряжению (1000 и 600 больше 314В), но не подходят по допустимому току (0,1 и 0,4 меньше 0,75А).
Диод Д215Б, наоборот, подходит по допустимому току (2>0,75А), но не подходит по обратному напряжению (200<314В)
Составляем схему мостового выпрямителя (рис. 12). В этой схеме каждый из диодов имеет параметры диода КД202Н: IДОП= 1А., UОБР=500 В.

Пример 2. Для питания постоянным током потребителя мощностью Ро Вт. При напряжении U0 – 100В. Необходимо собрать схему двухполупериодного выпрямителя, используя стандартные диоды типа Д243Н.
Решение:
Выписываем из таблицы 17 параметры диода: IДОП=2А., UОБР=200В.
Определяем ток потребителя: I0=Po/U0=250/100=2,5 A.
Определяем напряжение, действующее на диод в непроводящий период: UB=3,14UO; UB=3, 14-100=314B.
Проверяем диод по параметрам IДОП и UОБР. Для данной схемы диод должен удовлетворять условия UОБР
·U0 и IДОП
·0,5I0. В данном случае первое условие не соблюдается (200<314 В.), т.е. UОБР·2,5=1,25<2 А.).
Составляем схему выпрямителя. Чтобы выполнялось условие UOБР>U0, необходимо два диода соединить последовательно, тогда UОБР.=200
·2=400>314 B Полная схема выпрямителя приведена на рис. 13.

Рисунок 12 Рисунок 13



3 условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Электротехники и электроники»; лаборатории «Электротехники и электроники»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места - 15 столов, 30 стульев;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий плакаты, схемы по темам дисциплины - 30 шт.;
- образцы электрических приборов – 20 шт.;

Оборудование лаборатории «Электротехники и электроники»:
- посадочные места - 8 столов, 16 стульев;
- рабочее место преподавателя;
- наглядные дидактические пособия по лабораторным работам – 15 шт.;
- специализированное лабораторное оборудование для выполнения лабораторных работ по дисциплине:
Стенд: ТЕЦ-НР
Технические средства обучения:
- доска меловая -1 шт.
- ноутбук -1шт.
- мультимедийный проектор – 1 шт.

3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:
1. Бутырин П.А. Электротехника: Учебник для нач. проф. образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 272 с.
2. Полещук В.И. Задачник по электротехнике и электронике: Учебник для студентов сред. профессиональных учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 256 с.
3. Синдеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники: учебное пособие для учащихся профессиональных училищ, лицеев и колледжей. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 416 с.

Дополнительные источники:
1. Березкина Т.Ф., Гусев Н.Г, Масленников В.В. Задачник по общей электротехники с основами электроники. – М.: Высшая школа, 2003
2. Данилов И.А., Иванов П.М. Дидактический материал по общей электротехнике с основами электроники – М.: Мастерство, 2000. -319 с.
3. Данилов И.А., Иванов П.М. Общая электротехника с основами электроники – М.: Мастерство, 2001- 754 с.
4. Евдокимов Ф.Е. Общая электротехника: Учеб. для учащ. неэлектротехн. спец. техникумов. – М.: Высшая школа, 1992 - 352 с.
5. Лоторейчук Е.А. Теоретические основы электротехники: Учебник. - М.: ФОРУМ-ИНФА-М, 2004 - 316 с.

Интернет-ресурсы:
1. http://www.twirpx.com
2. http://www.chem-astu.ru/chair/study/lect
3.http://electrichelp.ru/kurs-lekcij-osnovy-elektrotexniki-i-promyshlennoj-elektroniki
4. http://smps.h18.ru/textbook.html
5. Каталог @MAIL.RU
6. Поиск@MAIL.RU


4 Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины при заочной форме осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, контрольной работы.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:
подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками; правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов; рассчитывать параметры электрических и магнитных цепей; снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями; собирать электрические схемы; читать принципиальные, электрические и монтажные схемы.

- защита лабораторных работ;
- экспертное наблюдение и оценка на лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной дисциплине.

знать:
классификацию электронных приборов, их устройство и область применения; методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей; основные законы электротехники; основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин; основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств; основы физических процессов в проводниках, полупроводниках, диэлектриках; параметры электрических схем и единицы их измерения; принцип работы электрических и электронных устройств и приборов; принцип действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов; свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов; способы получения, передачи и использования электрической энергии; устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов; характеристики и параметры электрических и магнитных полей.
- устный опрос в малых группах;
- выполнение тестовых заданий по темам изучаемой дисциплины;
- выполнение контрольной работы
- экзамен 6 семестр в форме итогового тестирования


Критерии оценки:
«неудовлетворительно» выставляется студенту, если он набрал менее 26 %.
«удовлетворительно» выставляется студенту, если он набрал более 26 %;
«хорошо» выставляется студенту, если он набрал более 51 %;
«отлично» выставляется студенту, если он набрал более 76 %





















13PAGE 15


13PAGE 14815