Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.14 «Профессиональная этика»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«ПЕРЕВОЗСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Методические указания по выполнению заданий
на практических занятиях
по дисциплине ОП.14 «Профессиональная этика»
Для студентов специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность
Составитель Сарпова Ирина Вадимовна
Ф.И.О.
г.Перевоз
2015 г.

Составители: Сарпова И.В.
Методические указания по организации практических занятий по дисциплине «Профессиональная этика»/ Перевозский строит. колледж; Сост.: И.В. Сарпова. – Перевоз, 2015. –59с.
Данные методические указания составлены в помощь преподавателям и обучающимся. Методическая разработка содержит указания по выполнению практических работ по дисциплине. Предназначены для студентов специальности 04.02.01 Право и организация социального обеспечения
Рецензент: Тельнова Н.А. – зав. кафедрой социального и правового направления ГБПОУ «Перевозский строительный колледж».
© Перевозский строительный
колледж, 2015
Рассмотрено на заседании кафедры
Социального и правового направления
Протокол № ____ «____» _______ 20____ г.
Заведующий кафедрой
_________________________ Тельнова Н.А. Утверждено на заседании
Методического совета
Протокол № ____ «____» _______ 20____ г.
Начальник ОИО и СО_________________ Курикова Г.В.
Ф.И.О.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………………………………...4
Цель и задачи освоения дисциплины Профессиональная этика ………………...5
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ……………………………………………………………………….………………..7Алгоритм выполнения практических заданий ……………………………………8
Содержание практических заданий ………………………………………..………9
Введение
Практикум по Профессиональная этика является учебным пособием для проведения практических занятий и выполнения самостоятельных (домашних) практических заданий студентами специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность, может быть использован и для других специальностей правового направления подготовки.
Основная задача практических и самостоятельных занятий – научить студентов понимать смысл закона и применять нормы права к конкретным жизненным ситуациям. Такие ситуации изложены в задачах, в основе которых конкретные судебные дела, это позволяет максимально приблизиться к практической деятельности юриста.
В предложенных задачах излагаются определенные фактические обстоятельства и формулируются вопросы, подлежащие разрешению. В тексте задачи содержатся все необходимые данные для решения, кроме случаев, когда в задаче предусмотрены варианты решений при изменении фактических обстоятельств.
Цели и задачи Профессиональная этика – требования к результатам освоения дисциплины
Цель: формирование знаний и навыков, представляющих собой необходимое условие профессиональной деятельности в сфере профессиональной этики; содействие формирования у студентов профессионального видения мира; формирование у студентов мотива усвоения знаний по профессиональной этике, способствовать процессу профессионального самоопределения будущих специалистов и личностной рефлексии студентов.
Задачи:
формирование представления о современной концепции профессиональной этики специалиста;
изучение нравственных принципов профессиональной деятельности специалиста;
усвоение основных понятий профессиональной этики; изучение нравственных норм, регулирующих профессиональную деятельность специалиста, а также правил установления фактических и юридических оснований для принятия правовых решений;
формирование представления об оптимальной модели принятия этического решения; 
изучение специфики применения норм этики в отдельных сферах профессиональной деятельности;
формирование навыков применения приобретенных знаний для разрешения практических ситуаций;
формирование навыка изучения, осмысления и анализа юридической практики с точки зрения соответствия этическим стандартам;
формирование умения вести аргументированную дискуссию по проблемам профессиональной этики;
выработка осознания значимости своей будущей профессии, достаточный уровень профессионального сознания;
формирование нетерпимого отношения к коррупционному поведению, уважительное отношение к закону и праву.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения;
- применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных профессиональных ситуациях;
- оценивать свою профессиональную деятельность с точки зрения норм этики и морали;
- выявлять коррупционное поведение и содействовать его пресечению;
- действовать в соответствии с профессиональной культурой поведения;
- уметь работать в единой команде, коллективе;
- использовать основные положения и методы этики при решении социальных и профессиональных задач.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные профессиональные этические понятия и категории;
- содержание и особенности профессиональной этики в градостроительной и кадастровой деятельности;
- возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности;
- сущность профессионально-нравственной деформации и пути преодоления; - понятие делового этикета, его роль в профессиональной деятельности;
- особенности делового этикета, его основные формы и функции;
- правила поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами делового этикета;
- структуру анализа социально значимых проблем и процессов с точки зрения этических ценностей и норм;



Цели и задачи выполнения практического задания:
оно признано углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности
умение находить и анализировать нормативно-правовые акты по поисковой системе Консультант +, Гарант и применять их при решении поставленных задач
результаты освоения Профессиональной этики
Результатом освоения Профессиональная этика является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности организация социальной работы в различных сферах жизнедеятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
КодНаименование компетенции
ПК 1.1.Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
ПК 1.2. Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права.
ПК 1.3. Осуществлять реализацию норм материального и процессуального права.
ПК 1.4. Обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, охранять общественный порядок.
ПК 1.5. Осуществлять оперативно-служебные мероприятия в соответствии с профилем подготовки.
ПК 1.6. Применять меры административного пресечения правонарушений, включая применение физической силы и специальных средств.
ПК 1.7. Обеспечивать выявление, раскрытие и расследование преступлений и иных правонарушений в соответствии с профилем подготовки.
ПК 1.8. Осуществлять технико-криминалистическое и специальное техническое обеспечение оперативно-служебной деятельности.
ПК 1.9.Оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь.
ПК 1.10. Использовать в профессиональной деятельности нормативные правовые акты и документы по обеспечению режима секретности в Российской Федерации.
ПК 1.11. Обеспечивать защиту сведений, составляющих государственную тайну, сведений конфиденциального характера и иных охраняемых законом тайн.
ПК 1.12. Осуществлять предупреждение преступлений и иных правонарушений на основе использования знаний о закономерностях преступности, преступного поведения и методов их предупреждения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений.
ПК 2.1. Осуществлять организационно-управленческие функции в рамках малых групп, как в условиях повседневной служебной деятельности, так и в нестандартных условиях, экстремальных ситуациях.
ПК 2.2. Осуществлять документационное обеспечение управленческой деятельности.
ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ
КодНаименование компетенции
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной сферы.
ОК 3Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.
ОК 5Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности.
ОК 6Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 7Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и конфессий.
ОК 9Устанавливать психологический контакт с окружающими.
ОК 10.Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.
ОК 11. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 12.Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
ОК 13Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.
ОК14. Организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, поддерживать должный уровень физической подготовленности, необходимый для социальной и профессиональной деятельности.
Алгоритм выполнения
Решать практическое задание необходимо в следующей последовательности:
внимательно прочитать задание, сущность возникшего спора и все обстоятельства дела, проанализировать доводы сторон;
если в задаче приведено решение суда или иного органа, требуется оценить его обоснованность и законность;
проанализировать нормативные акты, регулирующие данные отношения, и объяснить, почему именно их следует применять в указанных случаях.
для обоснования решения использовать Федеральные законы
на основе подробного анализа сделать вывод по каждому условию задачи.
Методические указания к решению практических заданий
Внимательно прочитайте задание. Уясните содержание и поставленные вопросы. Определите обстоятельства, которые являются решающими для принятия основанного на законодательстве решения. Прежде чем ответить на поставленные вопросы, следует осмыслить все понятия, необходимые для решения задачи: выяснять, какие правоотношения
существуют между сторонами, какие юридические факты (события, активное или пассивное действие) лежат в их основе, каковы субъекты и объект правоотношения, каковы права и обязанности сторон (содержание правоотношения).
Определив характер правоотношения, необходимо установить, какими законодательными нормами оно регулируется и, рассуждая, дать полные и аргументированные ответы на поставленные в задаче вопросы с обязательной ссылкой на нормативно-правовые акты касающиеся данного вопроса.
Тема 1. Понятие, предмет и система этики. Понятие и признаки морали. Практические задания. Практическое задание № 1.
Составление таблицы «Нравственные ценности: понятие и система»
Составление алгоритма «Проникновение нравственных ценностей в систему профессиональной деятельности»
Решение практических задач и анализ практических ситуаций «Основные этические категории: справедливость, добро и зло, честь и долг». 
Задание:
Составить таблицу «Нравственные ценности: понятие и система»
Вопросы для обсуждения:
Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества
Система и иерархия ценностей профессиональной деятельности
Специфические ценности и идеал профессиональной деятельности
Сущность, функции и составные элементы профессионально-этической системы
3. Вы можете воспользоваться нормативно-справочной литературой, программой «Консультант плюс», «Гарант».
2. Решите задачи
Привести 20 примеров норм действующего российского права, в которых содержатся не соответствующие общественным представлениям о моральном предписания. Укажите, в чем, на Ваш взгляд, заключается их противоречие нормам морали (нельзя приводить в качестве примера нормы Конституции РФ, нормы Уголовного кодекса РФ, нормы кодексов профессиональной этики, и должно быть не более двух примеров из одного нормативного правового акта).
2. Развернутый письменный ответ на вопрос о статусе профессиональных этических кодексов (Кодекс профессиональнойэтики адвоката. Профессиональный кодекс нотариусов, Кодекс судейской этики) с использованием знаний об источниках из теории государства и права, ссылок на федеральные законы и сами профессиональные этические кодексы. Насколько обязательны их положения?
А) являются ли они нормативными правовыми актами?
Б) являются ли они правовыми обычаями?
В) являются ли они вообще источниками права?
Вид контроля: защита работы
Тема № 2 Предмет и система профессиональной этики.
Практическое занятие № 2.
Решение профессиональных задач «Организация рабочего пространства»
Отработка практического навыка решения этических ситуаций в деловом общении (решение задач)
Составление конспекта «Психологические основы профессиональной этики»
Работа над проблемными заданиями «Психологические аспекты профессиональной этики»
Задание:
План семинарского занятия
Семинар № 1. Мораль, право, этика: понятие, содержание, соотношение. Основные категории этики, «их содержание и социальная ценность для юриста (2 часа).
1.Понятие и виды социальных норм. Значение социальных норм.
2.Понятие морали (нравственности) как разновидности социальных норм. Социально-ценностная (аксиологическая) характеристика морали.
3.Этика как учение (наука) о морали (нравственности). Аристотель как основатель этики.
4.Основные этические категории: Добро и зло, благо, справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство, честь, гуманизм, понятие, содержание, форма проявления. 5.«Золотое правило» поведения, его содержание и значение.
1.Методические указания студентам: изучить признаки и сформулировать определение социальных норм. Сформулировать понятие морали; усвоить содержание основных этических категорий и проиллюстрировать значение «золотого правила» поведения.
2.Практическое задание: определить критерии основных этических категорий.

Вид контроля: подведение итогов
Тема № 3 Нравственное содержание профессиональной этики
Практическое занятие № 3 «Этические стандарты в профессиональных кодексах юристов»
Цель семинара: Изучить нравственное содержание профессиональной этики
Вопросы семинарского занятия
Профессиональная этика юриста: понятие предмет, структура
Понятие и виды профессиональной этики
Специфика нравственных проблем юридической деятельности
Понятие, предмет и структура профессиональной этики юриста
Этикет в профессиональной деятельности юриста
Понятие, нравственные принципы и содержание служебного этикета
Виды и особенности юридического этикета
Вид контроля: подведение итогов
Тема № 4 Нравственные основы профессиональной деятельности
Практические занятия. Практическое занятие № 4
Решение практических задач «Этические личностные проблемы в правоохранительной деятельности»
Задание:
1.Вы можете воспользоваться нормативно-справочной литературой, программой «Консультант плюс», «Гарант».
2. Решите задачи
Вы — помощник юриста (младший юрист) в коммерческой фирме. К вам обратился сотрудник с просьбой помочь решить одну щекотливую проблему. Он стал свидетелем, как его коллега унес с фирмы канцелярские принадлежности, являющиеся собственностью фирмы пачку бумаги для ксерокса, пачку чистых дискет и моток скотча.
Как вы поступите в этой ситуации?
Примите и прокомментируйте решения по данным ситуациям
2. Адвокат Иванов А.И. пять лет назад консультировал клиента Юрьева Ю.Ю. и получил от него некоторую информацию о его коммерческой деятельности, В разговоре с коллегой Булкиным В.В. адвокат Иванов А.И. упомянул об этих фактах биографии Юрьева Ю.Ю.
Какие правила принципа конфиденциальности нарушил адвокат Иванов А.И?
Какой, по вашему мнению, была реакция адвоката Булкина В.В., когда он услышал данную информацию от своего коллеги?
3. В районном центре есть всего одна юридическая консультация, в которой работают три адвоката, один из которых в отпуске, а другой болеет. Прием ведет один адвокат. К нему на прием в понедельник приходит женщина, которая хочет проконсультироваться насчет раздела имущества с супругом после развода. В четверг на прием к тому же адвокату приходит супруг этой женщины, который тоже хочет по-лучить консультацию по разделу имущества. Как должен себя вести адвокат в данной ситуации? С какой этической проблемой он столкнулся?
На основе анализа ситуаций примите решение.
Составление таблицы «Нравственные ценности и профессиональная этика юриста»
Вид контроля: защита работы
Практические занятия. Практическое занятие № 5. Практическое занятие № 6
Задание:
Рассмотрение конкретных практических ситуаций «Культурные аспекты в правоохранительной деятельности»
Цель занятия: Вовлечь участников семинара в активную дискуссию по теме занятия. Довести до их сознания важность гуманистического принципа единства морали и права в деятельности сотрудников органов внутренних дел.
П Л А Н
1. Диалектическая взаимосвязь морали и права в истории и жизни современного российского общества и в правоохранительной деятельности.
2. Государство как механизм ограничения насилия.
3. Нравственная основа правового принуждения
4. Моральное содержание наказания за преступление.
Темы докладов
1. Влияние правовой системы на состояние нравственности в обществе.
2. Этические аспекты применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
3. Этический анализ смертной казни
Вид контроля: подведение итогов
Основные правила деловой культуры специалиста социальной сферы (деловой этикет)
Практическое занятие № 7. Практическое занятие № 8
Задание:
Решение профессиональных задач «Применение правил делового этикета»
Ответьте на вопрсы:
Раскройте содержание основных принципов общегражданского этикета.
По каким признакам этикет разделяет участников общения?
Каков порядок представления, приветствия и рукопожатия в современном этикете?
В чем заключаются особенности становления норм и принципов этикета в России?
Как национальные традиции влияют на ритуал приветствия и представления?
Что такое профессиональная этика?
Как влияет усвоение этических норм компании на адаптацию сотрудника в новом коллективе?
В чем вы видите предназначение кодексов делового поведения?
В чем проблемы их внедрения в российскую деловую среду?
Как физиологические и психологические особенности мужчины и женщин влияют на их совместную работу в коллективе?
Какие существуют ограничения в процедуре дарения и принятия деловых подарков?
Вид контроля: подведение итогов
Культура речи как часть профессиональной этики
Практическое занятие № 9. Практическое занятие № 10.
Задание:
Составление презентации «Официально-деловая письменная речь»
Составление схемы-таблицы «Этикет делового письма»
Решение практических задач «Применение в деловой речи установленных формул и оборотов делового стиля»
Составление алгоритма «Функции официального документа»
Составление блока-схемы «Документы для внутреннего пользования. Структура и содержание служебных документов»
Составление конспекта «Этикет электронной почты»
Вид контроля: подведение итогов
Психологические аспекты профессиональной этики
Практическое занятие № 11
Задание:
Отработка практического навыка «Применение приемов саморегуляции поведения в процессе межличностного общения в профессиональной сфере»
Освоение различных техник и приемов общения, преодоления психологических барьеров при взаимодействии
Освоение приемов профессионального консультирования.
4. Проведение «входящего» тестирования
Вид контроля: подведение итогов
Практические занятия. Практическое занятие № 12
Задание:
Отработка практического навыка способов разрешения конфликтов в деловой профессиональной среде
Отработка практического навыка универсального механизма разрешения конфликтов
Отработка практического навыка двух подходов к регулированию конфликтов в деловой профессиональной среде: тактики «выигрыш – проигрыш», «выигрыш – выигрыш»
4. Решение тестовых заданий по теме
Вид контроля: подведение итогов
Практические занятия. Практическое занятие № 13
Итоговая конференция «Профессиональная этика – успешность карьерного роста»: выступление обучающихся с итогом исследования и выполнения практикоориентированных работ проблемного характера
2. Итоговое тестирование
Нормативная литература:
1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2.Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (с изм. и доп. на 13 июля 2015 г.)
1.Медведева Г.П. Деловая культура: учебник для сред. проф. образования / Г.П.Медведева. – М., Издательский цент «Академия», 2011
2.Борисов В.К., Панина Е. М., Панов М.И. и др. Этика деловых отношений: учебник. - М.: ИД « ФОРУМ», ИНФРА-М, 2011
Литература дополнительная
1.Деловое общение. Деловой этикет: Учебное пособие / автор-составитель И.Н.Кузнецов. – М.: ЮНИТИ, 2011
Интернет-ресурсы:
1.http://www.garant.ru/ - Гарант
2.http://www.consultant.ru/ - Консультант плюс