Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине Психология в деятельности сотрудников правоохранительной деятельности Для обучающихся специальности 031001 Правоохранительная деятельность


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«ПЕРЕВОЗСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Методические указания
по выполнению практических занятий
по дисциплине Психология в деятельности сотрудников правоохранительной деятельности
Для обучающихся специальности 031001 Правоохранительная деятельность
Составитель: Авдонькина Юлия Евгеньевна
г. Перевоз
2015

Составители: Авдонькина Ю.Е.
УДК 33
ББК 65
Методические указания по организации практических занятий по дисциплине «Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов»/ Перевозский строит. колледж; Сост.: Ю.Е. Авдонькина. – Перевоз, 2015. –15с.
Данные методические указания составлены в помощь преподавателям и обучающимся. Методическая разработка содержит указания по оформлению и выполнению практических работ по дисциплине. Предназначены для студентов 3 курса, специальности 031001 Правоохранительная деятельность
Рецензент: Зайцева Светлана Сергеевна, преподаватель кафедры правового направления.
© Перевозский строительный
колледж, 2015
Рассмотрено на заседании кафедры
Правового направления
Протокол № ____ «____» _______ 20____ г.
Заведующий кафедрой
_________________________ Зайцева С.С. Утверждено на заседании
Методического совета
Протокол № ____ «____» _______ 20____ г.
Начальник ОИО и СО_________________ Курикова Г.В.
Содержание
1.Введение………………………………………………………………………....4
2.Цели и задачи освоения дисциплины………………………………………….5
3.Общие и профессиональные компетенции……………………………………6
4.Алгоритм выполнения практических работ…………………………………..7
5.Содержание практических заданий……………………………………………8
6.Список рекомендуемых источников…………………………………………25
Введение
Курс «Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов» имеет большое значение для профессиональной подготовки будущих работников правоохранительных органов.
Сотрудникам правоохранительных органов в силу специфики профессиональной деятельности приходится ежедневно работать с людьми. Перечень их функциональных обязанностей, предполагающих процессы общения и управления, обширен. Они проводят беседы, опросы, допросы, публичные выступления и т. п.
В процессе осуществления этих и других мероприятий сотрудникам правоохранительных органов часто бывает необходимо устанавливать психологический контакт и доверительные отношения с гражданами, побуждать их действовать в интересах закона, склонять к даче правдивых показаний. Им надо уметь определять психическое состояние собеседника, владеть собой в сложной, экстремальной ситуации физического и психологического противоборства с преступником, оказывать воспитательное воздействие на несовершеннолетнего, вставшего на неверный жизненный путь, находить слова утешения для потерпевшего, человека, пострадавшего от преступных посягательств.
Задачи борьбы с преступностью требуют, чтобы в новых социальных условиях современной России сотрудники органов внутренних дел имели высокий уровень психологической подготовки, подобный тому, который всегда отличал лучших российских сыщиков и их коллег из полиций других стран мира.
Место дисциплины в структуре ППССЗ: общепрофессиональная дисциплина общепрофессионального цикла.
2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цели дисциплины:
Целью освоения дисциплины «Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов» является формирование у обучающихся психологических умений и навыков, позволяющих обеспечить качественное осуществление профессиональной деятельности; научить приемам эффективного общения с различными категориями граждан и разрешению конфликтов в служебной деятельности.
Задачи дисциплины:
-сформировать представление о роли психологических знаний в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов;
- научить курсантов (слушателей) психологическим особенностям ведения переговорного процесса;
-сформировать навыки профессионального общения в процессе установления психологического контакта;
- научить курсантов (слушателей) пользоваться приемами саморегуляции психических состояний в процессе профессиональной деятельности, в том числе в экстремальных условиях.
В результате изучения дисциплины курсант (слушатель) должен:
Знать:
- психологические особенности деятельности сотрудников различных служб правоохранительных органов;
- основы психопрофилактики негативных психологических состояний;
- психологические требования к личности сотрудника правоохранительных органов;
- психологические основы профессионального общения сотрудников правоохранительных органов;
- причины и психологические основы предупреждения и разрешения конфликтов в профессиональной деятельности;
- психологические основы производства следственных действий;
- психологические особенности участников уголовного процесса.
Уметь:
- использовать психологические знания в процессе профессиональной деятельности;
- правильно строить общение с коллегами в служебном коллективе и с гражданами;
- диагностировать причины конфликта, вырабатывать и применять стратегии поведения в ходе конфликта, использовать различные методы и способы предотвращения и позитивного разрешения конфликтов;
- пользоваться приемами саморегуляции психических состояний в процессе профессиональной деятельности, в том числе в экстремальных условиях.
Владеть:
- навыками использования психологических методов и приемов в целях эффективного решения служебных задач);
- навыками установления психологического контакта, визуальной психодиагностики и психологического воздействия, правильного поведения в конфликтной ситуации;
- навыками позитивного общения в процессе профессиональной деятельности.
3. Общие и профессиональные компетенции
ПК 1.1. Юридически квалифицировать факты, события обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом
ПК 1.2. Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права
ПК 1.3. Осуществлять реализацию норм материального и процессуального права
ПК 1.4. Обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, охранять общественный порядок
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
4.Алгоритм решения заданий
Цели и задачи выполнения практического задания:
оно признано углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности
умение находить и анализировать нормативно-правовые акты по поисковой системе Консультант +, Гарант и применять их при решении поставленных задач
Алгоритм выполнения:
Решать практические задания необходимо в следующей последовательности:
внимательно прочитать условие задания, сущность возникшего спора и все обстоятельства дела, проанализировать доводы сторон;
проанализировать нормативные акты, регулирующие данные отношения, и объяснить, почему именно их следует применять в указанных случаях.
При выполнение практического задания для обучающихся является целесообразным на основании повторения материалов соответствующих лекций и изучения рекомендованной литературы составить план-конспект и “понятийный словарь”, затем, обобщая соответствующий материал, опираясь на список дополнительной литературы и самостоятельно подбирая новые публикации выполнить работу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду работ.Методические указания к решению ситуационных задач
Внимательно прочитайте задачу. Уясните ее содержание и поставленные вопросы. Определите обстоятельства, которые являются решающими для принятия основанного на законодательстве решения. Прежде чем ответить на поставленные вопросы, следует осмыслить все понятия, необходимые для решения задачи: выяснять, какие правоотношения
существуют между сторонами, какие юридические факты (события, активное или пассивное действие) лежат в их основе, каковы субъекты и объект правоотношения, каковы права и обязанности сторон (содержание правоотношения).
5.Содержание практических заданий
Практическое занятие №1. Использование информации психологического характера о личности гражданина сотрудником органов внутренних дел в профессиональной деятельности.
Задание: Составьте психолого-аналитическую анкету описания личности, используя следующие показатели:
- проявление особенностей психики человека во внешнем облике и поведении;
- визуально диагностируемые внешние признаки человека;
- визуальная диагностика криминальных и виктимологических признаков личности;
- признаки виктимного поведения.
Практическое занятие № 2 Визуальная психодиагностика личности.
Задание: Составьте таблицу основных показателей визуальной психодиагностики личности, выявите проблемы.
Практическое занятие №3 Тренинг профессиональной наблюдательности.
Задание:
— дать определение наблюдательности как качества человека;
— привести примеры роли наблюдательности в различных сферах профессиональной деятельности человека;
— целенаправленно воспринять и описать особенности внешности человека на примере строения головы и лица.
Практическое занятие №4. Измерение психологического климата в коллективе.
Задание: Высказать свою просьбу так, чтобы собеседник не смог найти ни одного аргумента, чтобы отказать вам.
Материал законспектировать.
Практическое занятие №5 Психология коллектива сотрудников органов внутренних дел.
Задание: Опишите порядок соблюдения этики общения сотрудников ОВД.
Оформите в виде структуры.
Практическое занятие №6 Методика проведения социометрии.
Задание: Составьте презентацию на тему «Социометрия как метод изучения межличностных отношений».
Практическое занятие №7. Психология служебного общения сотрудников органов внутренних дел.
Задание: Составьте план психолого-служебного общения.
Этап 1. Вспомните из своего опыта две ситуации: первая – ситуация успешного общения с людьми, вторая – ситуация общения, в которой вы не достигли целей общения. Сравните их по восьми параметрам анализа ситуаций общения (описание параметров дано ниже). Этап 2. Сделайте вывод о своих особенностях самоопределения в ситуации общения и различиях успешного и неуспешного общения. Сформулируйте правила самоопределения, значимые для достижения успеха в общении.
Практическое занятие №8 Особенности профессионального общения сотрудников органов внутренних дел.
Задание: Составьте следующие виды психологических тренингов:
- тренинг познавательных качеств;
- коммуникативный тренинг;
-ролевой тренинг;
Практическое занятие №9. Тренинг коммуникативности.
Задание: Составьте перечень вопросов для проведения тренинга, на определение коммуникативности обучающихся в группе.
Практическое занятие №10 Понятие превентивной психологии. Роль знаний превентивной психологии в деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Задание: Подготовьте мультимедийное сообщение «Понятие привентивной психологии».
Практическое занятие №11 Соотношение правовой социализации, правосознания и правомерного поведения личности.
Задание: Ответьте на следующие вопросы.
Согласны ли вы с мнением французского юриста Ж. Карбонье: «Если человек обладает развитым правосознанием, то так ли уж нужна ему информация о законе? При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным»?
К какому уровню правосознания можно отнести каждое из следующих высказываний?
«Депутаты Государственной Думы использую свою неприкосновенность, чтобы обезопасить себя от судебных преследований».
«Чтобы навести порядок в стране, необходимо расширить список преступлений, за которые назначается смертная казнь».
«Основной ценностью правового государства признаются человеческая личность, её достоинство, права и свобода».
Во время социологического исследования, проводимого среди молодых людей в конце 1990-х гг., на вопрос о том, как они поведут себя в случае ухудшения условий жизни, были получены следующие ответы: 0,9% заявили, что вступят в политическую партию; 8,0% примут участие в акциях протеста (забастовках, митингах, демонстрациях); 6,1% возьмутся за оружие для отстаивания своих интересов; 11,8% примут решение о выезде из России в другую страну; 62,1% будут изыскивать способы дополнительного заработка; 5,1% никак не будут реагировать, будут терпеть дальше; 9,5% поступят так, как поступят их родители.
Какие из этих действий могут быть отнесены к правомерным? Какие виды правомерного поведения здесь представлены? Можно ли на основе приведённых данных сделать вывод об уровне развития правосознания и правовой культуры молодых людей? Свой ответ аргументируйте.
Практическое занятие №12. Девиантное поведение и его профилактика.
Задание: Тренинг, ролевые игры, письменные задания.Ход практического занятия: «Механизм», упражнение на самопрезентацию «Здравствуйте, я…», упражнение «Собеседование», упражнение «Резюме».
Упражнение «Выбрать меня самое правильное решение, потому, что…».
Вопросы для беседы:
1. Какие качества вашего характера помогут вам получить ту работу, о
которой вы мечтаете?
2. Какие качества характера предстоит выработать?
3. Почему нужно уметь говорить о себе хорошо, знать свои сильные и
слабые стороны?
Форма проведения:
Практическое занятие № 13. Психология преступной группы и ее основные признаки. Криминальная среда.
Задание: Опишите следующие группы-компании преступников:
1.«преступная»
2.«конфликтная»
3.«переродившегося интереса»
4.группа подростков, объединенных общим стремлением к уходу от действительности
Практическое занятие №14 Психология личности преступника.
Задание: Проведите свое психологическое определение личности преступника по следующим вопросам:
1. Правильная квалификация совершенного преступления.
2. Выбор тактических приемов, которые в наибольшей степени способствуют успешности при производстве следственных действий, особенно при допросе подследственного.
3. Воспитательное воздействие на личность правонарушителя с целью его ресоциализации должно начинаться на первом допросе и опираться на достаточно глубокие знания следователем и судьей индивидуальных особенностей и динамике данной личности.
4. Работа по выявлению причин и условий преступления проводится более глубоко и всесторонне, если следователь изучил психологические особенности личности обвиняемого.
Практическое занятие №15 Психология преступных групп и криминальной среды.
Задание:
1. Путем личного наблюдения, опросов экспертов определить степень сформированное(tm) криминальной субкультуры в подростковой среде школы или микрорайона вашего проживания. 2.Результаты диагностики оформить отчетной работой.
Практическое занятие №16. Составление профессиограммы и психограммы профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел.
Задание: 1.Проанализировать фабулу приведенного уголовного дела.  2. Пользуясь приведенной информацией, определить статус каждого члена криминальной группы и факторы, которыми этот статус определяется.       Сведения из уголовного дела. Криминальная группа из 6 подростков совершила групповое изнасилование несовершеннолетней Кати 3. В процессе следствия было установлено, что Катя 3. дружила с членом этой криминальной группы Сашей Н. За месяц до совершения преступления группа предложила Саше сделать Катю "групповой девочкой". Саша отказался. Через несколько дней он проигрался в карты, и группа "поставила его на счетчик". За день до изнасилования группа потребовала возместить карточный долг или отдать ей свою девушку. Иначе он сам будет "опущен". Саша пригласил Катю в подвал, где собиралась обычно группа. Далее группа вытолкала Сашу из подвала, закрыла дверь, оставив "на стреме" общую групповую девушку Раю Ж., и совершила групповое изнасилование Кати. Из показаний Кати и допроса обвиняемых было установлено, что первым ее насиловал Сергей Р., а последним Миша Б. Затем группа впустила в подвал Сашу и принудила его совершить половой акт с находящейся в бессознательном состоянии Катей.       Сведения о членах криминальной группы. Сергей Р - возраст 17 лет, находился на перевоспитании в спецшколе с 11 до 13 лет, затем - в спецПТУ - до 16 лет, вместе с подельником Димой В. Дружит со взрослым преступным авторитетом, который "держит" данный микрорайон.       Дима В. - возраст 16 лет, находился на перевоспитании в спецПТУ вместе с Сергеем Р., проходил с ним по одному уголовному делу. Ни в школе, ни в ПТУ не учится. При расследовании прошлого уголовного дела брал на себя роль организатора ограбления магазина.       Миша Б. - возраст 13 лет, учится в школе, занятия пропускает, бродяжничает, иногда занимается нищенствованием. Тянется к дружбе с Гришей Ю., 15 лет, сыном богатых родителей.       Следующие два члена преступной группы: Виктор К. - возраст 16,5 лет, учащийся ПТУ, "рвется" в лидеры группы, но его сдерживает пара друзей - Сергей и Дима. Виктор занимается спортом, "качает" мышцы. Не курит и не пьет, парень "себе на уме". Что касается Саши Н., то возраст его - 15 лет, в данном микрорайоне он новосел. Семья его мигрировала из зоны межнационального конфликта. К группе он примкнул, чтобы избежать притеснений других групп.
Практическое занятие №17. Профессиональная деформация личности сотрудника органов внутренних дел и факторы, ее вызывающие.
Задание: Составьте презентацию на тему «Профессиональная деформация личности сотрудника ОВД».
Практическое занятие №18 Психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Задание: Опишите основные психологические особенности сотрудников ОВД, в процессе осуществления своей деятельности. Результаты законспектируйте.
Практическое занятие №19 Психологические особенности деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных ситуациях.
Задание: Опишите такие модели поведения сотрудников ОВД как:
Концепция профессиональной экстремально-психологической подготовки сотрудников
Практическое занятие №20. Психологические особенности следственных действий.
Задание: Дайте характеристику психологических особенностей следственных действий. Запишите данные в таблицу «плюсов и минусов». Составьте диаграмму.
Практическое занятие №21. Психологические приемы и методы в расследовании преступлений
Задание: Составьте таблицу сравнений и структуру приемов и методов в результате расследования преступлений. Данные результаты внесите в электронный вариант документа.
6.Список рекомендуемых источников
Нормативно-правовые акты
1.Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237.
2.Васильев В.Л. Юридическая психология. М.,2013.
3.Галузинский В.М. Общие основы педагогики и психологии в обучении и воспитании сотрудников ОВД. - Киев,2013.
4.Глазырин Ф.В. Психология следственных действий. - Волгоград, 2012.
5.Гранат Н.Л., Ратинов А.Р. Решение следственных задач. - Волгоград, 2013.
6.Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М.,2013.
7.Дулов А.А. Судебная психология. - Минск, 2013.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
www.consultant.ru Справочная правовая система «КонсультантПлюс»;
www.garant.ru Справочная правовая система «Гарант».