Урок по литературе в 6 классе Станционный смотритель. Драматизм судьбы Дуни.

Разработала
Учитель ОШ № 13 города Тореза
Котова Анжела Леонидовна

Литература и кино, живопись и театр формируют отношение человека к действительности, к себе и лишь косвенно, опосредствованно через это – поведение и поступки.
Задача учителя – увлечь учащегося чтением художественных произведений, познакомить с миром литературных героев, научить чувствовать чужую боль, сопереживать, уметь самостоятельно и креативно мыслить, сопоставлять ситуации из литературных произведений с жизненными.
Поэтому я предлагаю вашему вниманию уроки, которые могут увлечь учащихся, дать им возможность проверить свои знания, проявить творческие способности.
Именно от уроков литературы и ждут наши ученики решения волнующих и сложных проблем бытия.
Я разработала разнообразные по форме и содержанию уроки.
Мои разработки помогут сделать уроки более интересными, насыщенными и увлекательными.





Тема: А. С. Пушкин «Станционный смотритель» Драматизм судьбы героини. Столкновение в ее сознании любви и дочернего долга.


Цель: работать над анализом произведения; дать оценку поступкам героини; развивать творческие способности; воспитывать чувство сострадания, сопереживания..
Оборудование: тексты повести; иллюстрации к ней.

Метапредметные УУД:
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом процессе; осознает себя как индивидуальность, усваивает гуманистические ценности: добро, сострадание, неравнодушие, милосердие; воспитание чувства ответственности за свои поступки; использование для решения познавательных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в учебнике.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; формирование коммуникативной компетентности со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;


Ход урока

Человек рожден для счастья,
Как птица для полета.
В. Короленко

I. Актуализация опорных знаний учащихся.
Беседа.
Почему мы не остаемся равнодушными, читая о Самсоне Вырине?
Что трогает нас во всей этой истории?
(Взаимопроверка текста. Работа в парах. Учащиеся поворачиваются друг к другу и, задавая вопросы по повести «Станционный смотритель», отвечают на них)

II. Мотивация учебной деятельности школьников.
- вступительное слово учителя.
- Ребята! Мне в руки случайно попало вот это письмо. (Звучит тихая музыка, а учитель читает письмо)
Вот это письмо:
Прости свою дочь неразумную, батюшка. Вот я, твоя грешная Дуня. А в чем мой грех? Может быть в том, что хотела быть счастлива? А может в том, что полюбила? Ты, батюшка, моя радость и моя отрада.
Ты самое лучшее, что было у меня. Ты мне и матушка и няня и подруга, ты мой светлый луч. Но я грешна. Я полюбила. Любовь слепа И я ослепла. Я, которая была частичкой твоего сердца, слепо вырвалась из него и тлеющей искоркой полетела в свет, полный интриг, зависти и униженья. Но слепцы глупы. И в этом их грех
Прости свою Дуню если сможешь, батюшка.

- Как вы думаете, кто написал его? Кому оно адресовано?
- Действительно! Оно адресовано Самсону Вырину. Что толкнуло Дуню на этот шаг? Отчаянье? Чувство вины?...

III. Объявление темы и целей урока.
Об этом мы узнаем на протяжении нашего урока. (учащиеся определяют тему и цели урока. Записывают в тетрадь)

IV. Восприятие учащимися учебного материала.
- Беседа (дополнительно)
1. Когда мы впервые видим Дуню?
2. Чем она нравиться проезжающим, которые на некоторое время задерживаются в доме смотрителя?
3. Чем заканчивается повесть?
(подвести учащихся к тому, что Дуня лежала на могиле своего отца и плакала, никого не стесняясь. Как это называется? РАСКАЯНИЕ)
Сенкан
раскаянье;
заботливая, трудолюбивая любознательная;
любила. Верила, мечтала;
испытывала чувство ответственности за судьбу отца;
исповедь у могилы, раскаянье.
(подведение итого. После учащиеся определяются как будут работать дальше: по группам, индивидуально или в парах)
- А сейчас попробуем составить более полную характеристику Дуни.
1 группа. (работа с учебником)
Составить цитатную характеристику.
2 группа. Какие вопросы вы задали бы главной героине?
3 группа.
Какие вопросы задал бы Дуне Минский?
4 группа.
Какие вопросы задал бы Дуне ее отец? (при условии что встреча состоялась)
РАБОТА В ПАРЕ ( придумать свой конец повести со слов «Наконец к вечеру приехал ямщик один и хмелен, с убийственным известием: «Дуня с той станции отправилась далее с гусаром»)
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. (2 учащихся попытаются назвать плюсы и минусы главной героини)
Физ. минутка.
- Выступление учащихся.
1 группа. (цитатная характеристика Дуни)
2 группа. (учитель вызывает учащуюся, которая, «играя Дуню», будет отвечать на вопросы)
3 группа и 4 группа (аналогично)
Индивидуальная работа. Учащиеся называют плюсы и минусы Дуни (чаша весов)
Перед вами весы. У каждого из вас на парте лежит маленький шарик. На весах плюс и минус. Подумайте Кто оправдывает нашу героиню – кладет шарик на плюс. И наоборот. Делаем вывод.
- В чем драматизм судьбы Дуни?
Ее не бросили, не обманули. Она богата, счастлива, имеет детей, живет барыней Но нет!...
Конец повести печальный, нет в нем радости.
Почему?... Почему все так!... Может быть, она стеснялась своего отца. А может, зависела от мужа? Но то, что Дуня думала об отце, страдала это точно, она ведь приехала. Была на кладбище.
А если бы на ее месте были вы? Какой урок вынесли для себя? (Запись в тетрадь, озвучивание. Обратить внимание на эпиграф)
А может можно было что-то изменить в судьбе героев? Но как?
Работа в паре (учащиеся записывают придуманный конец повести. Класс сравнивает. Анализирует, делает выводы)

V. Подведение итогов урока. (творческое задание)
На доске висит чистый лист бумаги. У вас на парте кисточки и краски. Ваша задача заполнить этот лист бумаги. Изобразить тот цвет, который соответствует вашему настроению после прочтения повести.( обсуждение )

VI. Домашнее задание.
1 группа. Раскрыть связь идеи повести «Станционный смотритель» с притчей о блудном сыне.
2 группа. В чем заключается гуманизм повести?
3 группа. (творческая) составить стихотворение на тему: «Мой Пушкин»

15