Привитие интереса к чтению.


Привитие интереса к чтению путем различных форм, методов и технологий
Никонова Ирина Васильевна – учитель начальных классов
МБОУ «Абыйская СОШ имени д.т.н Слепцова А.Е.»
с. Абый, Абыйского района, Республики Саха (Якутия)
Чтение играет исключительно важную роль в образовании, воспитании и развитии младших школьников . Чтобы научить ребенка читать, необходимо с раннего детства развивать интерес к книге, слушать чтение произведения другим человеком, воспринимать и понимать прослушанное произведение. Читать ребенку художественные и познавательные книги необходимо с раннего детства, чтобы он вслушивался в музыку родной речи , воспроизводил услышанное и хотел еще раз услышать.
Как же прививать любовь к чтению?
В первую очередь сам учитель должен быть достаточно квалифицированным и вдумчивым читателям, тонко чувствующим искусство слова. Необходимо раскрыть перед ребенком широкий мир литературного творчества, показать красоту и богатство искусства слова, научить адекватно воспринимать его. Иначе говоря , воспитать творческого читателя . для которого чтение не только извлечение информации, а сопереживание. Пора трезво оценить тот факт, что у книги как источника информации есть более сильные конкуренты: компьютер, телевидение, кино. Привлечь ученика к литературе , делая акцент только на ее информационно-познавательной стороне, невозможно. Чтение –огромный труд для ребенка, и надо чтобы этот труд был вознагражден. Награда – глубокое понимание произведения, приобщение к специфике искусства слова.
Неумение и нежелание читать – разные проблемы, но они тесно связаны между собой. Причины, порождающие их, часто бывают одни и те же.
Что означает слово «читать? Это слово означает умение воспринимать написанное , произнося вслух и воспроизведя про себя. Таким образом, чтение – это умение произнести написанное и понять его содержание. Дети в школе читают текст. Он состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из слов. Чтобы понять прочитанное, дети должны понять смысл каждого предложения, а следовательно, и каждого слова. Если ребенок не понимает того, что он читает, то это ему неинтересно. У всех детей по –разному проявляется неумение читать: одни дети переставляют буквы местами, другие неправильно выговаривают звуки, третьи читают каждое слово настолько медленно, что забывают слова, стоящие в начале предложения. Для того , чтобы ребенок хорошо читал, нужно: во – первых, научить ребенка верить в себя, внушить ему, что он способный и если захочет, то сможет добиться правильного чтения; во –вторых, выяснить причину, по которой у ребенка ничего не получается, и устранить ее; в третьих, никогда не забывать ребенка хвалить за каждую удачу и подбадривать при каждой неудаче; в четвертых, чтобы ребенок хорошо читал, следует с раннего детства прививать ему любовь к чтению. Полезно читать ребенку вслух.
В настоящее время наиболее проработанным методическим направлением в обучение чтению является формирование у учеников правильной читательской деятельности.
Для этого сначала я провожу подготовку к восприятию текста. Она носит характер предварительной ориентировки. Учащиеся читают ключевые слова и словосочетания, название произведения, фамилию автора, записанные на доске, рассматривают иллюстрации и делают предположения о содержании текста.
Работа в процессе чтения направлена на осмысления текста на уровне содержания.
На работе использую такие методы обучения чтению:
1. Выразительное чтение или рассказывание учителем литературного произведения ( слушание).
2. Объяснительное чтение : чтение произведения по частям с детальным анализом их содержания и особенностей языкового материала.
3. Выборочное чтение ( выработка умения ориентироваться в тексте).
4. Самостоятельное чтение на уроке и дома произведений по теме чтения.
5. Просмотровое чтение: работа со знакомым текстом по выработке внимания к слову, детали.
6. Чтение – рассматривание: чтение и использование дополнительной информации, иллюстраций и аппарата книги.
7. Выразительное чтение детей с целью показа «своего» отношения к произведению, герою, а также участие в конкурсе чтецов.
8. Чтение по ролям.
9 Придумать свое окончание к рассказу, сравнить с окончанием автора.
10. Составить вопросы к тексту.
11. Взрослый читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагая ребенку закончить чтение.
12. Взрослый предлагает проблемный вопрос, для ответа на который у ребенка нет необходимых знаний, предлагает найти ответ на поставленный вопрос в тексте.
На следующей ступени работы с текстом необходимо достижение понимания на уровне смысла.
Здесь формируются умения понимать, запоминать и воспроизводить прочитанное. С помощью этих умений осуществляется глубокое, полноценное восприятие произведения. Учащиеся выполняют и творческие задания: иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование.

Используя такие методы обучения, необходимо знать, какие читательские умения должны быть у учащимися. Ученики должны уметь:
- различать стихотворение, рассказ, сказку, загадку, пословицу ,басню, отличать художественное произведение от научно – познавательной;
- составлять план небольшого эпического произведения, выделять события и устанавливать их последовательность, мотивировать поступки героев;
- находить в тексте слова и выражения, характеризующие героя и окружающую его обстановку (пейзаж, интерьер), оценивать события, поступки персонажей;
- выявлять смысл прочитанного произведения и формулировать его своими словами, соотносить смысл и заглавие произведения;
- определять содержание незнакомой книги по ее элементам (титульный лист, оглавление, иллюстрации, аннотация);
- выразительно читать произведения разных жанров с передачей собственного отношения к героям и событиям;
- выражать с помощью интонации свое отношение к содержанию текста( в авторском повествовании, описаниях, рассуждениях, диалогах), составлять устный краткий и развернутый ответ на вопрос;
- подбирать материал для высказывания о самостоятельно прочитанной книге, ее авторе или литературном герое ( привести факты, поступки, выразить к ним отношение);
- составлять рассказ по плану;
- читать детские газеты и журналы;
- пользоваться аппаратом книги. Каталогом, справочником. Некоторыми сведениями об авторе.
В целях развития техники чтения младших школьников использую ряд методов чтения:
- метод Федоренко-Пальченко;
- жужжащее чтение. Все ученики в течение пяти минут читают одновременно вслух, каждый со своей скоростью. При этом закрывают руками уши;
-если ребенок не любит читать , то необходимо режим щадящего чтения. Ребенок читает одну-две строки и отдыхает;
-ежеурочные пятиминутки чтения. Урок начинается с того, что дети 5 минут читают в режиме жужжащего чтения свою любимую книгу;
-в конце урока останавливается три –четыре минуты для того , чтобы произвести самопроверку скорости чтения. Условием контроля за самостоятельной работой ученика является заполнение учащимися следующей формы отчета.
Дата. Количество слов за1 мин. Количество слов за2 мин Количество слов за3 мин Количество слов за4 мин Количество слов за5 мин Наз-е и автор текста, вопросы по тексту
Через неделю можно обнаружить увеличение скорости чтения. Очень полезно сравнивать достигнутые детьми результаты. Однако нельзя допускать соревнования слабых и сильных учеников между собой.
Выполнять такие упражнения :1. Столбик слов. Поочередно читать слова вслух в столбике слов , стараясь за одну минуту прочитать все большее количество раз этот столбик.
2. Написать буквы и прочитать их. Звуковая разминка.
А-о-у-ы-и-э; а-у, а-о, ы-и, э-а, и-э; аоуэ, аиуоэ.
С-з-ж, ш-ж-с, жа-ча-ща, жба-жбэ.
3. Читать скороговорки, каждый раз увеличивая темп.
4. Выбрать из данного текста слова, в которых 4-5 слогов, научиться их проговаривать.
5. Игра «Фотоглаз». Сфотографировать и «сохранить» ( запомнить) несколько слов, написанных взрослым, и ответить на вопрос, есть ли слово, которое произносит взрослый, в перечне или нет?
6. Найти нужную строку в тексте ( упр-е тренирует вертикальное движение глаз по станице).
7. Сравнение скорости чтения известного текста и незнакомого.
8. Чтение за взрослым ( упр-е вырабатывает скорость произношения слов).
9. За одну минуту найти в тексте слова на какую – либо букву.
10. Найти вторую половину слова:
Кос-ничий мо-мент ко-на
Лес-та ро-вок го-са Пар-мос со-тор вес-род.

Что нужно сделать, чтобы процесс чтения был занимательным? Работа над текстом не должна быть однообразно. Вот виды работы:
- чтение самого интересного места в рассказе или стихотворении;
- нахождение по данному началу или концу предложения всего напечатанного предложения;
- чтение «выше нормы» (в основном это домашнее чтение, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения . путем тренировок дома набирает 10-15 слов);
- нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа;
- чтение и установление, что правдиво, а что вымыщлено (для сказки);
- чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу или поговорку;
- чтение и рассказ о том , чем понравилось произведение, что запомнилось в нем;
- установление путем чтения причинно- следственных связей;
- чтение названия рассказа ( как можно еще назвать?);
- чтение по ролям;
- чтение , пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы;
- «живая картинка» (один читает, мимикой лица реагирует на услышанное);
- нахождение в тексте двух-, трех-, четырехсложных слов;
- нахождение в рассказе и чтение сочинений: а) сущ+прил..; б) сущэ+ гл.; в) мест+глаг.;
- чтение и пометка непонятных слов;
- чтение с выписыванием указанных слов для тематического словаря;
- комбинированное чтение ( учитель – ученики);
- нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально;- нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т.д.;
- конкурсное чтение стихотворения;
- нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо. быстро, медленно;
- кто быстрее найдет в тексте слово заданное учителем или учеником правило;
- нахождение в рассказе самого длинного слова.
Творческое чтение сродни исследовательской деятельности. Оно развивает индивидуальные, личные , духовные особенности ребенка, его интересы, социальные оценочные позиции, глубинную сферу его интеллекта – самосознание.
Чтение как духовная деятельность развивает, творит, обогащает внутреннее «Я» читателя, активизирует ,обогащает его сознания, культивирует эмоции, переживания, соединяя их невидимо с переживаниями, состоянием души героев произведения. Чтение является одним из основных условий формирования мыслительных способностей ребенка.
Обязательно ли чтение на время? Читая на время ,ребенок перестает думать о чем-либо другом, кроме того, как бы успеть. Он торопится, а в результате пропускает буквы, слова, вместо одного слова читает другое, добавляет слова, которых в тексте нет. При этом он находится в страшном напряжении. О каком понимании может идти речь, если ребенок думает только об одном: «Как бы успеть!».
Обучение чтению на скорость приводит к автоматическому чтению. Ребенок уподобляется машине , роботу, который бездумно выполняет какие-то функции. Нельзя требовать от ученика быстрого чтения. Надо всегда помнить, что у каждого человека во всем своя скорость. Нельзя заставить
человека делать быстро то, что он делает медленно. При обучении чтению очень важно соблюдать принцип постепенности, не торопясь идти от буквы к слову, от слога к слову. Если мы дадим ребенку возможность усваивать материал в меру своих способностей, то со временем скорость чтения может возрасти. Есть проверенный способ чтения по слогам. Нужно следить, чтобы ученик отчетливо выговаривал каждый звук, каждый слог. Ни в коем случае нельзя подсказывать чтение слова, произнести слова за ученика. Учителя и родители должны понять, что умение правильно читать – залог успеха ребенка в школе. Выразительное , правильное и осознанное чтение – самый важный шаг к получению хорошего образования.