Рабочая программа по сельскохозяйственному труду 7 класс


ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат № 10 VIII вида»
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
____________Т.В. Колтунова
_____________ 2016г.
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО
на заседании МО
трудового обучения
Протокол № _____________ 2016г.
Руководитель МО
_______________ С.Г.Журавлева УТВЕРЖДАЮ:
Директор общеобразовательной организации
____________В.И. Часнык
_______________ 2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМУ ТРУДУ
ДЛЯ 7 КЛАССА
НА 2015 -2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Настоящая программа разработана на основе
адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Вариант I
Разработчик программы:
Соболева Татьяна Яковлевна,
учитель трудового обучения, учитель аттестован на соответствие занимаемой должности.
Педстаж - 27 лет.
с. Александровское
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………
Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по сельскохозяйственному труду для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по сельскохозяйственному труду для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 7 классе.
Особенности организации учебной деятельности обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету «Сельскохозяйственный труд» в 7 классе .

Учебно-тематическое планирование уроков сельскохозяйственного труда для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 7 классе.
Планируемые результаты освоения обучающимися, воспитанниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предмета «Сельскохозяйственный труд» в 7 классе.
Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы по предмету «Сельскохозяйственный труд» в 7 классе.


1. Пояснительная записка.
1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по учебному предмету «Сельскохозяйственный труд»:
1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).
2. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).
3. Конституция Российской Федерации (1993 года).
4. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (с изменениями от 22.12.2008 г.).
5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
6. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года № 436 – ФЗ;
7.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
8. Указ Президента РФ "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы".
9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
10.Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, раздел Концепция развития образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р).
11.Концепция развития математического образования в Российской Федерации, распоряжение Правительства РФ от 24.12.2013г. №2506-р.
12.Концепция школьного филологического образования (русский язык и литература) проект при реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 №11-рп. и на основании конкурса, проведённого обществом «Знание» России, Москва, «Русское слово»,2015г.
13. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р.
14. Концепция развития дополнительного образования детей, распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
15. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897).
17. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598).
18. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599).
19. План действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС ОВЗ), утвержденного 11 февраля 2015 г. за № ДЛ-5/07вн.
20. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
21. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
22. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г.
23. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
24. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, на 2014-2015 учебный год».
25. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 08.06.2015 г № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253».
26. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 28.12.2015 г № 1529 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253».
27. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373».
28. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897».
29. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413»;
30. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 26.01.2016 г № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253».
31. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).
32. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».
33. Письмо Минобразования РФ от 24 января 2003 г. N 01-50-25/32-05 "О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью".
34. Приложение №07-778 от 9 апреля 2014 г. к письму Минобнауки России от 09.04. 2014 г. № НТ-392/07 «Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
35. Письмо Минобрнауки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
36. Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.02.2015 № ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ».
37. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
38. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ".
39. Методические рекомендации по внедрению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в систему работы образовательных учреждений РФ РГПУ им. А.И.Герцена Санкт-Петербург, 2015г.
40.Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ в редакции от 30.03.2015 (http://fgos-ovz.herzen.spb.ru).
41. Закон Ставропольского края от 30.07.2013 N 72-кз «Об образовании».
42. Устав ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10».
43. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10» на 2016-2017 учебный год.
44. Учебный план для обучающихся, воспитанников 5-9 классов ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10 VIII вида» Вариант I на 2016-2017 учебный год.
1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по сельскохозяйственному труду для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 7 классе.

Настоящая Программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант I .
Программа по предмету «Сельскохозяйственный труд» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класса составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с с умственной отсталостью, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации.
Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся, воспитанников 7 класса. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане. Распределение учебных часов и контрольных работ по четвертям осуществляется следующим образом:
136 часов - год
4 часа в неделю
плановых контрольных работ- 3
практических работ- 51
упражнений-3
самостоятельных работ-3
экскурсий-2
Адресат: Рабочая учебная программа по предмету «Сельскохозяйственный труд» предназначена для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класса общеобразовательной организации.
Срок реализации настоящей программы по предмету «Сельскохозяйственный труд» - 1 учебный год.
Соответствие Государственному образовательному стандарту.
Рабочая программа по предмету «Сельскохозяйственный труд» обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класса детализирует и раскрывает содержание Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599, в образовательной области «Технология», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Сельскохозяйственный труд» .
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Базовыми для программы по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» являются разделы «Растениеводство» и «Животноводство». Программный материал включает в содержание с постепенным наращиванием сведений по каждой теме, а также сезонность полевых работ. Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на занятиях природоведения, естествознания и математики.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). Изучение материала программы, связанного с практическими работами, предваряется необходимым минимумом теоретических сведений.
Программа 7 класса состоит из тем, раскрывающих особенности уборки корнеплодов, выращивания капусты и лука, обработки ягодных кустарников. Есть темы, содержащие элементарные теоретические сведения об овощеводстве на защищенном грунте, о плодоводстве и семеноводстве. Приводятся данные по агрохимии — свойства и применение основных минеральных удобрений. На занятиях по животноводству обучающиеся знакомятся с правилами содержания свиней.
Цель курса: формирование трудовых навыков личности, приобщение к общечеловеческим ценностям. Изучение сельскохозяйственного труда направлено на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения обучающихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда:
- уметь различать биологические и морфологические особенности картофеля и гороха;
- уметь применять агротехнические сведения для возделывания овощей;
- уметь распознавать, сортировать и убирать овощи;
- знать с кормами для кроликов и учить распознавать их;
- знать с породами кроликов, учить распознавать их и ухаживать за ними;
-уметь работать с ручным инвентарем при уборке и подготовке почвы в осенне-весенний период (грабли, лопата);
-воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
Задачи:
1. Образовательные задачи, для реализации которых учителю необходимо осуществлять руководство познавательной деятельностью детей с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), пространственного воображения; стимулировать учебно-познавательную деятельность обучающихся по овладению знаниями и умениями.
2. Коррекционно-развивающие задачи предполагают целенаправленное развитие мышления обучающегося, воспитанника (памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы, трудоспособности).
3. Воспитательные задачи - целенаправленное формирование позитивных качеств личности, мировоззрения, нравственных убеждений и культуры труда.
2. Особенности организации учебной деятельности для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)
Основные направления коррекционной работы по предмету:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие высших психических функций.
Формы обучения:
- урок,
-практическая работа,
- самостоятельная работа,
- фронтальная работа,
-индивидуальная работа.
Методы обучения.
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, информация;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – рисование с натуры, декоративное рисование, упражнения, игры и творческие задания.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода.
Типы уроков:
- актуализация знаний и умений;
- урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала);
- комплексное применение знаний и умений;
- урок закрепления знаний, умений, навыков;
- выработка практических умений;
- обобщение и систематизация знаний и умений;
-комбинированный урок;
-нестандартные уроки (урок-игра, урок- творческая мастерская и др.)
Используются ТСО: ММО (мультимедийное оборудование), видеофрагменты фильмов (DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции .
Система межпредметных связей.
Обучение сельскохозяйственному труду носит предметно практическую направленность, тесно связано с другими учебными предметами:
-развитием устной речи, предметными уроками, экскурсиями ,
-чтением (текста изучаемого материала, дополнительной литературы, пословиц, загадок);
-математикой (произведение расчетов корма, посадочного материала, рациона кормления животных, разметка участков для посадки);
- письмом (прививаются графические навыки при штриховке и раскрашивании рисунка, развитие мелкой моторики, зрительно- двигательной координации);
-трудовым обучением (умение анализировать свою работу и работу товарища, организация рабочего места, выработка необходимы навыков по уходу за животными и растениями).
Использование педагогических технологий:
-технологии коррекционно- развивающего обучения,
- технология личностно- ориентированного обучения,
-технология информационно-коммуникативная,
- технологии игровые,
- технологии здоровьесберегающие,
- информационно - коммуникационные технологии,
- проблемно - поисковые технологии.
Основными видами деятельности обучающихся, воспитанников по предмету являются:
-беседа (диалог),
-работа с книгой,
-практическая деятельность: выполнение практической работы по пооперационным картам, рисунку, плану, наглядному изображению,
-работа по карточкам,
-работа по плакатам,
-составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте,
-самостоятельная работа .
Методы стимуляции:
-демонстрация натуральных объектов,
-индивидуально-дифференцированное обучение,
-наглядные пособия, раздаточный материал,
-создание увлекательных, проблемных ситуаций,
-занимательные упражнения,
-экскурсии,
-декады трудового обучения,
-участие в конкурсах.
Контроль знаний.
Типы контроля:
-внешний контроль (осуществляется преподавателем над деятельностью учащегося);
-взаимный контроль (осуществляется учащимся над деятельностью товарища под контролем преподавателя);
-самоконтроль (осуществляется учащимся над собственной деятельностью под контролем преподавателя).
Виды контроля:
-предварительный контроль,
-текущий контроль ,
-периодический (рубежный) контроль ,
-итоговый контроль .
Методы контроля:
-словесный контроль (беседа, рассказ ученика, объяснение, работа с учебником, работа по технологическим картам, схемам);
-практический контроль (упражнения, карточки, тесты ,выполнение практических, лабораторных работ)
№ Вид контрольных работ Сроки проведения
1 Диагностическая 2 Промежуточная 3 Итоговая 3.Учебно-тематическое планирование уроков сельскохозяйственного труда для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) в 7 классе.
№ Дата Тема урока Кол-во
часов Тип урока Знания и умения на уроке Коррекционные приёмы Словарь Оборудование Повторение Домашнее задание
Теорет
ческий Практи-
ческий 1 четверть(36 часов)
Вводное занятие (1 час).
1 Вводное занятие. Оценка результатов обучения за 6 класс. План работы в 7 классе. Охрана труда. Спецодежда. 1 вводный Правила поведение в кабинете с/х. труда, на участке. коррекция познавательной активности Охрана труда. Спецодежда. Уборка лука (8 часов).
2 Признаки созревания лука. Сроки уборки. 1 Изучение нового материала и первичного закрепления Знать признаки созревания лука, сроки уборки. Коррекция мотивации на основе закрепленного материала. Лук-севок, лук-репка. ММО Рис.1 «Просушка семенников лука в пучках», рис. 2 «Дозаривание семян лука» с. 4,5 Наглядно -дидактическое пособие «Овощи»
Ноутбук HP
рис.Лук-севок, лук-репка. Группы овощей С.12-13
3 Способы хранения репчатого лука и лука-севка. 1 комбинированный Способы хранения лука Коррекция внимания Репчатый лук и лук севок 4 Диагностическая контрольная работа. 1
Контроль и коррекция знаний Проверка знаний, умений и навыков по теме: «корма для свиней. кормление и уход за ними» Коррекция аналитико-синтетической деятельности Тесты, учебные принадлежности 5 Работа над ошибками. 1 Актуализация знаний и умений Умение анализировать выполненную работу Коррекция мышления Тетрадь, учебник, учебные принадлежности 6 Просушка лука перед закладкой на хранение. Признаки полной просушки луковиц. 1 Комбини-рованный Уметь просушивать лук. Коррекция речевого восприятия. Наружные чешуи(рубашка) признаки созревания лука, сроки уборки. С.14
7 Выборка лука из рядков, раскладка для просушки. 1 Выработка практических умений Практическая работа Ориентировка в задании по образцу. Коррекция развития точности движения. ММО Технологическая карта Правила поведения во время практической работы 8 Проверка степени просушки. 1
Выработка практических умений Практическая работа Уметь определить степень просушки Коррекция зрительного восприятия. Правила поведения во время практической работы С.16-17
9 Отбор лука – толстошея для первоочередного использования. 1 Выработка практических умений Практическая работа Уметь определить степень просушки Коррекция зрительного восприятия. Правила поведения во время практической работы С.16-17
Уборка стеблей с семенами моркови и свеклы и семенных головок лука (6 часов).
10 Признаки созревания семенных зонтиков у моркови и соплодий у свеклы. 1 Изучение нового материала и первичного закрепления Знать признаки созревания семенных зонтиков у моркови и соплодий у свеклы. Коррекция познавательной активности на основе аналитико-синтетической деятельности. семенных зонтики, соплодия Гербарий «для начальной школы» (30 видов с иллюстрациями)семенных зонтики, соплодия
ММО Рис. 3 «Цветение моркови» с. 7, рис. 4 «Созревание семян моркови» с. 8 Признаки созревания лука. 11 Сроки уборки моркови и свеклы. Дозревание семян. 1 Актуализация знаний и умений Знать сроки уборки. Коррекция познавательной активности на основе аналитико-син- тетической деятельности на сравнение, анализ и классификацию. дозревание семян Таблицы «биология 6 класс»
Натуральный образец Признаки созревания корнепло-дов С.7, 10
12 Срезка стеблей моркови у основания. 1 Выработка практических умений Практическая работа Уметь срезать стебли. Коррекция аналитико-синтетической деятельность на основе сравнения. Натуральный образец Техника безопасности при работе С.8,11
13 Срезка стеблей свеклы у основания. 1 Выработка практических умений Практическая работа Уметь срезать стебли. Коррекция аналитико-синтетической деятельность на основе сравнения. Натуральный образец Техника безопасности при работе С.8,11
14 Размещение срезанных стеблей для просушки и дозревания семян. 1 Выработка практических умений Практическая работа Умение размещения стеблей для просушки Коррекция мотивации на основе упражнений на совместную деятельность на практической основе. 15 Срезка семенных головок лука и укладка на просушку. 1 Выработка практических умений Практическая работа Уметь срезать стебли, укладывать на просушку. Коррекция моторики ножницы Техника безопасности при работе С.4,8,10

Уборка столовых корнеплодов и учёт урожая (12 часов).
16 Сроки уборки столовых корнеплодов. Правила подкапывания корнеплодов. 1 Изучение нового материала и первичного закрепления Понятие о сроках уборки. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений на запоминание. .Шейка, головка, корень. Наглядно -дидактическое пособие «Овощи»
ММО
Рисунок 12 «Строение корнеплодов свеклы и моркови» с. 18, рисунок 13 «свеклоуборочный комбайн» с. 19, рисунок 14 «Корнеуборочная машина» с. 19, рисунок 16 «Подкапывание корнеплодов моркови» с. 20 Сроки уборки семенниковстоловых корнепло-дов С.18
17 Способы учета урожая и урожайности. 1 Комбини-рованный Понятие об урожае и урожайности. Коррекция мышления на основе упражнений на подсчет урожая и урожайности. Свекло-подъемник. ММО Технологическая карта «Учет урожая, урожайность» Сроки уборки 18 Правила обрезки ботвы. 1 Комбини-рованный Формировать знания по обрезке ботвы корнеплодов. Коррекция познавательной активности на основе упражнений на сравнение.
Плечики, корнеплод. ММО Рисунок 17 «Обрезка продовольственных корнеплодов свеклы и корнеплодов – маточников» с. 21, рисунок 18 «Обрезка продовольственных корнеплодов моркови» с. 21 П ММО Рисунок 17 «Обрезка продовольственных корнеплодов свеклы и корнеплодов – маточников» с. 21, рисунок 18 «Обрезка продовольственных корнеплодов моркови» с. 21равила подкапывания С. 18,19,22
19 Хранение корнеплодов. 1 Комбини-рованный Знание о хранении корнеплодов. Коррекция активности учащегося на основе мотивации учеников. Контейнер. Наглядно -дидактическое пособие «Овощи»
ММО
Рис.Контейнер. Правила обрезки ботвы. С.24
20 Сортировка корнеплодов. Признаки нестандартной продукции. 1 Обобщения и систематизация знаний и умений Знание о правильности сортировки корнеплодов. Коррекция памяти Стандартные размеры 21 Подкапывание корнеплодов моркови и уборка их рядков. Складывание в кучу ботвой в одну сторону. 1 Выработка практических умений Практическая работа Умение планировать работу по инструкции Коррекция аналитико-синтетическая деятельность на основе классификации. ММО
Рис. Подкапывание корнеплодов Требования к качеству уборки С.24-25
22 Уборка корнеплодов свеклы из рядков, складывание в кучу ботвой в одну сторону. 1 Выработка практических умений Практическая работа Умение планировать работу по технологической карте. Коррекция аналитико-синт етической деятельности на основе анализа, сопоставления в условиях предметной практической деятельности. Техника безопасности при работе С.24
23 Обрезка ботвы у столовых корнеплодов. 1 Выработка практических умений Практическая работа Умение правильно проводить обрезку ботвы Коррекция моторики рук Техника безопасности при обрезке Уборка и скармливание ботвы животным. 1 Выработка практических умений Практическая работа Умение правильно проводить обрезку ботвы Коррекция моторики рук Техника безопасности при обрезке 24 Закладка корнеплодов на хранение. Сортировка корнеплодов. Отбор не стандартной продукции. 1 Выработка практических умений Практическая работа Умение вести самоконтроль Коррекция аналитико-синт етической деятельности на основе упражнений на сравнение ММО Рис.«Стандартные корнеплоды столовой свеклы и столовой моркови» с. 25, технологическая карта «Сортировка столовых корнеплодов» с. 26 Техника безопасности при работе С.24
25 Учет урожая в корзинках и ведрах. Определение массы столовых корнеплодов в одном ведре и в одной корзине. 1 Выработка практических умений Практическая работа Умение правильно определить массу столовых корнеплодов Коррекция внимания. Техника безопасности при работе П.с.21-22
26 Подсчет общей массы урожая и расчет урожайности. 1 Выработка практических умений Практическая работа Умение правильно определить массу столовых корнеплодов Коррекция внимания. Техника безопасности при работе П.с.21-22

Ягодные кустарники и уход за ними (7 часов).
27 Смородина, крыжовник, малина, как ягодные кустарники. Другие виды ягодных кустарников, распространение в местных условиях. Виды смородины (черная, красная, золотистая). Строение ягодного кустарника и особенности плодоношения. 1 Изучение нового материала и первичного закрепления Характеристика плодовых культур. Коррекция зрительного восприятия. Дерево, куст, травянистые растения. Наглядно -дидактическое пособие «Ягоды лесные».
Набор карточек «Ягоды».
Ноутбук HP рис.
Фрукты, ягоды 28 Уход за ягодными кустарниками. 1 Комбини-рованный Знать правила ухода за кустарниками. болезни, вредителей. коррекция познавательной активности Микроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы) Таблицы «биология 6 класс»
Строение ягодного кустарника С.37-40
29 Болезни и вредители смородины, крыжовника, малины. Распознавание вредителей. 1 Комбини-рованный Знать правила ухода за кустарниками. болезни, вредителей. коррекция познавательной активности Микроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы) Таблицы «биология 6 класс»
Строение ягодного кустарника С.37-40
30 Обрезка засохших ветвей смородины и отплодоносивших стеблей малины. болезни, вредителей. 1 Выработка практических умений Практическая работа Уметь выполнять задания, применять знания на практике. Индивидуаль-ное коррекционное воздействие на основе практических заданий. Садовая ножовка, секатор Болезни и вредители С.30
31 Удаление обрезанных стеблей из сада. 1 Выработка практических умений Практическая работа Уметь выполнять задания, применять знания на практике. Индивидуаль-ное коррекционное воздействие на основе практических заданий. Садовая ножовка, секатор Болезни и вредители С.30
32 Внесение органических удобрений под кустарники. 1 Выработка практических умений Практическая работа Умение организовать и спланировать работу. Коррекция эмоционально волевой сферы и пространственной ориентации. Правило работы лопатой 33 Вскапывание почвы вокруг кустарников. 1 Выработка практических умений Практическая работа Умение организовать и спланировать работу. Коррекция эмоционально волевой сферы и пространственной ориентации. Правило работы лопатой
Практическое повторение. (2 часа)
34 Осенняя перекопка почвы. 1 Выработка практических умений Практическая работа Коррекция моторики ММО
Правила работы с лопатой 35 Самостоятельная работа «Определение репчатого лука, пригодного для хранения». 1 Контроля и коррекции знаний и умений Самостоя-тельная работа Умение планирования, организации и самоконтроля. Коррекция познавательной деятельности на основе практической деятельности. II ЧЕТВЕРТЬ (21 час)
35 Вводное занятие. 1 вводный Правила поведение в кабинете с/х. труда, на участке. коррекция познавательной активности Охрана труда. Спец.одежда.
Заготовка почвы из теплицы и парника (2 часа).
36 Состав земляной смеси для парников и теплиц (дерновая или огородная земля, перегной и торф). Соотношение частей земляной смеси, используемых для различных целей. Хранение составных частей земляной смеси. Время заготовки смеси. 1 Изучение нового материала и первичного закрепления Иметь представление о видах почвенной смеси. Коррекция внимания Дерновая почва, почвенная смесь Коллекция «почва и ее состав».
Технологическая карта Заготовка почвенной смеси для парников и посевных ящиков» с. 78 «Состав почвы» с. 76 37 Заготовка дерновой почвы и доставка её к месту хранения. Укладка дерновой почвы под навес. Заготовка перегноя на месте старого навозохранилища и доставка к месту хранения. 1 Выработка практических умений Практическая работа Уметь составлять земляную смесь. Уметь выполнять задания с небольшой помощью учителя. Коррекция аналитико-синт. деятельности с целью синтеза, сопоставления в практических условиях. Дерновая почва Спецодежда, лопаты, носилки С.78
38 Доставка торфа. Размещение нужного количества почвы, перегноя и торфа под стеллажами теплицы. 1 Выработка практических умений Практическая работа Уметь составлять земляную смесь. Уметь выполнять задания с небольшой помощью учителя. Коррекция аналитико-синт. деятельности с целью синтеза, сопоставления в практических условиях. Дерновая почва Спецодежда, лопаты, носилки С.78

Подготовка парника к зиме (2 часа).
39 Значение парника для выращивания рассады овощных культур. Почвенный грунт в парнике: состав, дальнейшее использование. Необходимость выемки грунта из парника. 1 Изучение нового материала и первичного закрепления Дать понятие о значении парника при выращивании рассады. Коррекция познавательной активности на основе упражнений на запоминание. Коллекция «почва и ее состав».
Коллекция «минеральные удобрения».
40 Выемка парникового грунта лопатами, погрузка на транспортные средства, вывоз и укладка в штабель. 1 Выработка практических умений Практическая работа Умение организовывать и контролировать. Коррекция активизации учащихся в практическом направлении. парник ММО Рис.Парник Спецодежда, Правила работы с лопатой С.79-80

Свиноферма (3 часов).
41 Свинья, как домашнее животное. Разведение свиней в коллективных и фермерских хозяйствах. Требования к свинарнику. 1 Изучение нового материала и первичного закрепления Понятие о свинье, свиноферме. Коррекция воздействия на речевое развитие путем упражнений на запоминание. Производственные группы. Набор карточек «Домашние животные»
Плакат домашние животные и птица. Происхождение свиней С.129-131
42 Виды свиней: хряк, свиноматки, поросята-сосунки, поросята-отъемыши, откормочные. Особенности внешнего строения свиньи. 1 Комбинированный Понятие о свинье, свиноферме. Коррекция воздействия на речевое развитие путем упражнений на запоминание. Производственные группы. Набор карточек «Домашние животные»
Плакат домашние животные и птица. Происхождение свиней С.129-131
43 Содержание свиней в коллективных хозяйствах (оборудования свинарников станками для индивидуального или группового содержания различных видов свиней, кормушки с механической раздачей корма, поилки, щелевые полы). Содержание свиней в индивидуальном и фермерском хозяйствах. Оборудование школьной свиноводческой фермы. 1 Комбинированный Понятие об устройстве и оборудовании свинофермы. Коррекция слухового восприятия на основе упражнений на запоминание, анализ. Индивидуальные станки, сосковые поилки. ММО Рис.Индивидуальные станки, сосковые поилки. Содержание свиней в домашних условиях С.133-134
44 Коллективное хозяйство, фермерское или крестьянское подсобное хозяйство. Свиноферма или свинарник. 1 Экскурсия Наблюдение за поведением свиней. Коррекция эмоционально волевой сферы. Правила поведения во время экскурсий Определение видов свиней. 1 обобщение Содержание свиней на школьной свиноферме (2 часа).
45 Виды свиней содержащихся на школьной свиноферме. Устройство станка для содержания свиньи. Помещение для приготовления кормов и его оборудование. Летний лагерь для свиней. 1 Изучение нового материала и первичного закрепления Дать представление о содержании свиней на школьной ферме. Аналитико-синтетическая деятельность с целью анализа в абстрактной форме. Хряк, сосунки, подсосные ММО Рис.виды свнней, породы свиней С.137-139
46 1 Уборка летнего лагеря для свиней. Очистка территории уборка кормушек под навес. Простейший ремонт ограждения и навеса. 1 Выработка практических умений Практическая работа Формировать практические умения по уборке на свиноферме. Аналитико- синтетическая деятельность с целью анализа в практической деятельности. Спецодежда Правила работы на животноводческой ферме
Корма для свиней (5 часа).
47 Виды корма для свиней (зерновой, зелёный, отходы технических производств, животного происхождения). Витаминные и минеральные подкормки. Основные зерновые корма (кукуруза, ячмень, овес для поросят). 1 Изучение нового материала и первичного закрепления Знать виды кормов. Аналитико-синт. деятельность с целью анализаклассификации, сравнения, выделении признаков на предметной основе. Отруби, минералы, мука, углеводы. ММО
Таблица «Виды кормов» С.150-152
48 Сочные корма (кормовая свекла, морковь, бахчевые). Зеленый корм (свежая зелень). 1 Комбини-рованный Знать виды кормов. Аналитико-синт. деятельность с целью анализаклассификации, сравнения, выделении признаков на предметной основе. Отруби, минералы, мука, углеводы. ММО
Таблица «Виды кормов» С.150-152
49 Отходы технического производства (отруби, жом, барда). 1 Комбини-рованный Знать виды сочных кормов, отходов технических производств. Коррекция познавательной активности на основе упражнений на запоминание. Жом, барда, жмых. Виды корма для свиней С.151
50 Корма животного происхождения (мясная и мясокостная мука) молоко и продукты его переработки (обрат, сыворотка, пахта). Комбинированные корма. Пищевые отходы. Питательные вещества в корме 1 Комбини-рованный Знать виды сочных кормов, отходов технических производств. Коррекция познавательной активности на основе упражнений на запоминание. Жом, барда, жмых. Виды корма для свиней С.151
51 Сравнение кормов по питательности, классификация кормов. 1 Выработка практических умений Упражнение Уметь распознавать вид корма для свиней. Коррекция активизации учащихся на основе упражнений на классификацию. Натуральные образцы Спецодежда Виды корма для свиней С.152

Кормление откормочных свиней (3 часа).
52 Нормы и рацион кормления свиней. Зависимость нормы и рациона кормления от групповой принадлежности и возраста свиней. 1 Изучение нового материала и первичного закрепления Понятие о норме и рационе кормления свиней. Коррекция мотивации на основе упражнений на совместную деятельность. Норма, рацион, кормовая единица Питательные вещества в корме С.154-155
53 Нормы и рацион кормления откормочной свиньи, кратность кормления. 1 Комбини-рованный Знать нормы и рационы кормления Коррекция мышления Норма, рацион, кормовая единица Питательные вещества в корме 54 Подготовка кормов к вскармливанию. Пищевые отходы как основной вид корма для свиней на школьной свиноферме. Правила скармливания пищевых отходов свиньям. 1 Комбини-рованный Знать нормы и рационы кормления Коррекция мышления Норма, рацион, кормовая единица Питательные вещества в корме 55 Мойка и измельчение свеклы или тыквы. Закладка зерна и измельченных сочных кормов в бак или чан для варки. Добавка травяной муки или измельченного клеверного ссека, а так же мела и соли по норме в остывшую, но ещё теплую кормовую массу. Проверка температуры влажного корма. Раздача оставшейся кормовой массы. 1 Выработка практических умений Практическая работа Умение подготавливать к скармливанию.
Умение организовать и планировать работу. Коррекция аналитико-синт. деятельности на основе упражнений на сравнение и анализ на практической основе. Мойка-корнерезка Спецодежда Правила работы на свиноферме С.152-154
56 Закладка новой порции корма для варки. Раздача свежих пищевых отходов в промежутках, когда овоще зерновая смесь варится и остывает. 1 Выработка практических умений Практическая работа Умение подготавливать к скармливанию.
Умение организовать и планировать работу. Коррекция аналитико-синт. деятельности на основе упражнений на сравнение и анализ на практической основе. Мойка-корнерезка Спецодежда Правила работы на свиноферме С.152-154

Уборка свинарника (4 часа).
57 Оптимальная температура и влажность воздуха в свинарнике. Необходимость поддержания чистоты в свинарнике (станках и проходах), а так же в помещении для приготовления корма. 1 Изучение нового материала и первичного закрепления Знать о необходимости поддержания чистоты. Аналитико-синт. деятельность с целью анализа в абстрактной форме. Оптимальная. ММО Рис.инвентарь для уборки Инвентарь для уборки Правила безопасной работы.
58 Инвентарь для уборки. Правила безопасной работы. 1 комбинированный Знать о необходимости поддержания чистоты. Аналитико-синт. деятельность с целью анализа в абстрактной форме. Оптимальная. ММО Рис.инвентарь для уборки Инвентарь для уборки Правила безопасной работы.
59 Промежуточная контрольная работа. 1 Контроль и коррекция знаний Проверка знаний, умений и навыков по теме: «корма для свиней. кормление и уход за ними» Коррекция аналитико-синтетической деятельности Тесты, учебные принадлежности 60 Работа над ошибками 1 Актуализация знаний и умений Умение анализировать выполненную работу Коррекция мышления Тетрадь, учебник, учебные принадлежности 61 Чистка кормушек, удаление навоза из станков. Удаление навоза из проходов, вывоз его за пределы свинарника. Раскладка чистой подстилки в станках. 1 Выработка практических умений Практическая работа Уметь планировать работу в совместной беседе. Индивидуаль-ное коррекционное воздействие на основе практической деятельности. Спецодежда Правила работы с лопатой 62 Мойка бака или чана для варки кормовой смеси. Чистка посуды для раздачи корма. Уборка помещения для приготовления корма. 1 Выработка практических умений Практическая работа Уметь планировать работу в совместной беседе. Индивидуаль-ное коррекционное воздействие на основе практической деятельности. Спецодежда Правила работы с лопатой
Практическое повторение.
63 Подготовка кормов к скармливанию свиньям. 1 Выработка практических умений Практическая работа Подсчет массы зернового и сочного корма для указанного числа откормочных свиней, согласно принятому в школе рациону кормления. Коррекция познавательной деятельности на основе практических заданий. Спецодежда Правила работы на свиноферме 64 Раздача кормов, уборка свинарника. 1 Выработка практических умений Практическая работа Подсчет массы зернового и сочного корма для указанного числа откормочных свиней, согласно принятому в школе рациону кормления. Коррекция познавательной деятельности на основе практических заданий. Спецодежда Правила работы на свиноферме 65 Самостоятельная работа «подсчет массы зернового и сочного корма для указанного учителем числа откормочных свиней». 1 Контроля и коррекции знаний и умений Самостоятельная работа Отмеривание подсчитанного количества корма для закладки на варку. Коррекция мышления Школьные принадлежности, калькулятор III ЧЕТВЕРТЬ (28 ЧАСОВ)
66 Вводное занятие 1 Вводный Правила поведение в кабинете с/х. труда, на участке. Коррекция познавательной активности Охрана труда. Спецодежда.
Минеральные удобрения (8 часов).
67 Виды удобрений (минеральные, органические). Виды минеральных удобрений. 1 Изучение нового материала и первичного закрепления Понятие о минеральных удобрениях, об элементах питания растений. Аналитико-синтетическая деятельность с целью анализа, классификации, сопоставления на предметной основе. Углевод, водород, азот, кислород, фосфор, калий, кальций. Коллекция «минеральные удобрения».
Органические удобрения С.61
68 Элементы питания растений, содержащихся в минеральных удобрениях. 1 комбинированный Понятие о минеральных удобрениях, об элементах питания растений. Аналитико-синтетическая деятельность с целью анализа, классификации, сопоставления на предметной основе. Углевод, водород, азот, кислород, фосфор, калий, кальций. Коллекция «минеральные удобрения».
Органические удобрения С.61
69 Наиболее распространенные азотные удобрения. 1 Комбинированный Понятие об азотных удобрениях Коррекция слухового восприятия Сульфат аммония, аммиачная селитра, мочевина Коллекция «минеральные удобрения».
Виды минеральных удобрений С.61-62
70 Фосфорные удобрения. 1 Комбинированный Понятие об фосфорных удобрениях Коррекция зрительного восприятия Суперфосфат Коллекция «минеральные удобрения». Азотные удобрения. 71 Калийные удобрения. 1 Комбинированный Понятие об калийныхных удобрениях Коррекция памяти Хлористый калий, сульфат калия Коллекция «минеральные удобрения». Фосфорные удобрения. С.62
72 Комплексные минеральные удобрения (аммофос, нитрофоска). Преимущества комплексных минеральных удобрений. 1 Комбинированный Понятие о комплексных удобрениях. Коррекция мотивации на основе упражнений на совместную деятельность. Калийная селитра, аммофос, нитрофоска , нитроаммофоска, древесная зола Коллекция «минеральные удобрения». Калийные удобрения. С.62-63
73 Цвет удобрений. Хранение удобрений.
Смешивание минеральных удобрений с органическими.
Правила внесения минеральных удобрений в почву. 1 Калийная селитра, Знание о хранении удобрений, какие удобрения можно смешивать. Коррекция познавательной активности на основе упражнений на запоминание. Коллекция «минеральные удобрения».
Комплексные минеральные удобрения 74 Определение вида минеральных удобрений. 1 Выработка практических умений Упражнение Распознавание вида минеральных удобрений. Индивидуальное коррекционное воздействие ч/з упражнения. Коллекция «минеральные удобрения».
С.68-69

Кормление свиноматки и уход за ней (4 часа).
75 Виды свиноматки (холостая, супоросная, подсосная). Нормы и рационы кормления свиноматки. 1 Изучение нового материала и первичного закрепления Понятие о видах свиноматке. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений «слово-картинка». Свиноматка, холостая, супоросная, подсосная. ММО Рис.виды свнней, породы свиней Группы свиней С. 155
76 Содержание свиноматки в индивидуальном станке. Особенности кормления свиноматки. Уход за свиноматкой накануне опороса и сразу после него. 1 Комбинированный Понятие о содержании и кормлении свиноматки. Коррекция слухового восприятия на основе упражнений на запоминание. Опорос. ММО Индивидуальные станки, сосковые поилки.
Виды свиноматок 77 Уборка станка, смена подстилки. 1 Выработка практических умений Практическая работа Умение организовать рабочее место и планировать работу в беседе. Индивидуальное коррекционное воздействие на основе практической деятельности. Спецодежда Содержание свиноматок С.156
78 Подготовка и раздача кормов, обильная подстилка перед опоросом. Обработка сосков свиньи перед первым кормлением поросят. 1 Выработка практических умений Практическая работа Умение организовать рабочее место и планировать работу в беседе. Индивидуальное коррекционное воздействие на основе практической деятельности. Спецодежда Содержание свиноматок С.156

Основные плодовые деревья (8 часов).
79 Яблоня, груша, слива – основные плодовые деревья средней полосы России. Строение плодового дерева. 1 Изучение нового материала и первичного закрепления Понятие о строении плодового дерева. Коррекция познавательной активности на основе работы по схеме. Корневая система, крона. Гербарий культурных растений.
Плакат «плодовые деревья» С.42
80 Рост, развитие и плодоношение основных плодовых деревьев. Косточковые и семечковые плодовые деревья, различия в их размножении. 1 Коррекция и развитие Понятие роста, развития. Коррекция мотивации на основе упражнений на совместную деятельность. Семечковые, косточковые. Коллекция «плоды сельскохозяйственных растений»
81 Сорта плодовых деревьев. Выращивание саженца плодового дерева. 1 Комбинированный Понятие о саженцах, о плодовых и листовых почках. Коррекция слухового восприятия на основе упражнений на запоминание. Рост, развитие, плодоношение.
Листовые, плодовые. Ранние, средние, поздние, низкорослые, среднерослые, колон новидные С.42-45
82 Плодовые и листовые почки на плодовом дереве. Характер кроны и цвет кроны плодового дерева 1 Комбинированный Понятие о саженцах, о плодовых и листовых почках. Коррекция слухового восприятия на основе упражнений на запоминание. Рост, развитие, плодоношение.
Листовые, плодовые. Ранние, средние, поздние, низкорослые, среднерослые, колон новидные С.42-45
83 Безлистный сад плодовых деревьев (яблоня, груша, слива, вишня). 1 Экскурсия Наблюдение за появлением листьев и цветов. Коррекция эмоционально волевой сферы. Безлистный сад Правила поведения во время экскурсий П.с.42-45
84 Определение плодового дерева по характеру кроны и цвету кроны.
1 Выработка практических умений Упражнение Распознавание плодового дерева, почек. Коррекция зрительного восприятия Натуральные 85 Определение плодовой и листовой почки. 1 Выработка практических умений Упражнение Распознавание плодового дерева, почек. Коррекция зрительного восприятия Натуральные
Заготовка навоза для парника (2 часа).
86 Навоз, как биотопливо для парника. Конский навоз лучший вид биотоплива. Подготовка других видов навоза, для использования в качестве биотоплива. Правила укладки навоза, приёмы разогрева. 1 Изучение нового материала и первичного закрепления Понятие о навозе, как биотопливе. Коррекция слухового восприятия на основе упражнений на запоминание. Домашние животные С.80-81
87 Выбор места для укладки навоза в штабель. Подвоз навоза к месту укладки. Прослойка жидкого навоза соломой. Укрытие верхнего слоя соломой во избежание промерзания штабеля. Перебивка навоза для разогревания перед закладкой в парник. 1 Выработка практических умений Практическая работа Умение организовать работу, планировать в беседе. Коррекция моторики Спецодежда Правила работы с лопатой Капуста (5 часов).
88 Пищевая ценность капусты. Особенности капусты как двулетнего растения. Капуста 1го и 2го года жизни. 1 Изучение нового материала и первичного закрепления Понятие о биологических особенностях капусты. Ознакомить с основными сортами белокочанной капусты. Коррекция воздействия на речевое развитие путем упражнений на уточнение. Биологические особенности. Таблицы по природоведению. (1-3класс) Группы овощей С.83-85
89 Капуста ранних, средних и поздних сортов. Наиболее распространенные современные сорта ранней, средней и поздней капусты. 1 Комбини-рованный Понятие о сроках созревания капусты Аналитико-синт. деятельность с целью сравнения. Ранняя, средняя, поздняя. ММО Рис. капуста С.90-91
90 Сорта капусты, пригодные для потребления в свежем виде, квашении и зимнего хранения кочанов. 1 Комбини-рованный Понятие о различных сортах. Коррекция мышления. Ранняя, средняя, поздняя. ММО Рис. капуста С.90-91
91 Плотность кочанов ранней, средней и поздней капусты. 1 Комбини-рованный Понятие о различных сортах. Коррекция зрительного восприятия Ранняя, средняя, поздняя. ММО Рис. капуста С.90-91
92 Рассадный и без рассадный способ выращивания капусты 1 Комбини-рованный Понятие о различных сортах. Коррекция слухового восприятия. Ранняя, средняя, поздняя. ММО Рис. капуста С.90-91

Набивка парника навозом (2 часа).
93 Глубина набивки котлована парника навозом. Правила укладки навозом. 1 Изучение нового материала и первичного закрепления Знать правила укладки навоза Коррекция слухового восприятия на основе упражнений на сравнение. Перебивка навоза, горение навоза С.81
94 Подвоз навоза к парнику, укладка в котлован. Добытка навоза после осаждения. Укрытие парника пленочными рамами. 1 Выработка практических умений Практическая работа Наблюдение за температурой навоза и температурой горения. Спецодежда Правила работы с лопатой С.82

Посев семян капусты (3 часа).
95 Сроки посева семян капусты ранних, средних, поздних сортов. Целесообразность выращивания в школьных условиях ранней и поздней капусты. 1 Изучение нового материала и первичного закрепления Понятие о сроках посева семян капусты. Коррекция мотивации на основе совместной деятельности. ММО Рис. капуста Капуста ранних, средних, поздних сортов. 96 Подготовка земляной смеси. Заполнение посевных ящиков земляной смесью. Полив земляной смеси слабым раствором марганца 1 Выработка практических умений Практическая работа Умение планировать работу в беседе. Коррекция мотивации на основе совместной деятельности в абстрактной форме и практической деятельности. Маркеры, трамбовка С.91-92
97 Выравнивание почвы в ящике после просушки. Разметка посевных рядков с помощью маркера. Раскладка и заделка семян в рядках. Полив посева теплой водой, укрытие пленкой и установка ящиков в теплое место.. 1 Выработка практических умений Практическая работа Умение планировать работу в беседе. Коррекция мотивации на основе совместной деятельности в абстрактной форме и практической деятельности. Маркеры, трамбовка С.91-92

Подготовка парника под рассаду (2 часа).
98 Состав земляной смеси для выращивания рассады капусты. Глубина насыпки грунта в парник. 1 Изучение нового материала и первичного закрепления Знать состав земляной смеси. Коррекция активности учащихся на основе упражнений. Земляная смесь Виды смесей С.94-95
99 Смешивание дерновой земли с перегноем и торфом. Подвоз смеси к парнику. Насыпка земляной смеси поверх навоза глубиной не менее 18 см. укрытие парника рамами. 1 Выработка практических умений Практическая работа Уметь заполнять парник земляной смесью на нужную глубину. Коррекция активности учащихся на основе упражнений на запоминание в абстрактной и практической основе. Спецодежда Правила работы с лопатой С.95

Выращивание рассады капусты (6 часов).
100 2.04 Условия для выращивания здоровой рассады капусты. 1 Изучение нового материала и первичного закрепления Знать условия для выращивания рассады. Коррекция слухового восприятия на основе упражнений на запоминание. Рассада, холодные рассадники,пикировка ММО Рис.65 пикировка сеянца капусты С.93-94
101 Заболевания рассады в парнике и меры предупреждений заболеваний. Закалка сеянцев. 1 комбинированный Знать условия для выращивания рассады. Коррекция слухового восприятия на основе упражнений на запоминание. Рассада, холодные рассадники,пикировка ММО Рис.65 пикировка сеянца капусты С.93-94
102 Признаки готовности сеянцев к пикировке. Правила пикировки. Уход за рассадой в парнике. 1 комбированный Знать условия для выращивания рассады. Коррекция слухового восприятия на основе упражнений на запоминание. Рассада, холодные рассадники,пикировка ММО Рис.65 пикировка сеянца капусты С.93-94
103 Снижение температуры в помещении после появления всходов капусты (вынос ящиков в прохладное место). Умеренный полив. 1 Выработка практических умений Практическая работа Уметь наблюдать за рассадой. Аналитико-синт. деятельность на основе упражнений на сравнение и анализ, сопоставление в условиях практической деятельности. Пикировка. Спецодежда Правила работы с с/х инвентарем 104 Подготовка парника к пикировке рассады: полив, маркировка. Пикировка рассады. Полив и прореживание. 1 Выработка практических умений Практическая работа Уметь наблюдать за рассадой. Аналитико-синт. деятельность на основе упражнений на сравнение и анализ, сопоставление в условиях практической деятельности. Пикировка. Спецодежда Правила работы с с/х инвентарем IV ЧЕТВЕРТЬ ( 24 часа)
105 Вводное занятие 1 Вводный Правила поведение в кабинете с/х. труда, на участке. Коррекция познавательной активности Охрана труда. Спец-одежда.
Зеленные овощи (3 часа).
106 Виды зеленных овощей (салат, шпинат, петрушка, укроп). 1 Изучение нового материала и первичного закрепления Понятие о видах зеленых овощах. Коррекция познавательной активности на основе упражнений на запоминание. Шпинат, сельдерей, черешки, щавель, ревень, эстрагон, тархун Гербарий «для начальной школы» (30 видов с иллюстрациями) Гербарий культурных растений.
Группы овощей 107 Виды салата (листовой, кочанный, листовая горчица, кресс-салат). 1 комбинированный Понятие о видах зеленых овощах. Коррекция познавательной активности на основе упражнений на запоминание. Шпинат, сельдерей, черешки, щавель, ревень, эстрагон, тархун Гербарий «для начальной школы» (30 видов с иллюстрациями) Гербарий культурных растений.
Группы овощей 108 Достоинства зеленых овощей (раннее получение витаминных продуктов). Внешнее строение и особенности зеленых овощей. 1 Комбинированный Знание строения зеленных овощей и их достоинства Коррекция аналитико-синт. деятельности с целью классификации. Шпинат, сельдерей, черешки, щавель, ревень, эстрагон, тархун ММО Рис.72-76 стр.110 С.109-112

Выращивание овощей и редиса (6 часов).
109 Подготовка почвы под зеленые культуры. 1 Изучение нового материала и первичного закрепления Знать, как подготавливать почву под зеленые культуры. Коррекция слухового восприятия на основе упражнений на развитие. Шпинат, сельдерей, черешки, щавель, ревень, эстрагон, тархун Гербарий культурных растений.
С.115
110 Сроки посева редиса, салата, петрушки, укропа. Рассадный способ выращивания салата кочанного. 1 Комбини-рованный Знать сроки посева. Коррекция логического мышления на основе упражнений на анализ. Рассадный способ ММО Рис.81 стр .118 111 Способ посева салата, укропа, петрушки, редиса. 1 Обобщения и систематизация знаний и умений Знать способы посева. Коррекция мотивации на основе упражнений на анализ. Посев С.116-118
112 Сорта редиса, маркеры для разметки рядков 1 Обобщения и систематизация знаний и умений Знать способы посева. Коррекция мотивации на основе упражнений на анализ. Посев ММО
Сорта редиса С.116-118
113 Разбивка гряд для выращивания зеленых овощей и редиса. Разметка рядков под посев укропа, салата, петрушки. Разметка гряд зубовым маркером для посева редиса. 1 Выработка практических умений Практическая работа Ориентировка в задании по образцам конечного и промежуточного результатов. Коррекция аналитико-синт. деятельности на основе упражнений на сравнение. Пооперационная карта Спецодежда Правила работы с с/х инвентарем С.119
114 Посев семян укропа, салата, петрушки в рядки. Раскладка семян редиса в лунки, сделанного зубовым маркером. Заделка семян, полив. 1 Выработка практических умений Практическая работа Планирование на основе технологических карт в процессе беседы. Анализ в условиях практической деятельности. Спецодежда Правила работы с с/х инвентарем
Высадка капусты в открытый грунт и уход за ней ( 10 часов).
115 Сроки высадки рассады капусты в открытый грунт. 1 Изучение нового материала и первичного закрепления Знать сроки высадки рассады. Коррекция мотивации на основе совместной работы. ММО Рис. капустаРис. Рассада ка С.100
116 Способы посадки рассады ранних и поздних сортов. 1 комбинированный Знать сроки высадки рассады. Коррекция мотивации на основе совместной работы. ММО Рис. капустаРис. Рассада ка С.100
117 Требования капусты к плодородию почвы и её обработки. 1 Комбини-рованный Знать агротехнику капусты. Коррекция мышления на основе упражнений на сравнение. С. 100-102
118 Вредители и болезни капусты, меры борьбы с ними. 1 Комбини-рованный Знать меры борьбы. Коррекция познавательной активности на основе заданий. Рис, «вр.дители и болезни капусты» 120 Внесение навоза перед вспашкой под капусту. Выравнивание поверхности почвы после вспашки. 1 Выработка практических умений Практическая работа Умение вносить удобрения, выравнивать почву, проводить разметку маркером. Аналитико-синт. деятельность на основе упражнений на сопоставление. Спецодежда Правила работы с с/х инвентарем С.103-104
121 Разметка маркером мест посадки рассады в продольном и поперечном направлении. Выкопка лунок на пересечении маркерных линий. 1 122 Итоговая контрольная работа. 1 Контроля и коррекции знаний и умений Выявить ЗУН за учебный год Коррекция памяти Тесты, школьные принадлежности 123 Работа над ошибками. 1 Актуализация знаний и умений Умение проводить анализ выполненной работы Коррекция аналитико-синтетических функций Тесты, школьные принадлежности 124 Внесение в лунки перегноя, смешенного с минеральными удобрениями. Полив лунок. 1 Выработка практических умений Практическая работа Ориентировка в задании по конечному результату. Коррекция эмоционально волевой сферы. Спецодежда Правила работы с с/х инвентарем 125 Вынос рассады из парника, посадка её на почву в лунку и полив. 1 Выработка практических умений Практическая работа Ориентировка в задании по конечному результату. Коррекция эмоционально волевой сферы. Спецодежда Правила работы с с/х инвентарем
Выращивание редиса для получения семян (6 часов).
126 Получение семян редиса в год посева. Выращивание редиса специального для семенников.
Подбор сорта редиса для получения семян. 1 Изучение нового материала и первичного закрепления Знать, как получить семена редиса. Уметь подбирать сорт редиса на семена. Коррекция логического мышления на основе упражнений на запоминание. Технологическая карта « выращивание семян редиса» Гербарий «для начальной школы» (30 видов с иллюстрациями) Гербарий культурных растений. С.123-125
127 Приемы получения крупных корнеплодов редиса для использования в качестве семенников. 1 Выработка практических умений Знание приемов получения крупных корнеплодов редиса Аналитико-синт. деятельность с целью анализа, сравнения. Технологическая карта « выращивание семян редиса» Спецодежда Правила работы с с/х инвентарем 128 Внесение перегноя в гряду, перемешивание и выравнивание поверхности почвы. 1 Выработка практических умений Практическая работа. Уметь ориентироваться в задании. Аналитико-синт. деятельность с целью анализа, сравнения, сопоставления. Технологическая карта « выращивание семян редиса» Спецодежда Правила работы с с/х инвентарем 129 Разметка мест посадки семян маркером с увеличением расстояния между зубьями. Раскладка семян в лунки по одному семени. Заделка семян. 1 Выработка практических умений Практическая работа. Уметь ориентироваться в задании. Аналитико-синт. деятельность с целью анализа, сравнения, сопоставления. Технологическая карта « выращивание семян редиса» Спецодежда Правила работы с с/х инвентарем 130 Подготовка почвы для пересадки редиса, внесение перегноя. 1 Выработка практических умений Практическая работа Уметь подготавливать почву и корнеплод редиса для посадки Коррекция памяти, моторики рук Технологическая карта « выращивание семян редиса» Спецодежда Правила работы с с/х инвентарем 131 Отбор самых крупных корнеплодов с мощной розеткой листьев. Осторожное выкапывание корнеплодов. Осмотр их, удаление корня примерно наполовину ,обрезка листьев с сохранением в середине розетки. 1 Выработка практических умений Практическая работа Уметь подготавливать почву и корнеплод редиса для посадки Коррекция памяти, моторики рук Технологическая карта « выращивание семян редиса» Спецодежда Правила работы с с/х инвентарем
Практическое повторение. (5 часов)
132 Выкопка лунок на подготовленной гряде, пересадка корнеплодов в лунки полив. 1 Выработка практических умений Практическая работа Умения выкапывать лунки, пересаживать в них корнеплоды Коррекция моторики Спецодежда Правила работы с с/х инвентарем 133 Вскапывание почвы лопатой. Посадка картофеля. 1 Выработка практических умений Практическая работа Умения вскапывать почву, сажать картофель Коррекция активизации учащихся на основе анализа. Спецодежда Правила работы с с/х инвентарем 134 Разметка и разделка гряд, посев укропа. 1 Выработка практических умений Практическая работа Умения подготавливать почву под посев укропа Коррекция активизации учащихся на основе анализа, сопоставления. Спецодежда Правила работы с с/х инвентарем 135 Уход за свиньями. 1 Выработка практических умений Практическая работа Умение ориентироваться в задании по образцу. Коррекция развития точности движения. Спецодежда Правила работы с с/х инвентарем 136 Самостоятельная работа «Разделка и разметка гряды, посев укропа или другой зеленой культуры». 1 Контроля и коррекции знаний и умений Самостоятельная работа Умение планировать предстоящую деятельность Коррекция памяти, глазомера Спецодежда Правила работы с с/х инвентарем 4. Планируемые результаты освоения для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) предмета «Сельскохозяйственный труд » в 7 классе.
Всегда существовала и остаётся актуальной проблема социализации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проблема их подготовки к самостоятельной жизни. На занятиях они учатся организовывать своё рабочее место, правильно выполнить задание, управлять самим собой, анализировать и контролировать свои выполненные работы, а в последующем и поступки, учатся работать в группах, в коллективе. Умение анализировать и контролировать свои поступки способствует воспитанию чувства собственного достоинства, а значит, и социализации личности. У детей с умеренной отсталостью по предмету, воспитываются уважение к труду людей.

В 7 классе сельскохозяйственный труд изучают 13 обучающихся, из них 2 – обучение на дому. Подгруппа состоит из 6 обучающихся. По уровню познавательного развития и работоспособности класс находится на среднем уровне.
познавательного развития и работоспособности класс находится на среднем уровне.
С педагогической точки зрения, по усвоению учебного материала класс можно разделить на 4 уровня развития.
1. Обучающиеся, которые достаточно успешно овладевают материалом в процессе фронтального обучения, не нуждаются в индивидуальных занятиях. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, с незначительной помощью могут сделать элементарные выводы и обобщения. Эти школьники не испытывают больших затруднений при изменении заданий, они используют прошлый опыт для приобретения новых знаний. Достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают небольшие трудности. (Горемыкин Иван)
2. Обучающиеся, воспитанники характеризующие достаточно успешное овладение знаниями, но при объяснении встречается несколько ошибок (2—3), чем у представителей первой группы. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются не только в активизирующей помощи взрослого. С небольшой помощью учителя дети в состоянии сделать элементарные выводы и обобщения. У обучающихся немного снижен темп работы, допускаются ошибки, которые могут быть исправлены только с небольшой помощью, хотя незначительной (активизирующей, словесно-логической в виде наводящих вопросов). С простыми заданиями обучающиеся справляются успешно, в основном безошибочно. В более трудных случаях допускают ошибки и самостоятельно найти их не могут, исправляют их только с помощью учителя. Объясняют свои действия эти школьники недостаточно точно, расплывчато, без обобщения (Казарин Андрей)
3. Усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих обучающихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих обучающихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности обучающихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. В процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность. Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. (Терехова Наталья, Рыжков Василий)
4.Они нуждаются в постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. С заданием справится могут при помощи учителя. Связи, отношения, причинно- следственные зависимости ими осмысливаются частично. Поэтому необходимо решать следующие задачи: корригировать произвольное, непроизвольное внимание; развивать связную устную речь; развивать слуховой анализатор; развивать мелкую моторику кистей рук. Прививать навыки общения, умение контролировать свои поступки. (Наумов Артур)
Соответственно названным группам около 70% обучающихся способны освоить базовый уровень знаний, 50% - минимальный необходимый , а11% учащихся могут быть оценены лишь по результатам индивидуальных достижений.
На основе этих характеристик оценку «удовлетворительно» можно поставить, если верно выполнено от 11% до 40% заданий, оценку «хорошо» - от 40% до 65%, а оценку «очень хорошо» - свыше 65%.
Соответственно названным группам около 75% учащихся способны освоить базовый уровень знаний, а 25% учащихся могут быть оценены лишь по результатам индивидуальных достижений.
На основе этих характеристик оценку «удовлетворительно» можно поставить, если верно выполнено от 20% до 25% заданий, оценку «хорошо» - от 25% до 50%, а оценку «очень хорошо» - свыше 25%.
4.1 Критерии оценки достижения обучающихся, воспитанников.
Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей обучающихся, необходимо учитывать:
-правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, точность употребления терминов;
-самостоятельность ответа;
-степень сформированности интеллектуальных, общеучебных умений;
-речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
4.1.1 Оценка знаний обучающихся, воспитанников:
Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков обучающихся со сложными дефектами. При оценке устных ответов по сельскохозяйственному труду принимаются во внимание:
а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Отметка «5»:
— полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
— четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы термины;
— для ответа использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
— ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
— раскрыто основное содержание материала;
— в основном правильно даны определения понятий и использованы термины;
— ответ самостоятельный;
—определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
— усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
— определения понятий недостаточно четкие;
— не использованы в качестве обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
— допущены ошибки и неточности в использовании терминологии, определении понятий.
4.1.2 Оценка практических работ знаний обучающихся, воспитанников:
Отметка «5»:
- самостоятельно подготовился к работе , самостоятельно подготовил инвентарь работа;
- во время выполнения работы соблюдалась техника безопасности;
- выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно;
- темп работы высокий.
Отметка «4»:
- правильно подобран необходимый сельскохозяйственный инвентарь и спланирована предстоящая работа;
- работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения в качестве выполнения задания;
- темп работы средний.
Отметка «3»:
- правильно подобран необходимый сельскохозяйственный инвентарь
- работа не выполнена в заданное время;
- работа выполнялась самостоятельно или с небольшой помощью учителя;
- не соблюдалась последовательность операций или низкое качество выполнение задания.
4.1.3 Оценка теста обучающихся, воспитанников:
Отметка «5»:
- получают обучающиеся, воспитанники справившиеся с работой 100 - 90 %;
Отметка «4»:
- ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;
Отметка «3»:
- соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.
Не учитываются:
1-2 исправления сделанные учеником.
4.2 Планируемые результаты освоения курса
К концу года обучающиеся, воспитанники должны
знать:
Уборка лука, столовых корнеплодов и учет урожая.
Уборка стеблей с семенами столовых корнеплодов и семенных головок лука.
Ягодные кустарники и уход за ними.
Заготовка почвы для теплицы и парника
Подготовка парника под рассаду
Высадка капусты в открытый грунт и уход за ней
Виды свиней: Содержание свиней.
Виды корма для свиней .
Кормление и уход за свиньями.
Минеральное удобрение.
Основные плодовые деревья.
Сорта капусты.
Выращивание рассады капусты.
Виды зеленных овощей.
Выращивание редиса, салата, петрушки, укропа.
Выращивание редиса для получения семян
уметь:
Хранить овощи.
Составлять земляную смесь.
Выполнять работы в парнике.
Распознавать виды свиньи.
Ухаживать за свиньями.
Распознавать виды корма для свиньи.
Подсчитывать количество зерна и сочных кормов для суточного кормления группы откормочных свиней.
Распознавать виды минеральных удобрений.
Распознавать виды плодового дерева, плодовой и листовой почки.
Проводить разметку маркером. Выращивать капусту.
Пикировать рассаду.
Выращивать редис, салат, петрушку, укроп.
Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы по предмету «Сельскохозяйственный труд» в 7 классе.
5.1 Технические средства
Ноутбук «Hp Pavilion g series».
Проектор мультимедийный EPSON Multimedia Progector
Акустическая система SW-S2.1 900 Multi-Media 2.1 Speaker System
Экран настенный Economy 150 *150
Принтер-сканер Samsung Laser MFP (SCX – 400)
5.2 Наглядно-дидактические пособия:
Таблицы «биология 6 класс».
Таблицы по природоведению. (1-3класс)
Набор карточек «Домашние животные».
Демонстрационный материал. «Грызуны и зайцеподобные».
Гербарий «для начальной школы» (30 видов с иллюстрациями)
Гербарий лекарственных растений.
Гербарий культурных растений.
Стенды : «Учись трудиться», «Отрасли сельского хозяйства», «Охрана труда», стенд-выставка «Продукция сельского хозяйства», гербарий
5.3 Оборудование:
набор ручных инструментов (грабли, мотыги, лопаты, веерные грабли, лопаты штыковые, лопаты совковые, метла, веника, секатор, ножовки, ведра)
5.4Литература
Основные источники:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.И. Сивоглазова, Т.В. Шевыревой, Л.В. Кмытюк, В.В. Воронковой (сборник 2, издательство Москва «Владос», 2011г., допущен Министерством образования и науки РФ).
Учебник « Сельскохозяйственный труд» Ковалева Е.А. 7 кл, Москва «Просвещение», 2012г.
Дополнительные источники:
Сельскохозяйственный труд Ковалева Е.А. 7 кл/ рабочая тетрадь , Москва «Просвещение», 2007г.
Коллекция Комсомольской правды «Моя чудесная дача» Москва ЗАО Издательский дом «Комсомольская правда»,2012 г. ( в 30 томах)
Строительство теплиц. Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. Москва АСТ*Астрель , 2013 г.
«Свиноводство» И.А.Савич, Москва, «Колос», 2012г.
«Кормление свиней» Т.Куна, Москва , издательство сельскохозяйственной литературы, журналов и плакатов, 2010г.
«Настольная книга овощевода» Е.С.Каратаев,Б.Г.Русанов, А.В.Бешанов, Москва, ВО «АГРОПРОМИЗДАТ»,2012г.
«Справочник по гигиене сельскохозяйственных животных» А.П.Онегов, Ю.И.Дудырев, М.А.Хабибулов, Москва, РОССЕЛЬХОЗИЗДАТ, 2011г.
«Лук» В,П,Котов, Санкт-Петербург Терция, Москва ЭСКМО, 2013г.
«Морковь,петрушка…» сост. И.Путырский, В.Прохоров, П.Родионов. Ростов –на-Дону, «Феникс»,2014г.
«Лук, чеснок» сост. И.Путырский, В.Прохоров, П.Родионов. Ростов –на-Дону, «Феникс»,2014г.
«Капуста», Ростов–на-Дону, «Феникс»,2014г.

Разработчик программы:
Соболева Татьяна Яковлевна
учитель сельскохозяйственного труда.
_________________Подпись