Рабочая программа по сельскохозяйственному труду 6 класс


ГКОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат № 10»
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
____________Т.В. Колтунова
_____________ 2016г.
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО
на заседании МО
трудового обучения
Протокол № ________ 2016г.
Руководитель МО
_______________ С.Г.Журавлева
УТВЕРЖДАЮ:
Директор общеобразовательной организации
____________В.И. Часнык_______________ 2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМУ ТРУДУ
ДЛЯ 6 КЛАССА
НА 2016 -2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Настоящая программа разработана на основе
адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Вариант I
Разработчик программы:
Соболева Татьяна Яковлевна,
учитель трудового обучения, учитель аттестован на соответствие занимаемой должности.
Педстаж - 27 лет.
с. Александровское
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ……………………………………...
Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по сельскохозяйственному труду для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по сельскохозяйственному труду для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 6 классе.
Особенности организации учебной деятельности обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Сельскохозяйственный труд» в 6 классе .
Учебно-тематическое планирование уроков сельскохозяйственного труда для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 6 классе.
Планируемые результаты освоения обучающимися, воспитанниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предмета «Сельскохозяйственный труд» в 6 классе.
Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы по предмету «Сельскохозяйственный труд» в 6 классе.

Пояснительная записка.
1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по учебному предмету «Сельскохозяйственный труд»:
1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).
2. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).
3. Конституция Российской Федерации (1993 года).
4. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (с изменениями от 22.12.2008 г.).
5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
6. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года № 436 – ФЗ;
7.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
8. Указ Президента РФ "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы".
9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
10.Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, раздел Концепция развития образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р).
11.Концепция развития математического образования в Российской Федерации, распоряжение Правительства РФ от 24.12.2013г. №2506-р.
12.Концепция школьного филологического образования (русский язык и литература) проект при реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 №11-рп. и на основании конкурса, проведённого обществом «Знание» России, Москва, «Русское слово»,2015г.
13. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р.
14. Концепция развития дополнительного образования детей, распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
15. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897).
17. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598).18. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599).19. План действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС ОВЗ), утвержденного 11 февраля 2015 г. за № ДЛ-5/07вн.
20. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».21. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».22. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г.
23. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
24. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, на 2014-2015 учебный год».
25. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 08.06.2015 г № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253».
26. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 28.12.2015 г № 1529 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253».
27. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373».
28. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897».
29. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413»;
30. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 26.01.2016 г № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253».
31. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).
32. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».
33. Письмо Минобразования РФ от 24 января 2003 г. N 01-50-25/32-05 "О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью".
34. Приложение №07-778 от 9 апреля 2014 г. к письму Минобнауки России от 09.04. 2014 г. № НТ-392/07 «Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
35. Письмо Минобрнауки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
36. Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.02.2015 № ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ».
37. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
38. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ".
39. Методические рекомендации по внедрению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в систему работы образовательных учреждений РФ РГПУ им. А.И.Герцена Санкт-Петербург, 2015г.
40.Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ в редакции от 30.03.2015 (http://fgos-ovz.herzen.spb.ru).
41. Закон Ставропольского края от 30.07.2013 N 72-кз «Об образовании».
42. Устав ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10».
43. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10» на 2016-2017 учебный год.
44. Учебный план для обучающихся, воспитанников 5-9 классов ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10 VIII вида» Вариант I на 2016-2017 учебный год.
1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по сельскохозяйственному труду для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) в 6 классе.
Настоящая Программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант I.
Программа по предмету «Сельскохозяйственный труд» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класса составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, способствует их умственному развитию, содержит материал, направленный на разностороннее развитие личности обучающихся, воспитанников способствует их умственному развитию. Программа включает осенние сельскохозяйственные работы - обработка почвы, уборка картофеля, уход за ягодными кустарниками посадка чеснока. На занятиях по растениеводству обучающиеся знакомятся с основами овощеводства и полеводства, с биологическими особенностями и технологией выращивания столовых корнеплодов, репчатого лука, лука – севка. Узнают о свойствах и условиях хранения органических удобрений, способах получения компоста. Научатся ухаживать за курами, гусями, овцами и козами. Программный материал, поможет обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации.
Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся, воспитанников 6 класса. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане.
Распределение учебных часов и контрольных работ по четвертям осуществляется следующим образом:
136 часов - год
4 часа в неделю
плановых контрольных работ- 3
практических работ- 51
упражнений-3
самостоятельных работ-4
экскурсий-1
Адресат: Рабочая учебная программа по предмету «Сельскохозяйственный труд» предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класса общеобразовательной организации.
Срок реализации настоящей программы по предмету «Сельскохозяйственный труд» - 1 учебный год.
Соответствие Государственному образовательному стандарту: рабочая программа по предмету «Сельскохозяйственный труд» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класса детализирует и раскрывает содержание Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599, в образовательной области «Технология», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Сельскохозяйственный труд» .Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Базовыми для программы по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» являются разделы «Растениеводство» и «Животноводство». Программный материал включает в содержание с постепенным наращиванием сведений по каждой теме, а также сезонность полевых работ. Программа 6 класса включает осенние сельскохозяйственные работы, это обработка почвы, уборка картофеля, уход за ягодными кустарниками, посадка чеснока. На занятиях по растениеводству обучающиеся знакомятся с основами овощеводства и полеводства, с биологическими особенностями и технологией выращивания столовых корнеплодов, репчатого лука, лука-севка. Также ребята узнают о свойствах и условиях хранения органических удобрений, способах получения компоста. Присутствуют темы по уходу за курами, утками, гусями , овцами и козами.. Преподавание базируется на знаниях, получаемых обучающимися на занятиях сельскохозяйственного труда 5 класса, естествознания и математики.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). Изучение материала программы, связанного с практическими работами, предваряется необходимым минимумом теоретических сведений.
Теоретическая подготовка заключается, прежде всего, в формировании ведущих понятий технологий сельского хозяйства – сорт, порода, урожайность, продуктивность и т.д.
Цель курса:
Изучение сельскохозяйственного труда направлено на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения обучающихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда:
-знания особенностей овощеводства, птицеводства;
- учить ухаживать за овцами и козами;
- учить выращивать морковь и свеклу;
- знакомить с крупным рогатым скотом, со способами содержания и ухода за коровами;
- развивать умение работать лопатой;
- развивать умение выращивать чеснок, лук;
- развивать умения ухаживать за ягодными кустарниками;
- развивать умения распознавать виды органических удобрений;
- развивать умения размечать участок согласно способу посева;
- развивать умения распознавать разнопродуктивность коз;
- развивать умения распознавать овощи, виды полевых культур, стандартные столовые корнеплоды, виды лука.
- уметь работать с ручным инвентарем при уборке и подготовке почвы в осенне-весенний период (грабли, лопата);
-воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
Задачи:
1. Образовательные задачи, для реализации которых учителю необходимо осуществлять руководство познавательной деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья, пространственного воображения; стимулировать учебно-познавательную деятельность обучающихся по овладению знаниями и умениями.
2. Коррекционно-развивающие задачи предполагают целенаправленное развитие мышления обучающегося, воспитанника (памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы, трудоспособности).
3. Воспитательные задачи - целенаправленное формирование позитивных качеств личности, мировоззрения, нравственных убеждений и культуры труда.
2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) .Основные направления коррекционной работы по предмету:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие высших психических функций.
Формы обучения:
- урок,
-практическая работа,
- самостоятельная работа,
- фронтальная работа,
-индивидуальная работа.
Методы обучения.
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, информация;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – рисование с натуры, декоративное рисование, упражнения, игры и творческие задания.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода.
Типы уроков:
- актуализация знаний и умений;
- урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала);
- комплексное применение знаний и умений;
- урок закрепления знаний, умений, навыков;
- выработка практических умений;
- обобщение и систематизация знаний и умений;
-комбинированный урок;
-нестандартные уроки (урок-игра, урок- творческая мастерская и др.)
Используются ТСО: ММО (мультимедийное оборудование), видеофрагменты фильмов (DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции .Система межпредметных связей.
Обучение сельскохозяйственному труду носит предметно практическую направленность, тесно связано с другими учебными предметами:
-развитием устной речи, предметными уроками, экскурсиями ,-чтением (текста изучаемого материала, дополнительной литературы, пословиц, загадок);
-математикой (произведение расчетов корма, посадочного материала, рациона кормления животных, разметка участков для посадки);
- письмом (прививаются графические навыки при штриховке и раскрашивании рисунка, развитие мелкой моторики, зрительно- двигательной координации);
-трудовым обучением (умение анализировать свою работу и работу товарища, организация рабочего места, выработка необходимы навыков по уходу за животными и растениями).
Использование педагогических технологий:
-технологии коррекционно- развивающего обучения,
- технология личностно- ориентированного обучения,
-технология информационно-коммуникативная,
- технологии игровые,
- технологии здоровьесберегающие,
- информационно - коммуникационные технологии,
- проблемно - поисковые технологии.
Основными видами деятельности обучающихся по предмету являются:
-беседа (диалог),
-работа с книгой,
-практическая деятельность: выполнение практической работы по пооперационным картам, рисунку, плану, наглядному изображению,
-работа по карточкам,
-работа по плакатам,
-составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте,
-самостоятельная работа .Методы стимуляции:
-демонстрация натуральных объектов,
-индивидуально-дифференцированное обучение,
-наглядные пособия, раздаточный материал,
-создание увлекательных, проблемных ситуаций,
-занимательные упражнения,
-экскурсии,
-декады трудового обучения,
-участие в конкурсах.
Контроль знаний.
Типы контроля:
-внешний контроль (осуществляется преподавателем над деятельностью учащегося);
-взаимный контроль (осуществляется учащимся над деятельностью товарища под контролем преподавателя);
-самоконтроль (осуществляется учащимся, воспитанниками над собственной деятельностью под контролем преподавателя).
Виды контроля:
-предварительный контроль,
-текущий контроль ,-периодический (рубежный) контроль ,-итоговый контроль . Методы контроля:
-словесный контроль (беседа, рассказ ученика, объяснение, работа с учебником, работа по технологическим картам, схемам);
-практический контроль (упражнения, карточки, тесты, выполнение практических, лабораторных работ)
№ Вид контрольных работ Сроки проведения
1 Диагностическая 2 Промежуточная 3 Итоговая 3. Учебно-тематическое планирование уроков сельскохозяйственного труда для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) в 6 классе.
№ дата Тема Тип урока Коррекционные и развивающие
приемы Словарь Оборудование Знания, умения и навыки Повторении е Домашнее задание
Теор. Прак. 1 четверть (36 часов)
1 Вводное занятие.
Анализ обучения за 5 класс. Задачи обучения в предстоящем учебном году. Охрана труда. Спецодежда. вводный Коррекция и развитие внимания Спец.одежда, охрана труда Спец.одежда, инструкции по ТБ Знать спец. одежда, техника безопасности Основные разделы изученные в 5 классе Уборка картофеля ( 7 часов)
2 Сроки уборки картофеля. Изучение нового материала, первичное закрепление Коррекция слухового восприятия Ботва, наземная часть растения, клубни ММО
Рисунок «Растения картофель», «Клубни картофеля» Знать сроки уборки картофеля Строение клубня картофеля Стр.4, пункт 1 «Сроки уборки»
3 Правила выкопки клубней без повреждений. комбинированный Коррекция аналитико-синт. функции Клубень, картофелеуборочный комбайн, плуг, фитофтороз Наглядно -дидактическое пособие «Овощи»
ММО
Рисунок «картофелеуборочный комбайн», «Плуг», «Лопата» Знать правила окопки клубней без повреждений Стр. 4 , пункт 2 «Способы уборки», пункт 3 «Особенности уборки клубней при поражении картофеля фитофторозом»
4 Выкопка клубней картофеля. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция двигательных операций клубни Лопата, спец.одежда, с/х оборудование Уметь выкапывать картофель Т.Б. пользования лопатой 5 Диагностическая контрольная работа. Контроля и коррекции знаний и умений Проверка знаний, умений и навыков за прошедший год Коррекция памяти Тесты
Тетрадь, ручка, карандаш 6 Работа над ошибками. Актуализация знаний и умений Умение проводить анализ выполненной работы Коррекция аналитико-синтетической деятельности Тетрадь, ручка, карандаш Стр. 5, пункт 1 Просушка и сортировка клубней» 7 Сбор клубней картофеля и их просушка. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция аналитико-синтетической функции Клубни, просушка Ведра, спец.одежда Уметь собирать клубни картофеля и просушивать его Повторение правил сан. Гигиен. норм Стр.6, пункт 3 «Закладка клубней на хранение»
8 Закладка клубней на хранение в тару. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция мелкой моторики Контейнер, закром Ведра, спец. одежда Уметь закладывать клубни картофеля на хранение Правила безопасной работы при уборке и закладке клубней на хранение. Стр. 8 Прак. Раб. «Уборка картофеля и закладка клубней на хранение»
Почва и ее обработка ( 10 часов)
9 Общие представления о почве и пахотном слое. Значение почвы для выращивания растений. Изучение нового материала и первичного закрепления Коррекция внимания Почва, пахотный слой, плодородие почвы, элементы питания ММО
Рис. «Почвенный разрез» Знать что такое пахотный слой и значение почвы для растений Неживая природа. Почва. Виды почвы. (Природоведение – 5 кл.) Стр. 9 «Почва», стр. 16, пункт 1.
10 Удобрение почвы. комбинированный Коррекция аналитико-синтетической функции удобрение Памятка «Значение удобрения почвы» Знать значение удобрения почвы Строение почвы Запись в тетрадях
11 Обработка почвы с помощью лопаты. комбинированный Коррекция мышления Вспашка, боронование, культивация,
Ручная обработка почвы, лопата ММО
Рис
«Разрыхление и перекапывание пахотного слоя при вспашке», рис. «лопата» Знать обработку почвы с помощью лопаты Пахотный слой. Его значение. Стр. 16, пункт 2 «Виды обработки почвы», стр. 17, пункт 1 «Перекопка почвы»
12 Правила вскапывания почвы лопатой. комбинированный Коррекция внимания Штык, полштыка, лопата борозда ММО
Рис. «захват почвы при перекопки»,
рис. «Укладка пласта почвы на боковую часть борозды» Знать правила вскапывания почвы лопатой Строение лопата, правила пользования лопатой. Стр. 20 «Правила перекапывания почвы лопатой»
13 Требования к качеству вскапывания. комбинированный Коррекция слухового восприятия вскапывание Карточки «Требования к качеству вскапывания» Знать требования к качеству вскапывания Правила безопасной работы лопатой Стр. 18,19 «Требования к качеству перекапывания», «Ручной инвентарь для обработки почвы»
14 Выбор лопаты. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция аналитико-синтетич. функции Лопата, штык, ушко, плечико, штык ММО
Рис. «Лопата» Уметь выбирать лопату Строение лопаты Запись в тетради
15 Осмотр участка и определение направления борозд. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция глазометаборозда с/х инвентарь Уметь определять направление борозд на участке Состав почвы 16 Прокладывание первой борозды. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция двигательных операций Первая борозда ММО
Рис. «Измерение глубины вспашки линейкой и бороздомером» Уметь прокладывать борозду Виды почв 17 Соблюдение глубины вскапывания и слитности борозд. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция зрения Глубина, борозда линейка Уметь соблюдать глубину вскапывания Песчаные, глинистые почвы Подготовка почвы под посадку чеснока ( 5 часов)
18 Требования к обработке почвы под чеснок. Изучение нового материала и первичное закрепление Коррекция внимания Рыхлая почва, удобренная почва Графический рисунок «Требования к подготовке почвы» Знать требования к обработке почвы под чеснок с/х инвентарь, необходимый для обработки почвы Стр. 24, пункт 1 «Подготовка почвы»
19 Разметка участка под чеснок. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция зрительного восприятия разметка с/х инвентарь, спец. одежда Уметь размечать участок под чеснок Правила работы с лопатой Нарисовать луковицу чеснока
20 Разметка гряд под чеснок. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция глазомера гряда с/х инвентарь, спец. одежда Уметь размечать гряды под чеснок Правила работы в группе Обозначить строение луковицы чеснока
21 Вскапывание участка. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция двигательных операций вкапывание с/х инвентарь (лопата), спец. одежда Уметь вскапывать участок Т.Б. при работе с лопатой Нарисовать растение чеснока
22 Рыхление и выравнивание участка граблями. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция мелкой моторики Рыхление, выравнивание с/х инвентарь (грабли), спец. одежда Уметь рыхлить и выравнивать участок граблями Т.Б. при работе с граблями Обозначить на рис. Части растения
Осенний уход за ягодными кустарниками ( 5 часов)
23 Ягодные кустарники, распространенные в местных условиях. Изучение нового материала и первичного закрепления Коррекция внимания Ягодные кустарники Ноутбук HP
Рис. «Ягодные кустарники»
Набор карточек «Ягоды»
Знать ягодные кустарники, распространенные в местных условиях Деревья и кустарники, произрастающие на садовом участке. Стр. 28 «Ягодные кустарники»
24 Необходимость обработки почвы при уходе за ягодными кустарниками. комбинированный Коррекция памяти Штык, полштыка Графический рисунок «Ягодные кустарники» Знать причины обработки почвы при уходе за ягодными кустарниками Строение лопаты Стр. 29 «уход за ягодными кустарниками»
25 Правила вскапывания почвы вокруг ягодных кустарников, глубина вскапывания. комбинированный Коррекция мышления Штык, полштыка Знать правила вскапывания почвы вокруг ягодных кустарников Т.Б. при работе с лопатой Стр. 30 «Уход за ягодными пункт 2 «Уход
26 Вскапывание почвы вокруг малины. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция двигательных операций Спец. одежда, полштыка, штык с/х инвентарь: лопата, спец. одежда Уметь вскапывать почву Т.Б. при работе с лопатой Нарисовать куст и ягоды малины, подписать части растения
27 Вскапывание почвы вокруг смородины. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция мелкой моторики Спец. одежда, полштыка, штык с/х инвентарь: лопата, спец. одежда Уметь вскапывать почву Т.Б. при работе с лопатой Нарисовать куст и ягоды смородины, подписать части растения
Посадка чеснока (5 часов)
28 Сроки посадки чеснока. Изучение нового материала и первичного закрепления Коррекция аналитико-синтетической функции Средняя полоса, вторая половина сентября «Календарь сезонных изменений природы» Знать сроки посадки чеснока Повторение «Подготовка почвы» Стр. 24, пункт 2 «Сроки и способы посадки», абзац 1
29 Подготовка посадочного материала. комбинированный Коррекция мышления Зубок, луковица Натуральный материал (луковицы чеснока),
ММО
рис. 14 «Строение луковицы чеснока» стр. 23
Наглядно -дидактическое пособие «Овощи» Знать правила подготовки посадочного материала Строение растения. Стр. 22, пункт 2 «Некоторые особенности растения», абзац 2
30 Способы посадки, глубина заделки чеснока. комбинированный Коррекция внимания Луковая сажалка, ленточный и рядовой способ посадки ММО
Рис. «Зубовый маркер для разметки рядовой посадки чеснока Знать способы посадки, глубину заделки чеснока Этапы разметки гряд под чеснок Стр. 25, пункт 2 «Сроки и способы посадки», абзац 2
31 Разметка рядков с помощью веревки и колышков. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция двигательных операций Рядовой посев, маркер, пятизубовый маркер Пятизубовый маркер, веревка, колышки Уметь размечать рядки с помощью веревки и колышков Правила пользования пятизубовым маркером Зарисовать пятизубовый маркер, обозначить строение
32 Посадка чеснока в рядки. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция мелкой моторики Шаблон (палочка), маркер Луковицы чеснока, спец. одежда Уметь сажать чеснок в рядки Маркер, колышки, маркер Практическое повторение.
33 Обработка почвы с помощью ручного инвентаря. Сам. Раб. Коррекция памяти Ручной инвентарь, спец. одежда Спец. одежда, с/х инвентарь: лопата, грабли, мотыга Уметь обрабатывать почву с помощью ручного инвентаря 34 Уборка овощей. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция мелкой моторики Ручной инвентарь, спец. одежда Спец. одежда, с/х инвентарь: лопата, ведро Уметь убирать овощи 35 Уборка картофеля. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция двигательных операций Ручной инвентарь, спец. одежда Спец. одежда, с/х инвентарь: лопата, ведро Уметь убирать картофель 36 Закладка овощей на хранение. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция двигательных операций Ручной инвентарь, спец. одежда Спец. одежда, с/х инвентарь: лопата, ведро Уметь закладывать овощи на хранение
II ЧЕТВЕРТЬ (30 ЧАСОВ)
37 Вводное занятие. Изучение нового материала и первичное закрепление Коррекция внимания Домашняя птица, бройлеры, клюв ММО
Рис. «Домашняя птица»,
Наглядно -дидактическое пособие «Домашние птицы» Знать кратное представление о домашней птицы Подсобное хозяйство Стр. 31 «Значение и особенности домашней птицы»
Домашняя птица (3 часов)
38 Виды домашней птицы: куры, гуси, утки, индейки. Птица, преимущественно разводимая в местных условиях. комбинированный Коррекция зрительного восприятия Куры, гуси, утки, индейки Наглядно -дидактическое пособие «Домашние птицы»,
ММО
Рис. «Домашняя птица» Знать виды домашней птицы «особенности домашней птицы» стр.31 Стр. 32-37
39 Содержание птицы в птицеводческих хозяйствах. Комбинированный Коррекция мышления Птицеферма, птицефабрика, инкубатор, напольное содержание домашней птицы, клеточное содержание кур, вентиляция, комбинированный корм. ММО
Рис. « Гусиная ферма» , рис. Клеточное содержание кур» Знать содержание птицы в птицеводческих хозяйствах Значение домашней птицы. стр. 38 «Содержание домашней птицы в птицеводческих хозяйствах»
40 Экскурсия в фермерское хозяйство. Экскурсия. Коррекция зрительного восприятия Фермерское хозяйство Ручки, карандаши, тетради Иметь представление о фермерском хозяйстве Виды домашней птицы. Составление мини рассказа по результатам наблюдений
Содержание домашней птицы ( 8 часов)
41 Помещение для содержания птицы. Изучение нового материала и первичного закрепления Коррекция внимания Птичники, пометные щиты, загоны ММО
Рис. «Внутреннее оборудование птичника», рис. «птичник с выгульной площадкой» Знать помещение для содержания птицы Содержание птицы Стр. 43 «Содержание домашней птицы в домашних условиях»
42 Оборудование птичника в зависимости от вида птицы. комбинированный Коррекция аналитико-синтетической функции Насесты, гнезда, кормушки, поилки ММО
Рис. «Насест», рис. «Гнезда для кур» , «Кормушки», рис. «Поилки» Знать оборудование птичника в зависимости от вида птицы Клеточное содержание кур Стр. 45 «Оборудование птичника»
43 Уход за птичником. комбинированный Коррекция памяти Ручной инвентарь, тамбур, спец. Одежда, пометные щиты, кормушка, поилка. ММО
Тех. Карта «Уборка помещений птичника» Знать правила ухода за птичником Содержание гусей. Стр. 47 «Ручной инвентарь для уборки птичника»
44 Содержание птицы с ограниченным выгулом. комбинированный Коррекция мышления Ограниченный выгул ММО Графический рисунок «Ограниченный выгул» Знать правила содержания птицы с ограниченным выгулом Чем отличается вольное содержание птицы от выгульногоСтр. 37 «Выгульное содержание домашней птицы»
45 Безвыгульное содержание. комбинированный Коррекция внимания Безвыгульное содержание ММО Графический рисунок «Безвыгульное содержание птицы» Знать безвыгульное содержание птицы Содержание птицы в птицеводческих хозяйствах Стр. 38 «Безвыгульное содержание птицы»
46 Выпуск птицы на выгульный двор. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция аналитико-синтетической функции Выгульный двор Спец. одежда Уметь использовать выгульный двор Стр. 37 «Выгульное содержание домашней птицы» Тех. Карта «Уборка помещения птичника» стр.48
47 Смена воды в поилках. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция двигательных операций поилки Оборудование птичника: поилки Уметь сменять воду в поилках Стр. 45 «Оборудование птичника» Тех. Карта «Уборка выгульного двора» стр. 49
48 Чистка птичника и выгульного двора. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция мелкой моторики Птичник, выгульный двор с/х инвентарь, необходимый для птичника; ММО тех. Карта «Уборка выгульного двора» Уметь чистить птичник и выгульный двор «Ручной инвентарь для уборки птичника» Сан.-гигиен. Правила при работе в птичники
Органические удобрения ( 6 часов)
49 Общее представление об удобрениях. Изучение нового материала и первичного закрепления Коррекция внимания Удобрения, органические и минеральные удобрения Натур. Объекты «Минеральные и органические удобрения» Иметь представление об удобрениях «Почва и ее значение» Стр. 50 «Виды удобрений»
50 Виды органических удобрений комбинированный Коррекция памяти Навоз, птичий помет, торф, компост ММО
Графический рисунок «Органические удобрения» Знать виды органических удобрений Состав почвы. Стр. 51 «Органические удобрения»
51 Виды навоза. комбинированный Коррекция мышления Свежий, полуперепревший и перепревший навоз, перегной ММО
Графический рисунок «Виды навоза» Знать виды навоза Стр. 50 «Виды удобрений» Стр. 52 «Навоз»
52 Горячий, холодный навоз. комбинированный Коррекция слухового восприятия Горячий, холодный навоз ММО
Таблица «Характеристика навоза» Знать основные характеристики холодного и горячего навоза Стр. 51 «Органические удобрения» Запись в тетрадях
53 Значимость органических удобрений для удобрения почвы. комбинированный Коррекция аналитико-синтетич. функции Органические удобрения, Навоз, птичий помет, торф, компост Памятка «Значимость органических удобрений» Знать значение органических удобрений для почвы «Значение органических удобрении» стр. 51 Запись в тетрадях
54 Определение видов навоза. Упр. Коррекция эмоционально-волевой сферы Свежий, полуперепревший и перепревший навоз, перегной ММО
Графический рисунок «Виды навоза» Уметь определять навоз Правила безопасной работы при заготовке органических удобрений Запись в тетрадях
Заготовка навоза ( 8 часов)
55 Правила хранения навоза. Изучение нового материала и первичное закрепление Коррекция памяти Штабеля, навозохранилище, жижесборник ММО
Рис. «Навозохранилище» Знать правила хранения навоза Правила безопасной работы при заготовке органических удобрений Стр. 57 «Хранение органических удобрений»
56 Получение компоста. Компосты из птичьего помета. комбинированный Коррекция мышления Компост, птичий помет ММО
Рис. «Растительно-земляной компост» Знать правила получения компоста «Компост» стр. 54 Стр. 59 «Компостирование птичьего помета, смешанного с подстилкой»
57 Промежуточная контрольная работа. Контроля и коррекции знаний и умений Проверка знаний, умений и навыков за прошедший год Коррекция памяти Тетрадь, ручка, карандаш 58 Работа над ошибками. Актуализация знаний и умений Умение проводить анализ выполненной работы Коррекция аналитико-синтетической деятельности Тетрадь, ручка, карандаш 59 Устройство навозохранилище. комбинированный Коррекция внимания навозохранилище ММО
Рис. «Устройство навозохранилища» Знать устройство навозохранилища Стр. 57 «Хранение органических удобрений Запись в тетрадях
60 Вывоз навоза из навозохранилища.
Укладка в штабель.
Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция двигательных операций Штабель, навозохранилище Спец. одежда, с/х инвентарь Уметь укладывать навоз в штабеля. Навык вывоза навоза из навозохранилища Т.Б. при работе с навозом 61 Закладки компоста. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция двигательных операций Штабель, навозохранилище Спец. одежда, с/х инвентарь Уметь закладывать компостную кучу Т.Б. при работе с навозом 62 Сбор куриного помета в чистом виде и укладка его под навес для последующего использования в качестве жидкой подкормки растений..Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция эмоциально-волевой сферы Куриный помет, навоз Спец. одежда, с/х инвентарь Уметь собирать куриный навоз Т.Б. при работе в птичнике Практическое повторение.
63 Уборка крольчатника. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция памяти крольчатник Спец. одежда, с/х инвентарь Уметь убирать крольчатник Правила уборки крольчатника 64 Заготовка навоза .Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция мелкой моторики рук навоз Спец. одежда, с/х инвентарь Уметь заготавливать навоз и компост Правила заготовки навоза 65 Заготовка компосты. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция мелкой моторики рук компост Спец. одежда, с/х инвентарь Уметь заготавливать навоз и компост Правила заготовки компоста 66 Закладка компоста. Сам. Раб. Коррекция аналитико-синтет. функции компост Спец. одежда, с/х инвентарь Уметь закладывать компост Правила закладки компоста III ЧЕТВЕРТЬ (32 ЧАСОВ)
67 Вводное занятие. Изучение нового материала и первичное закрепление Коррекция слухового и зрительного восприятия Овчина, баранина, козлины, жвачка, жвачные животные ММО
Рис. «Овцы и козы»
Набор карточек «Домашние животные» Иметь краткое представление об овцах и козах Домашняя птица Стр. 60 «Значение и особенности овец и коз»
Овцы и козы ( 4 часа)
68 Овцы и козы в крестьянском хозяйстве. Местные породы коз и овец. комбинированный Коррекция мышления Местные породы, овцы, козы ММО
Таб. «Местные породы коз и овец», стенд Знать местные породы овец и коз Значение домашней птицы. Запись в тетрадях
69 Козы разводимые для получения молока и для получения пуха. Разница между ними. комбинированный Коррекция аналитико-синтет. функции Мохер, шерстные, пуховые, молочные породы ММО
Рис. «Породы коз» Знать коз разводимых для получения молока и для получения пуха Стр. 60 «Значение и особенности овец и коз» Стр. 66 «Породы коз»
70 Определение продуктивности коз. Упр. Коррекция памяти продуктивность ММО Таблица «Нормы продуктивности» Уметь определять продуктивность коз Значение овец и коз для человека. «Этапы определения продуктивности коз»
Содержание овец и коз зимой ( 4 часа)
71 Скотный двор в крестьянском хозяйстве. Обязательное наличие выгульного двора. комбинированный Коррекция мышления Скотный двор, крестьянское хозяйство ММО
Графический рисунок «Скотный двор», рис. « с/х инвентарь» Иметь представление о скотном дворе в кр. Хоз. Знать правила очистки кормушек от остатков корма Тех. Карта «Уборка выгульного двора» стр. 49 Стр. 69, абзац 1
72 Содержание овец и коз на соломенных подстилках. Удаление соломенного навоза со скотного двора после перевода овец и коз на летнее содержание. Устройство кормушек на выгульном дворе. Изучение нового материала и первичное закрепление Коррекция слухового восприятия Стойлово-пастбищное содержание овец и коз, стойловый период, пастбищный период, овчарня, шифер, толь, рубероид, базММО
Графические рис. «Содержание коз и овец» Знать содержание коз и овец Овцы и козы в крестьянском хозяйстве. Стр. 68 «Содержание овец и коз»
73 Очистка кормушек от остатков корма. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция памяти кормушки Спец. одежда, с/х инвентарь Уметь чистить кормушки Стр. 71, абзац 3 Составить мини-рассказ «что я должен делать при очистке кормушек»
74 Развешивание пучков веток для коз. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция двигательных операций Веточный корм с/х инвентарь Уметь развешивать пучки веток для коз Правила безопасной работы при уходе за овцами и козами Стр. 76, абзац 4 «Веточный корм»
Корм для овец и коз ( 4 часа)
75 Сено из степных трав и разнотравья, как наиболее предпочтительный корм для овец. Изучение нового материала и первичное закрепление Коррекция внимания Луговое сено, степное сено, сено сеяных трав Гербарий «для начальной школы» (30 видов с иллюстрациями) Гербарий культурных растений.
Гербарий лекарственных растенийТаблица «Степные травы» Знать виды сена «Корма для кроликов (сено, веточный корм)» 5 кл. Стр. 74 , пункт 1, абзац 3
76 Зерновые корма для коз и овец. комбинированный Коррекция зрительного восприятия Зерно овса, ячменя, кукурузы Таблицы «биология 6 класс»
Коллекция «плоды сельскохозяйственных растений»
Натур. объект «Зерно овса, ячменя, кукурузы» Знать зерновые корма для коз и овец «Корма для кроликов (зерно)» 5 кл. Стр. 76 «Зерновые корма»
77 Сочные корма для овец и коз (тыква, кабачки, свекла, морковь). комбинированный Коррекция мышления Зеленый корм пастбищ, кормовая свекла, кормовая морковь, тыква, кабачки, картофель ММО
Рис. «Тыква», «Кабачки», «Свекла», «Морковь» Знать сочные корма «Корма для кроликов (морковь, кормовая свекла, картофель, кабачки, тыква) Стр. 76, пункт «Сочные корма»
78 Нормы кормления взрослых овец, и коз, и ягнят, и козлят. комбинированный Коррекция аналитико-синтетич. функций Норма, рацион ММО Таблица «Нормы кормления» Знать нормы кормления Тех карта «Кормление овец и коз» Стр. 78 «Кормление овец и коз»
Овощные культуры ( 8 часов)
79 Общее представление об овощных культурах и овощах. Группы овощей. Изучение нового материала и первичное закрепление Коррекция внимания Овощные культуры, столовые корнеплоды, капустные овощные растения, плодовые овощные растения, луковичные растения, зеленные овощи, кочаны, плоды ММО
Рис. «Овощные культуры»
Наглядно -дидактическое пособие «Овощи» . Таблицы «биология 6 класс»
Иметь представление об овощных культурах Растениеводство – раздел с/х. Стр. 94 «Группы овощных культур»
80 Корнеплоды, характеристика. комбинированный Коррекция слухового восприятия Двулетние растения, головка и шейка корнеплода, цветоносные стебли, шипики, ММО
Рис. «Строение корнеплода столовой свеклы» Знать корнеплоды. Стр. 4 , пункт 2 «Способы уборки», пункт 3 «Особенности уборки клубней при поражении картофеля фитофторозом» Стр. 50 «Столовые корнеплоды» уч. 4-6 кл.
81 Капустные овощные культуры, их характеристика. комбинированный Коррекция памяти Белокачанная и краснокачанная капуста, цветная капуста, капуста кольраби, капуста брокколи, кочерыга, головка, стеблеплод ММО
Рис. «Капуста кочанная» «Капустные овощные растения» .Наглядно -дидактическое пособие «Овощи» Знать капустные овощные растения Стр. 8 Прак. Раб. «Уборка картофеля и закладка клубней на хранение» Стр. 95 «капустные овощные растения»
82 Плодовые овощные культуры, их характеристика. комбинированный Коррекция зрительного восприятия Зеленцы, завязь, полегающий стебель, цветочные кисти. Наглядно -дидактическое пособие «Овощи» Знать плодовые овощные культуры Стр. 50 «Столовые корнеплоды» уч. 4-6 кл. Стр. 97 «Плодовые овощные растения»
83 Луковичные овощные культуры, их характеристика. комбинированный Коррекция аналитико-синтетической функции Чешуя луковицы, полые листья Наглядно -дидактическое пособие «Овощи»
ММО
Рис. «Лук» Знать луковичные овощные культуры Стр. 95 «капустные овощные растения Стр.55 «Луковичные овощные растения» учеб. 4-6 кл.
84 Зеленные овощные культуры, их характеристика. комбинированный Коррекция памяти Соцветие зонтик Наглядно -дидактическое пособие «Овощи»Рис. «Укроп», рис «Петрушка», рис. «Салат» Знать зеленные овощные культуры, их характеристику Стр. 97 «Плодовые овощные растения» Стр. 100 «Зеленные овощи»
85 Классификация овощных культур. комбинированный Упражнение Распознавание овощей. Аналитико-синт. деятельность на основе упражнений на классификацию. Понятие об овощах и овощных культурах. 86 Необходимость потребления разнообразных овощей. комбинированный Коррекция мышления Овощные культуры, плодовые, зеленные, капустные, корнеплоды ММО
Рис. «Огурец» «Томат» «Перец» «Баклажан» «Укроп», «Петрушка» «Салат» Знать необходимость потребления разнообразных овощей Общее представление об овощных культурах и овощах. Группы овощей. Запись в тетради
Основные полевые культуры ( 8 часов)
87 Культуры, относящиеся к полевым (пшеница, подсолнечник, сахарная свекла).
Продукция из полевых культур, её значение.
Изучение нового материала и первичного закрепления Коррекция внимания Полевые культуры, зерновые, зернобобовые, кормовые и технические культуры ММО
Таб. «Полевые культуры», Стенд-выставка «Продукция сельского хозяйства» Знать полевые культуры.
Знать продукцию из полевых культур, её значение. Стр. 85 «Группы полевых культур»
88 Полевые культуры, выращиваемые в местных условиях.
Зерновые культуры: строение растений, особенности продуктивных частей, использование. комбинированный Коррекция памяти Горох, фасоль, Пшеница, яровая и озимая, рожь, ячмень, овес, просо, гречиха, кукуруза, кормовые корнеплодыММО
Таб. «Полевые культуры», Рис. «Пшеница и рожь» «Кукуруза» , гербарий Знать полевые культуры, выращиваемые в местных условиях. Уметь разбирать смесь зерновых культур. Стр. 86 «Зерновые культуры»
89 Зернобобовые культуры: строение растений, продуктивная часть, использование. комбинированный Коррекция внимания Соломина, узлы, ости, початок, прилистники, усики ММО
Рис. «Пшеница и рожь», «Кукуруза» , гербарий Уметь распознавать зернобобовые культуры. Стр. 73 «Зерновые культуры» уч. 4-6 кл.
90 Кормовые культуры: корм. Корнеплоды, бахчевые, кормовые травы. комбинированный Коррекция активизации мыслительной деятельности на основе упражнений на коррекцию слухового развития. Кора, мякоть, дикорастущие травы. Уметь распознавать кормовые культуры по зернам и корнеплодам. 91 Технические культуры. Строение растения. Особенности продуктивных частей, использование. комбинированный Коррекция слухового развития на основе упражнений на запоминание. Корзинка, подсолнечник, волокна, пряжа. ММО
Рис. «Подсолнечник», «Сахарная свекла», «Лен» , Рис. «Кормовые корнеплоды» «Кормовые бахчевые культуры» стр. 90, рис. 53 «Кормовые травы» стр. 91 Знать технические культуры. Знать особенности продуктивных частей, использование. Стр. 91 «Технические культуры»
92 Определение культур по продуктивным частям и по внешнему виду. комбинированный
Упр. Уметь распознавать виды полевых культур. Индивидуальная коррекция воздействия с помощью индивидуаль-ных занятий. Натуральные образцы Столовые корнеплоды ( 4 часов)
93 Морковь и свекла – двулетнее растение. Строение растений моркови и свеклы 1го и 2го года жизни. Изучение нового материала и первичное закрепление Коррекция внимания Двулетнее растение, головка и шейка
Головка, шейка, корень, соцветие, семя, цветоносный стебель, лист ММО
Рис. «Строение корнеплода столовой свеклы»,
Рис. «Растение столовой моркови первого и второго года жизни», рис. «Растение столовой свеклы» Овощные растения Стр. 103 «Столовые корнеплоды»
Стр. 104 «»строение моркови и свеклы»
94 Строение корнеплодов моркови и свеклы. Определение стандартных столовых корнеплодов Комбинированный
Упр. Коррекция аналитико-синтетической функции Цветоносные стебли, шипикиММО
Рис. «Растение столовой моркови первого и второго года жизни», рис. «Растение столовой свеклы» ,Натуральные образцы
Овощные культуры: корнеплоды Стр. 114 «Строение растения», стр. 104 «Строение растения»
Практическое повторение.
95 Уход за плодовыми деревьями. Прополка междурядий.
Вскапывание приствольных кругов. Выработка практических умений и навыков Прак. работа Коррекция развития мышления на основе практической деятельности Уметь организовывать и планировать работу. Технологическая карта «Уход за плодовыми деревьями.»96 Сортировка семян зерновых и овощных культур. Выработка практических умений и навыков Прак. работа Коррекция мелкой моторики рук. Умение сортировать семена зерновых культур. Семена, разборная доска, шпатель 97 Разбор семян на семена полевых и овощных. Сам. работа Самостоятельно уметь разбирать смеси полевых и овощных культур. Аналитико-синт. деятельность учащихся с целью сравнения на практической основе. Семена, разборная доска, шпатель 98 Определение продуктивности коз и овец. Выработка практических умений и навыков Прак. работа Коррекция мышления Умение определять продуктивность коз и овец. IV ЧЕТВЕРТЬ (36 ЧАСА)
99 Вводное занятие. вводный Коррекция внимания Семена, столовые корнеплоды, лук Натуральные объекты «Семена лука, корнеплодов», маточники Знать о выращивание семян лука и столовых корнеплодов Стр. 103 «Столовые корнеплоды» Запись в тетрадях
Выращивание семян лука и столовых корнеплодов ( 8 часов)
100 Выбор луковиц .Изучение нового материала и первичного закрепления Коррекция зрительного восприятия маточники Натуральные объекты «Лук» Знать принципы отбора лука, для высадки Стр. 104 «строение лука» Запись в тетрадях
101 Выбор корнеплодов моркови и свеклы для высадки на семенном участке. Изучение нового материала и первичного закрепления Коррекция зрительного восприятия маточники Натуральные объекты «Морковь», «Свекла» Знать принципы отбора корнеплодов, свеклы для высадки Стр. 104 «»строение моркови и свеклы» Запись в тетрадях
102 Выбор места для семенного участка. комбинированный Коррекция памяти Семенной участок ММО
Тех. карта «Этапы выбора места» Уметь выбирать участок для семенного лука Луковичные овощные растения Стр. 116, абзац 2
103 Подготовка почвы. комбинированный Коррекция мышления Мотыга, грабли, спец. одежда ММО
Тех. Карта «Подготовка почвы» Уметь готовить почву Стр. 24, пункт 1 «Подготовка почвы» Стр. 116 , 119 «Подготовка почвы»
104 Уход за высадками корнеплодов. комбинированный Коррекция аналитико-синтетической функции Прополка, подкормка, рыхление, междурядье, жидкий раствор навоза ММО
Рис. «Удаление концов цветоносных стеблей» Уметь ухаживать за высадками корнеплодов «Кормовые культуры» стр. 89 Стр. 123 «Уход за семенниками»
105 Отбор корнеплодов моркови и свеклы для посадки. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция мелкой моторики Корнеплоды, посадка Натуральные объекты Уметь отбирать корнеплоды моркови и свеклы для посадки Стр. 97 «Плодовые
овощные растения» Мини рассказ «Этапы отбора корнеплодов для посадки»
106 Подготовка горшков больших размеров. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция двигательных операций Почвенная смесь Натуральные объекты, Уметь подготавливать горшки Стр. 125 «Подращивание маточников столовой моркови и столовой свеклы» Запись в тетрадях «Этапы подготовки»
107 Насыпка в горшки почвы, смешанной с перегноем.
Вскапывание почвы на семенном участке, удобрение, перегной (Выкопка лунок, внесение в них перегноя. Высадка в лунки проращенных корнеплодов, когда наступит теплая погода. Посадка лука на семена. Полив растений и рыхление почвы).Выработка практических умений и навыков
По необходи-мостиПрак. Коррекция двигательных операций Почвенная смесь Натуральные объекты, Уметь насыпать в горшки почвы Т.Б. «При работе на с/х участке» Мини рассказ «Отбор, подготовка и высадка корнеплодов на семена»
Выращивание столовых корнеплодов ( 6 часов)
108 Подготовка почвы под столовые корнеплоды. Изучение нового материала и первичное закрепление Коррекция слухового восприятия Вспашка, органические удобрения ММО
Тех карта «Этапы подготовки почвы» Знать принципы подготовки почвы под столовые корнеплоды «Органические удобрения» стр. 51 Стр. 106 , пункт «Подготовка почвы и внесение удобрений»
109 Сроки и способы посева. комбинированный Коррекция внимания Широкорядный способ, ленточный способ ММО
рис. «Овощная сеялка» Знать сроки и способы посева «Правила перекопки почвы лопатой» стр. 20 Стр. 107, пункт 1 «Сроки и способы посева»
110 Уход за растениями (прополка, прореживание, рыхление междурядий) комбинированный Коррекция мышления Почвенная корка, прореживание, подкормка, рыхление ММО
Тех. карта «Правила безопасной работы при уходе за сельскохозяйственными растениями» Знать уход за растениями Правила пользования мотыгой Стр. 108 «Уход за посевами»
111 Подготовка почвы с помощью ручного орудия труда. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция двигательных операций Ручной инвентарь, с/х инвентарь с/х инвентарь: лопата, мотыга, грабли Уметь подготавливать почву с помощью ручного орудия труда Т.Б. при работе с лопатой Повт. «Устройство лопаты»
112 Разметка борозд. Углубление борозд по размеченным линиям. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция глазомера борозда Колышки, нитка, мотыга Уметь размечать борозды Т.Б. при работе с мотыгой Повт. Выращивание семенников
113 Раскладка семян моркови и свеклы. Заделка их.
(Прополка в рядках после всходов. Рыхление междурядий. Прогревание) Выработка практических умений и навыков
По необходимости Прак. Коррекция мелкой моторики Семена, заделка Натуральный объект (семена моркови), мотыга Уметь раскладывать семена и их заделывать Правила личной гигиены Повт. «Отбор семенного материала»
Выращивание репчатого лука и лука-севка ( 14 часов)
114 Особенности роста и развития растений лука. Виды лука. Изучение нового материала и первичного закрепления Коррекция внимания Двулетние, трехлетние, многолетние, лук-порей, лук-батун, ММО
Рис. «Лук», рис. «Виды лука» Знать особенности роста и развития растений лука. Виды лука. Луковичные овощные растения Стр. 130 «Луковичные овощные растения»
115 Условия хранения лука-севка для получения качественного урожая. комбинированный Коррекция мышления Подкапывание, хранилище ММО
Рис. «Лук-севок» Знать условия хранения лука-севка Стр. 108 «Уход за посевами» Стр. 134 «Уборка и хранение»
116 Итоговая контрольная работа Контроля и коррекции знаний и умений Коррекция памяти Тесты, ручка, карандаш Проверка знаний , умений и навыков за учебный год 117 Работа над ошибками. Актуализация знаний и умений Коррекция аналитико-синтетич. функции Тетрадь, ручка, карандаш Умение проводить анализ выполненной работы 118 Лук однолетний. Получение репчатого лука с помощью рассады. Комбинированный Коррекция слухового восприятия Лук-репчатый, рассада ММО
Рис. «лук репчатый» Знать лук однолетний, получение лука с помощью рассады Стр. 130 «Луковичные овощные растения» Запись в тетради
119 Подготовка лука-севка к посадке. Комбинированный Коррекция внимания Лук-севок Нат. объект: лук-севок Знать подготовку лука-севка к посадке Запись в тетрадях
120 Способы посадки лука-севка. Комбинированный Коррекция мышления Лук-севок ММО
Графический рисунок «Способы посадки лука-севка» Знать способы посадки лука-севка Стр. 133 , пункт 2 «Способы посева»
121 Способы посева лука-чернушки. Комбинированный Коррекция зрительного восприятия Лук-чернушка ММО
Графический рисунок «Способы посева лука-чернушки», нат. объект «Лук-чернушка» Знать способы посева лука-чернушки 122 Уход за посадкой и посевом лука. комбинированный Коррекция памяти Лук, прополка, рыхление, полив ММО
Рис. «Развитие лука-чернушки» Знать способы ухода за посадкой и посевом лука Стр. 134 пункт 1 «Уход за посевами»
123 Подготовка почвы и разметка гряд для посева лука. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция двигательных операций Перегной, норма с/х инвентарь: колышки, мотыга Уметь готовить почву для посева лука Правила пользования лопатой 124 Замачивание лука-севка. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция мелкой моторики Лук-севок с/х инвентарь: чашка Уметь замачивать лук-севок Правила поведения во время прак. работы 125 Посадка лука-севка в гряды по разметке. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция умения работать в парах Лук-севок Спец. одежда, лук-севок Уметь сажать лук-севок в гряды по разметке Правила посадки лука-севка 126 Посев лука-чернушки. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция умения работать в парах Лук-чернушка Спец. одежда, лук-чернушка Уметь сажать лук-чернушку в гряды по разметке Правила посадки лука-чернушки 127 Посадка маточных луковиц. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция умения работать в парах Лук-матка Спец. одежда, маточный лук Уметь сажать маточный лук в гряды по разметке Правила посадки лука-чернушки 128 Прополка в рядках лука-севка. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция двигательных операций Прополка, , с/х инвентарь: мотыга, спец. одежда Уметь пропалывать Правила пользования мотыгой 129 Прополка в рядках лука-чернушки Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция двигательных операций Прополка, , с/х инвентарь: мотыга, спец. одежда Уметь пропалывать Правила пользования мотыгой 130 Прополка междурядьях. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция двигательных операций Прополка, междурядье, с/х инвентарь: мотыга, спец. одежда Уметь пропалывать Правила пользования мотыгой 131 Полив. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция двигательных операций , полив с/х инвентарь: мотыга, спец. одежда Уметь поливать Правила пользования мотыгой Практическое повторение.
132 Посадка картофеля. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция опорно-двигательной системы Клубень, штык, полштыка с/х инвентарь: лопата, нат. объект(картофель) Уметь сажать картофель Т.Б. при работе с лопатой 133 Посев гороха. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция мелкой моторики Семя, горох с/х инвентарь: мотыга, нат. объект - горох Уметь сеять горох Строение растения гороха. 134 Вскапывание почвы вокруг ягодных кустарников. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция двигательных операций Ягодные кустарники с/х инвентарь: лопата, спец. одежда Уметь вскапывать почву вокруг смородины Правила пользования лопатой 135 Разметка рядков под посев семян столовой моркови. Выработка практических умений и навыков Прак. Коррекция двигательных операций Столовая морковь с/х инвентарь: колышки, лента, мотыга, лопата Уметь размечать рядки под посев семян моркови Правила пользования с/х инвентарем 136 Разметка рядков под посев семян свеклы. Выработка практических умений и навыков Самост. работа Коррекция двигательных операций столовая свекла с/х инвентарь: колышки, лента, мотыга, лопата Уметь размечать рядки под посев семян свеклы Правила пользования с/х инвентарем Планируемые результаты освоения обучающимися, воспитанниками для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предмета «Сельскохозяйственный труд » в 6 классе.
Всегда существовала и остаётся актуальной проблема социализации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проблема их подготовки к самостоятельной жизни. На занятиях они учатся организовывать своё рабочее место, правильно выполнить задание, управлять самим собой, анализировать и контролировать свои выполненные работы, а в последующем и поступки, учатся работать в группах, в коллективе. Умение анализировать и контролировать свои поступки способствует воспитанию чувства собственного достоинства, а значит, и социализации личности. У детей с умеренной отсталостью по предмету, воспитываются уважение к труду людей.
В 6 классе сельскохозяйственный труд изучают 11 обучающихся, из них 4 – индивидуальное обучение. По уровню познавательного развития и работоспособности класс находится на среднем уровне. С педагогической точки зрения, по усвоению учебного материала класс можно разделить на 4 уровня развития.
1. Обучающиеся, воспитанники, которые достаточно успешно овладевают материалом в процессе фронтального обучения, не нуждаются в индивидуальных занятиях. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, с незначительной помощью могут сделать элементарные выводы и обобщения. Эти школьники не испытывают больших затруднений при изменении заданий, они используют прошлый опыт для приобретения новых знаний. Достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают небольшие трудности.( Юренко Екатерина, Казанцев Николай)
2. Обучающиеся, воспитанники, характеризующие достаточно успешное овладение знаниями, но при объяснении встречается несколько ошибок (2—3), чем у представителей первой группы. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются не только в активизирующей помощи взрослого. С небольшой помощью учителя дети в состоянии сделать элементарные выводы и обобщения. У обучающихся, воспитанников немного снижен темп работы, допускаются ошибки, которые могут быть исправлены только с небольшой помощью, хотя незначительной (активизирующей, словесно-логической в виде наводящих вопросов). С простыми заданиями обучающиеся, воспитанники справляются успешно, в основном безошибочно. В более трудных случаях допускают ошибки и самостоятельно найти их не могут, исправляют их только с помощью учителя. Объясняют свои действия эти школьники недостаточно точно, расплывчато, без обобщения. (Ерусалимский Артём, Лемента Вячеслав)
3.Учеников третьей группы объединяет, прежде всего, полное отсутствие внимания. Они с трудом запоминают материал. Требуются многократные упражнения для усвоения материала. Самостоятельно или с минимальной помощью педагога выполнить задание эти ученики не могут. (Панова Мария,) 4. Наибольшие трудности в усвоении учебной программы - четвертой группы. Они не владеют учебным материалом, требуют значительного времени для подготовки к овладению сведениями, так как это вновь прибывшие обучающиеся. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Все обучение этих школьников должно происходить путем постоянной помощи со стороны учителя с использованием разнообразных приемов .В результате обучения учащиеся четвертой группы могут овладеть необходимыми знаниями и умениями. (Курбанов Лукман)
Соответственно названным группам около 37,5% обучающихся способны освоить базовый уровень знаний, 50% - минимальный необходимый (сниженный уровень 2), а 12,5% обучающихся могут быть оценены лишь по результатам индивидуальных достижений.
На основе этих характеристик оценку «удовлетворительно» можно поставить, если верно выполнено от 12,5% до 50% заданий, оценку «хорошо» - от 50% до 65%, а оценку «очень хорошо» - свыше 65%.
4.1 Критерии оценки достижения обучающихся, воспитанников.
Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей обучающихся, необходимо учитывать:
-правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, точность употребления терминов;
-самостоятельность ответа;
-степень сформированности интеллектуальных, общеучебных умений.
-самостоятельность ответа;
-речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
4.1.1 Оценка знаний обучающихся,, воспитанников:
Отметка «5»:
— полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
— четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы термины;
— для ответа использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
— ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
— раскрыто основное содержание материала;
— в основном правильно даны определения понятий и использованы термины;
— ответ самостоятельный;
— определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
— усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
— определения понятий недостаточно четкие;
— не использованы в качестве обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
— допущены ошибки и неточности в использовании терминологии, определении понятий.
4.1.2 Оценка практических работ знаний обучающихся, воспитанников:
Отметка «5»:
- самостоятельно подготовился к работе, самостоятельно подготовила инвентарь работа;
- во время выполнения работы соблюдалась техника безопасности;
- выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности ,качественно;
- темп работы высокий.
Отметка «4»:
- правильно подобран необходимый сельскохозяйственный инвентарь и спланирована предстоящая работа;
- работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения в качестве выполнения задания;
- темп работы средний.
Отметка «3»:
- правильно подобран необходимый сельскохозяйственный инвентарь
- работа не выполнена в заданное время,
- работа выполнялась самостоятельно или с небольшой помощью учителя;
- не соблюдалась последовательность операций или низкое качество выполнение задания;
4.1.3 Оценка теста обучающихся, воспитанников:
Отметка «5»:
- получают обучающиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;
Отметка «4»:
- ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;
Отметка «3»:
- соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.
Не учитываются:
1-2 исправления сделанные учеником.
4.2 Планируемые результаты освоения курса
К концу года обучающиеся, воспитанники должны
знать:
Уборка лука, столовых корнеплодов и учет урожая.
Уборка стеблей с семенами столовых корнеплодов и семенных головок лука.
Ягодные кустарники и уход за ними.
Заготовка почвы для теплицы и парника
Подготовка парника под рассаду
Высадка капусты в открытый грунт и уход за ней
Виды свиней: Содержание свиней.
Виды корма для свиней .Кормление и уход за свиньями.
Минеральное удобрение.
Основные плодовые деревья.
Сорта капусты.
Выращивание рассады капусты.
Виды зеленных овощей .Выращивание редиса, салата, петрушки, укропа.
Выращивание редиса для получения семян
уметь:
Хранить овощи.
Составлять земляную смесь.
Выполнять работы в парнике.
Распознавать виды свиньи.
Ухаживать за свиньями.
Распознавать виды корма для свиньи.
Подсчитывать количество зерна и сочных кормов для суточного кормления группы откормочных свиней.
Распознавать виды минеральных удобрений.
Распознавать виды плодового дерева, плодовой и листовой почки.
Проводить разметку маркером. Выращивать капусту.
Пикировать рассаду.
Выращивать редис, салат, петрушку, укроп.
Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы по предмету «Сельскохозяйственный труд» в 6 классе.
5.1 Технические средства
Ноутбук «Hp Pavilion g series».
Проектор мультимедийный EPSON Multimedia ProgectorАкустическая система SW-S2.1 900 Multi-Media 2.1 Speaker System
Экран настенный Economy 150 *150
Принтер-сканер Samsung Laser MFP (SCX – 400)
5.2 Наглядно-дидактические пособия:
Таблицы «биология 6 класс».
Таблицы по природоведению. (1-3класс)
Набор карточек «Домашние животные».
Демонстрационный материал. «Грызуны и зайцеподобные».
Гербарий «для начальной школы» (30 видов с иллюстрациями)
Гербарий лекарственных растений.
Гербарий культурных растений.
Стенды : «Учись трудиться», «Отрасли сельского хозяйства», «Охрана труда», стенд-выставка «Продукция сельского хозяйства», гербарий
Набор кормов
Лото «овощные культуры», «полевые культуры»
5.3 Оборудование:
набор ручных инструментов (грабли, мотыги, лопаты, веерные грабли, лопаты штыковые, лопаты совковые, метла, веника, секатор, ножовки, ведра) 5.4Литература
Основные источники:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.И. Сивоглазова, Т.В. Шевыревой, Л.В. Кмытюк, В.В. Воронковой (сборник 2, издательство Москва «Владос», 2010г., допущен Министерством образования и науки РФ).
Учебник «Технология. Сельскохозяйственный труд» Ковалева Е.А. 6 кл, Москва «Просвещение», 2007г.
Дополнительные источники:
Сельскохозяйственный труд Ковалева Е.А. 6 кл/ рабочая тетрадь , Москва «Просвещение», 2012г.
Коллекция Комсомольской правды «Моя чудесная дача» Москва ЗАО Издательский дом «Комсомольская правда»,2012 г. ( в 30 томах)
Строительство теплиц. Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. Москва АСТ*Астрель , 2003 г.
Садовые помошники . Полезные приспособления для сада и огорода. составитель Подольский Ю.Ф. Харьков ,Белгород , Клуб семейного досуга, 2013г.
Малая механизация в приусадебном хозяйстве. Крылов П.П. Харьков, Белгород , Клуб семейного досуга, 2012г.
Разведение овец и коз. Ерохин А.И.Издательство «Лик пресс»,2011г.
«Птицеводство» под редакцией И.В.Тетюрева, Москва, ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ,2010г
Разработчик программы:
Соболева Татьяна Яковлевна
учитель сельскохозяйственного труда.
_________________Подпись