Физика. Внеаудиторная самостоятельная работа для специальности 2 курса 25.02.03 (ТЭП) базовой подготовки

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ульяновский авиационный колледж


Математический и общий естественнонаучный цикл





ФИЗИКА




ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
СТУДЕНТОВ



для специальности СПО базовой подготовки
25.02.03 Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов







Ульяновск
2015





ОДОБРЕНО
на заседании ЦМК математических
и естественнонаучных дисциплин

Председатель ЦМК:
_________________И.В. Яковлева
Протокол № 1
от «29» августа 2015г.


УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебно- методической работе:
_______________ Л.Н.Подкладкина
«____»__________ 20 __ г.





РАЗРАБОТЧИК: ЖАВОРОНКОВА Т.П., преподаватель физики высшей квалификационной категории Ульяновского авиационного колледжа,








Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Физика» разработаны на основе ФГОС СПО по специальности 25.02.03 Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов





СОДЕРЖАНИЕ


стр

ВВЕДЕНИЕ





СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ





ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМИРУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ





ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ





ПРИЛОЖЕНИЯ

Содержание заданий и методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы




Правила оформления списка литературы




Требования к оформлению текста и титульного листа ВСР




Рекомендации к подготовке сообщения




Рекомендации по подготовке выступления




Рекомендации по составлению таблиц, схем




Рекомендации по составлению тестовых заданий




Рекомендации по составлению кроссворда












ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


























«Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню.
Дай мне действовать самому и я научусь.»
Китайская мудрость.


ВВЕДЕНИЕ

Требование работодателей к современному специалисту, а также федеральный государственный образовательный стандарт СПО ориентированы прежде всего на умения самостоятельной деятельности и творческий подход к специальности. Профессиональный рост специалиста, его социальная востребованность, как никогда, зависят от умения проявлять инициативу, решать нестандартную задачу, от способности к планированию и прогнозированию самостоятельных действий.

Компетентностная модель образования, введение системы непрерывного образования «через всю жизнь» предполагают значительное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Предметно и содержательно самостоятельная работа регламентирована ФГОС СПО, основной образовательной программой по специальности, нормативно-правовыми документами федерального и локального уровней.

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы предназначены для обучающихся в рамках реализации программ профессионального образования.
























СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕАУДИТОРНОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (далее ВСР) - планируемая учебная, творческая, учебно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая вне занятий по заданию и при управлении преподавателем, но без его непосредственного участия.
ФУНКЦИИ ВСР: информационно - обучающая, развивающая, ориентирующая, стимулирующая, воспитывающая.
ЦЕЛЬЮ ВСР обучающихся является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой и исследовательской деятельности. Самостоятельная работа обучающихся способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
ЗАДАЧИ, реализуемые в ходе проведения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в образовательной среде профессиональной образовательной организации представляют собой:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
формирования общих и профессиональных компетенций;
развитию творческих и исследовательских умений.
ПРИЗНАКИ ВСР:
наличие конкретной цели и задания;
четкая форма выраженности результата работы;
определения формы контроля работы;
определение критериев оценивания результатов работы;
обязательность выполнения работы каждым обучающимся.

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВСР:
Раздел и содержание задания.
Формируемые образовательные результаты.
Цель задания.
Методические рекомендации и основные требования по выполнению задания
Критерии оценивания.
Объем выполняемого задания
Срок выполнения задания.
Форма контроля выполненного задания.
Выполнение заданий в рамках предлагаемой структуры внеаудиторной самостоятельной работы обеспечит обучающемуся должную подготовку к текущему контролю успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестациям.

ТРЕБОВАНИЯ, предъявляемые к обучающимся, при выполнении ВСР:
быть выполненной лично или являться самостоятельно выполненной частью коллективной работы;
представлять собой законченную разработку (законченный этап разработки), в которой раскрываются и анализируются актуальные проблемы по определенной теме и ее отдельных аспектов (актуальные проблемы изучаемой учебной дисциплины, профессионального модуля и соответствующей сферы практической деятельности);
демонстрировать достаточную компетентность в раскрываемых вопросах;
иметь учебную, научную и/или практическую направленность и значимость (если это творческая или учебно- исследовательская работа)
содержать определенные элементы новизны (если это творческая или научно-исследовательская работа).

КРИТЕРИЯМИ ОЦЕНКИ результатов ВСР обучающихся являются:
уровень освоения  учебного материала;
уровень умения  использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
уровень сформированности общеучебных умений;
уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
обоснованность и четкость изложения материала;
оформление материала в соответствии с требованиями;
уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.
ФАКТОРЫ, УЧИТЫВАЮЩИЕ АКТИВИЗАЦИЮ ВСР обучающихся:
Осознание полезности выполняемой работы.
Если обучающийся знает, что результаты его работы будут использованы, например, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется, качество выполняемой работы возрастает. Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке.
Творческая направленность деятельности обучающихся.
Участие в творческой работе для ПОО является значимым стимулом для активной внеаудиторной работе.
Игровой тренинг, в основе которого лежат деловые игры, ситуационные и производственные задачи, которые предоставляют возможность осуществить переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, выделить ведущие противоречия, приобрести навык принятия решения.
Использования мотивирующих факторов контроля образовательных результатов (накопительные оценки, рейтинг);

РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ:
следует прочитать общие требования к выполнению ВСР.
выяснить содержание работы, прочитать методические указания и составить алгоритм (порядок действий) при её выполнении.
уяснить критерии, по которым будет оцениваться ВСР.
обратить внимание при подготовке ВСР на формат выполнения каждого задания.

Приступая к с самостоятельной работе обучающимся рекомендуется настроиться на упорную, систематическую работу, которая непременно даст хорошие результаты, если при этом стремиться к пониманию. Необходимо выполнять задания так, чтобы чувствовать уверенность в своих силах, в своей способности преодолевать трудности. Все задания ВСР направлены на повышение культуры мышления, на достижение высоких результатов в области интеллектуальной деятельности.
ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМИРУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Содержание ВСР по учебной дисциплине «Физика» направлено на формирование следующих образовательных результатов:
УМЕНИЯ

У1 Описывать и объяснять физические явления и свойства тел:

У2 Отличать гипотезы от научных теорий

У3 Делать выводы на основе экспериментальных данных

У4 Приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий

У5 Приводить примеры практического использования физических знаний

У6 Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию

У7 Применять полученные знания для решения физических задач

У8 Определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле

У9 Измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей

У10 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: Для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио-телекоммуникационной связи

ЗНАНИЯ

З1 Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная.

З2 Смысл физических величин: Скорость, ускорение, масса, импульс, сила, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд

З3 Смысл физических законов классической механики:

З4 Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики

ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК5 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации











3.ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


п/п
Наименование разделов
и содержания заданий ВСР
№ Исп.приложения
Формир.образов рез-тов
Форма
контроля

РАЗДЕЛ 1 Физические основы радиосвязи и радиолокации

1111
Решение задач с применением формул колебательного контура и закона последовательного и параллельного соединения конденсаторов № 22.14 и 22.15 [7]

ОК2, ОК5
У7,У8,
З2, З3
Оценка выполнения решения задач


Cоставить сообщение по теме «Применение радиолокационных установок в авиации» [Internet]
4
ОК1,4,5
У5, У6
Оценка составления сообщения


Составить сообщение по теме «Назначение и применение конденсаторов» [Internet]
4
ОК1,4,5
У5, У6

Оценка составления сообщения


Решение задач с применением формул колебательного контура, энергии катушки, энергии конденсатора и явления резонанса № 22.18, №22.20, №22.22 [7]

ОК2,ОК5У7,У8,
З2, З3
Оценка выполнения решения задач


Составить сообщение по теме «Принципы современной радиосвязи» [2, 3, Internet]
При подготовке к ЛР №1
4
ОК1,4,5
У5, У6
Оценка составления сообщения


Cоставить вопросы для проверки усвоения знаний схемы передачи сигналов с помощью электромагнитных волн [2, 3, Internet]

ОК1,2, 5
У1,4,5
З1,2,3,4
Оценка составления вопросов


Работа с конспектом лекций при подготовке к зачету

ОК1, ОК5 У1,У5
З 1,2,3,4
Оценка работы с источником


Решение задач при подготовке к контрольной работе [7], [конспект лекций]

ОК2,ОК5
У7,У8
З1,2,3,4
Оценка выполнения контрольной работы

РАЗДЕЛ 2 Постоянный и переменный ток


2.1
Составить сообщение на тему «Источники постоянного и переменного тока и их практическое применение» [1,2,3,8, Internet]
4,5
ОК1,4,5,
У5,У6,
З4
Оценка составления устного сообщения


2.2
Составить сообщение на тему «Абсолютная инструментальная погрешность средств измерения»
4,5
ОК1,4,5,
У5,У6,
З4
Оценка составления устного сообщения

2.3
Решение задач с применением формулы закона Ома и закона последовательного и параллельного соединения проводников для цепей постоянного тока №12.116, №12.117 [7]

ОК2, ОК5; У7,У8,
З3
Оценка выполнения решения задач


2.4
Составить сообщение на тему «Электронные передающие и радиоприемные устройства»
4,5
ОК1,4,5,
У5,У6,
З4
Оценка составления устного сообщения


2.5
Решение задач с применением закона Ома и формулы зависимости сопротивления проводника от его размеров и рода вещества №12.32, №12.33 [7]

ОК2 ОК5,
У7,У8,
З3
Оценка выполнения решения задач


2.6
Составить сообщение на тему «Абсолютная инструментальная погрешность средств измерения»
4,5
ОК1, ОК4
У5, У6,
З 3,4
Оценка составления и выступления сообщения


2.7
Cоставить таблицу зависимостей электрического сопротивления в различных средах от размеров, температуры и наличия примесей [1,2,3]
6
ОК2, ОК5
У5, У6

Оценка составления таблицы


2.8
Составить таблицу зависимости сопротивлений в цепи переменного тока от индуктивности, емкости и частоты [1,2,3]
6
ОК2, ОК5
У5, У6

Оценка составления таблицы


2.9
Составить сообщение на тему «Преобразование напряжения переменного тока с помощью трансформатора» [2, Internet]
4,5
ОК1, ОК4
У5, У6,
З 3,4
Оценка составления и выступления сообщения


2.10
Составить сообщение по теме «Расширение пределов измерения амперметра»
[1,2,3, Internet]
4
ОК1, 2, 5
У1,
З1, 2, 3
Оценка составления сообщения


2.11
Составить сообщение по теме «Расширение пределов измерения вольтметра»
[1,2,3, Internet]
4
ОК1, 2, 5
У1,
З1, 2, 3
Оценка составления сообщения


2.12
Решение задач с применением закона Кирхгофа № 12.131, №12.137, № 12.152, [7]

ОК2,ОК5
У7, У8
З3
Оценка выполнения решения задач


2.13
Составить сообщение по теме «Применение электроизмерительных приборов электромагнитной и магнитоэлектрической систем в цепи постоянного и переменного тока» [1,2,3, Internet]
4,5
ОК1, ОК4
У5, У6,
З 3,4
Оценка составления и выступления сообщения


2.14
Составление кроссворда по теме раздела
8
ОК5,
У 1,4,5
З1, З2
Оценка составления вопросов

2.15

Работа с конспектом лекций при подготовке к зачету.

ОК1, ОК5 У1,У5
З 1,2,3,4
Оценка устного ответа


2.16
Решение задач при подготовке к контрольной работе [7, конспекты лекций]

ОК1, ОК2 У7, У8
З 1,2,3,4
Оценка контрольной работы

















Приложение 1
СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ЗАДАНИЕ 1. Используя нужную литературу, Internet, подготовить письменное сообщение
Формируемые образовательные результаты: ОК1, ОК4; У5, У6
Цель задания:
углубление и расширение знаний о предмете и необходимости его изучения для будущей специальности;
формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу;
развитие познавательных способностей, ответственности.
Уметь систематизировать и конкретизировать материал.
Методические рекомендации и основные требования по выполнению:
Найти информацию по данному вопросу и систематизировать.
Указать источник информации, используя правила оформления приложения 1
Представить сообщение в письменной форме, объемом –не более 2 стр.А4
использовать приложение 2 «Требования к оформлению текста и титульного листа ВСР» и приложения 3 «Методические рекомендации по подготовке сообщения».
Критерии оценивания: в приложении 3
Срок выполнения задания: к следующему занятию.
Форма контроля выполненного задания: оценка письменного сообщения.

ЗАДАНИЕ 2. Решение аналитических и расчётно-графических задач
Формируемые образовательные результаты: ОК2, ОК5; У7,8; З1,2,3
Цель задания:
формирование умений использовать учебную литературу;
развитие познавательных способностей, самостоятельности, ответственности;
умение подготовиться к рубежному контролю
Методические рекомендации по выполнению: Изучить литературу: [1, 2, 3]
Критерии оценивания: в приложении 5
Срок выполнения задания: к следующему занятию.
Форма контроля выполненного задания: оценка качества решения задачи

ЗАДАНИЕ 3. Составить кроссворд (не менее 10 слов).
Формируемые образовательные результаты: ОК2,5; У1,4,5, З1,2,3,4
Цель задания:
Умение выбрать наиболее значимые слова данной темы
уметь составлять кроссворд
Методические рекомендации и основные требования по выполнению:
Выбрать 10 наиболее значимых слов для данной темы
Написать к ним определения
Изучить приложение 7 «Рекомендации по составлению кроссвордов»
Выбрать вид кроссворда.
Составить кроссворд, соблюдая все требования.
Оформить письменно, используя приложение 2 «Требования к оформлению текста и титульного листа ВСР»
Критерии оценивания: в приложении 6
Срок выполнения задания: к следующему занятию.
Форма контроля выполненного задания: оценка составления кроссворда.

ЗАДАНИЕ 4. Составить таблицу
Формируемые образовательные результаты: У1, У2, ОК2.
Цель задания:
уметь ориентироваться в терминологии, выбрать основные понятия, явления, свойства физических величин;
уметь систематизировать большой объем материала;
Методические рекомендации по выполнению: Изучить литературу:
Критерии оценивания: в приложении 5
Срок выполнения задания: к следующему занятию.
Форма контроля выполненного задания: оценка таблицы.

ЗАДАНИЕ 5. Составление тестов и эталонов ответов к ним – это вид самостоятельной работы по закреплению изученной информации путем ее дифференциации, конкретизации, сравнения и уточнения в контрольной форме (вопроса, ответа). Обучающийся должен составить как сами тесты, так и эталоны ответов к ним. Тесты могут быть различных уровней сложности, целесообразно предоставлять студенту в этом свободу выбора, главное, чтобы они были в рамках темы. Количество тестов (информационных единиц) определено. Контроль качества тестов можно вынести на обсуждение ("Кто их больше составил?", "Чьи тесты более точны, более интересны?" и т. д.) непосредственно на практическом занятии. Оценку их качества также целесообразно провести в рамках занятия.























Приложение 2

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ

Список использованных источников и ссылки на них выполняются по
ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание
ГОСТ 7.0.5-2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.
ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов
Регламент включения научных журналов в Российский индекс научного цитирования. М., 2008.
Список использованной литературы составляется в строго приоритетном порядке, начиная с нормативных правовых актов  федерального уровня,  индивидуальных и коллективных монографий, научных статей и т.д.
Нормативные правовые акты располагаются в соответствии с их юридической силой:
международные законодательные акты – по хронологии;
Конституция РФ;
кодексы – по алфавиту;
законы РФ – по хронологии;
 указы Президента РФ – по хронологии;
акты Правительства РФ – по хронологии;
акты министерств и ведомств в последовательности – приказы, постановления, положения, инструкции министерства – по алфавиту, акты – по хронологии.

В списке использованной литературы должно быть указано полное название акта, дата его принятия, номер, а так же официальный источник опубликования. Например:
Федеральный закон от 26 февраля 1995 г. № 208-ФЗ “Об акционерных обществах”//Собрание законодательства Российской Федерации, 1996. №1, ст.1.
Библиографическое описание составляют непосредственно по произведению печати или выписывают из каталогов и библиографических указателей полностью, без пропусков каких-либо элементов, сокращений заглавий и т.п.

Некоторые общие положения:
Цитирование двух или более источников под одним номером, одного и того же источника под разными номерами не допускается.
Во всех источниках необходимо указывать фамилии и инициалы всех авторов.
Ссылки на книги, переведенные на русский язык, должны сопровождаться ссылками на оригинальные издания с указанием выходных данных оригинального издания.
Ссылки на книги должны содержать следующую обязательную информацию: фамилия и инициалы авторов, название книги, город, год, количество страниц.
Ссылки на статьи в журналах должны содержать следующую обязательную информацию: фамилия и инициалы авторов, название статьи, название журнала, год, том (если указан), номер, страницы (первая и последняя, разделенные тире).
Ссылки на сборники (конференции, симпозиумы) должны содержать следующую обязательную информацию: фамилия и инициалы авторов, название сборника (конференции, симпозиума), город (место проведения), год, том (если указан), номер (если указан), количество страниц.
Ссылки на статьи в сборниках (материалах конференций, симпозиумов) должны содержать следующую обязательную информацию: фамилия и инициалы авторов, название статьи, название сборника (конференции, симпозиума), город (место проведения), год, том (если указан), номер (если указан), страницы (первая и последняя, разделенные тире).
Ссылки на электронные ресурсы удаленного доступа должны содержать следующую обязательную информацию: название ресурса, режим доступа, дата обращения.
В инициалах авторов между именем и отчеством пробел не ставится.
В заголовке описания запятая после фамилии автора перед его инициалами может быть опущена.
Если в документе один, два или три автора, то в сведениях об ответственности (т.е. за косой чертой после названия документа) они могут не повторяться.
При наличии четырех и более авторов в сведениях об ответственности (т.е. за косой чертой после названия документа) приводят фамилии всех авторов.
Допускается предписанный знак точку и тире, разделяющий области библиографического описания, заменять точкой.
Допускается не использовать квадратные скобки для сведений, заимствованные не из предписанного источника информации.
ПОКАЖЕМ ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА НА ПРИМЕРАХ.
Однотомная книга одного автора: Глазунов В.А. Пространственные механизмы параллельной структуры. М.: Наука, 1991. 94 с.
Однотомная книга двух авторов: Мельников Г.Н., Вороненко В.П. Проектирование механосборочных цехов: учебник для студентов машиностроит. специальностей вузов. М.: Машиностроение, 1990. 352 с.
Однотомная книга трех авторов: Попов Е.В., Верещагин А.Ф., Зенкевич С.Л. Манипуляционные роботы. Динамика и алгоритмы. М.: Наука, 1978. 400 с.
Однотомная книга четырех и более авторов: Справочное руководство по небесной механике и астродинамике / В.К. Абалакин, Е.П. Аксенов, Е.А. Гребеников, В.Г. Демин, Ю.А. Рябов ; под ред. Г.Н. Дубошина. М.: Наука, 1976. 864 с. Импульсные источники света / И.С. Маршак, А.С. Дойников, В.П. Жильцов, В.П. Кирсанов, Р.Е. Ровинский, Л.Н. Щукин, М.Г. Фейгенбаум; под общ. ред. И.С. Маршака. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Энергия, 1978. 472 с.
Переводная книга: Себехей В. Теория орбит: ограниченная задача трех тел : пер. с англ. / под ред. Г.Н. Дубошина. М.: Наука, 1982. 656 с. [Victor G. Szebehely. Theory of Orbits: the Restricted Problem of Three Bodies. New York : Academic Press, 1967.]. Дейт К.Дж. Введение в системы баз данных : пер. с англ. М.: Вильямс, 2006. 1328 с. [Date C.J. An Introduction to Database Systems. 8th ed. Addison-Wesley, 2003. 1024 p.].
Отдельный том многотомного издания: Сварка и свариваемые материалы : справочник. В 3 т. Т. 1. Свариваемость материалов / ред. Э.Л. Макаров. М.: Металлургия, 1991. 258 с.
Диссертация: Пнев А.Б. Оптико-электронные измерительные системы на основе квазираспределенных волоконно-оптических брэгговских датчиков : дис. канд. техн. наук. М., 2008. 176 с.
Автореферат диссертации: Вишняков И. В. Модели и методы оценки коммерческих банков в условиях неопределенности : автореф. дис. канд. экон. наук. М., 2002. 15 с.
Аналитический обзор: Экономика и политика России и государств ближнего зарубежья: аналит. обзор, апр. 2007 / Рос. акад. наук, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. М.,: ИМЭМО, 2007. 39 с.
Депонированная научная работа Алгоритм численного решения жестких дифференциальных уравнений / Ю.Ю. Громов, М.М. Деревуз, Н.А. Земской, О.Г. Иванова, Н.Г. Мосягина; Тамбовский государственный технический университет. Тамбов, 1999. 8 с. Деп. в ВИНИТИ 04.03.1999, № 669-В1999.
Стандарт: ГОСТ Р 517721 – 2001. Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования. Введ. 2002-01-01. М. : Изд-во стандартов, 2001. 27 с.
Патент:  Чугаева В.И. Приемопередающее устройство : пат. 2187888 Российская Федерация. 2002. Бюл. № 23 (2 ч.). 3 с.
Описание составной части документа.
Статья из периодического издания  (журнала): Чайковский М.М., Ядыкин И.Б. Оптимальная настройка ПИД-регуляторов для многосвязных билинейных объектов управления // Автоматика и телемеханика. 2009. No.1. С. 130 - 146. Звягин Ф.В. Об одном классе орбит в задачах трех и четырех тел // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Приборостроение. 2010. №2. С. 105113. Станкевич И.В., Яковлев М.Е., Си Ту Хтет. Разработка алгоритма контактного взаимодействия на основе альтернирующего метода // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Естественные науки. 2011. Спец. вып. Прикладная математика. С. 134 – 141.
Статья из сборника: Двинянинова Г.С. Комплимент: Коммуникативный статус или стратегия в дискурсе // Социальная власть языка: сб. науч. тр. Воронеж, 2001. С. 42 – 49. Орлик А.Г., Коберник Н.В. Получение износостойких антиабразивных покрытий // Труды МГТУ им. Н. Э. Баумана. 2010. № 602 : Математическое моделирование сложных технических систем. С. 34-38.
Статья из продолжающегося издания.  Белова Г. Д. Некоторые вопросы уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства // Актуал. проблемы прокурор. надзора. 2001. Вып. 5 : Прокурорский надзор за исполнением уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Организация деятельности прокуратуры. С. 46-49. Живописцев В. П., Пятосин Л.П. Комплексные соединения тория с диантипирилметаном // Учен. зап. / Перм. ун-т. 1970. № 207. С. 184-191.
Из материалов конференции: Карпенко А.П., Селиверстов Е.Ю. Глобальная оптимизация методом роя частиц на графических процессорах // Всерос. суперкомпьютерная конференция «Научный сервис в сети Интернет: масштабируемость, параллельность, эффективность»: труды. М.: Изд-во МГУ, 2009. С.188-191. Симонов А. Очистка сточных вод: проектирование технических устройств // 7-я региональная  конференция молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, 12-15 мая 2002 г.) : тез. докл. Волгоград, 2002. С. 13-15.
Глава из книги: Глазырин Б.Э. Автоматизация выполнения отдельных операций в Word 2000  // Office 2000 : 5 кн. в 1 : самоучитель / Э. М. Берлинер, И. Б. Глазырина, Б. Э. Глазырин. 2-е изд., перераб. М., 2002. Гл. 14. С. 281-298.
Статья из многотомного издания  Кулаков В.А. Викторианский стиль // БРЭ. М., 2006. Т.5. С. 308 – 309.
Электронные ресурсы удаленного доступа: Колесов Ю.Б., Сениченков Ю.Б. Имитационное моделирование сложных динамических систем. Режим доступа: http://www.exponenta.ru/soft/others/mvs/ds_sim.asp) (дата обращения 20.04.2012). Топтыгин И. Н. Математическое введение в курс общей физики: учеб. пособие для студентов. СПб.- 2000. Режим доступа: ftp://ftp.unilib.neva.ru/dl/010.pdf (дата обращения 20.04.2012). Российская государственная библиотека. Режим доступа: http://www.rsl.ru (дата обращения 01.05.2012).
Статья из электронного журнала:
Автор 1: Шахтарин Б. И. Оценка действия гармонической помехи на фазовую автоподстройку // Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2012. № 4. Режим доступа: http://technomag.edu.ru/doc/353914.html (дата обращения 18.04.2012).
Авторов 2: Каганов Ю.Т., Карпенко А.П. Математическое моделирование кинематики и динамики робота-манипулятора типа «хобот». 1. Математические модели секции манипулятора, как механизма параллельной кинематики типа «трипод» // Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2009. № 10. Режим доступа: http://technomag.edu.ru/doc/133262.html (дата обращения 20.04.2012).
Авторов 3: Буренков В. С., Иванов С.Р., Савельев А.Я. Проблемы формальной верификации технических систем // Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2012. № 4. Режим доступа: http://technomag.edu.ru/doc/373672.html (дата обращения 18.04.2012).
Авторов больше 4-х: Численное моделирование процесса калибровки осесимметричных деталей жидкой технологической средой / А.С. Софьин, А.В. Стрижков, Н.В. Ульвис, О.В. Зарубина, Р.В. Боярская // Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2012. № 4. Режим доступа: http://technomag.edu.ru/doc/361706.html (дата обращения 18.04.2012).
Статья, которой присвоен номер DOI:
Постникова Т.В. Анализ факторов, влияющих на построение цепи поставки с учетом ограничений логистической инфраструктуры // Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2012. № 5. DOI: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Strukov D.B., Snider G. S., Stewart D. R., Williams S. R. The missing memristor found // Nature. 2008. vol. 453. PP. 80-83. DOI: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




Приложение 3

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ЗАДАНИЙ
ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Требования к тексту: формат А4, выполненного в текстовом редакторе «Microsoft Word» (шрифт «Times New Roman» № 12 через 1 интервал). Поля: сверху 2 см, снизу 2 см, слева 3 см, справа 1,5 см
Абзац должен начинаться с расстояния 1,25 см. Все страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Нумерация должна быть сквозной, от титульного до последнего листа текста. На титульном листе нумерация страниц не проставляется.
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы и т.д.) располагаются непосредственно после текста, где они упоминаются впервые или на следующей странице. Каждая иллюстрация должна иметь название, которое приводится после слова Рис. И её номера. Нумерация иллюстраций должна быть сплошной по всему тексту.
Таблицы нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер таблицы размещают в правом верхнем углу, над её заголовком после слова «Таблица». Заголовок таблицы помещается над таблицей посредине. Заголовки граф начинают с прописных букв, а подзаголовки со строчных. Высота букв в таблице не должна быть менее 8 мм.

Требования к объему - объем содержательной части выполненного задания по внеаудиторной самостоятельной работы зависит от конкретного задания.
не должен превышать 10 листов

Требования к оформлению титульного листа
сообщения, доклада, тестовых заданий, кроссвордов.

Пример
ОГБОУ СПО «Ульяновский авиационный колледж»


СООБЩЕНИЕ
(вид задания)
По теме______________________________________
По УД _______________________________________
Индекс и наименование учебной дисциплины


Выполнил(а) _____________________________________
Ф.И.О. обучающегося, курс, группа
Группа _____________________________________

Дата сдачи по плану_________ по факту______________

Руководитель______________________________________
Ф.И.О.преподавателя
Оценка _____________________Дата __________________



Ульяновск
2013

Приложение 4

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ СООБЩЕНИЯ.

Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного или письменного сообщения для озвучивания на занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами.
В сообщении фразы объединяются в целое общей темой и следуют одна за другой в порядке временной последовательности отражаемых в речи сложных событий, их частей. Структурными связями повествования являются: прямая хронология; обратная хронология; прямая хронология с отступлениями.
Сообщение может содержать информацию о каком-либо событии, эксперименте, испытании машины, факте. В сообщении выделяются констатирующие части текста, содержащие только факты, и комментирующие, содержащие уточнения, объяснения, обоснования, сравнения, оценки фактов. Для сообщения о процессах,событиях, явлениях характерно деление сообщений на отдельные фазы и периоды .В соответствии с этим употребляются глаголы, адекватные началу ходу, общему и прогрессирующему изменению, окончанию и завершению сообщения .

Объем выполняемого задания: НЕ более 1 стр.А4 ; размер шрифта –12; тип шрифта – Times New Roman; одинарный междустрочный интервал;

Время на устное сообщение - не более 3 мин.

Рекомендации по подготовке сообщения:
собрать и изучить литературу по теме;
составить план или графическую структуру сообщения;
выделить основные понятия;
ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
озвучить сообщение в установленный срок.

Форма предоставления сообщения – по заданию преподавателя: письменное ИЛИ устное ИЛИ письменное и устное.

Критерии оценивания сообщения (от максимального количества баллов)
актуальность темы-20 %
соответствие содержания теме-10%
глубина проработки материала-20 %
грамотность и полнота использования источников-20%
качество сообщения-20%
соблюдение требований объема – 10 %








Приложение 5
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ.
Регламент устного публичного выступления – не более 7 минут.
Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.
Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.
Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).
Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.
Выступление
Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).
Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество), тему выступления, выделение ключевого тезиса. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели)
Самая частая ошибка в начале речи – либо извиняться, либо заявлять о своей неопытности. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.
К аргументации в пользу основной идеи выступления можно привлекать фактологический материал.
План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество материала и необходимых примеров.
В научном выступлении принято такое употребление форм слов: чаще используются глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм несовершенного вида, используются неопределенно-личные предложения.
Самые частые ошибки в основной части выступления - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).
В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить главную идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения ("закон края"), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, "чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего" (А.Ф. Кони).
В ключевых высказываниях следует использовать фразы, программирующие заинтересованность. Вот некоторые обороты, способствующие повышению интереса:
- «Это Вам позволит»
- «Благодаря этому вы получите»
- «Это позволит избежать»
- «Это повышает Ваши»
- «Это дает Вам дополнительно»
- «Это делает вас»
- «За счет этого вы можете»
После подготовки текста / плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:
Вызывает ли мое выступление интерес?
Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных?
Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?
Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?
Рекомендации при подготовке публичного выступления
При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект или чтение подготовленного текста. Отметим, однако, что чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию.
Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика у слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление может затронуть аудиторию, если обучающийся говорит об актуальной проблеме, если аудитория чувствует компетентность выступающего.
Кроме того, установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.
Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд (!).
Особое место в выступлении занимает обращение к аудитории. Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные приемы. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.
Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.
Критерии оценивания выступления:
соответствие содержания теме-20%
составление плана выступления-10%
подбор правильной литературы-10%
четкое распределение материала по частям: вступление, основная часть, заключение-30%
изложение своих мыслей и убеждений правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно-30%

Приложение 6

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ СХЕМ, СРАВНИТЕЛЬНЫХ И
ТЕЗИСНЫХ ТАБЛИЦ

Создание схем или таблиц составление сводной (обобщающей) таблицы по теме
– это вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы или схемы. Формирование структуры таблицы или схемы отражает склонность студента к систематизации материала, развивает его умения по структурированию информации, развитие мышления. Краткость изложения информации характеризует способность к ее свертыванию. В рамках таблицы или схемы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы, схемы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания.
При создании таблиц на основе сравнительного анализа, где сравниваются объекты сравнения, выявляются сходства и различия, выявляются характерные признаки, черты или виды, дающие возможность рассмотреть объекты как схожие с одной стороны, и различные, с другой

Форма предоставления материала - оформляется письменно.

Критерии оценивания таблицы, схемы: ( от максимального количества баллов)
соответствие содержания теме-20%
логичность структуры таблицы, схемы -30%
правильный отбор информации -30%
соответствие оформления требованиям – 20%










Приложение 7

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Составление тестов и эталонов ответов к ним – это вид самостоятельной работы по закреплению изученной информации путем ее дифференциации, конкретизации, сравнения и уточнения в контрольной форме (вопроса, ответа). Обучающийся должен составить как сами тесты, так и эталоны ответов к ним. Тесты могут быть различных уровней сложности, целесообразно предоставлять студенту в этом свободу выбора, главное, чтобы они были в рамках темы. Количество тестов (информационных единиц) определено. Контроль качества тестов можно вынести на обсуждение ("Кто их больше составил?", "Чьи тесты более точны, более интересны?" и т. д.) непосредственно на практическом занятии. Оценку их качества также целесообразно провести в рамках занятия.
Основные понятия
Тест от англ. test – испытание, проверка, анализ.
Тестовое задание (ТЗ) - это высказывание, суждение, технология, образ, схема, конструкция и другие составляющие, которые должен принять, опровергнуть, выбрать, спроектировать, предложить тестируемый.
Инструкция - указания на то, что испытуемому следует сделать, каким образом выполнять задание, где и как делать пометки и записи. [6,55] Инструкция должна быть сформулирована коротко, чётко и ясно. Форма инструкции должна соответствовать виду задания
Текст задания - это часть тестового задания, которая содержит вопрос, сформулированную проблему или установленную ситуацию для ответа.
Эталон ответов это образец полного и правильного выполнения обучающимся действия, служащий для сравнения достигнутого уровня с планируемым. В эталоне ответов указывается ссылка на учебную литературу, номер страницы, где находится правильный вариант ответа на тестовое задание]

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ = ИНСТРУКЦИЯ + ТЕКСТ ЗАДАНИЯ + ЭТАЛОН ОТВЕТА
Формы тестовых заданий
ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОЙ ФОРМЫ (с одним или несколькими правильными ответами)
Пример : Укажите один номер правильного ответа
ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ -
очищение рек от бытового мусора
поиски новых источников энергии
борьба за чистоту питьевой воды
строительство жилья для малообеспеченных
Эталон: [3, с.324]

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОЙ ФОРМЫ (самостоятельное формулирование ответа)
Пример Дополните:
ПЕРВЫМ ГРЕЧЕСКИМ ФИЛОСОФОМ СЧИТАЕТСЯ .
Эталон: Пифагор [3, с.324]

Пример ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ЗАДАНИЯ МОЖНО ВЫРАЗИТЬ ФОРМУЛОЙ:
«ДАТА + МЕСТО = СОБЫТИЕ »
Дополните:
1037 + Киев = ...
1097 + Любеч = ...
1113 + Киево-Печерский монастырь = ...
Эталон: 1)..2)3). [3, с.324]
ЗАДАНИЕ НА СООТВЕТСТВИЕ (установление соответствия между элементами двух множеств; Одно множество должно содержать, как правило, на два - три элемента больше Каждое из множеств имеет НАЗВАНИЕ)
Пример 4 Установите соответствие
СЛЕСАРНЫЕ ОПЕРАЦИИ
1) Нарезание резьбы на трубах;
2) Нарезание наружной трубы
3) Нарезание внутренней резьбы

РУЧНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
А) Воротки;
Б) Зубила;
В) Клуппы;
Г) Молотки;
Д) Ножницы ручные;
Е) Плашки

Эталон: 1)..2)3). [3, с.324]

ЗАДАНИЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ (требуется указать порядок действий или процессов. Событие или процесс имеет НАЗВАНИЕ)
Пример Установите правильную последовательность:
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:
1) Религиозное мировоззрение
2) Мифология
3) Экзестенциализм
4) Философское мировоззрение
Эталон: 2,1,4,3 [3, с.324]

Требования к тексту задания:
задание формировать в форме утверждения, а не вопроса, (не начинать задание со слов: что, где, когда и т.п.
из текста задания должна быть убрана двусмысленность и неясность формулировок, используется только логическая форма высказывания;
формулировка задания должна быть краткой и состоять из одного предложения (семь-восемь слов);
синтаксическая конструкция текста задания должна быть предельно простой, допускается не более одного придаточного предложения;
основной текст задания должен содержать почти все необходимые слова, а для ответа остаются одно-два (максимум три) слова, ключевых для данной проблемы, - правильная форма задания;
соблюдается правильность расположения элементов задания

Форма предоставления тестовых заданий – письменная

Рекомендации обучающемуся:
изучить информацию по теме;
провести ее системный анализ;
создать тестовые задания;
создать эталоны ответов к ним;
представить на контроль в установленный срок.

Критерии оценивания: ( от максимального количества баллов)
соответствие содержания тестовых заданий теме-20%
включение в тестовые задания наиболее важной информации-30%
разнообразие тестовых заданий -30%
наличие правильных эталонов ответов-20%

Приложение 8
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КРОССВОРДОВ
Кроссворд – игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.Кроссворд обладает удивительным свойством каждый раз бросать вызов читателю посоревноваться, выставляет оценку его способностям, и при этом никак не наказывает за ошибки.
Классификация кроссвордов
ПО ФОРМЕ:
кроссворд - прямоугольник, квадрат;
кроссворд-ромб;
кроссворд-треугольник;
круглый (циклический) кроссворд;
сотовый кроссворд;
фигурный кроссворд;
диагональный кроссворд и т.д.
ПО НАЗВАНИЮ СТРАНЫ:
скандинавские;
венгерские;
английские;
немецкие;
американские;
эстонские;
итальянские.

ПО РАСПОЛОЖЕНИЮ:
симметричные;
асимметричными;
с вольным расположением слов и др.
ПО СОДЕРЖАНИЮ:
тематические;
юмористические;
учебные;
числовые.

Общие требования при составлении кроссвордов
При составлении кроссвордов соблюдаются принципы наглядности и доступности.
Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.
Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.
Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.
Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.
Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.
Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.).
Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.
Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.
На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда.
Требования к оформлению:
Рисунок кроссворда должен быть четким.
Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:
1-й экз. - с заполненными словами; 2-й экз. - только с цифрами позиций.
Ответы на кроссворд. Они оформляются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные позиции условий, что способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов повышению эрудиции и увеличению словарного запаса.
Оформление ответов на кроссворды:
Для типовых кроссвордов и чайнвордов: на отдельном листе;
Для скандинавских кроссвордов: только заполненная сетка;
Для венгерских кроссвордов: сетка с аккуратно зачеркнутыми искомыми словами.
Составление условий (толкований) кроссворда:
Они должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию.
Старайтесь подать слово с наименее известной стороны.
Просмотрите словари: возможно, в одном из них и окажется наилучшее определение. В определениях не должно быть однокоренных слов.
Критерии оценивания: (от максимального количества баллов)
соответствие содержания теме-40%
грамотная формулировка вопросов-30%
кроссворд выполнен без ошибок-30%
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
Жаворонкова Т.П., Зверева Е.Б. Курс лекций по физике. Часть 1. Учебное пособие по физике для студентов 1 курса всех специальностей. Ульяновск, 2013, УАвиаК – 66 стр, рис., табл.
Жаворонкова Т.П., Зверева Е.Б. Курс лекций по физике. Часть 2. Учебное пособие по физике для студентов 1 курса всех специальностей. Ульяновск, 2013, УАвиаК – стр. 80 рис.
Касьянов В.А. Физика 10кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2013- 432c
Касьянов В.А. Физика 11кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2011- 448c
Рымкевич А.П. Сборник задач по физике для 9 – 11 класса средней школы – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2013 – 192с.: ил.
Самойленко П.И. Физика: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования/ П.И.Самойленко, А.В.Сергеев – 4-е изд. стер. – М., Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.

Интернет- ресурсы:
Электричество и магнетизм - www. Alltng. ru/d/phys110.htm
Фазовые переходы – elemety. ru/trefil/21071
Фотоэффект. Фотоны – fisika ayp. ru/8/8_2html
Сверхпроводники второго рода – www. femto. com. ua/articles/part_2/3529. html
Все о конденсаторах – www. amfilakond. ru/primenenie shtml

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915