Рабочая программа по профессиональному модулю Продажа непродовольственных товаров

Министерство образования Красноярского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Игарский многопрофильный техникум»




Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ
Методического совета Директор КГБПОУ
«Игарский многопрофильный техникум»
Протокол № ___от __________ Андреева М.А. _________________
Председатель методического совета
_____________________ «____» _____________2015 г.










Рабочая программа профессионального модуля
Продажа непродовольственных товаров













г. Игарка
2015 г
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям среднего профессионального образования (далее – СПО) по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих 38.01.02 Продавец, контролер-кассир в составе укрупненной группы профессий 38.00.00 Экономика и управление

Организация-разработчик: Красноярское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Игарский многопрофильный техникум»
Разработчики: Лукьянова Надежда Александровна - преподаватель,
Римавичуте Ирина Александровна - преподаватель



Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета № ____________ от «____»__________ 20___ г.







СОДЕРЖАНИЕ



1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

9

4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

21

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

24


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Продажа непродовольственных товаров

1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих 38.01.02 Продавец, контролер-кассир в составе укрупненной группы профессий 38.00.00 Экономика и управление в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
- продажа непродовольственных товаров;
и соответствующих профессиональных компетенций:
1. Проверять качество, комплектность, количественные характеристики непродовольственных товаров.
2. Осуществлять подготовку, размещение товаров в торговом зале и выкладку на торгово-технологическом оборудовании.
3. Обслуживать покупателей и предоставлять достоверную информацию о качестве, потребительских свойствах товаров, требованиях безопасности их эксплуатации.
4. Осуществлять контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области торговли при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями, обучающийся, в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- обслуживания покупателей и продажи различных групп непродовольственных товаров;
уметь:
- идентифицировать товары различных товарных групп (текстильных, обувных, пушно-меховых, овчинно-шубных, хозяйственных, галантерейных, ювелирных, парфюмерно-косметических, культурно-бытового назначения);
- расшифровывать маркировку, клеймение и символы по уходу
- идентифицировать отдельные виды мебели для торговых организаций
- производить подготовку к работе весоизмерительного оборудования
- производить взвешивание товаров отдельных товарных групп;
знать:
- факторы, формирующие и сохраняющие потребительские свойства товаров различных товарных групп;
- классификацию и ассортимент различных товарных групп непродовольственных товаров;
- показатели качества, дефекты, градации качества, упаковку, маркировку и хранение непродовольственных товаров, назначение, классификацию мебели для торговых организаций и требования, предъявляемые к ней;
- назначение и классификацию торгового инвентаря;
- назначение и классификацию систем защиты товаров, порядок их использования;
- устройство и правила эксплуатации весоизмерительного оборудования;
- Закон о защите прав потребителей;
- правила охраны труда.

1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 830 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 572 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося- 382 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 190 часов
учебной и производственной практики – 258 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности продажа непродовольственных товаров, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:


Код
Наименование результата обучения

ПК 1
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
проверки качества, комплектности и количества непродовольственных товаров;
уметь:
идентифицировать товары различных товарных групп (текстильные, обувные, пушно-меховые, овчинно-шубные, хозяйственные, галантерейные, ювелирные, парфюмерно-косметические, культурно-бытового назначения);
оценивать качество по органолептическим показателям;
знать:
факторы, формирующие и сохраняющие потребительские свойства товаров различных товарных групп;
показатели качества, дефекты, градации качества, упаковку, маркировку и хранение непродовольственных товаров;
правила охраны труда.

ПК 2
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
подготовки, размещения товаров в торговом зале и выкладки на торгово-технологическом оборудовании;
уметь:
идентифицировать товары различных товарных групп (текстильные, обувные, пушно-меховые, овчинно-шубные, хозяйственные, галантерейные, ювелирные, парфюмерно-косметические, культурно-бытового назначения);
расшифровывать маркировку, клеймение и символы по уходу;
идентифицировать отдельные виды мебели для торговых организаций;
производить подготовку к работе весоизмерительного оборудования;
производить взвешивание товаров отдельных товарных групп;
знать:
классификацию и ассортимент различных товарных групп непродовольственных товаров;
назначение, классификацию мебели для торговых организаций и требования, предъявляемые к ней;
назначение и классификацию торгового инвентаря;
устройство и правила эксплуатации весоизмерительного оборудования;
правила охраны труда.

ПК 3
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
обслуживания покупателей и предоставления достоверной информации о качестве, потребительских свойствах товаров, требованиях безопасности и эксплуатации;
уметь:
идентифицировать товары различных товарных групп (текстильные, обувные, пушно-меховые, овчинно-шубные, хозяйственные, галантерейные, ювелирные, парфюмерно-косметические, культурно-бытового назначения);
консультировать о свойствах и правилах эксплуатации товаров;
расшифровывать маркировку, клеймение и символы по уходу;
производить подготовку к работе весоизмерительного оборудования;
производить взвешивание товаров отдельных товарных групп;
знать:
факторы, формирующие и сохраняющие потребительские свойства товаров различных товарных групп;
классификацию и ассортимент различных товарных групп непродовольственных товаров;
показатели качества, дефекты, градации качества, упаковку, маркировку и хранение непродовольственных товаров;
назначение и классификацию торгового инвентаря;
назначение и классификацию систем защиты товаров, порядок их использования;
устройство и правила эксплуатации весоизмерительного оборудования;
закон о защите прав потребителей;
правила охраны труда.

ПК 4
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
осуществления контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей;
уметь:
идентифицировать товары различных товарных групп (текстильные, обувные, пушно-меховые, овчинно-шубные, хозяйственные, галантерейные, ювелирные, парфюмерно-косметические, культурно-бытового назначения);
производить взвешивание товаров отдельных товарных групп;
знать:
факторы, формирующие и сохраняющие потребительские свойства товаров различных товарных групп;
назначение и классификацию систем защиты товаров, порядок их использования;
закон о защите прав потребителей;
правила охраны труда.

ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК6
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК7
Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и правилами продажи товаров.

ОК8
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний ( для юношей)



3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля «Продажа непродовольственных товаров
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля*
Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика




Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося,
часов
Учебная,
часов
Производственная,
часов





Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов




1
2
3
4
5
6
7
8

ПК 1
Раздел ПМ 1. Проверка качества, комплектности, количественных характеристик непродовольственных товаров.
79
17
8
20
36
6

ПК 2
Раздел ПМ 2. Товароведение непродовольственных товаров.
608
304
155
112
144
48

ПК 3
Раздел ПМ 3. Техническое оснащение торговы х предприятий и охрана труда
100
43
21
39
12
6

ПК 4
Защита прав потребителей при продаже непродовольственных товаров
43
18
9
19
6
-



-
-
60


Всего:
830
382
193
190
198
60








3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел ПМ 1. Проверка качества, комплектности, количественных характеристик непродовольственных товаров.

79


МДК Розничная торговля непродовольственными товарами

37


Тема 1.1. Ведение в товароведение.
Содержание




1
Содержание предмета товароведение. Связь товароведения с другими науками. Виды потребительских свойств товаров и их характеристика
1
2


2
Понятие качества товаров. Показатели качества товаров. Методы определения качества. Контроль качества товаров. Понятие дефекта товаров.
1
2


3
Ассортимент товаров. Виды и показатели ассортимента. Управление ассортиментом.
1
2


4
Стандартизация и сертификация товаров. Понятие стандартизации и сертификации. Виды стандартов. Формы сертификации продукции. Понятие идентификации. Средства идентификации.
2
2


5
Информация о товаре. Обязательные данные маркировки. Информационные знаки. Штриховые коды.
2
2


Практические занятия:




Проверка качества товаров различными методами.
2



Работа с сертификатами качества.
2



Изучение маркировки различных видов товаров
2


Тема 1.2. Прием товаров в магазине.
Содержание

2


1
Транспортные и сопроводительные документы. Виды документов, их содержание.
1
2


2
Приемка товаров по количеству и качеству. Особенности приемки отдельных групп непродовольственных товаров.
1
2


Практические занятия:




Проверка соответствия цен, сортности, указанных в сопроводительных документах и на маркировке.
2


Самостоятельные работы при изучении ПМ 1



Тематика заданий
Изучение лекционного материала, основной и дополнительной литературы, периодической печати по профессии.
Подготовка к практическим работам с использование методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к защите.
Выполнение плаката: «Информационные знаки»
Подготовка реферата по теме: «Меры предупреждения производственного травматизма на предприятиях торговли»
20


Учебная практика
Виды работ:
Инструктаж по технике безопасности и охране труда на предприятиях торговли.
Изучение вида и ассортимента товаров в магазинах города.
Работа со стандартами, применяемыми в торговых организациях.
Работа с сертификатами качества на непродовольственные товары различных товарных групп.
Маркировка различных групп товаров.
Участие в приемке товаров по количеству.
36


Производственная практика
Виды работ:
Проверка комплектности товаров при их приемке. Участие в приемке товаров по количеству и качеству.
6


Раздел ПМ 2. Товароведение непродовольственных товаров.

608


МДК Розничная торговля непродовольственными товарами

416


Тема 2.1. Текстильные, швейные и трикотажные товары.
Содержание




1
Свойства волокон и тканей. Волокна натуральные и химические. Формирование свойств пряжи, нитей и тканей. Формирование свойств трикотажных полотен, нетканых и текстильных материалов.
3
3


2
Потребительские свойства волокон. Классификация и ассортимент тканей. Оценка уровня качества тканей.
3
3


3
Швейные трикотажные изделия. Размерная типология для массового производства одежды. Классификация и ассортимент. Формирование потребительских свойств. Контроль качества, упаковка, маркировка, транспортирование и хранение.
3
3


4
Подготовки к продаже и продажа тканей. Особенности подготовки к продаже различных видов тканей, их выкладка на торговом оборудовании. Особенности продажи тканей.
2
3


5
Подготовка к продаже и выкладка швейных трикотажных изделий. Особенности выкладки на торговом оборудовании швейных трикотажных изделий.
2
3


6
Контрольная работа
1
3


Практические занятия.




Распознавание тканей по составу сырья.
3



Распознавание тканей по переплетениям
2



Определение качества одежды.
2



Изучение маркировки и размерной градации одежды.
3



Отработка приемов измерения тканей.
2


Тема 2.2. Кожевенно-обувные товары.
Содержание




1
Общая характеристика обувных материалов. Натуральные кожи для верха и низа обуви. Искусственные и синтетические обувные материалы.
2
3


2
Кожаная обувь. Обработка деталей и методы крепления. Ассортимент, потребительские свойства, требования к качеству, маркировка, упаковка, хранение.
4
3


3
Резиновая обувь. Ассортимент, требование к качеству, упаковка, маркировка.
2
3


4
Особенности приемки и подготовки к продаже обуви. Особенности подготовки к продаже и выкладки различных видов обуви.
2
3


Практические занятия




Распознавание материала верха.
2



Изучение методов крепления.
3



Изучение маркировки и размерной градации
3



Особенности выкладки обуви на торговом оборудовании
2


Тема 2.3. Пушно-меховые и овчинно-шубные товары.
Содержание.




1
Пушно-меховое сырье. Основное сырье, строение, свойства пушно-мехового полуфабриката.
3
3


2
Ассортимент пушно-мехового полуфабриката. Классификация, принципы сортировки.
2
3


3
Ассортимент пушно-меховых и овчинно-шубных товаров. Основы производства, классификация, контроль качества, сертификация.
3
3


4
Приемка и подготовка к продаже пушно-меховых и овчинно-шубных товаров. Особенности подготовки к продаже некоторых видов товаров данной группы и их выкладка на торговом оборудовании.
2
3


5
Контрольная работа.
1
3


Практические занятия




Определение свойств волосяного покрова меха
2



Определение видов меха.
2



Определение качества меха.
3



Изучение маркировки пушно-меховых и овчинно-шубных товаров, их выкладка на торговом оборудовании.
3


Тема 2.4. Парфюмерно-косметические и галантерейные товары.
Содержание




1
Парфюмерные товары. Состав парфюмерных жидкостей. Ассортимент, упаковка, маркировка, хранение.
2
3


2
Гигиеническая косметика. Ассортимент кремов, лосьонов, туалетного мыла, зубной пасты, средств ухода за волосами, декоративной косметики. Показатели качества, упаковка, маркировка, хранение.
3
3


3
Декоративная косметика. Средства на жировой основе. Косметика порошкообразная, компактная, для ногтей и ресниц. Упаковка, маркировка, хранение.
2
3


4
Кожевенно-галантерейные товары. Классификация, ассортимент, требования качества.
3
3


5
Текстильная и металлическая галантерея. Ассортимент, показатели качества.
2
3


6
Приемка и подготовка к продаже парфюмерно-косметических и галантерейных товаров. Особенности приемки парфюмерно-косметических товаров. Выкладка на торговом оборудовании галантерейных товаров.
2
3


7
Контрольная работа
1
3


Практические задания




Определение качества и стойкости запаха парфюмерных жидкостей.
3



Составление систематизирующей таблицы по теме «Классификация галантерейных товаров»
4



Приемка парфюмерно-косметических товаров.
3



Подготовка к продаже галантерейных товаров
3


Тема 2.5. Изделия из пластмасс, силикатные товары.
Содержание




1
Изделия из пластмасс. Классификация товаров народного потребления, ассортимент, дефекты, требования к качеству, маркировка, условия и сроки хранения.
3
3


2
Стеклянные товары. Стеклообразующие материалы. Классификация и ассортимент, оценка качества, маркировка, упаковка, хранение.
3
3


3
Керамические товары. Классификация и ассортимент, свойства, маркировка, оценка качества.
2
3


4
Фарфоровые и фаянсовые товсры. Ассортимент, оценка качества, дефекты, упаковка и маркировка.
2
3


5
Приемка изделий из пластмасс и силикатных товаров. Особенности приемки и выкладки изделий из пластмасс.
1
3


6
Продажа силикатных товаров. Методы и особенности продажи некоторых видов силикатных товаров.
1
3


Практические занятия.




Определение вида и качества пластмасс.
2



Градация качества стеклянных и керамических товаров.
5



Приемка изделий из пластмасс и силикатных товаров
3



Подготовка к продаже силикатных товаров
2


Тема 2.6. Бытовые химические товары.
Содержание




1
Синтетические моющие средства. Состав, классификация, ассортимент, маркировка, требования к качеству, хранение.
2
3


2
Лакокрасочные материалы. Состав, классификация, ассортимент, маркировка, требования к качеству, хранение.
2
3


3
Клеящие материалы. Состав, классификация, маркировка, хранение.
1
3


4
Чистящие, полирующие, дезинфицирующие средства, минеральные удобрения и ядохимикаты. Ассортимент, маркировка, упаковка, хранение.
2
3


5
Приемка и подготовка к продаже бытовых химических товаров. Особенности выкладки товаров бытовой химии
2
3


6
Контрольная работа
1
3


Практические занятия




Изучение маркировки и хранения синтетических моющих средств.
4



Маркировка, особенности хранения лакокрасочных товаров.
4



Подготовка к продаже бытовых химических товаров.
3



Выкладка бытовых химических товаров на торговом оборудовании
3


Тема 2.7. Строительные материалы.
Содержание.




1
Вяжущие вещества. Воздушные и гидравлические вяжущие средства. Ассортимент, требования к качеству, маркировка, хранение.
2
3


2
Стекломатериалы. Ассортимент, маркировка, хранение.
2
3


3
Особенности продажи строительных материалов. Используемые методы продаж.
2
3


Практические занятия




Классификация ассортимента строительных товаров
4



Приемка строительных материалов.
3


Тема 2.8. Металлохозяйственные товары.
Содержание




1
Производство металлохозяйственных товаров. Свойства материалов, применяемых для их производства. Способы соединения деталей и чистота их обработки. Защита от коррозии и декорирование изделий.
2
3


2
Ассортимент металлохозяйственных товаров. Виды металлической посуды. Ножи, столовые приборы. Инструменты, крепежные изделия, приборы для окон и дверей.
4
3


3
Подготовка к продаже и выкладка металлохозяйственных товаров. Особенности подготовки к продаже и методы продажи товаров данной группы
2
3


4
Контрольная работа
1
3


Практические занятия




Составление таблицы по теме «Инструменты»
4



Приемка некоторых видов металлохозяйственных товаров.
2



Выкладка на торговом оборудовании металлохозяйственных товаров.
3


Тема 2.9. Электробытовые товары.
Содержание




1
Проводниковые и электро-установочные изделия. Ассортимент, требования к качеству, маркировка.
2
3


2
Бытовые светильники. Классификация, ассортимент, маркировка, требования к качеству.
2
3


3
Электронагревательные приборы. Классификация, ассортимент, особенности маркировки и упаковки, требования к качеству.
4
3


4
Холодильники. Классификация, ассортимент, виды, эксплуатационные характеристики, требования к качеству.
2
3


5
Бытовые стиральные машины. Классификация, ассортимент, эксплуатационные характеристики, маркировка, особенности транспортировки и хранения.
3
3


6
Уборочные машины. Классификация, ассортимент, эксплуатационные характеристики, требования к качеству, маркировка.
2
3


7
Машины для механизации кухонных работ. Классификация, виды, ассортимент, маркировка.
2
3


8
Машины и приборы для поддержания микроклимата в помещениях. Классификация, ассортимент, виды, маркировка, особенности транспортировки.
2
3


9
Приемка и подготовка к продаже электробытовых товаров. Особенности размещения в торговом зале. Применяемые методы продажи.

3


Практические занятия




Изучение эксплуатационных характеристик электробытовых товаров.
6



Изучение маркировки электробытовых товаров.
4



Особенности сборки и установки некоторых видов электробытовых товаров.
4



Размещение электрооборудования в торговом зале при различных методах продажи
4


Тема 2.10. Культтовары.
Содержание




1
Школьно-письменные и канцелярские товары. Ассортимент изделий из бумаги, картона, школьно-письменных принадлежностей. Требования к качеству, маркировка. Ассортимент канцелярских товаров.
2
3


2
Фототовары. Классификация и ассортимент фотоаппаратов. Фотопринадлежности, фотоматериалы и фотохимикаты. Требования к качеству, маркировка.3
2
3


3
Бытовая радиоэлектронная аппаратура. Ассортимент радиоприемников, магнитофонов, проигрывателей, телевизоров, видеомагнитофонов, видеоплееров, видеокамер. Основные параметры, особенности упаковки и маркировки.
4
3


.4
Игрушки. Классификация и ассортимент игрушек. Контроль качества игрушек
2
3


5
Спорттовары. Ассортимент, требования к качеству, особенности маркировки.
2
3


6
Приемка и подготовка к продаже культтоваров. Особенности приемки и выкладки на торговом оборудовании различных видов культтоваров.
2
3


7
Подготовка к продаже и размещение спорттоваров. Особенности размещения и выкладки различных видов спорттоваров. Методы продажи.
2
3


8
Контрольная работа
1
3


Практические занятия.




Составление систематизирующей таблицы по теме: «Классификация и ассортимент спортивных товаров»
3



Изучение основных параметров, классификации и маркировки проигрывателей компакт-дисков.
4



Изучение основных параметров, классификации и маркировки телевизоров.
4



Органолептическое определение качества материалов для изготовления игрушек.
4