МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по Охране труда Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта


областное государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Борисовский агромеханический техникум»
Дудник В.В.
«Охрана труда»
ОО
Методические указания
для студентов по выполнению
самостоятельной работы
Профессии СПО
190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
п. Борисовка 2015

Рассмотрены
на заседании ЦМК
Протокол № ____
от «____»___________20__г.
Председатель
______________ Калошин С.М.
Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «охрана труда», разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Зам.директора по УМР __________________ Ругаль И.Н.
Составитель: преподаватель проф.циклаДудник В.В.
Содержание
Введение
4
2. Правила выполнения самостоятельной работы
5
3. Указания к выполнению самостоятельной работы
6
5. Литература 11
Введение
Настоящее пособие составлено в соответствии с рабочей программой по Охране труда для студентов профессии СПО 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Самостоятельная работа студентов является важной частью образовательного процесса. Правильная её организация позволяет качественно усвоить учебный материал, развить интеллектуальный потенциал студентов, осуществить дифференцированный подход.
Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, предназначенный для приобретения знаний, навыков и умений в объеме изучаемой дисциплины согласно ФГОС СПО, который выполняется обучающимися индивидуально и предполагает активную роль студента в её осуществлении и контроле.
Цели самостоятельной работы:
- дополнить и конкретизировать понятия и определения;
- расширить и обобщить теоретические знания;
-систематизировать теоретические знания;
-совершенствовать умения решать чертёжные задачи;
Виды самостоятельной работы:
- Изучение дополнительной литератературы, составление конспекта
- Выполнение проекта.
- Ответы на контрольные вопросы.
Формы самостоятельной работы:
- индивидуальная;
- групповая;
- в парах постоянного состава;
- в парах сменного состава
Критерии оценивания результатов:
- уровень усвоения учебного материала
- правильность решения задач, упражнений
- качество выполнения чертежей, моделей
- сформированность общеучебных умений
- оформление материалов в соответствии с требованиями.
В пособии представлены указания по выполнению самостоятельной работы по охране труда. В зависимости от вида самостоятельной работы в указаниях представлена дополнительная литература и другие источники информации для самостоятельного изучения.
Студентам также предлагается самостоятельно осуществлять поиск информации, развивая информационно-коммуникационные компетенции.
В пособии имеются контрольные вопросы, позволяющие обучающимся осуществить самоконтроль, подготовиться к текущему контролю по дисциплине.
Такая структура методических указаний позволяет рационально организовать выполнение самостоятельной работы, повышает эффективность изучения материала, отработать навыки решения задач, помогает устранить пробелы в знаниях, способствует формированию общих компетенций студентов.

Правила выполнения самостоятельной работы
Самостоятельная работа выполняется студентами во время, свободное от аудиторной занятости.
Самостоятельная работа выполняется в соответствии с методическими указаниями, стремясь к соблюдению объема самостоятельной работы и времени, отведенного для её выполнения.
Для более эффективного освоения учебного материала студенты должны строго выполнять весь объем самостоятельной работы, указанный в задании по каждой теме
При возникновении затруднений выполнения задания студент может обратиться за помощью к преподавателю во время учебного занятия, на консультации.
Проверка выполнения самостоятельной работы производится во время учебного занятия.
Темы, вынесенные для самостоятельного изучения, могут быть включены в материал для текущего и промежуточного контроля и итоговой аттестации.
Памятка-алгоритм по формированию
умения конспектирования лекции.
Запишите план лекции, если он не дан, самостоятельно выделите основные вопросы по ходу лекции.
В правой части конспекта пишите самое важное короткими точными фразами своими словами.
Особое внимание обратите на правильную запись и выделение основных выводов по каждому пункту плана
В тот же день, пока в памяти свежо содержание лекции, внимательно прочитайте конспект, внесите необходимые исправления, восстановите пропущенное выделите особо важные положения.
Сформулируйте вопросы, возникшие при перечитывании конспекта и рекомендованной на лекции литературы.
Памятка-алгоритм написания реферата.
Определи тему.
Изучи состояние проблемы по данной теме.
Подбери литературу, составь список используемой литературы.
Составь план.
Определи цель и задачи работы.
Распредели материалы в определенной логической последовательности, согласно плану.
Покажи разные точки зрения на проблему.
Подготовь опорные таблицы, схемы, графики.
Сформулируй выводы, свое отношение к проблеме, сделай заключение.
Произведи записи текста реферата с учетом единых требований.
Реферат - это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада научного труда. Объем реферата 10-12 печатных страниц.
Содержание реферата:
Титульный лист
Оглавление
Введение
Основная часть, разделенная на 3-5 глав
Заключение
Список литературы
Памятка-алгоритм составления плана при работе с текстом.
Прочитать текст, продумать прочитанное.
Разбить текст на части и озаглавить каждую. В заголовках передать главную мысль каждого фрагмента.
В каждой части выделить несколько положений, развивающих главную мысль.
Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
Памятка-алгоритм написания конспекта.
Перед конспектированием необходимо тщательно изучить конспектируемый материал.
Конспектированию предшествует составление плана.
Наименование глав, разделов, параграфов конспектируемой работы всегда указывать точно.
Изложение текста дается сжато, но основные мысли и аргументы записываются подробно.
В конспекте можно использовать цитаты.
При оформлении конспекта используйте подчеркивания, условные знаки, пометки на полях.
Памятка по созданию презентации.
Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).
На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:
1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
объем текста на слайде – не больше 7 строк;
маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;
отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;
значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.
Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.
2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;
использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться  в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);
Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Критерии оценивания.Воспроизводящий уровень, т.е. уровень стандарта: выписки понятий, определений; пересказ, узнавание в нем изученных фактов, событий, явлений, составление плана. Эта работа оценивается на "3".
Преобразующий уровень: рассказ по документу, сопровождающийся анализом текста; выделение основной идеи текста; самостоятельный отбор фактов, идей, привлечение их для раскрытия темы; составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовой таблицы, схемы. Эта работа оценивается на "4".
Творческо-поисковой уровень: осмысление и сопоставление точек зрения, положений документа; выявление линий сравнения изучаемых явлений; составление сравнительных таблиц, логических цепочек; применение теоретических положений для доказательства, аргументации своей точки зрения; обсуждение дискуссионных проблем, поисковая деятельность по сбору материала, написание докладов, подготовка презентаций. Эта работа оценивается на "5"
Указания к выполнению самостоятельной работы.
Самостоятельная работа №1
Тема для самостоятельной работы студента: Основы законодательства об охране труда.
Кол-во часов:3
Вид самостоятельной работы студента:
Подготовка реферата на тему: 1.Основополагающие документы по охране труда. 2.Определения и термины.3.Система стандартов по безопасности труда.
Цель работы:
Дополнить и конкретизировать понятия об основополагающих документах по охране труда, правилах и нормах охраны труда на автомобильном транспорте и системе стандартов по безопасности труда.
Интернет-ресурсы:
http://ohrana-bgd.ru/transp/transp1_01.htmlhttp://www.lawmix.ru/commlaw/1069http://www.bezzhd.ru/83_normativnye_akty_po_ohrane_truda/sistema_standartov_bezopasnosti_trudaКонтрольные вопросы:
1.Что такое охрана труда?
2.Дайте определение условия труда?
3.Вредным производственным фактором является?
4.Что такое рабочее место?

Самостоятельная работа №2
Тема для самостоятельной работы студента:
Рабочее время и время отдыха
Кол-во часов:1
Вид самостоятельной работы студента:
Составление отчета по практической работе.
Цель работы:
Расширить знания и закрепить знания.
Задание для самостоятельной работы:
Методические указания по выполнению практических работ по Охране труда.
Контрольные вопросы:
1.Что такое ведомственный контроль?
2. Что такое общественный контроль?
3.Что такое внеплановые, комплексные и целевые проверки дать определения?
Самостоятельная работа №3
Тема для самостоятельной работы студента:
Воздействие негативных факторов на человека
Кол-во часов:2
Вид самостоятельной работы студента:
Выполнение тестов по теме:
Режим труда и отдыха.
Цель работы:
Расширить и дополнить знания обучающихся.
Задание для самостоятельной работы:
Тест:
Из предложенного перечня выбрать: какова продолжительность рабочего времени на предприятиях, учреждениях?
не более 41 часа в неделю;
не более 39 часов в неделю;
не более 40 часов в неделю;
не более 36 часов в неделю;
не более 42 часов в неделю;
Каково допускаемое для каждого рабочего и служащего количество часов для сверхурочных работ?
не более 6 часов в течении двух дней подряд и 120 часов в год;
не более 4 часов в течении двух дней подряд и 150 часов в год;
не более 6 часов в течении двух дней подряд и 150 часов в год;
не более 4 часов в течении двух дней подряд и 120 часов в год;
не более 3 часов в течении двух дней подряд и 120 часов в год;

Какова допускаемая продолжительность рабочего времени для
подростков в возрасте от 14 до 16 лет в неделю?
30 часов; 2) 25 часов; 3) 23 часа; 4) 35 часов; 5) 24 часа

Каковы нормы выработки для рабочих моложе 18 лет?
устанавливаются пониженные нормы выработки до 80%;
устанавливаются пониженные нормы выработки до 60%;
устанавливаются пониженные нормы выработки до 70%;
нормы выработки остаются как у взрослых при полном рабочем дне;
устанавливаются исходя из норм выработки для взрослых рабочих пропорционально сокращенной продолжительности рабочего времени.
Какая продолжительность отпуска для несовершеннолетних?
1) 24 календарных дня; 2) 30 календарных дней;
3) 24 рабочих дня; 4) один календарный месяц;
5) 28 рабочих дней.
6. Что требуется для увольнения рабочих и служащих моложе 18 лет по инициативе нанимателя?
предварительное согласие профсоюзного комитета;
согласие комиссии по делам несовершеннолетних;
решение комиссии по трудовым спорам;
решение народного суда;
в определенных случаях трудоустройство на новом месте
Какое рабочее время считается ночным?
С 23.00 до 7.00; 4) с 24.00 до 8.00;
С 24.00 до 6.00; 5) с 22.00 до 7.00
С 22.00 до 6.00;
Кто не должен привлекаться к работе в ночное время и к сверхурочным работам?
женщины, имеющие детей в возрасте до 1 года;
матери, кормящие грудью;
лица моложе 18 лет;
инвалиды, если работа запрещена им медицинскими рекомендациями;
рабочие и служащие на работах с вредными и опасными условиями труда.
Какова допускаемая продолжительность рабочего времени для подростков в возрасте от 16 до 18 лет?
30 часов; 4) 35 часов;
24 часа; 5) 36 часов.
40 часов; 10. Из перечисленного перечня выбрать виды отпусков , которые относятся к трудовым?
основной минимальный;
творческий;
дополнительный;
по уважительным причинам личного характера;
основной удлиненный.
Контрольные вопросы:
1.Какие факторы условий труда считаются социально-психологическими?  2. Какие факторы условий труда относят к санитарно-гигиеническим? В чем заключается их роль в организации труда?  3. Какие факторы условий труда относят к эстетическим?  4. Какие факторы условий труда считаются психологическими?  5. В чем заключается понятие и назначение режима труда и отдыха?  6. Какие виды режимов труда и отдыха работников применяют на предприятии?  7. В чем заключается содержание сменного режима труда и отдыха?
Самостоятельная работа №4
Тема для самостоятельной работы студента:
Травматизм и профессиональные заболевания.
Кол-во часов:4
Вид самостоятельной работы студента:
Подготовка сообщения на тему: 1.Производственный травматизм и профессиональная заболеваемость работающих в автотранспортной отрасли. 2.Классификация случаев травматизма.
Цель работы:
Расширить и дополнить знания обучающихся.
Интернет-ресурсы:
http://stut.g_isk.edu54.ru/p3aa1.htmlhttp://ohrana-bgd.ru/transp/transp1_09.htmlhttp://www.tehbez.ru/Docum/DocumShow_DocumID_509.htmlКонтрольные вопросы:
1.Какие основные задачи решает охрана труда?
2. Какими мероприятиями достигается нормальные метеорологические условия?
3. В какой зоне должны отбираться пробы для определения содержания вредных веществ в воздухе?
4.К каким условиям должны приводиться результаты определений концентраций вредных веществ?
Самостоятельная работа №5
Тема для самостоятельной работы студента:
Безопасность технического состояния и оборудования подвижного состава.
Кол-во часов:2
Вид самостоятельной работы студента:
Подготовка опорного конспекта. Требования к территориям и местам хранения автомобилей.
Цель работы:
Расширить и обобщить знания требований к территориям и местам хранения автомобилей.
Интернет-ресурсы:
http://allrefs.net/c1/48nmn/p4/http://ru-safety.info/post/102149802520006/http://www.trgreat.ru/govs-288-1.htmlКонтрольные вопросы:
Ширина проездов должна быть не менее 2,5;3,5;3,2 м, при одностороннем движении; пешеходные дорожки имеют ширину 1,1,5 1,2 м.
В местах хранения автомобилей не допускается или допускается их заправка топливом или слив его из баков?
Самостоятельная работа №6
Тема для самостоятельной работы студента:
Безопасность труда при погрузке-разгрузке и перевозке грузов.
Кол-во часов:3
Вид самостоятельной работы студента:
Создание презентации: 1.Безопасное выполнение погрузочно-разгрузочных работ. 2.Использование механизмов и инвентаря. 3.Требования к погрузочно-разгрузочным площадкам, эстакадам. 4.Ширина подъездных путей.
Цель работы:
Расширить и обобщить знания.
Интернет-ресурсы:
http://zakonrus.ru/vlad134/tiot1-16.htmhttp://www.zakonprost.ru/content/base/part/66484Контрольные вопросы:
1. Требования к производственным технологическим процессам? 2. Требования к производственным, вспомогательным и санитарно-бытовым помещениям? 3. Требования к территории и производственным площадкам? 4. Требования к исходным материалам?
Самостоятельная работа №7
Тема для самостоятельной работы студента:
Первичные средства пожаротушения.
Количество часов: 1
Вид самостоятельной работы студента:
Составление отчета по практической работе.
Цель работы:
Расширить и обобщить знания.
Задание для самостоятельной работы:
Методические указания по выполнению практических работ по Охране труда.
Контрольные вопросы:
1. Назовите основные элементы пожара?
2. Что включают мероприятия по противопожарной защите?
3. Типы огнетушителей?
Самостоятельная работа №8
Тема для самостоятельной работы студента: Законодательство об охране окружающей среды.
Кол-во часов:2
Вид самостоятельной работы студента:
Проработка конспекта занятий по теме: Изучениепроблем охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Ответственность за загрязнения окружающей среды.
Цель работы:
Дополнить и конкретизировать знания.
Интернет-ресурсы:
http://pandia.ru/text/78/400/75187.phphttp://knowledge.allbest.ru/law/3c0b65625b2ac78b4c53a89421306d27_0.htmlКонтрольные вопросы:
1.В чем состоит негативное влияние транспорта на окружающую среду?
2. Основные направления природоохранной деятельности на транспорте?
3. Виды ответственности по охране окружающей природной среды?

Литература

1Безопасность и охрана труда, Издательство: Омега-Л 2010 г.
2Охрана труда на автомобильном транспорте: ИНФА-М,2009г.
3Изменения и дополнения в законодательстве об охране труда Издательство: Альфа-Пресс, 2007 г.
4 Охрана труда. Универсальный справочник (+ CD-ROM) Издательство: АБАК, 2009 г
5О. С. Ефремова Охрана труда в организации. Изд-во Питер-пресс2008 г.
6Охрана труда и промышленная экология: для СПО. М.: Академия, 2008. 416с.
7СанПин 2.2.2.542-96 Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы