Методические указания по выполнению курсового проекта по учебной дисциплине ОП.01 Экономика организации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТВЕРСКОЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

















Методические указания
по выполнению курсового проекта
по учебной дисциплине ОП.01 Экономика организации
программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)
по специальностям
38.02.01 (080114) «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,
38.02.04 (100701) «Коммерция (по отраслям)»






















Тверь, 2015
Рекомендована ЦК социально - Утверждаю
экономических дисциплин Зам. директора УМР
Протокол № ___от «___»_______2015г. ________И.И.Жарова
Председатель ЦК________Ю.Н. Виноградова «_____»__________2015г.





Автор методической разработки:
преподаватель экономических дисциплин ГБОУ СПО «ТПЭК» Виноградова Ю.Н.










Рецензент: преподаватель экономических дисциплин ГБОУ СПО «Тверской промышленно-экономический колледж» Кутейникова О.Н.









Содержание
№ п/п
Название
Стр.

1.
Аннотация
4

2.
Требования к оформлению курсового проекта
5-6

3.
Содержание и структура бизнес – плана
7-21

4.
Защита курсового проекта
22-23

5.
Литература
24









































Аннотация

Методические указания по выполнению курсового проекта по учебной дисциплине ОП.01 Экономика организации по специальностям 38.02.01 (080114) «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и 38.02.04 (100701) «Коммерция (по отраслям)» разработаны на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО), входящих в укрупненную группу специальностей 080000 Экономика и управление.
Курсовое проектирование предусмотрено учебным планом дисциплины ОП.01 Экономика организации и является самостоятельной творческой работой студентов. Она выполняется на основе знаний и навыков, полученных при освоении данной дисциплины.
Цель написания курсового проектирования - углублённое изучение способов планирования хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдалённые периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Задачи курсового проектирования - это формирование и закрепление у студентов умений и навыков самостоятельной работы по обобщению и анализу накопленной информации, применения теоретических знаний для решения различных финансовых проблемных ситуаций.
Приступая к выполнению курсового проектирования работы, студент должен изучить рекомендованную в методических указаниях литературу.
Выполняя работу, необходимо показать:
знания учебного материала по тематике курсового проектирования;
самостоятельность в постановке и решении вопросов, относящихся к данной теме;
сочетание теоретических знаний с практическими в области экономики;
умение последовательно и ясно излагать материал;
рекомендовать на основе выводов по анализу пути повышения эффективности работы предприятия.
При изложении вопросов текстовой части необходимо привлекать местный фактический материал, показать умение обобщать материал на основе изучения информации, публикуемых в газетах, журналах и ведомственных источниках.
Курсовое проектирование выполняется по завершению теоретической части курса.
Руководство по выполнению курсового проектирования осуществляется преподавателем дисциплины ОП.01 Экономика организации. Содержание курсового проектирования разрабатывается студентами самостоятельно и обязательно проверяется преподавателем.
В содержании должны быть представлены основные разделы и вопросы темы, а так же указана литература.
Выбор объекта написания курсового проектирования определяется самостоятельно.

Требования к оформлению курсового проекта
Оформление курсового проекта должно соответствовать требованиям Государственного стандарта предприятия. Размер листа должен быть формата А-4 (210-297 мм). На листах делается рамка. Размеры: слева - 20 мм., справа, сверху и снизу - 5 мм.
Расстояние от верхней или нижней строки текста до верхней или нижней внутренней рамки не менее 10 мм.
Курсовой проект включает в себя:
титульный лист курсового проектирования. Он оформляется строго установленному образцу;
задание на курсовое проектирование;
содержание курсового проектирования.
Содержание курсового проектирования включает следующие разделы:

Вступление или введение
Анализ положения дел деятельности организации (предприятия) по теме курсового проектирования.
Обобщение результатов анализа, выводы или заключение
Литература.
Наименование разделов должно соответствовать содержанию, перенос слов в заголовках не допускается.
Наименование разделов записывается в виде заголовка прописными буквами (шрифт 14).
Расстояние между заголовком и текстом - 15 мм.
Каждый раздел должен начинаться с новой страницы.
Каждый пункт плана начинается с абзаца.
Сокращение слов в тексте не допускается, за исключением общепринятых сокращений.
При анализе документов-приложений в тексте должны быть сделаны ссылки на них (номер приложения).
Объём курсового проекта должен составлять (примерно) 30-50 страниц (печатного текста. Текстовая часть и практическая часть пишутся на одной стороне листа.
Ниже приводится методика составления бизнес-плана предпринимательского проекта. Бизнес-план должен содержать следующие основные разделы:
Краткая информация об организации и ее возможностях (возможности организации резюме).
Виды товаров (услуг).
Рынки сбыта товаров (услуг).
Конкуренция на рынках сбыта.
План маркетинга.
Организационный план.
Правовое обеспечение деятельности организации.
Оценка риска и страхование.
Финансовый план.
Перейдем теперь к детальному рассмотрению структуры бизнес-плана и содержания его разделов. При этом изложение материала будет производиться в следующей форме. В каждом разделе будет дан перечень вопросов и форм ответов, носящих рекомендательный характер. В каждом конкретном случае они могут дополняться или уточняться в зависимости от условий, в которых функционирует организация.


















Содержание и структура бизнес - плана

1. Раздел « Возможности организации» (резюме)
Объем данного раздела не должен превышать нескольких (обычно не более четырех) страниц. Его текст должен быть предельно прост и лаконичен в изложении, содержать минимум специальных терминов.
Работа над этим разделом чрезвычайно важна, поскольку он должен произвести благоприятное впечатление на инвесторов или кредиторов.
В этом разделе определяются в приоритетном порядке все направления деятельности организации, целевые рынки по каждому направлению и место организации на этих рынках. По каждому направлению устанавливаются цели, к которым стремится организация, и стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий.
В этом же разделе помещается информация, дающая представление об организации, а также все необходимые данные, характеризующие ее коммерческую деятельность.
Таким образом, в разделе необходимо осветить следующие моменты:
Основные цели организации, т. е. конкретные достижения, к которым она стремится..
Основные стратегии организации, разработанные для достижения этих целей.
Состав конкретных мероприятий, которые необходимо предпринять в рамках определенной стратегии.
Чем будет заниматься организация в планируемый период?
Какие средства необходимы для этого и где их планируется получить?
Чем предлагаемые организацией товары (услуги) лучше подобной продукции конкурентов и почему потребителя захотят приобрести именно их?
Какие объемы продаж товаров прогнозируются в ближайшие годы?
Какова ожидаемая выручка от продаж?
Каковы планируемые затраты на производство товаров?

Какая ожидается чистая прибыль?
Какой уровень прибыльности инвестиций в это дело?
По истечении, какого срока заемные средства могут быть гарантированно возращены?
Характерные условия работы организации.
Данные о создании и регистрации организации.
Контактные телефоны руководства организации.
В целом резюме должно дать ответы будущим кредиторам или инвесторам фирмы (в том числе и ее акционерам) на два вопроса: что они получат при успешной реализации этого бизнес-плана и каков риск потери денег.
2. Раздел « Виды товаров (услуг)»
В этом разделе бизнес-плана описываются все товары и услуги организации, которые предлагаются ею на рынке покупателям. При составлении раздела рекомендуется ответить на следующие вопросы:
Какие товары (услуги) предлагаются организацией?
Наглядное изображение товара (фотография или рисунок).
Название товара.
Регулярно ли покупаются или будут покупаться эти товары (услуги)?
Насколько изменчив спрос на данные товары (услуги)?
Дорогие это товары (услуги) или нет?
Сколько долго эти товары (услуги) будут оставаться на рынке?
Где и каким образом они продаются или будут продаваться?
Почему потребители будут отдавать предпочтение данным товарам (услугам) организации? Что составляет основное преимущество предлагаемых товаров в глазах потребителей? В чем их недостатки?
При ответе на этот вопрос целесообразно составить следующую таблицу (табл. 1)на каждый товар и услугу.
Таблица 1
Преимущества и недостатки предлагаемого организацией товара по сравнению с аналогичными товарами конкурентов

Преимущества
Недостатки
Меры по преодолению недостатков





















Каковы особенности технологии изготовления товаров или предоставления услуг?
Какими патентами или авторскими свидетельствами защищены особенности предлагаемых товаров (услуг) или технологии их производства и представления?
Каковы основные технико-экономические показатели товаров (услуг)?
На какой стадии жизненного цикла находится каждый товар (услуга) в настоящий момент?
Каковы особенности дизайна товаров?
Каковы особенности упаковки товаров?
Как организовано послепродажное обслуживание данных товаров, если это технические изделия?
Имеет ли данный товар фирменную марку? Для товаров (услуг), реализуемых на внешних рынках, или для товаров, ввозимых из-за границы, необходимо дополнительно ответить на вопросы:
Необходимо ли переходить к другой системе измерения?
Необходимо ли вносить конструктивные изменения?
Приемлемы ли для страны-рынка название, цвет, упаковка товаров?
Приемлемы ли для страны-рынка язык и содержание в инструкциях, прилагаемым к товарам? и др.
3. Раздел «Рынки сбыта товаров (услуг)»
Этот раздел направлен на изучение рынков и позволяет предпринимателя четко представить, кто будет покупать его товар и где его ниша на рынке.
Для этого необходимо найти ответы на следующие вопросы:
1. На каких рынках действует или будет действовать организация? Какие типы рынков используются организацией?
Каковы основные сегменты этих рынков по каждому виду товаров (услуг)?
Что влияет на спрос на товары (услуги) организации в каждом из этих сегментов?
Каковы перспективы изменения потребностей покупателей в каждом из сегментов рынков?
Как предполагается реагировать на эти изменения?
Каковы прогнозы развития емкости сегментов на каждом рынке на ближайшее время и более отдаленную перспективу?
Какова реакция рынка на новые товары?
Проводятся ли тестирование рынка и пробные продажи?
Каким образом проводится изучение потребностей и спроса? Какие методы для этого используются?
Кто проводит исследования: сама организация или консалтинговая организация специального профиля? и др.
После ответа на эти вопросы в данном разделе бизнес-плана необходимо представить:
Оценку потенциальной емкости рынка, т.е. общего количества товаров, которое покупатели данного рынка могут приобрести за определенное время.
Оценку потенциального объема продаж (предложения), т.е. той доли потенциального рынка, которую предприниматель надеется захватить, и соответственно того максимального количества товаров, на реализацию которого он может рассчитывать при своих возможностях.
Оценку существующего на сегодняшний момент (реального) объема продаж (услуг) при имеющихся условиях деятельности предпринимателя, возможных затратах на рекламу и том уровне цен, который он намерен установить, и главное - как этот показатель может изменяться месяц за месяцем, квартал за кварталом на несколько лет вперед.
Для существующих товаров и рынков оценки даются по фактическим данным, для новых рынков и новых товаров оценки будут носить прогнозный характер.
4. Раздел «Конкуренция на рынках сбыта»
Этот раздел необходимо посвятить анализу рыночной конъюнктуры, характеристике своих конкурентов, их стратегии и тактике. Для этого необходимо выделить конкурентов организации, изучить их деятельность, с учетом этого составить таблицу (табл. 2.), а затем дать ответы на нижеследующие вопросы:
Таблица 2
Основные конкуренты организации

Название
Место ее
Доля рынка,
Предполагаемый
Предполагаемые

конкурирующей
расположения
которой она
объем продаж
потери,

организации

владеет, в %

вызванные





деятельностью





на рынке





конкурентов













Является ли область деятельности организации новой и быстро меняющейся или же давно существующей и не подверженной быстрым изменениям?
Существует ли большое число организаций, предлагающих подобные товары или услуги, или же в конкурентной борьбе участвует ограниченное их число?
Почему данную организацию следует считать конкурентом?
Какую часть рынка контролируют крупные организации? Какова суммарная доля рынка, контролируемая небольшими организациями? Какова динамика овладения различными организациями рынком?
Какие организационные структуры наиболее распространены в организациях конкурентов?
Как обстоят дела у организаций - конкурентов: с доходами, с внедрением новых моделей, с послепродажным обслуживанием?
Какова конкурентоспособность каждого товара на рынке и сегменте?
Как и почему в зависимости от конкуренции целесообразно расширять или сокращать ассортимент товаров (услуг)?
На какой стадии жизненного цикла товара или услуги организация собирается выйти на рынок?

На какие рынки и сегменты следует продвигать новые товары, какие и почему?
Какие товары следует снять с производства и почему?
Что является предметом наиболее жесткой конкуренции в сфере деятельности организации (цена, качество, послепродажное обслуживание, имидж организации и др.)?
Много ли внимания и средств уделяют конкуренты рекламе своих товаров (услуг)? Услугами, каких рекламных организаций они пользуются?
Что представляет собой продукция конкурентов: основные технико – экономические показатели, уровень качества, дизайна, и т. д.
Каков уровень цен на продукцию конкурентов? Какова хотя бы в общих чертах их политика цен?
Каков имидж организаций - конкурентов?
Для оценки своих сравнительных преимуществ по перечисленным вопросам можно использовать метод сегментации рынков по основным конкурентам, позволяющий систематизировать информацию по конкурентоспособности фирмы и главных конкурентов. Эту информацию удобно представить в виде следующей таблицы (табл. 3).
Таблица 3
Конкурентоспособность организации и главных конкурентов (в баллах)

Фактор
конкурентоспособности
Организация
Главные конкуренты





А
В

С


1
2
3
4
5

1. Товар





Качество





Технико - экономические показатели





Престиж торговой марки





Упаковка





Уровень послепродажного обслуживания





Гарантийный срок





Уникальность





Многовариантность использования





Надежность





Защищенность патентами





2. Цена





Продажная





Процент скидки с цены





Сроки платежа






Условия предоставления кредита





3. Каналы сбыта





Формы сбыта:





- прямая доставка





- торговые представители





- предприятия - производители





. оптовые посредники





- комиссионеры и маклеры





- дилеры





Степень охвата рынка





Размещение складских помещений





Система транспортировки





Система контроля запасов





4. Продвижение товаров на рынках





Реклама:





- для потребителей





- для торговых посредников





Индивидуальная продажа:





- стимулирование потребителей





- демонстрационная торговля





- показ образцов товаров





- подготовка персонала сбытовых служб





Продажа товаров





Общее количество баллов





Приведенный в таблице перечень факторов может быть скорректирован в зависимости от конкретных условий.
Каждый фактор в таблице должен получить оценку от 0 (наиболее слабые позиции по данному фактору конкурентоспособности) до 5 баллов (доминирующие позиции на рынке) как для рассматриваемой организации, так и для ее основных конкурентов. Оценки проставляются в каждом из столбцов таблицы, а затем суммируются. Если по какому - либо фактору информация отсутствует, то можно исключить его из анализа. Для проведения экспертной оценки факторов в соответствии с требованиями данного метода формируется группа из наиболее квалифицированных работников фирмы (включая и внешних консультантов). Важное значение для анализа имеют суммарные баллы по каждой организации. При их сравнении необходимо помнить, что расхождение сумм более чем на 20 % подчеркивает достаточно тяжелое положение организации с точки зрения конкурентоспособности, а более 40 % говорит о необходимости либо ухода с данного рынка, либо коренного изменения стратегии.
5. Раздел «План маркетинга»
В этом разделе необходимо объяснить потенциальным партнерам или инвесторам основные элементы своего плана маркетинга. Стратегическое планирование определяет стратегию организации в части товаров, рынков, развития различных производств. Теперь для каждого товара предстоит разработать собственные детализированные планы. Это будут планы по выпуску отдельных товаров или групп товаров, планы рыночной деятельности, планы развития конкретных производств новых товаров и т.п. Вся совокупность этих планов является «планом маркетинга» организации. Естественно, что не стоит все детали плана маркетинга вставлять в бизнес - план.
В данном разделе целесообразно изложить на нескольких страницах основное: какая принята в организации стратегия маркетинга, как будет продаваться товар - через собственные фирменные магазины или через оптовые торговые организации; как будут определяться цены на товар и какой уровень прибыльности на вложенные средства предполагается реализовать; как предполагается добиваться постоянного роста объема продаж - за счет расширения района сбыта или за счет поиска новых форм привлечения покупателей; как будет организована служба сервиса и сколько на это понадобится средств; как предполагается добиться хорошей репутации товаров и самой фирмы в глазах общественности.
Таким образом, в данный раздел следует обязательно включить такие пункты как:
Цели и стратегии маркетинга.
Ценообразование.
Схема распространения товаров.
Методы стимулирования продаж (сбыта).
Организация послепродажного обслуживания клиентов.
Реклама.
Формирование общественного мнения об организации и товарах.
6. Раздел «План производства»
Этот раздел готовится теми организациями, которые собираются заниматься производством товаров. Главная задача раздела показать своим потенциальным партнерам, что организация будет в состоянии реально производить потребное количество товаров в нужные сроки и требуемого качества. В сам же бизнес - план следует включать ответ лишь а основные вопросы, которые приведены ниже, а в приложения можно перенести детали, объем которых не ограничен.
При написании данного раздела необходимо ответить прежде всего на следующие вопросы:
Где будут изготовляться товары - на действующем или вновь создаваемом предприятии?
Насколько удобно выбрано месторасположение организации исходя из близости к рынку, поставщикам, транспортным путям, доступности рабочей силы и т. д.?
Какие производственные мощности потребуются и как они будут вводиться год от года?
Какие основные средства необходимы для организации производства? Какова динамика их изменения на перспективу?
Данную информацию целесообразно представить в следующей таблице (табл. 4)

Таблица 4
Основные средства, необходимые для организации производства

Основные средства
Физическое
состояние
Существующие
возможности
Недостатки или дополнительные потребности и мероприятия по их устранению или удовлетворению

Земля




Здания и сооружения




Оборудование




Прочее




Какие возможны затруднения при организации производства?
Где, у кого и на каких условиях буду закупаться сырье, материалы и комплектующие изделия? Какова репутация этих поставщиков и есть ли ухе опыт работы с ними?
Предполагается ли производственная кооперация, с кем и в какой области? Какова репутация этих организаций и есть ли опыт работы с ними?
Предусмотрена ли система охраны окружающей среды и утилизации отходов?
Каковы будут издержки производства? Какова динамика их изменения?
7. Раздел «Организационный план»
В данном разделе приводится информация, характеризующая организационную структуру предприятия, а также сведения о персонале, работающем с этой информацией. Одним из важнейших моментов, который надо достаточно подробно здесь ответить, является организационная структура предприятия, из которой должно быть четко видно: кто и чем будет заниматься, как все службы будут взаимодействовать между собой и как намечается координировать и контролировать их деятельность.
Не менее важна для работы организации разработка системы подбора, расстановки и использования кадров. Отправной точкой «правил» найма персонала организации при этом должны быть квалифицированные требования, т, е. необходимо определить, какие именно специалисты (какого профиля, с каким образованием, с каким опытом) и с какой заработной платой понадобятся для успешного ведения дел.
Для персонала организации должна быть разработана система стимулирования их заинтересованности в достижении фирмой высоких экономических результатов (премии, владение акциями, процент от прибыли, возможность карьерного роста и т. д.
Таким образом, в этом разделе можно выделить следующие группы вопросов:
1. Организационная структура предприятия.
1.1. Организационная схема управления предприятия.
1.2. Состав подразделений и их функции.
2. Управленческий персонал и персонал, не связанный с управлением. 2.1. Потребность в кадрах по профессиям.
2.2. Квалификационные требования.
2.3. Форма привлечения к труду (постоянная работа, совместительство, надомная работа и т.д.)
2.4. Заработная плата по профессиям
Данную группу вопросов желательно представить в виде таблицы (табл. 5)
Таблица 5
Характеристика работников организации, не связанных с управлением.

Профессия
Численность
Описание
Форма
Уровень
Средняя


работников
выполняемой работы
привлечения
квалификации
заработная плата






















2.5.Наличие квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы в месте расположения организации.
Вид специальной подготовки, требующейся для работников организации.
Дополнительные материальные льготы для персонала организации (страхование, оплата проезда на работу, доплата за использование личного автотранспорта в служебных целях, дотации на питание и т. д.) в сравнении с другими организациями в том же географическом районе и в той же отрасли промышленности.
Режим труда в организации и сменяемость рабочей силы.
Система стимулирования труда управленческих работников:
а) материальные стимулы;
б) моральные стимулы.
3. Кадровая политика организации.
Принципы отбора сотрудников.
Принципы найма (контрактная система, испытательный срок и т. д.)
Создание систем планирования профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров.
Выбор метода и периодичности оценки качества работы сотрудников.
8. Раздел «Правовое обеспечение деятельности организации»
В этом разделе приводится вся информация, связанная с созданием и правовым обеспечением хозяйственной деятельности организации. Раздел особенно важен для новых организаций. Особое внимание нужно обратить на правовое обоснование той формы, в которой предполагается вести дело. Практически речь идет о форме собственности и правовом статусе организации; частная собственность, кооператив, государственное владение, открытая или закрытая акционерная компания, совместное предприятие и т. д. В разделе необходимо осветить следующие правовые аспекты деятельности организации:
Дата создание и регистрации.
Где и кем она зарегистрирована.
Учредительные документы.
Зарегистрированный офис.
Форма собственности.
Наиболее значительные пайщики (акционеры) организации.
а) количество разрешенных к выпуску акций;
б) количество выпущенных и обращающихся акций;
в) стоимость одной акции.
Аспекты деятельности организации, подлежащие государственному контролю и предписаниям.
Копии лицензий на виды деятельности, являющиеся предметом рассмотрения в бизнес - плане.
9. Раздел «Оценка риска и страхование»
Задача данного раздела - рассказать будущим инвесторам или кредиторам организации о возможных рисках на пути реализации проекта и основных методах защиты от их влияния. При написании данного раздела необходимо ответить следующие основные моменты:
Привести перечень возможных рисков с указанием вероятности их возникновения и ожидаемого ущерба от этого.
Указать организационные меры по профилактике и нейтрализации указанных рисков.
Представить программу страхования от рисков.
Ассортимент рисков широк, а вероятность каждого типа риска различна, так же как и сумма убытков, которые они могут вызвать. Поэтому от предпринимателя требуется хотя бы ориентировочно оценить то, какие риски для него наиболее вероятны и во что они (в случае их возникновения) могут обойтись фирме. При этом необходимо установить приемлемый уровень риска и отбросить все риски, вероятность возникновения которых ниже уровня (например, предприниматель не рассматривает те риски, вероятность которых не превышает 0,3).
Следует учитывать, что если ущерб, возникающий при проявлении риска, велик, то его целесообразно оставить в перечне, даже если вероятность его мала.
10. Раздел « Финансовый план и стратегия финансирования»
Этот раздел посвящен планированию финансового обеспечения деятельности организации с целью наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств. Здесь необходимо разработать совокупность следующих планово - отчетных документов;
Оперативный план (отчет)
План (отчет) доходов и расходов.
План (отчет) движения денежных средств.
Балансовый отчет (план).
Состав показателей, входящих в эти документы, и рекомендации по их составлению рассмотрен ниже. В соответствии с приведенными наименованиями документов они носят планово - отчетный характер,
При этом план является результатом планирования, в то время как ответ о фактических величинах показывает реальное положение организации, что необходимо ее руководству для выработки решений. Рекомендуется составлять план на год с разбивкой по кварталам. Отчет составляется за прошедший период времени.
Названные выше документы позволяют руководству организации провести анализ самоокупаемости производства товаров помощью методики финансовых коэффициентов и определить потребности в капиталовложениях.
1. Оперативный (рабочий) план (отчет) отражает за каждый период результаты взаимодействия организации и ее целевых рынков по каждому товару и рынку. В организации этот документ должен разрабатываться службой маркетинга.
Рассмотрим примерный состав показателей и форму их представления в оперативном плане (отчете). Эти показатели определяются по каждому виду товара или услуге, что позволяет сравнивать их между собой по экономической эффективности (табл.6)





Таблица 6
Оперативный план (отчет) организации

Показатель
I месяц
(квартал, год)
II месяц (месяц, год)
и. т.д.
Всего за период



план
(факт)
план
(факт)

план
(факт)

Рыночный
потенциал фирмы в единицах данного товара
V







Цена товара








Объем продаж в единицах товара
-







Доля фирмы в отраслевом рынке по данному товару








Запасы данного товара на складах фирмы на конец отчетного периода








Эта совокупность показателей по существу призвана дать представление руководству организации о той доле рынка, которая завоевана организацией по каждому товару и которую предполагается завоевать в будущем периоде.
Среднесрочный план принято составлять на три года вперед, причем для первого и второго года данные приводятся поквартально (по возможности - помесячно), а в данные на последний период времени приводятся в расчете на год.
Это обусловлено тем, что для начального периода производства уже точно известны будущие покупатели, а для следующих периодов имеется только предварительная договоренность с ними о будущих продажах. Таким образом, начиная со второго года, приходится заниматься прогнозными оценками.
Рыночный потенциал в приведенном перечне показателей показывает величину спроса отраслевого рынка на данный товар, который приходится на фирму, Он будет определять долю организации на отраслевом рынке.
Показатель объема продаж будет характеризовать результат взаимодействия производственных возможностей организации и спроса рынка. С одной стороны, объем продаж не может быть больше, чем спрос, а с другой стороны, он ограничен возможностями организации, которые будут определяться количеством данных товаров, произведенных за отчетный период, а также находящихся на складе.
На каждый отчетный период рассматриваемая совокупность показателей планируется на основе серьезного исследования рынка. Это важно для последующего планирования закупки оборудования, трат на рекламу, найма работников, потребных финансовых и материальных ресурсов.
По прошествии отчетного периода определяются фактические величины показателей, на основе которых проводится корректировка показателей, запланированных на последующий период.
Оперативный отчет необходим для обеспечения финансового успеха организации. Поэтому при его составлении необходимо использовать объективную информацию о тенденциях
экономического развития в сфере деятельности организации, инфляции, возможных изменениях в технологии и организации процесса производства.
Предлагаемый подход к составлению оперативного отчета позволяет постоянно отслеживать изменения в положении фирмы на рынках и своевременно принимать управленческие решения.
Такая же схема составления документов сохраняется и для других планово - отчетных материалов.
2. План (отчет) о доходах и расходах по производству товаров показывает, получит ли организация прибыль от продажи каждого из товаров. Этот документ разрабатывается экономической службой организации по каждому товару. Структура этого отчета проста. В него обычно включают следующие показатели (табл. 7)
Таблица 7
План (отчет) доходов и расходов организации

Показатель
I месяц
(квартал, год)
II месяц (месяц, год)
и т.д.
Всего за период



план.
(факт.)
план.
(факт.)

план.
(факт.)

Выручка от продажи данного товара








Производственные издержки, связанные с производством и реализацией товаров








Общепроизводственные издержки








Налоги отчисления








Чистая прибыль








Прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы*








* Для акционерного предприятия - после выплаты дивидендов.
По данным этого плана (отчета) можно установить, приносит ли организации прибыль данный товар, можно сравнить различные товары по прибыльности с тем, чтобы принять решение о целесообразности дальнейшего производства.
Просуммировав данные по всем товарам и услугам организации, можно оценить суммарную прибыль. Задача этого документа показать, как будет формироваться и изменяться прибыль в течение первого года - поквартально (помесячно), второго - поквартально в расчете на год.
Таким образом, план - отчет о доходах и расходах предоставляет руководителю организации информацию о результатах ее работы по разным направлениям. Он определяет в целом, насколько эффективно работает организация. Этот важный инструмент управления также необходим при обращении за ссудами, а также при заполнении налоговых деклараций.
С помощью приведенных план - отчетов рекомендуется провести анализ самоокупаемости производства. Для этого необходимо определить по каждому товару, какие издержки являются постоянными (не зависят от объема производства), а какие - переменными (пропорциональны объему производства).
Если спрос на данный товар меньше, чем объем товара, обеспечивающий безубыточность, то его производство не будет самоокупаемым.
План (отчет) о движении денежных средств показывает процесс поступлений и расходования денег в процессе деятельности организации, дает возможность руководству организации оценить, сколько в его распоряжении имеется денег и какова потребность в них фирмы. Он разрабатывается финансовой службой организации.
Балансовый отчет подводит итог экономической и финансовой работе организации за отчетный период. Он обычно разрабатывается службой главного бухгалтера.
Основным требованием международных стандартов к статьям баланса является полное отражение в них всех активов и пассивов организации в условиях рыночной экономики. В балансовом отчете содержится полный перечень активов организации (собственность) и пассивов (задолженности). Этот документ показывает чистую стоимость и ликвидность организации. Кредиторы, как правило, запрашивают балансовый отчет. Последний также необходим при подаче налоговых деклараций.
В указанных планово - отчетных документах отражаются планируемые и фактически полученные величины показателей за отчетный период. Продолжительность планово - отчетных периодов в зависимости от конкретных условий может изменяться в пределах: месяц, квартал, год, полгода.
В условиях стабильной работы организации продолжительность может быть увеличена. Здесь необходимо учитывать следующие факторы: уменьшение продолжительности периода, с одной стороны, увеличивает оперативность принятия руководством организации управленческих решений, а с другой стороны, увеличивает объем расчетных и аналитических работ. Рекомендованная продолжительность планирования - три года.
В части стратегии финансирования необходимо изложить план создания новой организации или расширения уже функционирующей. Здесь предпринимателя необходимо дать обоснованные ответы на следующие вопросы:
Сколько нужно средств для реализации предлагаемого проекта?
Где можно получить необходимые средства и в какой форме?
Когда можно ожидать возврата вложенных средств и получения инвесторами дохода? Какова величина этого дохода?
Отвечая на вопросы данного раздела, необходимо как опираться на данные, приведенные в предыдущей части раздела, так и произвести определенные расчеты, особенно связанные с ответом на третий вопрос.






Защита курсового проекта
Курсовое проектирование завершается защитой курсового проекта. Законченные в установленный срок курсовые проекты сдаются для проверки в установленный срок для проверки качества работы и соответствия содержанию и объему, указанному в задании.
После проверки курсовое проектирование подписывается преподавателем и проводится защита курсового проекта.
Студенты, не представившие в установленный срок курсовой проект или, не защитив его, считаются имеющими академическую задолженность.
Курсовой проект не может быть оценен положительно, если:
1. Какая-либо ее часть, не говоря уже обо всем тексте работы, является плагиатом, скомпилирована из фрагментов работ других авторов и носит несамостоятельный характер.
2. Содержание курсовой работы не соответствует ее теме.
3. При написании работы не были использованы источники и литература.
4. Оформление работы совершенно не соответствует требованиям.
Курсовой проект оценивается «удовлетворительно», если:
1. Работа выполнена с нарушениями графика, в оформлении, структуре и стиле работы есть недостатки.
2. Работа выполнена самостоятельно, присутствуют собственные обобщения, заключения и выводы.
3. При этом литература и источники по теме работы использованы в недостаточном объеме, их анализ слабый или вовсе отсутствует.
4. Тема работы раскрыта не полностью.
Курсовой проект оценивается «хорошо», если:
1. Работа выполнена в срок, в оформлении, структуре и стиле работы нет грубых ошибок.
2. Работа выполнена самостоятельно, присутствуют собственные обобщения, заключения и выводы.
3. Использованы основная литература и источники по теме работы, однако работа имеет недостатки в проведенном исследовании, прежде всего в изучении источников.
4. Тема работы в целом раскрыта.
Курсовой проект оценивается «отлично», если
1. Работа выполнена в срок, оформление, структура и стиль работы образцовые.
2. Работа выполнена самостоятельно, присутствуют собственные обобщения, заключения и выводы.
3. Использовано оптимальное количество литературы и источников по теме работы, их изучение проведено на высоком уровне. Автор работы владеет методикой исследования.
4. Тема работы четко сформулирована, тема раскрыта полностью, дано обоснование ее актуальности.


































Литература
1. Алиев В.С. Бизнес-планирование с использованием программы Project Expert (полный курс): Учебное пособие / В.С. Алиев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 c.
2. Алиев В.С. Практикум по бизнес-планированию с использованием программы Project Expert: Учебное пособие / В.С. Алиев. - М.: Форум, ИНФРА-М, 2010. - 288 c.
3. Баринов В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. - М.: Форум, 2013. - 256 c.
4. Бронникова Т.С. Разработка бизнес-плана проекта: Учебное пособие / Т.С. Бронникова. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2012. - 224 c.
5. Буров В.П. Бизнес-план фирмы. Теория и практика: Учебное пособие / В.П. Буров. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 c.
6. Волков А.С. Бизнес-планирование: Учебное пособие / А.С. Волков. - М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2011. - 81 c.
7. Горбунов В.Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов: Научно-практическое пособие / В.Л. Горбунов. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 248 c.
8. Морошкин В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Морошкин. - М.: Форум, 2012. - 288 c.
9. Орлова П.И. Бизнес-планирование: Учебник / П.И. Орлова. - М.: Дашков и К, 2013. - 284 c. 10. Петухова С.В. Бизнес-планирование: как обосновать и реализовать бизнес-проект: Практическое пособие / С.В. Петухова. - М.: Омега-Л, 2013. - 171 c.
11. Романова М.В. Бизнес-планирование: Учебное пособие / М.В. Романова. - М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2012. - 240 c.
12. Стрекалова Н.Д. Бизнес-планирование: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Н.Д. Стрекалова. - СПб.: Питер, 2013. - 352 c.









13PAGE 15


13PAGE 14515




Заголовок 115