Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности


Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Перевозский строительный колледж»
Методические указания
по выполнению внеаудиторнойсамостоятельной работы
по дисциплине ЕН.03 Информационные технологии в профессиональной деятельности
Для специальности 040401 Социальная работа
Составитель: Панькова Наталья Викторовна
г. Перевоз
2012
Составитель: Панькова Н.В.
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ЕН.03 Информационные технологии в профессиональной деятельности / Перевозский строит. колледж; Сост.: Н.В. Панькова. - Перевоз, 2012. –24 с.
Данные методические указания составлены в помощь преподавателям и обучающимся.
В методических указаниях представлены задания для внеаудиторной самостоятельной работы и рекомендации по их выполнению.
Предназначены для студентов очной формы обучения 4 курса специальности 040401 Социальная работа
.
Рецензент: Кузьмина Т.А. – зав. кафедрой информационных технологий ГБПОУ «Перевозский строительный колледж».
© Перевозский строительный
колледж, 2012
Рассмотрено на заседании кафедры
____информационных технологий________
Протокол № ____ «____» _______ 20____ г.
Заведующий кафедрой
_________________ Кузьмина Т.А. Утверждено на заседании
Методического совета
Протокол № ____ «____» _______ 20____ г.
Начальник ОИО и СО_________________ Курикова Г.В.
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc432169124 \h 4Цель и задачи освоения дисциплины ЕН.03 Информационные технологии в профессиональной деятельности PAGEREF _Toc432169125 \h 5Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ЕН.03 Информационные технологии в профессиональной деятельности PAGEREF _Toc432169126 \h 6Содержание внеаудиторной самостоятельной работы PAGEREF _Toc432169127 \h 9Раздел 1. Компоненты информационных технологий. PAGEREF _Toc432169128 \h 9Тема 1.1. Введение в дисциплину. PAGEREF _Toc432169129 \h 9Тема 1.2. Аппаратно-техническое и программное обеспечение информационных технологий. PAGEREF _Toc432169130 \h 10Раздел 2. Использование в профессиональной деятельности специального программного обеспечения. PAGEREF _Toc432169131 \h 16Тема 2.1. Технология обработки, хранения, поиска и накопления текстовой информации. PAGEREF _Toc432169132 \h 16Тема 2.2. Технология обработки, хранения, поиска и накопления числовой информации. PAGEREF _Toc432169133 \h 17Тема 2.3. Технология хранения, поиска и сортировки данных. PAGEREF _Toc432169134 \h 18Раздел 3. Сетевые технологии обработки информации. PAGEREF _Toc432169135 \h 19Тема 3.1. Локальные сети и глобальные сети. PAGEREF _Toc432169136 \h 19Раздел 4. Технологии поиска информации. PAGEREF _Toc432169137 \h 20Тема 4.1. Справочно-правовые системы. PAGEREF _Toc432169138 \h 20Раздел 5. Автоматизированные информационные системы. PAGEREF _Toc432169139 \h 21Тема 5.1. Понятие и виды АИС. АРМ специалиста. PAGEREF _Toc432169140 \h 21Требования к оформлению работ PAGEREF _Toc432169141 \h 22Список рекомендуемых источников PAGEREF _Toc432169142 \h 24
ВведениеДанные методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ЕН.03 Информационные технологии в профессиональной деятельности имеют своей целью:
систематизацию и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
углубление и расширение теоретических знаний;
формирование умения использовать справочную и дополнительную литературу;
формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Методические указания составлены в соответствии с требованиями ОПОП по дисциплине математического и общего естественнонаучного учебного цикла ЕН.03 Информационные технологии в профессиональной деятельности по специальности 040401 Социальная работа.
.
Цель и задачи освоения дисциплины ЕН.03 Информационные технологии в профессиональной деятельностиВ результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;
применять компьютерные и телекоммуникационные средства;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации;
общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ЕН.03 Информационные технологии в профессиональной деятельностиПроцесс изучения дисциплины ЕН.03 Информационные технологии в профессиональной деятельности направлен на формирование следующих компетенций в соответствии ФГОС СПО по специальности 040401 Социальная работа:
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.
ПК 1.2. Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.
ПК 1.3. Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа.
ПК 1.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам.
ПК 1.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов.
ПК 2.1. Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи.
ПК 2.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.
ПК 2.3. Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).
ПК 2.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.
ПК 2.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.
ПК 3.1. Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска.
ПК 3.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска.
ПК 3.3. Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).
ПК 3.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска.
ПК 3.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска. ПК 4.1. Осуществлять организационно-управленческую деятельность в соответствии со спецификой направления социальной работы.
ПК 4.2. Использовать различные формы, методы и технологии социальной работы в профессиональной деятельности.
ПК 4.3. Определять специфику и объем деятельности, а также круг необходимых специалистов для решения конкретных задач по оказанию помощи и поддержки клиенту.
ПК 4.4. Осуществлять взаимодействие со специалистами и учреждениями иных систем (межведомственное взаимодействие).
ПК 5.1. Осуществлять исследование и анализ ТЖС клиента с определением субъектов деятельности (организации и учреждения).
ПК 5.2. Определять наиболее значимые цели профессиональной деятельности и пути решения ТЖС клиента.
ПК 5.3. Осуществлять прогнозирование и моделирование вариантов решения проблемы клиента с учетом имеющихся ресурсов.
ПК 5.4. Применять инновационные технологии и творческий подход в деятельности по оказанию помощи и поддержки клиенту.
ПК 5.5. Осуществлять планирование деятельности и контроль достигнутых результатов с последующей коррекцией и анализом ее эффективности.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работыРаздел 1. Компоненты информационных технологий.Тема 1.1. Введение в дисциплину.Внеаудиторная самостоятельная работа: составить схему «Использование ИТ в социальной сфере».
В схеме отразить области социальной сферы, в которых могут применяться информационные технологии, с указанием конкретного вида деятельности с использованием ИТ.

Тема 1.2. Аппаратно-техническое и программное обеспечение информационных технологий.Внеаудиторная самостоятельная работа: Решение задач на представление чисел в разных системах счисления.
1. Найдите наименьшее из чисел В, С и D, записанных в различных системах счисления, если В = 4716, С = 7310, D = 10010102.
2. Какое из неравенств выполняется для чисел А = 1648, В = А316?
3. Сколько значащих нулей содержится в двоичной записи суммы чисел а = 1058 и b = С616?
4. Сколько единиц содержится в двоичной записи суммы чисел а = 3А16 и b = 738?
5. В системе счисления с некоторым основанием число 12 записывается как 110. Укажите это основание.
6. В системе счисления с некоторым основанием q число 5810 записывается как 134q. Укажите это основание.

Внеаудиторная самостоятельная работа: Решение задач на измерение количества информации.
При угадывании целого числа в некотором диапазоне было получено 6 бит информации. Сколько чисел содержит этот диапазон?
Объем сообщения, содержащего 2048 символов, составил 1/512 часть Мбайта. Каков размер алфавита, с помощью которого записано сообщение?
Известно, что в ящике 32 шара. Из них 19 – черных, 8 – белых, 4 – желтых и 1 – красный. Какое количество информации несет сообщение, что достали желтый шар?
В коробке лежали 64 фломастера. Все фломастеры разных цветов. Какое количество информации содержит сообщение о том, что из нее достали красный фломастер?
Сколько символов в тексте, если мощность алфавита — 64 символа, а объем информации, содержащийся в нем — 1,5 Кбайта?
В коробке лежали 40 фломастера. Все фломастеры разных цветов. Какое количество информации содержит сообщение о том, что из нее достали красный фломастер?
При угадывании целого числа в некотором диапазоне было получено 7 бит информации. Сколько чисел содержит этот диапазон?
Подсчитать в Кбайтах количество информации в тексте, если текст состоит из 800 символов, а мощность используемого алфавита — 64 символа.
Сколько вопросов надо задать, чтобы отгадать задуманное целое число от 1 до 32?
Сколько символов в тексте, если мощность алфавита — 32 символа, а объем информации, содержащийся в нем — 1,5 Кбайта?

Внеаудиторная самостоятельная работа: Ввод символов с помощью числовых кодов.
Найдите короткие стишки про социальную сферу, социальных работников и т.д. и закодируйте с помощью кодировочный таблицы:
Закодируйте с помощью кодировочной таблицы текст, для этого:
запустите текстовый редактор Wordна вкладке Вставка щелкните по кнопке , выбрав команду Другие символы
для определения десятичного числового кода символа в кодировке Windows с помощью раскрывающегося списка из: выберите тип кодировки кириллица (дес.)
в таблице символов выберите необходимый символ (например, А), в текстовом поле Код знака: появится десятичный числовой код выбранного символа (в примере 192)
закодируйте подобным образом текст, результат кодирования запишите в тетрадь.

Внеаудиторная самостоятельная работа: Заполнить канву-таблицу «Программное обеспечение».
Заполните таблицу:
Рассмотрите программы из списка и определите к какому виду ПО они относятся:
Microsoft Office Word;
Антивирус Касперского
WinRAR;
Google ChromeMicrosoft Office Excel;
WordPad;
Windows Movie Maker;
Microsoft Office Access;
Avast;
KMPlayerMicrosoft Office PowerPoin;
Adobe PhotoshopSymantec AntiVirus Pro 10 RusOperaReal Player;
Microsoft Office Publisher;
Avira AntiVir PremiumWinZIP;
Microsoft Office FrontPage;
Panda Global ProtectionPaint;
Mozilla Firefox;
DVD X Player ProInternet Explorer;
Adobe IllustratorNero;
Norton AntiVirusWindows Media Player;
3D Studio MaxSafariБлокнот;
Clone CD;
ESET NOD32 Smart Security;
Microsoft Office Works;
AVS DVD PlayerCorelDRAW;
Dr.WebWinAmp;
OpenOffice.org Writer;
OperaCOMODO Antivirus / Internet Security;
Photostory3 for Windows.

Внеаудиторная самостоятельная работа: Оформление презентации по теме «Дополнительные утилиты».
Примерная тематика рефератов, презентаций:
Архиваторы.
Дополнительные дисковые утилиты.
Особенности и возможности файловых оболочек типа VOLKOV COMMANDER, DOS NAVIGATOR, FAR, DISC COMMANDER и т.п.
Утилиты NORTON UTILITS и подобные.
Антивирусная утилита AVZ 4.39.
История компьютерных вирусов и систем противодействия им.
Norton System Doctor – утилита для отслеживания самых разных параметров Windows.
Пакет утилит Sysinternals Suite.
Функциональные возможности утилиты.
Утилиты сжатия жесткого диска.
Утилиты, назначение, классификация.
Чем утилита отличается от программы?
Лечащие утилиты.
Дополнительные утилиты для игр.
Дополнительные утилиты Nero.

Раздел 2. Использование в профессиональной деятельности специального программного обеспечения.Тема 2.1. Технология обработки, хранения, поиска и накопления текстовой информации.Внеаудиторная самостоятельная работа: Создание отчета в виде презентации по практическим работам.
По выполненным практическим работам составить отчет в виде презентации. В презентации отразить название программы, назначение, формулировку задания, алгоритм решения, результаты выполнения задания.

Тема 2.2. Технология обработки, хранения, поиска и накопления числовой информации.Внеаудиторная самостоятельная работа: Создание отчета в виде презентации по практическим работам.
По выполненным практическим работам составить отчет в виде презентации. В презентации отразить название программы, назначение, формулировку задания, алгоритм решения, результаты выполнения задания.

Тема 2.3. Технология хранения, поиска и сортировки данных.Внеаудиторная самостоятельная работа: Создание отчета в виде презентации по практическим работам.
По выполненным практическим работам составить отчет в виде презентации. В презентации отразить название программы, назначение, формулировку задания, алгоритм решения, результаты выполнения задания.

Раздел 3. Сетевые технологии обработки информации.Тема 3.1. Локальные сети и глобальные сети.
Внеаудиторная самостоятельная работа: Изучить типы локальных сетей. Использование глобальной сети Internet для решения профессиональных задач.
Продолжите классификацию компьютерных сетей.

Изучите структуру системы нормативных документов в социальной сфере. Рассмотрите 2-3 нормативных документа (определите, кем разработан документ, когда утвержден, область применения).
Изучите интернет-ресурсы органов социальной защиты (структура, какая информация представлена).

Раздел 4. Технологии поиска информации.Тема 4.1. Справочно-правовые системы.
Внеаудиторная самостоятельная работа: Реферат на тему «Обзор СПС».
Примерная тематика рефератов, презентаций:
Справочные правовые системы на российском рынке.
Справочная - правовая система «Гарант».
Справочно-правовая система "КонсультантПлюс".
Сравнение справочных правовых систем ГАРАНТ и Консультант Плюс.
Справочно-правовая система Кодекс.
Обзор отечественных и зарубежных юридических баз данных.
Обзор отечественных и зарубежных справочных экспертных систем.
История создания СПС.
Обзор рынка СПС в России, перспективы развития СПС.
Юридическая обработка информации в СПС.
Эффективность использования СПС на предприятиях и в организациях.
Критерии выбора СПС и оценка эффективности использования СПС в управленческой деятельности организации.
Качество информационного наполнения СПС.
Качество программных технологий СПС.
Сервисное обслуживание СПС.
Актуализация и пополнение информации в СПС.
Обеспечение надежности СПС.

Раздел 5. Автоматизированные информационные системы.Тема 5.1. Понятие и виды АИС. АРМ специалиста.Внеаудиторная самостоятельная работа: Подготовка реферата «Автоматизированные информационные системы».
Тематика рефератов, презентаций:
Автоматизированные системы управления, классификация АИС.
Автоматизированные системы управления технологическими процессами.
Системы автоматизированного проектирования в дорожном строительстве.
Геоинформационные системы в экологии и природопользовании.
Автоматизированные системы управления персоналом предприятия.
Автоматизированные системы управления по учету обеспеченности материалами процесса производства.
История развития АИС.
Функции человека в АИС. Влияние АИС на эффективность работы организации.
Жизненный цикл АИС.
Искусственный интеллект.
Экспертные системы.
Основные направления развития АИС.

Требования к оформлению работТребования к реферату:
Структурными элементами реферата являются:
титульный лист;
содержание;
введение;
основная часть;
заключение;
список литературы не (менее 3-х источников).
Общий объем реферата не менее 15 страниц.
Во введении необходимо обосновать актуальность выбранной темы, цель и задачи вашей небольшой работы.
В основной части дать изложение выбранной информации по теме реферата в соответствии с изложенными задачами.
Заключение должно содержать краткое обобщение рассмотренного материала.
Требования к презентации:
Структурными элементами презентации являются:
титульный лист;
введение;
основная часть;
заключение;
список литературы не (менее 3-х источников).
Общий объем презентации не менее 10 слайдов.
Во введении необходимо обосновать актуальность выбранной темы, цель и задачи вашей небольшой работы.
В основной части дать изложение выбранной информации по теме презентации в соответствии с изложенными задачами.
Заключение должно содержать краткое обобщение рассмотренного материала.

Список рекомендуемых источниковОсновные источники:
Миньков С. Л. Excel: Лабораторный практикум. – Томск: ТУСУР, 2010. – 109 с.
Михеева Е.В. Информатика: Учебник. – М.: Академия, 2011. – 352 с.
Михеева Е.В. Практикум по информатике: Учебное пособие. – М.: Академия, 2012. – 192 с.
Сергеева И.И. Информатика: Учебник. - М.: ФОРУМ, 2012. – 384 с.
http://www.intuit.ru/ Курс Компьютерные сети
Дополнительные источники:
Хлебников А.А. Информатика: Учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 571 с.
Электронные источники
http://psbatishev.narod.ru/ Электронный учебник по информатике П.С. Батищев.
http://book.kbsu.ru/ Л.З. Шауцкова. Электронный учебник по информатике.
http://INTUIT.ru/ Интернет Университет Информационных Технологий.